HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2020 г.

Сколько стоит человек

Михаил Задорнов. Корень Ра

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за декабрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Памяти Михаила Задорнова,

в остальном смешного,

языку прилежного, слову зело чуткого

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 24.12.2017
Оглавление

2. Расследование первое. «Гордон Кихот».
3. Расследование второе. Александр Барулин в Антропогенез.ру.
4. Расследование третье. Команда Микитки, сына Алексеева.

Расследование второе. Александр Барулин в Антропогенез.ру.


 

 

 

Противно жить в стране, где не стыдно слыть лингвистом, но стыдно быть честным любителем.

 

Великий сатирик

 

 

Об этом лингвисте как тоже очень уважаемом в научном сообществе учёном мы уже упоминали выше. Его личные заслуги в языкознании – несомненны. А разоблачённая им на портале Антропогенез.ру[45] в статье «Лингвистика против фрикистики» морфема Ра – блистательный образец подлинного исследовательского подхода в языкознании.[46] Надеемся, что та, несколько конечно же затянувшаяся, временная кандидатоносная несправедливость в отношении Александра Николаевича, вскоре счастливо разрешится докторантством. Давно пора. Заслуги позволяют, и с хорошим запасом.[47] И в этом мы сейчас убедимся. Кстати, заметим, разные источники называют Ра каждый на свой полюбившийся лад: корень Ра, основа Ра, морфема Ра, приставка Ра, русское Ра, иностранное Ра, древнее Ра и прочая.

 

Сколько стоит человек. Михаил Задорнов. Корень Ра (иллюстрация к статье)

 

Дело в том, что из всех оппонентов этой задорновской темы именно Александр Николаевич Барулин (спустя 8 лет со дня выхода «Гордон Кихота») оказался наиболее последовательным и убедительным её критиком. В рамках понимаемой им устоявшейся научной концепции, конечно. Он много чего рассказал полезного, что потом стало даже частью нового критического материала младолингвистов (авг.2017) во главе с Микиткой, о которых речь впереди. Приведём для ознакомления ряд значимых высказываний уважаемого учёного, и дадим на них короткие комментарии:

 

«Почти 8 лет прошло с памятной перепалки между Задорновым и учёными на передаче Гордона, но полемика между сторонниками учОного сатирика, с одной стороны, и представителями науки, ‒ с другой, не утихает».[48]

 

Комментарий.

Мы догадываемся, откуда эта синкопа «учОного» появилась в статье у лингвиста А. Барулина. От уверенности в своих силах. Только, вот, придётся кандидата наук разочаровать. Никогда Задорнов себя учёным не считал и не называл, даже в шутку. Всегда подчёркивал обратное. В том числе, и на той самой гордоновской передаче. Да и сам тон, который задал А. Барулин в своей статье, заведомо предполагает за Задорновым какую-то вину, ошибку, злодеяние. Вы, Александр Николаевич, так были уверены в ошибочности примитивных этимологий Задорнова? Не стыдно будет теперь узнать, что не Вы, а Задорнов оказался прав?

 

«Я считаю, что «этимологии» М. Н. Задорнова, как и его исторические «теории» – далеко не шутки. Они поддерживают ту часть невежественного общественного мнения, которая по своей безграмотности, по отсутствию у неё критического мышления, принижает или вовсе отрицает достижения науки, поддерживает мнение о том, что наука государству не нужна, поддерживает политику ослабления, разрушения науки, чем погружает наш коллективный разум в сон, а сон разума, как известно, рождает чудовищ. Заявление школьницы о том, что дарвинизм оскорбляет ее религиозные чувства, исторические «теории» Фоменко, выступления Задорнова стоят в одном ряду. Это наступление невежества и мракобесия на достижения науки».

 

Комментарий.

Вы правы, Александр Николаевич, ведь и сам Задорнов не считал свои изыскания по истории языка шутками. Хотя преподносил он их нам куда легче и познавательнее, чем любой скучнющий лингвист из вашего профессионального сообщества. Исключением разве что Микитко, сумевший найти непритязательную форму подачи, о котором мы ещё упомянем. И о каком «критическом мышлении» Вы рассуждаете? Откуда бы ему взяться в обывательской среде, если оно, мышление, начисто отсутствует даже в недрах учёного сообщества? И что Вы так испугались, что науку вашу могут закрыть? За это не переживайте, вы нам нужны, и никто вас без нашего народного ведома не закроет.

 

«Выступления Задорнова – прямой вызов не официальной, а подлинной науке, прямое ее отрицание».

 

Комментарий.

Надо ли буквально понимать из Ваших слов, что в недрах официальной академической науки есть ещё и другая наука, подлинная? Или эта подлинная наука никак не соприкасается с официальной? Как прикажете понимать? Вы в оппозиции к научной традиции?

 

«Первые лингвистические сочинения (грамматические описания шумерского и аккадского языков) были обнаружены в пособиях для шумерских писцов в середине второго тысячелетия до Р. Х. Все эти тысячелетия мыслители собирали по крупицам так трудно поддающиеся осмыслению языковые факты, ошибались, искали истину. Среди этих поисков уже были и заблуждения того типа, что и у Задорнова, Чудинова, Драгункина[49]… Если бы Задорнов прочитал их, он узнал бы в них методы своего «этимологического анализа» и из комментариев специалистов узнал бы, что сейчас подобные «гипотезы» кроме смеха никаких эмоций не вызывают, поскольку с тех пор у науки появилась надёжная методика выяснения правдоподобных, как говорил Карл Поппер, фальсифицируемых этимологий. И если во времена Платона его лингвистические утверждения не могли быть подвергнуты серьёзной научной критике, то сейчас в распоряжении науки есть достаточно много инструментов, способных объяснить, в чем же не прав Задорнов».

 

Комментарий.

Очень сильная и глубокая мысль, если, конечно, сделать вид, что с корнем Ра ошибся Задорнов, а не весь корпус отечественного языковедения, со всей его, как Вы правильно сказали, «надёжной методикой», «серьёзной научной критикой» и «инструментарием».

 

«Основы научной критики непрофессиональных рассуждений о языке можно найти в фундаментальной лекции академика А. А.Зализняка "О профессиональной и любительской лингвистике" на фестивале науки в МГУ 11 октября 2008».

 

Комментарий.

И это тоже сильное заявление. Если Вам будет это интересно, мы вышлем Вам наши критические тезисы по упомянутой Вами «фундаментальной лекции академика А. А. Зализняка», для пущей объективности – с параллельной публикацией этого диспута на нашем журнальном форуме. Думаю, у Вас и у всех свидетелей этого действа впредь отпадёт всякое желание называть этот материал академика Зализняка фундаментальным.

 

«Я… постараюсь показать, почему построения Задорнова никакого отношения к истине не имеют. Задорнов объявляет о том, что есть такой «природный» (?) корень РА, который означает ‘солнечный свет, солнце, бог солнца’, а затем демонстрирует слова, где этот корень якобы встречается: ра+дость ‒ достать ра, ра+душный ‒ светлой души человек, ра+зумный ‒ просветлённый ум, Ро+ссия ‒ сияние ра. «Удивительно, ‒ говорит Задорнов, ‒ как многие слова становятся понятны, если знать значение их природных корней. Например, рано ‒ ра+но ‒ нет ра ещё; но+ра ‒ нет ра там, темновато; ханд+ра ‒ хана свету; ве+ра, э+ра, ра+й и, самое главное, наше родное, славянское у+ра. Вот почему нельзя победить славян на их территории».

 

Комментарий.

Мы не защищаем прапатриотических настроений Задорнова, как и его во многом примитивных толкований слов. Однако за этимологию «природного Ра» готовы ответить. Надеюсь, Вы дочитаете нас до конца, где и получили полное удовлетворение по заявленному корню.

 

«Первое, чем должен озаботиться критически мыслящий человек, когда ему предъявляют какую-нибудь языковую единицу, ‒ убедиться, что эта единица существует в том языке, к которому её относят... Если это корень русского языка, да ещё и такой частотный, как это представляет себе Задорнов, то он должен быть зафиксирован в толковых, орфографических, грамматических, орфоэпических, морфологических словарях...»

 

Комментарий.

Уважаемый Александр Николаевич! Официально уведомляем Вас, что частотный русский корень Ра потому и не был зафиксирован ни в одном из перечисленных Вами типов словарей, что его попросту прошляпило нынешнее российское, а, стало быть, имперское и Советское языкознание! Так бывает. Вы же не станете отрицать, что фиксировать то, чего не существует, невозможно? Или станете? А вот почему лексикографы не зафиксировали, мы ещё поговорим.

