HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Татьяна Стрельченко

Научи меня плакать

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Карина Романова, 10.10.2008
Иллюстрация. Автор: Бельчонка. Название: "* * *". Источник: http://www.photosight.ru/photos/2748404/

 

 

 

– Я не люблю тебя, и никогда не любил. Мы просто друзья, Ася! Классные друзья. Не усложняй! Позвони мне, как придешь в себя. Будем считать, что этот разговор нам приснился...

Уходит.

Я долго стою одна, открыв ветру ладони.

Холодно... и очень хочется смеяться.

Плакать я не умею, когда мне больно, я всегда смеюсь, конечно, если никто не слышит: этого смеха я стыжусь больше, чем другие стыдятся слез.

А сейчас... сейчас смеяться нельзя, сейчас – стыдно! Я в центре внимания, за мной наблюдают желтоглазые фламинго и ленивые тюлени у пруда, павлин нахальный подошел, пялится... Да Бог с ним, с пестрокрылым-то! За мной следит девятилетняя Мила.

Мила – моя двоюродная сестра, она очень странная и замкнутая, эта Мила, «не от мира сего», если вы понимаете, о чем я.

Впрочем, от такой жизни любой свихнется! Дядя ее тихо ненавидит, потому что она очень похожа на тетиного первого мужа. Тетя, думаю, любит, но очень сдержанно и даже незаметно, потому что боится обидеть дядю: он очень ревнив! Одноклассники над ней издеваются, учителя считают туповатой, а дети во дворе кидаются грязью и песком.

Обычно Милу спихивают бабушке, но сейчас спихнули нам.

В другое время я бы ее очень жалела, но сегодня мне жаль только себя, и хочется, мучительно хочется смеяться, а повода нет!

Смотрю на сестру, и мысль возникает сама собой.

– Иди сюда! – говорю повелительно.

Подходит. Высокая, как для девяти лет, полненькая, задумчивая; голубые шорты, синяя футболка, рыжие кудельки, исцарапанные руки... Мила. Милая. Моя сестра.

– Ты все слышала? – спрашиваю грубовато.

– Нет, – тихо врет Мила.

– Правильно, нечего чужие разговоры подслушивать. Откуда царапины? – пытаюсь отвлечься.

– Кактус...

– В смысле?

– Ему было плохо, я его обняла, чтоб согреть немного...

Смеюсь. Открыто. Повод-то нашелся – и какой!

Она смотрит на меня серьезно, но без укоризны, она давно привыкла к насмешкам, и от этого мне становится особенно неловко.

Я виновато отвожу глаза.

– А откуда ты... откуда знаешь, что ему было плохо?

– Тебе интересно, Ася?

– Да.

Мила не верит. Снимает сандалики, аккуратно садится на газон, стараясь не примять траву.

Наплевав на новые светлые брючки, сажусь рядом. Сегодня в зоопарке нет посетителей, мы можем себе позволить безрассудность.

Молчим. Мила смотрит на подернутый сизой дымкой, пушистый одуванчик с едва сдерживаемым восторгом, я смотрю на нее и думаю, что она уже никогда мне не поверит, а все из-за этого дурацкого смеха, а все из-за того, что я...

– ...я не умею плакать, – вдруг говорю вслух, неожиданно для себя самой.

– Правда? Здорово!

– Ничего хорошего, я уже и смеяться не умею, смеюсь, только когда мне совсем плохо...

– Бывает! – соглашается Мила без удивления и, помедлив, добавляет, – А я умею плакать. Это не очень приятно. Это как будто внутри тебя течет море, и по лицу течет, и щекочет в носу. Ты что же, никогда не плакала, Ася?

– Когда-то давно... у меня украли щенка, и я шла по улице, ревела, что есть мочи... А женщина в сером платке сказала мне, что плакать – стыдно, потому что я большая... С тех пор как-то не плачется.

– Она была ведьмой? – Мила гладит пухленьким пальцем одуванчик, стараясь не сбить пух.

– Она была нашей соседкой из третьего подъезда, бабушкой моей подруги... не знаю... я, наверное, многому верила тогда, а зря.

– Бывает... А мне о кактусе рассказала Фея, – вдруг заявляет Мила, и я начинаю надеяться, что она меня простила.

Насчет кактуса я не удивляюсь, сестра бредит феями уже года три, с тех пор, как ей прочитали «Питера Пена»; когда она начинает о них говорить, голос ее становится каким-то слишком взрослым, и это немножечко страшно.

– А что еще рассказала фея?

– Много чего…. О жаворонках, о камышах, о воде... Думаешь, вода везде одинаковая? Дудки! В океане – занудная, важничает много, постоянно бурчит... в реках – любит сплетни, в колодцах, хоть и чистая, но глупая, верит, что в ней купаются звезды, самая веселая вода – это талый снег, она скромная и несет весну, феи ее больше всего любят...

