HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Катерина Ермолаева (Вольная)

Мы – люди городские…

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.08.2011
Иллюстрация. Название: "About The Lonely Cow II". Автор: Edvaldas Ivanauskas. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2157775/

 

 

 

Проснулся дед Матвей с третьими петухами. Оделся наспех, выпил молока, вышел во двор, закурил. Всю ночь не спал старик – мучился сердцем. Лаяли собаки, за стенами сарая мычала корова – вчера вечером её не кормили, с утра не выгоняли со стадом, нынче собрались резать. Потоптался дед Матвей у крыльца и пошёл по росяной траве в сарай.

– Эх, Милка, Милка…– сказал-выдохнул, глянул на выпершую хребтину Милки, на отвисшее вымя. Может, и надо было дать вчера скотине наесться досыта? Ведь как знала, как чувствовала, что ей нынче с жизнью прощаться, вырвалась вчера со двора, выбежала за обочину, где бурьян разросся, и ну траву жевать. Еле загнал старик её в сарай, запер на щеколду, вот и стоит теперь, милая, голодная.

Сегодня и сыновья приедут из города помочь отцу, всё торопят его, теперь всё делают быстро: скотину режут, дом продают… Жалко деду Матвею и корову, и дом, да деваться некуда – сыновья зовут в город. Что, мол, на старости лет с огородом, с коровой возиться, в старости отдых нужен. И так старик разболелся, совсем никудышным стал: и радикулит, и ноги, и сердце… Да и старуха сдала за год: всё лицо, как печёное яблоко, в морщинах, ходит с трудом, дышит тяжело, – куда вам, старикам, за хозяйством угнаться?

Угнаться, конечно, не угонишься, да вот свыклись уже с деревней, с заботами и хлопотами… А в городе-то – суета, шум, гам… Тьфу! Квартира там какая-то в самом центре, продай дом да ещё доплачивай! А чем квартирка-то лучше избы? Неужели всё, что век наживали, негодно совсем, ненужно стало? Сыновья говорят – негодно – ну, им виднее.

Постоял немного дед Матвей, а как собрался уходить, Милка замычала. И показалось старику в её мычании обидное что-то, жалостливое, он тяжело вздохнул:

– Ладно, Милка, потерпи… Скоро теперь…

Черт-те что сказал! Горько было старику. Запирать корову снова не смог, – пусть хоть на свет божий налюбуется напоследок. Вывел из сарая, а сам пошёл к дому.

 

Вышла из избы и жена, Ксенья, тоже спозаранку встала, переживает.

– Эх, мать, – только и выдохнул старик, сел на завалинку. Двор у стариков неладный – и задний, и передний, – всё на виду, вот и Милка стоит недалеко, смотрит умными глазами на хозяев, вдыхает в ноздри чистый деревенский воздух.

– А что, помнишь, мать, как энтим летом телка-то у ней отобрали, всю ночь мычала, горевала… Скотина-то скотина, а разумная, знает толк…

– Да, а как же… разумная, да.

Бабка села рядом. Сняла платок с плеч, повязала на голову. Молчали долго. Припомнил дед Матвей, как покупали со старухой тёлочку, поили молоком, кормили свежим сеном. Ласкаться любила, чудная, вот и прозвали Милкой. Теперь пошёл уж ей четвертый годок – не стара ещё, долго прослужит…

– А давеча Гришка-то говорил, что, мол, оно и к лучшему, что с хозяйством расстаёмся, – услышал старик хриплый голос жены (бабка подняла вверх палец), – вот как говорит. В загранице, говорит, давно уж никто скота не держит, огорода не ведёт. У них штраф за энто берут, огород с корнями вырывают. Тоже ведь – каждому своё дело: на ферме, мол, выращивают коров, и для огорода специальные люди имеются. У кого какая работа…

Дед Матвей покосился на бабку, подошёл к корове:

– Да все равно мы без Милки никуда…

Провёл рукой по хребтине, похлопал по бокам… Неужели ей сегодня горло перерезать? И кому? Ему, старику, который растил и лелеял, с благодарностью пил парное молоко…

– Ладно, уймись. Чего уж там… – голос старухи дрогнул. – Сядь. Счас и сыновья приедут. Обещали же.