 

«В морфологическом словаре Т. Ф. Ефремовой и А. И. Кузнецовой имеется два корня, с таким означающим (ра), но значения у них другие, чем у задорновского: РА, от которого образовано ра+л+о, т. е. то, чем пашут, и ра+тай, где ТАЙ ‒ суффикс… т. е. тот, кто пашет, и РА, который встречается в словах ра(+)й, ра+ин+а (пирамидальный тополь), где ра обозначает шуметь, издавать гул. Никакого света или солнца, таким образом, исконно русские корни не обозначают, а поскольку и слово, и самая маленькая его часть, имеющая значение, морфема, представляют собой неразрывное единство выражения и содержания, означающего и означаемого, мы смело можем сказать, что среди исконно русских корней корня РА не значится… Единственное, что худо-бедно подходит под описание Задорнова ‒ имя (собственное) древнеегипетского божества Ра».

 

Комментарий.

Здесь хочется поблагодарить Вас сразу за два ценных момента. Первое – это лексикографические труды Т. Ф. Ефремовой и А. И. Кузнецовой, которые, на наш взгляд (после В.Даля и нек. др. имперских изданий) действительно наиболее адекватные из всех справочных пособий подобного рода. Этой адекватностью, во-вторых, и объясняется «невероятное» обнаружение в них Вами русского корня Ра (Рало и Ратай), который Вы хоть и признали, но почему-то не увязали с семантикой света или солнца. Впрочем, Вы сами не заметили, что признали даже не два, а сразу три (!) корня: Рало, Ратай, Раина, ибо последнее (Раина) – это самостоятельное образование, хоть и оторвавшееся в свои исторические времена от той же общей для всех основы Ра. Об этом явлении ещё расскажем ниже.

 

Что же до других вариантов русского корневого Ра, то Вы, будем считать, просто «подзабыли» о них упомянуть, ведь их невероятно много. Основной список мы даём в главе, посвящённой разбору видеоматериала т. н. команды Микитки.

 

Мы нашли достаточно свидетельств существования этого сугубо русского корня не только через соответствия в иностранных языках, но и благодаря современным методам вычленения исторического корня. Некоторые варианты надёжно подтверждаются даже на первичном сравнительном уровне – словаре Фасмера вкупе со словарями старорусской лексики, позволяющем без труда выявить наличие в нашем лексиконе корневого Ра. Эти находки показаны в других главах материала. Мы пользуемся в расследовании не только современной, но и вообще лексикой русского языка, т.е., в том числе, старорусской и т.н. лингвистами устаревшей и архаичной. Впрочем, Вам, как лингвисту, это понятно и без разъяснений, Вы ведь тоже используете для анализа старинные Рало, Ратай и Раина.

 

Но вот что Вы не могли знать, судя по содержанию Вашей статьи, это то, что вся старинная и современная русская ра-подобная лексика чудесных образом продублирована в самых различных языках планеты, в том числе, в близких нам географически: Башкирском уттар – огонь, дәрт – пыл, ярһыған – ярость, иртән – утро, йондоҙҙар – звезда, в осетинском хур – Солнце. В румыно-молдавском – soare – Солнце. У амузгов и шири (даргинская группа) Солнце будет – bari. У народа арчи (село Арчиб, Дагестан) бархъ, barq – Солнце. У даргов с Восточного Кавказа бархи, баргъ – опять-таки Солнце.

 

Не слишком ли много примеров, которые всегда были перед носом у языковедов? Каким же образом, Александр Николаевич, этот маленький народ дарги сохранил в своём языке следы солнечного Ра, Вы не знаете? Эх, генацвали, если бы Вы хотя бы про варианты даргов знали! То обязательно бы упомянули о них в своей статье! А их ведь – бесконечность!

 

Притом название Солнца с коренным Ра/Ар содержится так же и во многих других иностранных языках. Смотрите:

 

В ладино – soredl, soreie, sorogle, soroio (сефардский или иудео-исп. язык).

Во фриульском – soreli (Сев.-Вост. Италия).

В одном из намибийских Солнце – sores, soreb.

В хиндустани – suraj.

В бенгальском – surya, suryo (Бангладеш).

У народа агра-гуяри – suraz (Пакистан и Индия).

Был когда-то и в авестийском – hvare (древний Иран).

А ещё у протоболгар – harashi (азари).

Даже в древнеиранском Солнце называлось – хорсед (помните того самого Гора-Хора-Хорса, именем которого назывался и Христос, и египетский, и древнерусский боги?)[50]

 

А вот и современный персидский язык унаследовал древнее имя Христа, увековечив его в названии Солнца – khorshid (хоршид)! Как вам, Александр? Это ведь не какой-то там чахлый древнеегипетский Рха, правда ведь?

 

Есть такое же христианское именование Солнца и в турецких диалектах (charam sarjam / khorasani) – xursit (хурсит).

 

А у иранских курдов (cорани) Солнце так и произносится, как и говорил Задорновroz, roj, ro. Странно, не правда ли, Александр Николаевич? Да вот и ещё одно очень близкое нам с Вами мокш.-мордовское Солнце Вы пропустили – хорсед! Помните про упомянутое нами выше мордовское Raw и Raw, в значении река Волга? Словари-то, поди, можно у нас найти на угро-финском языке?

 

Ведь как специально получается всё против вашей критики Задорнова – куда ни ткни, везде вылазит этот задорновский солнечный Ра. Даже как-то неловко становится за российскую лингвистику в лице её публичных представителей.

 

А есть ещё и у других, более экзотических, народностей, которые ни Вы, ни Ваши соратники по науке тоже не сочли нужным заметить. Как же можно доверять лингвистам в большом, если они не могут увидеть в малом? Например, во Вьетнаме, Таиланде и Комбоджи (кхмеры) Солнце зовётся – preahatit. У тибетцев – ran-san. Не обошёл Ra в своих прямых и модифицированных вариантах даже и знойную Африку:

 

В Уганде Солнце – eryuba.

В Нигере, Конго и Кении (народ гикуиу) Солнце – riua или rioa.

У негритянского народа кимбунду Солнце – rikumbi (Луанда, Бенго, Ангола).

Народ куши (из чадской языковой ветви) Солнце называет – daaran.

У чадиков в Аравии Солнце – harraya.

Прямо как под задорновскую копирку, уважаемый Александр Николаевич! Что теперь делать-то с этим?

 

А как это же задорновское Ра оказалось среди коренных народов Америки? Может быть, кто-нибудь из лингвистов объяснит:

Абипон – grahaolai (юж. Америка) – Солнце.

Хан – sra (Аляска, Канада) – Солнце.

Атапаскан – sree и srii' (Арктический пояс Америки) – Солнце.

Хоканская семья – galhora, kuusura, ku:srah, cu·war (Оохаса).

Чибчанская семья – ra'sa – Солнце.

Тарахумара – rayйnari (Сев. Америка, ацтеки), где в названии Солнца присутствует сразу двойное Раra и ari.

Почему лингвисты говорят про одно, Александр Николаевич, а на деле всё получается другое?

 

Что до Вашей мысли касательно имени др.-египетского бога Ра, то это, как я понял, единственный из возможных примеров, который Вы знали, и которому тут же сами же и отказали в аутентичности: «Однако это заимствование из древнеегипетского языка, где соответствующий корень имел вид rah, или re, пришедшее в русский язык, видимо, через посредство французского, не могло появиться в русских текстах ранее того времени, когда Жан-Франсуа Шампольон дешифровал древнеегипетское письмо, т. е. не ранее 1822 г

 

Надеюсь, уже понятно, что др.-египетский Rha далеко не «единственное, что худо-бедно подходит под описание задорновского Ра», притом, очень далеко не единственное. Если бы Вы знали про какой-нибудь другой вариант «божественного или солнечного Ра», Вы бы не стали писать про «Единственное, что худо-бедно подходит под описание Задорнова». Не обессудьте, но Вы, Александр Николаевич, не знали.

 

По этой простой причине, приведённый Вами Шампольон из 19 века никак не мог повлиять на те слова в сотнях языков – носителей «божественно-солнечного Ра», которые были до него и которые счастливо пребывают в этих языках и поныне. Мы приводим Вам и Вашим соратникам по науке шикарный спектр указанных вариантов. На этом фоне египетского бога Ра можно вообще забыть и выбросить; никакой роли в нашем расследовании он не играет.

 

«Слова, которые Задорнов толкует через РА, разного происхождения, но все они унаследованы русским лексиконом из лексикона языков, которые были предками русского языка (из древнерусского, праславянского, прабалтославянского, праиндоевропейского), т. е. из языков, в которых того корня РА, который имеет в виду Задорнов, не было. Из этого сразу следует, что в образовании соответствующих слов РА участвовать никак не мог».

