HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Солнцев

Женская проза

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.04.2009
Иллюстрация. Автор: Walker-Art. Название: "Карету мне, карету..." Источник: http://www.photosight.ru/photos/2877078/

 

 

 

В один из обычных своих походов по книжным магазинам я наткнулся на небольшой сборник рассказов Дины Рубиной. Тут же, неподалёку, нашёлся и, похожий по формату, сборник Виктории Токаревой. Дело оставалось за малым, – найти третью книгу-претендентку для моего обзора. Она нашлась на той же полке «Отечественная проза» и принадлежала перу Людмилы Улицкой. Все три относятся к категории «сборник рассказов», выпущены относительно недавно (2007-2008 г.г.), имена авторов в последнее время на слуху из-за экранизации их произведений. В общем, я посчитал это достаточным для того, чтобы объединить их в один обзор. 

 

 

Дина Рубина. «Один интеллигент уселся на дороге», рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.

 

То ли рассказы выстроены по принципу «от слабого к сильному», то ли я настолько постепенно привыкал к авторской прозе, но чем дальше углублялся в чтение, тем больше мне это нравилось. Рассказ, давший название всему сборнику, откровенно не понравился. Как вы уже догадались, он был первым. Основная мысль рассказа не улавливается. Если послушать главную героиню, то эта мысль заключается в словосочетании «всех жаль». Что обозначает образ интеллигента-эксгибициониста? Нашу беспомощность? Нашу болезнь? Или нашу циничность?.. Я не помню, кому принадлежит фраза о том, что если не о чем писать, то писатели начинают писать о себе. Я всегда с интересом читаю такие произведения, потому что мне искренне интересен этот мир – писателей, поэтов, редакторов. Но не в данном случае. Здесь это пресно и скучно. Даже разбавление сюжета безобидным эксгибиционистом в плаще не помогает. В рассказе есть одна бесспорная мысль, высказанная горе-писателем Мишей. Она звучит довольно жёстко: «Литература не помойка, чтобы сбрасывать туда всё дерьмо общества». Но лучше горькая правда, чем сладкая лесть. Правда же?..

«Яблоки из сада Шлицбутера». Рассказ явно сильнее предыдущего. Судя по всему, основан на фактах автобиографии. Первая треть рассказа является предысторией. И поэтому, когда начинаешь читать дальше, то приходит чувство, что тебя пятнадцать страниц водили вокруг стола, а потом, наконец-таки, предложили сесть и поесть. Немного затянуто и перегружено вставками: о беспаспортном поэте Лутфулле, о глиняном драконе Сашке Ибрагимове-Сукинэсе. А вот всё, что касается событий в редакции и разговора с главредом Гришей, и особенно воспоминания главных героев – это написано искренне, правдиво и интересно. Колоритные образы «Царицы Савской» и Гриши явно удались. Я уверен, что и прообразы их – такие же живые, неподдельно экспрессивные и яркие. 

«Любка». Третий и самый удачный, на мой взгляд, рассказ из этой книги. Действие происходит в 50-е годы прошлого века в захолустном городишке – порождении металлургического комбината. Потомственный врач Ирина Михайловна приехала сюда по распределению из столицы, после окончания мединститута, со своей мамой. Тут же у неё родилась дочка. О непростой жизни семьи «врага народа» (отец был репрессирован), о взаимоотношениях между людьми в это непростое время – вот о чём этот рассказ. А также о том, что не всегда тебе платят добром за добро, и о том, что бывшая «зэчка» может быть намного порядочнее, добрее и человечнее, чем больные, которым ты отдаёшь частичку своего сердца и души. В общем, советую прочитать. Не пожалеете.

Что общего у этих трёх рассказов? Трудно сказать… Везде, так или иначе, затрагивается «еврейский вопрос», тема сострадания и понимания ближнего. Почему они объединены в одну книгу? Наверное, по времени написания.

 

 

Виктория Токарева. «Одна из многих» (повести и рассказы) – АСТ, Москва, 2008. – 316 с.

 

В анонсе к этой книге написано следующее: «Путь наверх юной провинциалки, решившей покорить столицу… Сколько раз мы читали об этом в мировой и отечественной литературе? Однако под уникальным пером классика современной женской прозы знакомый, казалось бы, сюжет наполняется новым звучанием…» Что же нового привнесла Виктория Токарева в сюжет о Золушке, превращающейся в Принцессу? Мысль о том, что наша жизнь делится на две составляющие, материальную и духовную, далеко не нова. А именно она преобладает в повести, давшей название всей книге. Перефразируя эту мысль, можно сказать, что в идеале нашу жизнь должны наполнять работа и любовь. С первой всё понятно. Каждый работает по мере сил, возможностей и таланта. «Мать Анжелы по имени Наташка пасла коров. Когда-то она была учительницей, но спилась. Из школы её выгнали, детей не доверяли. А коров доверили. Коровам какая разница… Им даже нравился Наташкин запах, немножко лекарственный». «Анжела носится за каким-то журавлём в виде песни, убирает чужое говно и всё трёт, трёт, чистит и чистит, и конца не видно». Олигарх Николай озвучивает эту мысль по-своему: «Для меня деньги – не самоцель. Для меня самоцель работа. Когда собака бежит за дичью, для неё не главное сожрать. Главнее – поймать». Для бедных важен результат работы в первую очередь. Для богатых, у которых «денег, как у дурака махорки», – важен сам процесс. Но и те, и другие, когда находят в себе силы хоть на миг остановиться и перевести дух, приходят к выводу, что «…жизнь коротка, груба и беспощадна, как локомотив. И единственное, что можно противопоставить локомотиву, – это любовь с её перепадами, сердцебиением, ревностью», «…жизнь сама по себе, не освещённая светом любви, – это та же подводная лодка, покачивающаяся в холоде и мраке». Ещё одна довольно интересная, правильная, но, опять-таки, не новая мысль: «Предательство передаётся по цепочке». Если ты предал кого-то, то и тебя самого, рано или поздно, кто-то предаст. Закон жизни. «Он, Николай, сунул нож в свою жену Елену. Почему ему можно убивать душу, а Анжеле нельзя? Или всем можно, или никому нельзя». Где же здесь новаторство автора? В чём оно? Пока что не видно…