Дед Матвей только отмахнулся, с любовью посмотрел в тревожные чёрные коровьи глаза, смахнул слезу:

– Дай хоть наглядеться на прощанье…

 

За воротами загудел мотор автомобиля.

Калитка – настежь, Василий и Григорий (оба высокие, крепкие, голосистые, не в отца пошли – в деда), хохоча, ворвались во двор. Старик устало перевёл взгляд с одного на другого, горько подумал:

«Энтим за праздник корову зарезать, ни черта не боятся…»

– Ну, здрасьте вам! Там всю дорогу перекопали, пришлось объезжать. Зато вспомнили былые времена – полдеревни объехали – тут, оказывается, каждая собака за углом, как в детстве, родная. Теперь вот корову резать, как десять лет назад…

– А Милка-то, смотри, вот она!

Григорий захохотал, обхватил Милку за морду. Она задергала ногами.

– Ух! – Григорий отшатнулся: чего доброго, еще лягаться вздумает!

– Хорошая корова, сердитая!

Старик почесал бородку, опустил глаза. Протестует Милка, печалится, да им этого не понять, мучителям…

Старуха спохватилась – предложила всем чаю, свежего, из листьев смородины. Сыновья отказались: и так, мол, времени много ушло, какой там чай, скорее к делу… Погнали скотину к сараю, Милка тревожно оглядывалась, не хотела и шагу шагнуть. Старик похлопал по боку, сказал ласково:

– Ладно уж, Милка, иди, иди…

Отозвалась на слова хозяина: «Му-у!», будто поверила, пошла вперёд. Бабка Ксенья, перекрестясь, зашла в дом: смотреть на муки Милки не хотела. Старик попыхивал папиросой, надо было нервишки успокоить – вон как разыгрались! Или старым стал, сердце не выдерживает?

 

– Где верёвка, отец? – услышал дед Матвей нетерпеливое. Куда торопитесь, куда спешите? Милка дрожит вся, родная…

Ответил, не оборачиваясь:

– На погребке свёрнута, в корзине.

Сам нехотя пошёл в кладовую, достал давно позабытый нож – покупал когда-то для этого дела. Тьфу!

Спутывали Милке ноги, она стояла смирно, ни звука от неё не слышали. Глянул дед Матвей на неё, и сердце кровью облилось: в огромных коровьих глазах по капле собирались слёзы. И раньше знал старик коровьи слёзы, но до сих пор не мог понять – не видел, чтоб хоть одна земная тварь ревела, а корова вот слёзы льёт, как человек…

– Эдак, эдак…Слишком-то ноги не жми, Гриш, – попросил сына и отошёл подальше (не разреветься бы самому, при сыновьях-то стыдно).

– Вот как оно… На бойне-то быков не слишком мучают, оглушают разом… А энта тяжёлую смерть примет, вся дрожит, боится.

Втроем повалили Милку на землю, она замычала. Мычала долго, протяжно, старику почудилось, будто скотина, мучаясь, кричала. Резал душу этот крик. И вся напряглась, мордой мотает, хвостом дёргает. Старик даже биение её сердца слышал, так колотит-мечется… или его, стариково, вот-вот из груди вырвется?

Василий оседлал Милку: одно колено – на земле, другое – на корове, изловчился, мучитель! Григорий держал корову сзади, старику приказал передние ноги держать.

– Ну что, отец, давай нож…

 

Дед Матвей слабыми руками протянул нож сыну. Блеснул в руке Василия нож, другой рукой он крепко обхватил корову за морду. В последний раз глянул дед Матвей в застывшие от страха коровьи глаза, сердце Милки заколотило у самого уха… «Стой!» – не выдержал старик и вырвал нож у самой коровьей глотки.

– Ну, отец, – улыбнулся Григорий, и вдруг с опаской посмотрел на побелевшего старика. – Я только собрался, а ты…

У деда Матвея дрожали ноги. Не устоял, сел на землю подле коровы. Бледный весь, губы синие, бородка трясётся.

– Что с тобой, отец, плохо, что ли?

Сыновья испугались не на шутку: Григорий махал перед стариком кепкой, Василий побежал было за матерью, но дед Матвей остановил:

– Ладно, не майтесь, и корову распутайте. Завтра пойду искать покупателей. Мы ж теперь люди городские, мясо и на базаре купим…

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!