 

Комментарий.

Осмелюсь Вам указать, уважаемый Александр Николаевич, на два принципиальных момента. Первое. Упомянутый Вами древнерусский язык – это и есть в совокупности тот русский язык, который мы втроём (Вы, я и Задорнов) сейчас исследуем. Не стоит отрывать его от самого себя. Что до таких «исторических феноменов», как языки праславянский, прабалтославянский и праиндоевропейский, то о них лучше вообще не упоминать в таком контексте. Догадываетесь почему? Нельзя делать серьёзные научные заключения, замешанные на воде и домыслах.

И потом, что значит русские слова на «Ра – разного происхождения, но все они унаследованы русским лексиконом из лексикона языков, которые были предками русского языка?» С чего Вы это взяли? Откуда такая уверенность? Мы ранее уже указывали Светлане Бурлак на мысль, что прогонка русского базисного лексикона через таблицу Сводеша не оставляет для русского языка ни одного шанса в плане исконности хотя бы одного непроизводного слова. Именно ваша наука лингвистика в части СИЯ и является главным исполнителем и кодификатором этой дрянной идеи. Других причин, почему бы русскому лексикону не иметь собственной ядровой непроизводной лексики, не существует.

И потом, у Вас здесь, кажется, какая-то произвольность. Послушайте сами:

«…все слова (на Ра) унаследованы русским лексиконом из лексикона языков, в которых того корня РА, который имеет в виду Задорнов, не было. Из этого сразу следует, что в образовании соответствующих слов (корень) РА участвовать никак не мог».

 

Вы хотите этим сказать, что перечисленные Вами (сочинённо-выведенные европейскими лингвистами позапрошлого века) праязыки, имевшие в своём «живом словаре» слова с морфемами Ра, не имели корневого Ра? А это-то откуда Вы взяли? Сначала предлагаете от имени своей науки гипотетические языки, о которых никто ничего реально не знает, чтобы потом приписать им несуществующие реалии? За-ради чего? Ради того, чтобы недоношенным мертвецом пытаться трактовать вполне себе живой русский язык?

 

Далее Вы приводите полезные примеры произвольных вариаций разбиения слов на составляющие. Посыл Ваш в целом понятен, поэтому переходим сразу к Вашему выводу:

«Теперь, вооружённые этими знаниями, посмотрим, как обстоят дела с членением слов, предложенных нам Задорновым. РАДОСТЬ он разделяет на РА+ДОСТЬ. В толковом словаре смысл этого слова определяется так: ‘Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения’. Ни компонента смысла ‘древнеегипетский бог солнца’, ни компонента смысла ‘достать, дотянуться’, ни ‘достать, вынуть’, ни ‘достать, привести в раздражение’ в смысле целого слова РАДОСТЬ нет. Более того, то, что остаётся после вычленения РА, т. е. ДОСТЬ не совпадает с означающим ни одной морфемы русского языка. ДОСТАТЬ членится на три морфемы: префикс (приставка) ДО, корень СТА и суффикс ТЬ. Варианта СТЬ у морфемы СТА нет. Кроме того, РА ‒ корень имени собственного, ДОСТЬ, по предположению Задорнова тоже корневая морфема, значит, они должны образовывать сложное слово, а сложные слова строятся по определённым правилам, в частности, в основе сложного слова должен содержаться так называемый коннектор, устраняющий лексическую границу между двумя основами, например, о/е, который здесь отсутствует. Тот же результат мы получим при анализе все прочих лексем, якобы образованных от РА. Зато все «проанализированные» Задорновым слова прекрасно делятся на морфемы согласно правилам словообразования русского языка. Так, в слове РАДОСТЬ выделяется корень РАД, который может образовывать краткое прилагательное трёх родов, отадъективное существительное рад+ость, а суффикс ОСТ встречается с другими корнями прилагательных благ+ост+ь, близ+ост+ь, бодр+ост+ь, глуп+ост+ь, дик+ост+ь, дур+ост+ь, без+грамот+н+ост+ь, нагл+ост+ь, низ+ост+ь, лен+ост+ь, сер+ост+ь, туп+ост+ь, хитр+ост+ь».

 

Комментарий.

Что здесь можно сказать? Первое, – что это самая сильная доказательная часть Вашего материала. Второе, – она не может являться решением проблемы, которую мы находим у Задорнова. Это две разные этимологические ипостаси. Поясню.

Варианты членения слов, предложенные Вами, хороши только в рамках уже сложившейся, современной модели русского языка, что отвечает так называемой синхронии в анализе лексики. Претензия же Задорнова значительно выше. Он «намекает» на более архаичный состав искомых корней и слов, которые должна решать уже диахрония (диахроническая лингвистика, Соссюр).[51] Впрочем, ничего реального Задорнов доказать не успел. Теперь это делаем мы.[52] На основании обширного сравнительного материала мы как раз и показываем Вам и вашим соратникам по науке эту так называемую диахронию, разлившуюся волей провидения во все концы земного света. Я думаю, примеров и доводов нами приведено исчерпывающее количество, и ни у кого из лингвистов не должно уже возникнуть каких-то серьёзных возражений, а тем более рецидивов в желании повторить рискованный опыт по публичному опровержению задорновского Ра. Хотя, лингвисты – народ упёртый, внутренне несдавучий, может кто втихаря и рискнёт попробовать. Мы только и ждём такого смельчака. Только бы ему не забыть хорошенько подготовиться. А то ведь и конфуз может случиться, на камеру-то!

 

«Таким образом, с научной точки зрения все построения Задорнова не выдерживают никакой критики. Однако есть сфера языковой деятельности, в которой его «анализ» не только уместен, но и соблюдает все правила, которые в ней приняты. Это игра в смешное переосмысление слов русского языка. Например, спец можно разделить на корень сп(а+ть) и суффикс -ец, который обозначает того, кто действует, в сочетании, например, с корнями бег(+л+ец), бор(+ец), гон(+ец), твор(ец) и др. Тогда получится, что спец – тот, кто спит, кастрюля ‒ уменьшительно-ласкательное от кастрат, альбатрос ‒ трос известного испанского герцога, аналитик ‒ человек, который смотрит, а налито ли у всех, жилка ‒ маленькая жадина, паноптикум ‒ главный инженер фирмы «Цейс», папоротник ‒ отец в роли воспитателя и т. д. Вот в эту игру и играет со зрителями Задорнов. Только он ещё и выдаёт это за подлинную науку, а настоящую науку, ту, которой более 4500 лет, выставляет лжеучением. Играть весело и приятно, не то, что заниматься исследованиями и тяжёлым и долгим трудом добывать ИСТИНУ. Сергей Александрович Крылов запустил в Интернете опрос, кого народ считает великим лингвистом. Так вот, рейтинг Задорнова посредине между рейтингом академика А. А. Зализняка и академика В. В. Виноградова. Не страшно?»

(конец статьи А. Барулина)

 

Комментарий.

Надо отметить, Александр Николаевич, что у Вас отменный художественный язык! И конечно, комментировать эту Вашу последнюю увлекательную часть статьи уже как-то не приходится. А в целом, с учётом нашего тщательного расследования – и вовсе неуместно. Ведь Вы делаете заключения на основании тех своих рассуждений, которые мы и опровергли своей работой.

Только добавим три незаметных штриха:

 

1. Чтобы «с научной точки зрения критиковать построения Задорнова», надо обладать куда более серьёзным и обширным материалом, чем тот, который предложили Вы или все предыдущие разоблачители Задорнова. Соотношение примерно 1:1000, если не больше. Вы ничего такого и близко не показали. Впрочем, как и все ваши соратники по науке за все годы существования лингвистики, хоть за 200 лет, хоть за Ваши 4500 лет её существования.

 

2. Как выясняется по ходу дела, «Задорнов хоть и играет со зрителями, хоть и выдаёт это за подлинную науку», но он искренен, правдив и по-собачьи прост. Это – высшая из возможных – оценка работы любого исследователя, не присущая пока никому из ныне здравствующих лингвистов. Возможно, я ошибаюсь, и не ведаю, что где-то на самом деле и сидит «в пименах» такой вот по-собачьи простой исследователь с дипломом компаративиста в кармане и мозолями на исписавшейся руке. Не знаю. Время покажет.