Повесть «Первая попытка» – описание жизни обычной советской женщины с необычным именем Мара. Для кого-то она была злым гением, для кого-то добрым ангелом, для кого-то судьбой и любовью всей жизни. Мара всегда была на виду, если не первой, то, обязательно, в первых рядах. Целеустремлённая, хваткая, жизнерадостная. Так было до тех пор, пока не прозвучал страшный диагноз «рак». И только в этот момент она поняла, что, в сущности, эти годы были лишь прелюдией к настоящей жизни, лишь подготовкой. «Первые сорок пять лет – только разминка, первая попытка перед прыжком. А впереди прыжок-рекорд. Впереди главная жизнь, в которой у неё будет только ОДИН мужчина – желанный, как Саша, верный, как Димычка и всемогущий, как Мойдодыр. С этим ОДНИМ она родит здорового красивого ребёнка и воспитает его для светлого настоящего и будущего. Всё кончилось, не успев начаться. А ТАМ – что? А если ничего? Значит, всё… Навсегда. Навсегда».

По мотивам повести «Своя правда» снят фильм, который показывали по одному из центральных каналов ТВ. Искренний, человечный и правдивый. Такой же, как и сама повесть. Я видел фильм, и вспомнил об этом на первых страницах, но читать не бросил. Потому что затянуло. Искренность всегда притягивает.

Рассказы. «На черта нам чужие». Размышление об одиночестве, обидах и горе человеческом. Автор намеренно не даёт своим героям имён: Антипова, Казанцевы, композитор с женой. Потому что горе – категория общая. «Антипова вообразила: море – это гигантская тарелка горя. И каждый стоит со своей ложкой, черпает и пьёт. Никто не толкается. Всем хватит места, и горя всем хватит. Тарелка большая. Со стороны Швеции – стоят шведы. Со стороны Финляндии – финны. А с нашей стороны – наши. И тут же Антипова и Казанцев. И никто никому не чужой».

«Просто свободный вечер» – рассказ о поисках любви. Мир грёз и мечтаний почти всегда разбивается о каменное дно окружающего нас мира. За любовь надо бороться! Как и за воплощение своей мечты! Об этом в рассказе «О том, чего не было».

 

 

Людмила Улицкая. «Истории про зверей и людей». – М.: Эксмо, 2008 с.: ил.

 

Иногда бывает очень важно взглянуть внутрь себя. Взглянуть настолько глубоко, насколько это возможно. И увидеть там свою детскую душу, которая не потеряла способности верить в чудеса и замечать эти чудеса вокруг себя. В последнее время с книжных полок ринулись «властелины колец» и «гари поттеры» со своей готической культурой, в которой нет места живому человеку: лишь волшебникам, эльфам да гоблинам. Потом это всё дружно перекочевало на экраны телевизоров. Прямо, какое-то нашествие. Я бы это назвал очередной психической атакой на наши души. И что ещё страшнее, на души наших детей. Сейчас даже появился термин «готическое сообщество». В противовес всему этому в литературе должны появляться новые «незнайки, иванушки-дурачки и чудо-богатыри», иначе мы утонем в готическом болоте. Именно поэтому, я так порадовался выходу книжки Людмилы Улицкой. «Вот вам истории про Одинокую Мышь, высокообразованного Таракана, плаксивую кобылу Милу, талантливого жеребёнка Равкина, добродушного старика Кулебякина, несчастного Воробья, поменявшего своё имя, сороконожку Марию Семёновну с семьёй и некоторых других симпатичных героев», – пишет в предисловии автор. Вторая часть сборника – несколько рассказов под общим названием «Детство – 49», о послевоенных буднях и праздниках детей, переживших военную бурю и заново привыкающих к мирной жизни. Современным детям (да и взрослым), мне кажется, будет очень полезен этот опыт. Потому что, несмотря на другое время, другую обстановку, стиль и уровень жизни, дети решают всё те же проблемы: становление в коллективе, понимание собственного «я», взаимоотношения с родителями. В общем, настоятельно рекомендую!

 

Все три сборника написаны писательницами, имена которых знает каждый уважающий себя современный читатель. Но в полной мере к женской прозе можно отнести лишь книгу Виктории Токаревой, потому что она написана женщиной, о женщинах и для женщин. Я не ставил своей целью сделать сравнительный анализ этих книг. Я попытался вкратце рассказать вам о том, что мне понравилось, а что нет. Каждая из них, по-моему, достойна вашего внимания. Приятного прочтения!

 

 

 

_______________________________________________

От редакции:

 

Книгу Дины Рубиной. «Один интеллигент уселся на дороге» Вы можете купить за 78 руб. в интернет-магазине Bolero.ru, пройдя по этой ссылке.

 

Книгу Виктории Токаревой «Одна из многих» Вы можете купить за 95 руб. в интернет-магазине Bolero.ru, пройдя по этой ссылке.

 

Книгу Людмилы Улицкой «Рассказы» Вы можете купить за 258 руб. в интернет-магазине Bolero.ru, пройдя по этой ссылке.

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить розничный магазин вешалка. . александр бушков аудиокниги . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!