– А я люблю облака! – добавляет она без перехода и продолжает взволнованно, – Они тоже разные, голубые и малиновые, похожие на сладкую вату и взбитые, будто сливки, с запахом и без...

– С запахом? – улыбаюсь умиленно.

Сказочница растет! Я так рассказывать (заметно, правда?) не умею.

– Конечно, с запахом – это редкие... Видишь, ползет тонкое, перистое, с бирюзовым оттенком? Вот оно как раз с запахом, хоть и не очень симпатичное... Чувствуешь, пахнет ландышами? Так всегда пахнет, когда должно случится что-то волшебное...

– Жаль, не слышу запаха, Мила! А чем пахнет облако, если что-то волшебное уже происходит?

– Фея говорит, чайным листом. Приятный, наверное, запах. Я тоже еще не видела такой тучки.

– Вундеркинд ты, Мила! Поэтому и жизнь у тебя сложная, дети в твоем возрасте и слов-то таких не знают, трудно им с тобой... А практические советы твоя фея дает? Какая завтра погода, например, будет, как похудеть без диет и спорта... Или лучше – что сделать, чтоб научиться плакать?!

– Не знаю, – честно признается Мила, и в глазах ее плавают тонкие бирюзовые облачка, – я спрошу у нее вечером, Ася, обязательно спрошу.

 

 

*   *   *

 

Открытое окно. Звенящий, темно-синий, смородиновый вечер.

Или черничный.

Или чернильный.

Пронзительные зеленые звезды, похожие на старые медяки, холодная сероглазая луна.

Скамейка под липами, чья-то гитара и чей-то голос, знакомый...

«...не люблю... никогда не любил...»

Смеяться почти не хочется. Почти.

Мягкие шаги за дверью, робкий стук:

– Ася, к тебе можно?

В смешной оранжевой пижаме она похожа на слоненка-мутанта, доброго и нелепого.

– Я узнала... Фея сказала... Завтра будет жарко и безоблачно. Тебе нужно зайти в библиотеку, взять «Трамвай «Желание»... ээ... Уильяма?

– Уильямса. Не хочется мне что-то этот «Трамвай» читать, Мила, мне «Стеклянный зверинец» очень понравился, а «Трамвай»... Эх, сочинительница ты! Это ведь мама тебе сказала, а не фея! И мама права – госс по зарубежке через две недели...

Обнимаю ее, теплую и нелепую, немного обиженную... Милу, милую, свою сестру.

 

 

*   *   *

 

Огромная очередь похожа на сонную анаконду.

Студенты, как обычно, действуют сообща и уж если и приходят в библиотеку (что случается крайне редко!), то почему-то все вместе, чтоб веселей было.

Душно. По мутному оконному стеклу ползет пыльный, осоловевший от жары июнь.

Знакомые второкурсницы, занявшие очередь передо мной, шелестят пакетами из-под чипсов, и от острого запаха лука и колбасы мне становится дурно.

Парень в белой футболке, стоящий сзади, поглядывает на девчонок с неодобрением, но молча продолжает читать книгу (этот, хоть и симпатичный, но из заучек, такие и в метро читают, и на улице, и в парке на скамейке, и дома).

Медленно, медленно плывет прозрачный июнь, жаркий и безоблачный...

Медленно утекают секунды из-под пальцев, медленно продвигается очередь...

Мед-лен-но...

– Теннесси Уильямса нет! Разобрали еще вчера! – будит меня крикливый голос библиотекарши, – раньше, девушка, приходить нужно, а не перед самым экзаменом!..

Выхожу из библиотеки на улицу, на солнце и свет.

Ну, и пусть его, этого Уильямса!

Значит, не научусь плакать – и ладно, не всем же... Ну, его... Смеяться... Горьковатый смех пластает горло... и мысль: «Нельзя! Нельзя!»... и жжет в груди.

– Девушка, постойте! – парень в белой футболке догоняет меня и трогает за плечо.

– Постойте... Я... Вам Теннесси Уильямс, слышал, нужен? У меня дома есть, я уже прочитал... Я могу дать.

Смотрю на него внимательно, настороженно: острый подборок и большие продолговатые глаза, точь-в-точь как у Милы, только серые. Это почему-то успокаивает.

– Мне нужен «Трамвай Желание», – говорю тихо.

– Да, у меня есть. Я, правда, «Стеклянный зверинец» больше люблю...

Киваю. И мы идем по мягкому горячему асфальту, идем и молчим... Он, наверное, молчит о Уильямсе или еще о ком, а я... я молчу о море, которое течет внутри меня, и по лицу течет, и щекочет в носу... А я думала, что уже никогда не научусь плакать!..

Никакой феи, конечно, нет, а Милу я никому не позволю обижать! Феи нет, это совпадение... просто так получилось, просто...

Высоко-высоко в небе плывет облако, одно-единственное, кружевное, тонкое, с розоватым оттенком… и пахнет, отчаянно пахнет чайным листом.

 

 

 

февраль 2008
Киев

 

 

 

448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!