 

3. «Рейтинг Задорнова как лингвиста» – это обратная сторона авторитета вашей, Александр Николаевич, науки. Уж не обессудьте, но то, что мы здесь сейчас расследовали по морфеме Ра – это всего лишь мелкий частный случай, в сравнении с теми глобальными проблемами в вашей науке, которые в последние годы нами обнаружены и частично уже описаны. Но даже и эта капля может оказаться смертельной, если не принять противоядия. А что в России является противоядием, Вы знаете не хуже меня, притом, как для набожных, так и для атеистов с агностиками. Все ведь Там будем, независимо от званий и привилегий, правда ведь?

 

Как гова́ривал двоюродный племянник любимого Вами этимолога Птолемея: «Сколько верёвочке ни виться, конец всё равно будет». А к плодовитому Сергею Александровичу Крылову у нас пока претензий нет, каждый сходит с ума (в хорошем смысле), как может, или как позволяют средства. Надеемся, он действительно, как и Вы, усиленно «занимается исследованиями, тяжёлым и долгим трудом добывает ИСТИНУ». Сказать лучше, чем сказали Вы, кажется, невозможно. И что теперь со всем этим великолепием делать, Александр Николаевич?

 

Мы провели тотальную проверку наличия Ра в доступных нам словарях (более 300), и убедились в весьма обширном употреблении его в самых разных языках мира. Притом не только мёртвых, но и вполне себе реальных живых, что само уже опровергает многоголосый хор стандартных доводов корпуса отечественных лингвистов. Выявлены сотни разноязычных слов в зависимости от их семантической принадлежности к Солнцу, свету, божеству, силе, власти, воинственности, промыслу, различной соматико-бытовой лексике или мирному труду. При этом обнаружены сотни древних когда-то родственных слов, которые являются либо именами Бога для разных народов (по типу пресловутого египетского Ра), либо – обычной живой разговорной лексикой, семантически увязанной опять-таки, с такими понятиями, как свет, Солнце, жар, пламя, страсть, огонь, теплота, яркость, пыл, цвет, утро, луч, ура!, сиять и т.п. (см. список семантического кластера)[53]

 

Учитывая, что прямым семантическим близнецом по отношению к Ра в нашем языке является морфема Яр (графические варианты: Ар, Ер, Ур), количество искомых вариантов непроизводной лексики в нашем языке уже увеличивается до нескольких сотен. В то же время, нами выявлены устойчивые связи, по крайней мере, для полутора сотен единиц, в которых Ра и его так называемые орфографическо-фонетические модификации тесно переплетены в огромном котле бытовой и культурной лексики народов мира, ранее в качестве ра-лексики специалистами языка никак не фиксировавшиеся. Общее количество искомой однокоренной лексики для всех исследованных нами языков, таким образом, приближается к отметке в 10 000 самостоятельных (непроизводных) единиц. С учётом производных слов для каждого языка, количество искомой ра-лексики не поддаётся исчислению.[54]

 

Для разоблачения критиков Задорнова нам хватило бы предъявить их вниманию хотя бы даже и один-единственный живой доказательный пример. Однако таких примеров мы даём с избытком. Для наиболее предвзятых языковедов, которым в любом случае важнее сохранить хорошую научную мину, мы предлагаем не рассматривать весь наш материал в его огромном охвате, а обратить внимание только на представленные в статье примеры с т.н. прямыми «солнечно-световыми» семантическими значениями. Как то, на именования Солнца в различных языках мира, на имена божеств, которые у многих народов приравниваются к Солнцу, а также на бытовую лексику, несущую явные следы тепла или света (например, для русского это – Жар, Гарь, Греть, Заря, Марево, Пар, Шар, Урин, Яр).

 

Вот специально для наиболее «продвинутых профессионалов» ещё несколько ярких вариантов откровенного Ра из живых языков:

 

Лезгинский Рагъ (Rar, Ragh; Raqini) – Солнце.

Будухский (Азербайджан) Рагъ – Солнце.

Каинганг (Южная Бразилия) Ra – Солнце.

Агульский (лезгинская группа) Rar – Солнце (Рагъухъан – радуга).

Gequn (диалект агульского) Raɹ – Солнце.

Qushan (Дагестан) Rar – Солнце.

Таити (Вануату) Ra – Солнце.

 

Уже из одного этого исчерпывающего списка видна не только искомая нами связь задорновского Ра с солнечными Ра в разных языках, но и то, что Ра действительно может являться самостоятельно значимой морфемой (словом, корнем), например, для русского варианта Радуга и ряда других подобных ему образований. Это хорошо прослеживается на примере того же агульского языка лезгинов, у которых и Солнце, и Радуга содержат коренное Ра: Rar – Солнце и Рагъухъан – Радуга.[55] Что лишний раз подтверждает версию ЗадорноваРадуга имеет прямое отношение к Солнцу. Впрочем, эти яркие примеры, как уже было показано, далеко не единственные.

 

Понимая, что наш читатель нисколько не разбалован откровениями, которые обильно предоставлены в этом материале, а сами лингвисты никогда по доброй воле не выложат ничего подобного в открытую публикацию, скажем сразу – Ra в своём, так сказать, чистом виде, присутствует, например, и в языках Полинезии. Там эта, закреплённая за Солнцем лексема, распространена тоже невероятно широко и, стало быть, очень убедительно. Как она там оказалась, можно только догадываться. Поэтому просто перечислим названия языков и диалектов многоголосой Полинезии, в которых это солнечное Ra встречается.

 

Языки племён и народностей:

Rarotongan (остров Кука) Ra – Солнце.

Futuna (Австронезия) Ra – Солнце.

Aniwa (Полинезия) Ra – Солнце.

Kapingamarangi (Каролинские острова) Ra – Солнце.

Рапануи (о. Пасхи) Ra – Солнце.

Мангарева (Полинезия) Ra – Солнце.

У gamei, giri, qaqet, angaua (Папуа Новая-Гвинея) Ra – Солнце.

Anuta (Соломоновы острова) Ra – Солнце.

Надо же как «точно-преточно» сошлось везде, прямо как у Задорнова: Ра – Солнце![56]

 

Повторим ещё раз. Во всех только что перечисленных языках слово Ra обозначает непосредственно Солнце. Отсюда и то божественное почитание этого светила народами планеты, отражённое в соответствующей ра-подобной лексике, где бы они ни находились, хоть в Полинезии, хоть в джунглях Амазонии, без разницы.

 

Существует множество и других родственных (модифицированных) вариантов солнечного Ра для тех же полинезийских языков. Например, у рапануйцев Солнце обозначается и как Ra'a, и как Rongo. В обоих случаях это один и тот же корень с чередованием Ra=Ro.[57] О том, как могут меняться гласные звуки в подобных примерах, мы поговорим позже.[58] Скажем, у народа ангауа кроме собственно Ra есть и другое обозначение солнца – Raprr. Как хорошо видно, искомое Ra и здесь тоже входит в состав ангауанского понятия Солнце.

 

Теперь два слова о вещах, которые ортодоксальному языковеду могут показаться неприятными, особенно, тем из них, кто уже отметился своими выступлениями в пользу невозможности исторического взаимодействия греческой, латинской или вообще т.н. индоевропейской культур с так называемыми аборигенными культурами Америк. Ранее мы уже приводили яркие примеры т.н. общекорневой евро-американской лексики, но вот, оказывается, что тем же именем Ra называет своё Солнце коренной народ Южной Америки чикуи (язык каинганг), что в южной Бразилии. И это далеко не последний пример таких «совпадений» для туземцев Америки.

 

В то же время имя Ra оказалось и в Центральной Африке в форме Rana (в языке гуази, республика Чад), а также и в форме daaran и harraya (тоже Чад, Африка). Вероятно, не случайно, что и для древнеегипетского бога Солнца, упомянутого А.Барулиным, учёные определили аналогичную фонетику Ra (Rha), отвечающую большинству подобной лексики в перечисляемых нами языках. Притом, Ra входит в состав так же и имён бога для самых различных народов стран и континентов. И это не удивительно, ведь Солнце для древнего человека всегда ассоциировалось с силой Всевышнего. И было бы весьма глупо пытаться опровергать столь очевидные свидетельства. Можно ли после этого сомневаться, что морфема Ra, которой названы национальные солнца в сотнях языках по всему миру, имеет прямое отношение не только к Солнцу, но и к древним божествам практически для любых из перечисленных нами народов, включая русского соломенного Ярилу?[59] Или же русский в этом внушительном многоголосии является каким-то архи-исключением, и ему нет никакого места в этом списке? Можно ли согласиться с этой невероятной мыслью? Кто-то из языковедов осмелится попробовать ещё раз, теперь уже на основе собранных и опубликованных нами материалов, опротестовать право задорновского Ра на своё законное «солнечное» существование?

 

Дадим ещё несколько вариантов географической локализации этого корня в иноземных языках, каждый из которых, напомним, переводится как Солнце:

Ransan, Ran-san (атонг, сино-тибетская семья).

Ravi-, Сурья, Рави (др.-инд.).

Sue-raj (урду, Пакистан).

Nibha-ra (невари, Непал).

 

Примеры с чередующимися Ra-Ar-Яр в семантике Солнце можно услышать, например, в форме Na:jar на юго-западе Индии (народ малаяли, состоящий в тесном родстве с тамильским языком, индийский штат Керала). А вот на Шри Ланке (Коломбо, язык синхала) Солнце именуют сразу тремя вариантами ра-подобных модифицированных лексем: двусоставные shuurea, soorya и простое hir (т.е. rea, rya, ir).

 

Аналогичные варианты названия Солнца есть и в следующих языках:

 

В agra gujari (Пакистан) – suraz.

В мангалор (Индия) – sooryu, ravi.

В ассамском – huryo.

В языках pengo и manda (дравиды) – ve:ra.

В тайском – phra и phraathit.

В мадагаск. mateanrau.

В ровиана (Соломоновы Острова) – rimata.

В зазаки (сев.-зап. Ирана) – roc.

В яванском – srengenge.

У шумеров (мёртвый) – *babar.

В банту (Танзания) – iryobha.

В нигер (Конго) – tjero.

У тама и erenga (Восточный Судан, Африка) – ari.

В ибири и абуу (Судан) – iri.

В сурми (Судан) – kor.

В нигери – ren, pri, furey, rara, wurau.

В итен (Центральная Нигерия) – мroy.

В хауса – rana.

В кхмерс. – preahatit.

На Соломоновых Островах – rato.

В комодо (Индонезия) – ro.

В вануату (Меланезия) – rea.

В дилбар (Австралия) – gari.

В цен.-австралийском регионе – airka.

В шам (Вьетнам) – harei

В бирманском – thura.

В когаду (дравиды) – ne'ra.

 

Как мы видим, Ra отнюдь не принадлежность одних только архирелигиозных древних египтян, на которых ссылается А. Барулин, но вполне себе распространённое корневое образование, для множества известных европейцам языков мира.

 

Тьму именований Солнца находим также и у других аборигенов Австралии:

yaraay, marnnga, marnngi, jarribir, warlirr, karrpu; jirntu, juru, yurno, juri, jirntu, yarnta, garri (нгадьон), yaraai, parra, turu, rarb, branu, warawaru, arawer, curu, gari.

 

Опять же, для наглядности выпишем эти австралийские варианты чередований, оформив их заглавными буквами:

 

Ra. Ryu. Ra. Ryo. Ra. Ra. Raa. Rau. Ri. Ro. Re.Ar. Ir. Er. Ar. Iri. Or. R. Ri. Ure. Rara. Rau. Roy. Ra. Rea. Ra. Ro. Rea. Ari. Air. Are. Ura. E'ra. Yara. Ar. Ar. Jar. Ar. Arr. Jir. Jur. Yur. Juri. Jir. Yar. Ar. Yara. Arra. Uru. Ra. Ra. Arawaru. Ara. Uru. Ari.

 

Зачем нужна такая демонстрация ра-подобных корневых?

Всё очень просто. Хорошо зная уже психологию восприятия языковедами подобных неудобных им свидетельств, заострённую на отрицание всего, что противоречит сложившейся научной парадигме, мы делаем это лишь с одной целью – демонстрации голой наглядности. Именно в такой, открытой демонстрации, наилучшим образом видны варианты искомой лексики. Обойти которые лингвистам теперь уже невероятно трудно. И в глаза хорошо бросаются, будто в дошкольном букваре – как ни отводи взгляда, а Ра всё равно видать, даже косым взглядом.

 

Ведь в нашем обществе не должно быть неприкасаемых, в том числе, и среди учёных. Мы лишь искренне надеемся, что наша здравая критика будет воспринята адекватно и не вызовет ни у кого из интересантов чувства непременной мести или незаслуженной оскорблённости. Всякие возникшие в ходе ознакомления с расследованием вопросы можно решить в цивилизованном дискуссионном поле, например, с помощью такой устаревшей, но ещё эффективной нормы, как личное общение с глазу на глаз, например, в форме открытой, освящаемой СМИ конференции, встречи, совместного интервью. Надеемся здесь на обоюдное понимание и торжество здравого смысла.[60]

 

Но продолжим.

Вообще-то, когда мы, больше года назад, занялись поиском корневого Ра для русского, уже были поражены двумя неожиданными обстоятельствами. Первое – что ра-лексики в нашем языке оказалось предостаточно, не два-три слова, как у Барулина, а сотни. Притом, что т.н. чистых Раточно-преточно» – по Микитке) набирается явно больше сотни. Второе поразившее нас обстоятельство, это то, что при таком огромном наличии Ра лингвисты не только не ищут его, и даже не только угрюмо отмалчиваются по нему, но при каждом удобном случае усиленно стараются дискредитировать саму эту идею, выставить всякого выскочку-любителя этаким сумасшедшим марателем подлинной лингвистической науки. Послушайте ещё раз что говорит этот прославленный языковед, обвешанный в свой время всеми возможными регалиями и научными звания – Виктор Живов о многовековых трудах лингвистов. Вспомним еще и слова Андрея Зализняка – «Посмотри в книжку и убедись, что египетский бог Ра назывался не Ра».

 

Так мы и заглянули, по слову Андрея Анатольевича, и убедились, что Ра – это и есть Бог для многих языков мира. Он же – Солнце, светоч мира, создатель и вседержитель вселенной. Но языковеды себе на уме, слышать не желают. Неужели, кроме египетского бога, ни А. Зализняк, ни прочие лингвисты никогда не слышали о других «ра-содержащих богах», издревле почитаемых практически каждым народом мира? В таком случае, со стороны учёного лингвистического сообщества всё это – подлинное безобразие! Усиленное дипломами и степенями. К чему годами приводить в пример какого-то чахлого египетского бога, тем более, «фонетически неудавшегося», если такие же боги Солнца лежат у языковедов под ногами?:

 

Табассаран – rir и rig.

Убыхи – ndra.

Ордоссы, халха, буряты – nara.

Калмыки – narn.

Алик – varaʁ.

Абхазы – амра.

Абазинцы – мара.

Горномарийцы – шӹдӹр (звезда).

Бонток – argew.

Ваймаха – l'ara.

Аламблак – mar.

Биак – or.

Варембори – ururo.

Таюя – ara.

Филипп. – araw.

Дом – ar, are.

Каинганг – arah.

Кандоши – zaari.

Пурепеша – jurhiata.

Кер-д’ален – aldarench.

Хо-шунк, виннебага – wira.

Могаук – karahkwa.

Катукина – vari, bari.

Шаранахия – fari.

Катугуина – βari.

Мазахуа – jiaru.

Уруку – Arara, Ramarama.

Хуп – wero.

Бороро – meri.

Пано-токанская семья – bari; wari, vari.

Шипибо-конибо – bari(-s).

Хан – sra – Солнце.

Атапаскан – sree и srii'.

Пауни – Ra'sa.

Чибчанская семья – Ra'sa.

Тарахумара – Rayйnari.

Лезгинцы Рагъ (Rar, Ragh; Raqini).

Будухи Рагъ.

 

Да, читатель, ты не ошибся! Все эти непонятные названия тоже обозначают Солнце – необозримое, непостижимое Светило на небе!

 

Или опять любители ничего не понимают? А может и остальные лингвисты захотят, чтобы было «точно-преточно» как у Микитки? Так ведь и такие варианты мы приводили, и еще приведём:

 

Каинганг – Ra.

Мангарева – Ra.

Gequn – Raɹ.

Qushan – Rar.

Таити – Ra.

Rarotongan – Ra.

Futuna – Ra.

Aniwa – Ra.

Kapingamarangi – Ra.

Рапануи – Ra.

Gamei, Giri, Qaqet, Angaua – Ra.

Anuta – Ra.

Комодо – Ro.

 

В чём дело, Александр Николаевич, Светлана Анатольевна, Микитко? Почему лингвистика в Вашем авторитетном лице не проводит сравнительных исследований лексики в различных языках? Почему вы на очевидные факты присутствия откровенно параллельной лексики для многих и многих языков всегда отнекиваетесь фразой – «они носят случайный характер»? Что вообще происходит с наукой? Есть в ней беспристрастный смотрящий, способный отвечать за свои слова? И разве можно теперь не обратить внимания на те деликатные намёки математика А. Фоменко в адрес Андрея Анатольевича, что в угоду политикам и историкам он вместе со своей научно-исследовательской командой многие годы попросту подтасовывает новгородские берестяные грамоты?[61] А вы, лингвисты, честны ли с нами, с народом, с начальной и высшей школой, с обывателями и профанами, как вы заглаза называете нас, не обученных вашему ремеслу?

 

Почему за все годы существования лингвистики никто из специалистов не обращал и не обращает внимания на очевидные свидетельства? Ведь с учётом, что ра-лексика присуща почти всем языкам мира, которых насчитывается более 6 тысяч, на каждый из них в среднем выпадает минимум по 1,5-2 условных лексемы. Хотя, повторим, для одного только русского языка это может быть от 500 непроизводных слов и более. А с учётом производных – 1500-2000 единиц (по-настоящему пока ещё никто не считал). И ведь убедиться в этом, с учётом последних достижений в информатике, лингвистам не так и трудно. Было бы желание!

 

За Андреем Анатольевичем тянутся молодые поколения, которые будут прикрываться его большим именем. С его уходом останутся не знания, добытые собственным трудом этих поколений, но готовые постулаты, которые будут называть «по Зализняку». Почему вы, лингвисты, двести лет сидите на одном и том же, протирая государственные штаны, не удосужившись ни разу проверить? Где ваши чутьё, ваш научный аппарат, где научная честь, в конце концов? А ведь ра-лексика не ограничивается лишь сугубо «солнечными» или «божественными» словами. Она, как древнейшее образование, самым естественным образом давно уже расползлась и размножилась в своих новых квартирах, превратившись в т. н. производную лексику (дериваты), пятижды-шестижды производную, давшую множество видоизменённых корней, впрочем, всё ещё хорошо узнаваемых:

 

Раха́ть, рахну́ть – бросать, швырять, гнать

Ра́шпер – колосник, решётка для жарения" голл. rooster, англ. roaster.

Ра́штра, растра – специальное перо для проведения линий, для графления ит. rastro "грабли" от лат. rāstrum "кирка, грабли", dō, -еrе "царапать, скрести". Всё верно, идёт от Ра- и «штрих», т.е. Рама,[62] Рать, Ратай (плуг, пашня) и Риса, Рисва, Рисец, Рискало, Риский, Рисунок. Раш – барабанный сигнал: «в колонну стройся». Из нем. sсh "быстро".

Ра́чить – радеть, усердствовать, болг. ра́ча (хочу), сербохорв. ра́чити

Ращей – конь.

 

Можно найти ра-подобные «просветовые» слова, начиная с любой буквы нашего алфавита: Морфема Ра прописалась здесь по чьей-то доброй воле, а теперь, спустя время, чувствует себя как рыба в воде, настолько естественно, что никто ее уже просто не замечает. Для всякой буквы алфавита это от 4-х до 150 родственных слов. Перечислим хотя бы часть для каждой из них в русском:

Азарт, арать, аред, арии.

Брать, брак, бред.

Враг, вараток, ва́редь, варма.

Гарь, гарда, греть, горячий.

Дар, дерьмо, дира, драть.

Ера, ёр, ерга, ересь.

Жар, жаргон, жрать.

Заря, зарево, зарить (зыркать), зоркий, зарно, зреть, зра.

Ир (злоба), ирзу́н (веселый), ирба (пожня), ирей (сильный ветер), иркать (орать), ирни́ть (ревновать), иры́кать (бить).

Кара, кара́пы (руки), карий, карзать, кари́ть, красть, красный.

Лярва, ля́риться (браниться).[63]

Мар, мор, марун, мрак, март, марш (араб. аль-‘Арш – наивысшее место, которое объемлет все сущее и находится над ним; престол, трона).

Нора (приставочное от ора̀ть/рыть), нараять (присвоить), нрав, нардый (гордый), на́рог, нырок.[64]

Ор, орать, орама, орой, орудие.

Пар, парад, парга, первый, порхать, порча, прах.

Раченье, рожь, речь, ряд, род, рад, ретивый, рьяный, руха.

Сара и сарга (нажива, деньги), сара́п (драчун), сарыч (разбойник), сарбак (солдат).

Терем, тереть, терпеть, терпкий, трепетать, торить, творить, тормошить, торг, трата, трахать (бить).

Ур (лес; чистое болото), ура! (разом, вместе), урон, ураган, ура́за (брань), урать (выполнять тяжёлую работу), урген (охота), урёма, урома и урма (множество, уйма), урин (тёплое место, прогреваемое солнцем), уринская (земля на месте вырубленной тайги), урочище, уро́ (обжитое место в тайге), уробить (победить), уро́вый (ловкий), урови́ть (помочь), уро́вить (шалить), у́рос (норов).

Фара, фарсы (персы), фарада (совр. электроёмкость тела), фыря (высокомерный), фарт (везение), фыршком (нареч. в цель), фырчнуть (чихнуть), фырчки (ноздри), фурякнуть (разозлиться), фурчо́к (бросок), фурткий (быстрый), фрянкать (болтать), фря (спесивый, горделивый), фрига, фуровать (гневаться), фурега (буря, ураган), фур (ливень), фура (лесная речка).

Характер. храбрый, хорон, храм, харкать, ха́рыть (смеяться), харья (рука).

Шар, щуриться, шарахнуть, шрам, шарада.

Царапина, царь, церковь, циркать.

Чары, чёрт, черта́, червонный, чердак, чертог, че́рмный (красный).[65]

Юродивый, юркнуть.

Яр, яркий, Ярило.

 

Не поверю, что Андрей Анатольевич не знал, что вся эта ра-лексика прослеживается также и в иностранных языках в схожих семантических полях, сохраняя при этом своё национальное исконное Ра! Не может такого быть! Он же доктор, профессор, большой академик! Ну, хорошо, по ходу статьи мы покажем спецам и эти множественные примеры, характерные почти для всех языков планеты, включая мёртвые, аборигенные и изоляты.

 

Но посмотрите же, как обожаемый лингвистами М. Фасмер, будто полуслепой котёнок, обращается с русским словом Жар:

 

укр. жар,

болг. жар,

сербохорв. жа̑р,

словен. žȃr (кстати, жарек, жарка – луч),

чеш. žár (кстати, rejnok – луч),

слвц. žiar,

в.-луж. žarliwy – ревнивый.

 

Др. ступень чередования:

цслав. Жеравъ – candens, а также горе́ть.

Праслав. *gērъ, родственно греч. θερμός – теплый,

др.-инд. háras – жар, пламя,

др.-прусск. gorme – жар,

лтш. gar̂me – тепло,

лат. formus – горячий, теплый,

арм. ǰerm, фриг., фрак. *germo- – теплый.

д.-в.-н., нов.-в.-н. warm – теплый (см. выше на вари́ть).

Сюда же жа́ркий, горе́ть, уга́р.

 

Фасмер не видит в Жар морфему Ар, Яр, Ра и т.п. Но почему? Что вообще лингвистам мешает видеть? Ведь, судя по этимологии слова Жар, выходит, что Фасмер уже 50-60 лет назад указывал на Гореть, Угар и Вар! Чего лингвистам сегодня не хватает, чтобы догадаться, что всю эту лексику объединяет общая для всех «свето-тепловая» морфема? Это так трудно? Мешает лингвистический метод? Не думаю, что трудно. Не думаю, что метод. Тут что-то иное.

 

Судя по тому, что вы, языковеды, в своё время и Задорнова не пожелали понять, топтали его по мере воспитанности вашего брата, выходит так, что не видите вы, спецы, намеренно. Только остаётся понять, зачем вам это надо – замалчивать и уничижать языковые свидетельства и факты, разлитые практически по всему миру? Понять, какие цели вы, в первую очередь – академики, преследуете подобным своим демаршем. Ведь те простые учёные, над которыми вы, академики, авторитетничаете, в отличие от вас, действительно могут не понимать всей подоплёки скрываемых свидетельств. А непростые – просто отмалчиваются.

 

Вот скажите, зачем бы известному протоиерею Димитрию Смирнову (он же – настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области), такое говорить? Что двигало сиим божьим человеком? С чего он решил, что Задорнов во всём заблуждается? Не с общей ли подачи больших академиков и Андрея Анатольевича в частности отец Дмитрий заговорил об этимологии? Откуда бы ему ещё набраться столь пошловатых высказываний о том, в чём сам он абсолютно не разбирается?

 

И ведь это от вас идёт, от титулованных, вся эта белиберда с историей языка. Порой такого наговорите, что стыдно становится за всю науку. То вы, лингвисты, оказывается, не знаете что́ такое «твор-» в слове «творог», то зачем-то заявляете проблему с суффиксом «-ог» в нашем словаре, то для вас нет места и никогда не было корню Ра. То, вот, нет в русском слов «в сочетании ай, ей, уй и подобных (-й внутри корня после гласных)», что, мол, все такие слова – заимствованные в русский язык («сайт, файл, гейм, тайм, кайф, рейс, пейсы, дюйм»). Тогда как и такие слова в русском языке не только есть, но их даже неприлично много.[66] Вам что, лень сначала проверить, прежде чем выдавать не поверенную словниками информацию на́ люди? Зачем вы это делаете? Неужели не страшно за будущее своего имени, за авторитет науки? Зачем вы вообще ей занимаетесь? Какова ваша цель в этой науке? Притом, что пока вы, академики, при авторитете и власти, вам даже на самые дикие заявления из более молодых соратников никто и невинного замечания не сделает. Но всегда сделают вид, что чего-то там не заметили! И вовсю ведь подражают академической манере подачи материала – точно также на чистом глазу пытаются искажать языковые свидетельства![67]

 

Не зря ведь М. Задорнов изрёк, что вам, лингвистам, не хватает «в штате» именно любителей языка, чтобы они разгребли-таки все те авгиевы залежи, которые вы, учёные, наложили за годы своего существования. Например, только любитель способен был указать увлечённому Андрею Анатольевичу на его непростительные оплошности. Специалист сделать это – не в силах. Ворон ворону сами знаете что́ не выклюет. А проблемы-то в СИЯ решать надо. Нельзя же так целыми десятилетиями отсиживаться на одном лишь авторитете и поддержании у школяров страха перед большой академией, загонять и саму науку, и её потребителя – народ – в беспросветный тупик! Сколько можно? Большие академики, сделайте же напоследок доброе дело – пересмотрите свои воззрения на СИЯ, у вас ведь есть ещё время, и вы многое можете успеть! Глядишь, и такие молодые лингвисты, как Микитко с Кирилловым смогут себе хоть что-то позволить самостоятельного, ратуя не только за интересы научного цеха, но и за открытый поиск в языкознании!

 

 

 



 

[45] Учредители форума «Учёные против мифов», организуемого то в Москве, то в Санкт-Петербурге, проводят регулярную постыдную акцию, уничижающую саму российскую науку – присуждение т.н. звания почётного академика ВРАЛ (ВРуническая Академия Лженаук), поддерживаемое всеми приглашаемыми на этот форум в качестве экспертов и докладчиков учёных. См. доп. материал в конце статьи.

 

[46] Можно считать Антропогенез.ру этакой площадкой для научных публикаций. Надеемся, после выхода нашего материала статья Александра Барулина с Антропогенеза не исчезнет вдруг, и не будет им подправлена. Читатель должен иметь доступ к материалам, разбираемым и обсуждаемым здесь. Впрочем, основные тезисы А.Барулина мы успели и сохранить отдельно, и в главных своих тезисах представить в данной статье, мало ли чего. К тому же статья А.Барулина продублирована и в других изданиях: ok.ru, drive2.ru, worldcrisis. Надо же было Александру Николаевичу так бездарно отметиться сразу в нескольких интернет-публикациях!

 

[47] Мы не хотим никого обижать. Просто давно замечено, что чем больше учёный наносит объективного (научного) вреда отечеству, чем быстрее продвигается по учёной и карьерной лестнице.

 

[48] Статья А. Барулина в Антропогенезе опубликована в 2016 году.

 

[49] Напомним, А. Драгункин не смог помочь своему другу М. Задорнову по корню Ра.

 

[50] Азиатско-африканский вариант имени Христа (Хуророр) достаточно убедительно отвечает позднему русс. Хорошо: эст. korralik – хороший, korras – в порядке и мн. др. См. доп. материал.

 

[51] Согласно Соссюру, лингвистическое исследование только тогда адекватно своему предмету, когда учитывает, как диахронический, так и синхронический аспекты языка.

 

[53] Семантический кластер: Жар, зной, пламя, страсть, печь, припекать, варево, радость, рано, свет, свеча, свечение, огонь, Солнце, тепло, ожог, кипяток, пылать, рвение, гнев, золото (цвет солнца), красный, красивый, жёлтый, белый, оранжевы, горячность, гореть, гора, мерцать, яркий, цвет, лампа, источник, луна, рассвет, утро, восход, заход, луч, излучение, блеск, заря, звезда, ура, сиять и т. п.

 

[54] С учётом, что ра-лексика присуща почти всем языкам мира, на каждый язык в среднем отводится минимум 1,5 условных лексемы. Хотя, повторим, для одного только русского языка это может быть число от 500 единиц или более. С учётом же производных от них слов – тысячи единиц.

 

[55] В статье приведено достаточно таких примеров.

 

[56] Это полудетское требование («точно-преточно») прозвучит вскоре из уст молодых лингвистов команды Микитки (см. главу «Расследование третье»).

 

[57] Анг. ring, эст. ring, ringi, rõngas. Фин. aurinko – солнце, rengas – круг и т.д.

 

[58] Речь о чередовании (смене) гласных внутри корня (внутренняя флексия, лат. «сгибание»), напр., в нашем случае – ра/ро/ре/ер/ор/ар/яр/ир/аар.

 

[59] Ярило – солнце в образе молодого, полного сил жениха.

 

[60] Мы надеемся, что лингвисты всё-таки найдут в себе силы встретиться с нами в открытой дискуссии.

 

[61] Речь идёт о подтасовках ведущими учёными расшифровок надписей на берестяных грамотах.

 

[62] Надо заметить, что Рама (поле, граница, рамка, край) имеет множество родственников в самых разных языках планеты, перечисление которых заняло бы слишком много места (нем. Rand – край, Rahmen – рамка, umreißen – контур, ирл. teorainn, – граница, fma – рамка, ирл. flötur, – грань, borði, – лента, эст. serv – край, piiri – граница, raami – рамка, фин. Reuna – край, runko – рамка, ääriviivat – очертание, венг. Arc – грань, határ – граница, keret, – рамка, валл. ffm, – рама, бирм. myetnhar – грань, лат. cohortem – полоса, terminus – граница, и так почти до бесконечности).

 

[63] Слово ля́рва – в др.-римской мифологии душа (дух) умершего человека (larvæ – привидение, изначально маска, личина; в итал. larva – личинка) – содержит коренное Ра в форме Яр, притом, что душа, дух, колдовство, божество – тоже весьма распространённая ра-лексика для многих языков мира, которую мы в данной работе специально не рассматриваем. Перечислим лишь наиболее известные из нескольких десятков тысяч божественных имён:

Бурхан (посланник света), Афродита, Геракл, Арес, Артемида, Гермес, Меркурий, Марс, Прове, Ярило, Кродо, Род, Перун, Сварог, Стрибог, Семаргл, Радегаст, Чернобог, Яровит, Марена, Троян, Тор, Таринис, Поревит, Прове, Руевит, Рарог, Радогощ, Аматерасу (богиня Солнца), Дзюродзин (бог счастья), Инари (божество изобилия), Райдзин (бог Грома), Пхра (богиня земли), Херука (пьющий кровь), Ашшур (бог войны), Ишкур (бог бури), Иштаран (Покровитель), Мардук (верховное божество), Нергал (бог смерти), Нинурта (витязь богов), Сарпанит (богиня Вавилона), Эруа (богиня беременности), Шара (бог плодородия), Энмешарр (повелитель подземного царства), Эрешкигаль или Иркалла (царица подземелья), Эрра (бой войны и смерти), Кайракан (боги неба), Караш (алтайское божество), Карлык (дух-помощник), Каршит (бог Богатырь), Кёрмёс (божественная душа), Тепкара (хранитель душ умерших), Эрлик (покровитель мертвых), Самрау (царь высшего мира), Симург (царь всех птиц), Ирих (хранитель очага), Пирешти (божественный вестник), Ту̀ра (верховный бог чувашей), Хэрле щыр (добрый небесный дух), Эстрель (дух смерти), Шоргоны (посланцы верховного бога), Ву́бар (злой дух), Юрюнг Айыы Тойон (верхъовный якутский бог), Азаран Блбул (жар-птица у армян), Арамазд (создатель неба и земли), Арев (солнце в образе юноши), Бармашин (бог – противник богов), Паапан Рештак (ангел-хранитель), Митра (бог согласия), Вуриупранили (женский солнечный дух), Мамараган (дух молний), Остара (бог весны и пробуждения), Орци или Урцы (баскская богиня Солнца), Иларгиа (богиня Луны), Мари (богиня гор басков), Гэсэр (монгольский сын неба), Заса Мэргэн (бог грозы), Пхьармат (герой, укравший у бога селы огонь), Фурки (бог вьюг), Артайус (гальское божество земледелия), Таранис (бог Громовик), Квириа (бог ранней весны), Серапис (бог изобилия), Ремфан (астральный бог), Решеф (бог огня и молний), Бригита (богиня войны), Морриган (богиня войны), Артио (богиня медведей), Бригита (богиня поэзии), Морриган (богиня войны), Сатре (бог земли этрусков), Тархон (этрусское божество), Туран (богиня любви у этрусков), Нум-Торум (небесный бог хантов и манси), Воршуд (дух предка-покровителя удмуртов), Инмар (бог-творей удмуртов), Рахш (божественное сияние), Ранги (у полинезийцев отец Неба), Ронго (бог растений), Руаумоко (бог вулканов), Хуракан (бог ветра у майа), Азырен (дух смерти у марийцев), Кече удыр (дочь богини солнца), Ацырухс (лучезарная дочь бога Хура у осетинов), Батрадз (дух грозы), Тутыр(покровитель воров), Амарука́нча (культовый храм Змия у перуанцев), Ӱжара (бог зарева у марийцев), Шÿдыр (матерь звёзд), Артаус (чудовище, сотворённое Богом для добра у осетинов), Бурхор (божество злаков), Хоралдар (покровитель урожая), Реком (бог плодородия), Руймон (миф. змеевидное чудовище у осет.), Хварно (бог, сияющий жизненной силой), Рама (реинкарнация бога Вишну, Радующий), Хор или Гор (егит. Бог неба), Хорс (слав. Бог Солнца), Сарасвати (богиня мудрости и красноречия), Брахма или Брама (Бог творения), Праджапати (владыка созданий), Хираньягарбха́ (зародыш, начало жизни), Арка (Тот, кого прославляют), Риши (божий провидец), Ригве́да (религ. гимны), Пуруша (божественный дух, наслаждающийся, Первочеловек), Параматма (высшая душа), Акшара (имя Вишну, неразрушимый), Сарва (божественное воплощение), Бхарта (божественный защитник), Прабху (величайший Господь), Ишвара (Господь всего сущего), Дхатуруттама (высший Брама), Амарапрабху (Гсподь бессмертных), Прана (жизненное дыхание), Суреша (Господь всех богов), Шарма (высочайшее блаженство), Рудра (жертвенный огонь), Амрита (бессмертный), Варароха (лучший из высших), Сарвага (пронизывающий вселенную), Упендра (брат Индры), Прамшу (Гигант), Урджита (наделённый бесконечной мощью, Сарга (олицетворение творения), Вираха и Видарана (побеждающий демонов), Шриман (Господь Шри), Анируддха (Неуправляемый), Маричи (полный сияния), Супарна (летающий на Гаруде), Амритью (превосходящий смерть), Сарвадрик и Сарваджня (Всевидящий, Всеведущий), Гуру (всеобщий учитель), Аграни (Первейший), Грамани (Вождь), Авартана (вращающий Вселенную), Нараяна (возлежащий на водах), Пракашана (светящийся), Риддха (богатый качествами), Вриша (воплощение дхармы), Дхурья (несущий тяжесть вселенной), Варада (дающий дары), Брихадбхану (ярко сияющий), Тарана (океан материального существования), Тара (Спаситель), Шура (Храбрец), Аравиндакша (Лотосоокий), Шарирабхрит (поддерживающий материальные тела живых существ), Риддха (возрастающий), Викшара (неубывающий, неисчезающий), Рохита (Тот, у кого красный цвет тела, разъярённым ко врагам), Марга (Тот, кого всегда ищут, Путь), Карта (действующая сила), Дхрува (Твёрдый), Рави-лочана (Тот, у кого глаз – Солнце), Вираджа (Чистый, Безупречный), Вира (Герой), Дхарма (воплощение добродетели), Пранада (Дарующий жизнь), Брихат (Величайший), Криша (Тончайший), Шатрунгхна (убийца врагов), Хираньягарбха (Несущий во чреве золотой зародыш вселенной), Риту (олицетворение времён года), Сударшана (Тот, чья внешность вызывает восторг у тех, кто Его видит), Акрура (Нежный), Парамештхи (Стоящий во главе, высочайший), Бхурбхува (Поддерживающий всех, Землю), Урджиташасана (Твёрдо наставляющий, правящий), Угра (Грозный), Артха (Цель), Ашрама (место отдохновения для преданных), Супарна (Прекраснокрылый), Крату и Сатрам (Бог жертвоприношений), Суручи (Прекрасно сияющий, Великое блаженство), Сухрит (Добросердечный), Манохара (похищающий сердце), Ватсара (Тот, кто живёт во всех существах), Теджовриша (Проливающий сияние), Шарварикара (Создатель ночи), Ратнагарбха (олицетворение Океана), Габхира (Глубокий, Тайный), Сундара (Красивый), Уттара (Высший, Спаситель), Ракшасы (один из классов демонов), Даруна (Суровый, Беспощадный), Дурга (Тот, к кому трудно попасть), Вира (быстро двигающийся), Дхарадхара (Держащий гору, Говардхан) Ранаприя (Любящий битвы), Сурья (Являющий всё, Просвещающий), Нирвана (Разрушающий мирские привязанности), Арха (Достойный поклонения), Шрида (Дающий богатство и славу), Дарпаха (Разрушитель гордыни), Дрипта (Олицетворение гордости), Шрея (Самый лучший), Ратнанабха (с украшенным драгоценными камнями пупком), Викрами (Отважный), Срашта (Создатель), Урдхвага (Ведущий к высшей цели), Хариагха (Единый), Срашта (Творец), Суварнабинду (Тот, чьи члены тела подобны золоту), Сахасрамшу (Тот, у кого тысяча лучей (олицетворение Солнца), Гарбхастинеми (Держащий сияющий диск, центр неисчислимых лучей света, олицетворение Солнца), Диптамурти (Тот, чья форма сияет), Вирочана (Сияющий), Арчишман (ярко сияющий), Васурета (источник света, сияния), Шахасрарчи (Тот, у кого тысячи лучей), Рави (Солнце во время летнего солнцестояния), Сурья (Бог Солнца).

 

[64] Нора и Нырок родс. «шнырять», «снур», «шнур», от ор, орать, т.е. вспахивать, копать).

 

[65] При этом черёмный на Руси может пониматься как рыжеволосый.

 

[66] Некоторые варианты «невозможных по Зализняку» русских слов с «-й внутри корня» после гласных в сочетаниях ай, ей, уй и им подобных (имена сущ. выделены жирным шрифтом):

айда вайя байка вайда гайда гайка зайди зайка займа кайла кайло кайма лайка майка найти найм наём сайка сайга тайга тайна шайка чайка айкать пайка пайщик стайка утайка займище лужайка свайщик фуфайка утайщик потайной балалайка действие ейск бейка вейка вейся лейка рейка верейка копейка корейка ошейник лазейка линейка ладейка уклейка цигейка бадейщик брыжейка варейный ладейка затейник желейный келейник неймейка оклейка сейчас питейный скуфейка швейница вербейник судейство буйки зуйка уйма чуйка шуйца буйство струйка чешуйка буйность потатуйка чешуйница и пр. Более 70 примеров!

Сколько ещё надо, чтобы никто больше не уверял нас, что подобных слов в русском языке очень мало? Любопытно, что, спустя почти семь лет А. Зализняк поправился, уточнив к сказанному, что «Если внутри слова имеется «и краткое» (не на конце, а внутри!), то перед вами слово с ярким признаком иностранности. Вы не найдёте (таких, Ф.И.) русских слов. Пожалуйста, на конце слова и краткое прекрасно может быть – бой, строй и т.д. Но я повторяю, речь идёт не о конце слова, а внутри слова, и должно быть точно внутри основы».

Вероятно, за прошедшее время кто-то А. Зализняку уже указал на его неточность. Впрочем, мы сами писали об этом ляпе лингвисту Микитке, посещавшего лекции Андрея Зализняка, который и мог ему на это указать. С учётом этой опоздавшей поправки мы удалили из первого списка (было 150) половину слов. Но даже и тогда получается больше 70 примеров. Если бы академик поправился ещё раз, и высказался в том плане, что не надо теперь учитывать слова и с окончаниями -ка, то из нашего списка можно было бы удалить такие слова (зайка, стайка), но не все, т.к. большая часть из них невозможна без -ка (байка, гайка, лейка и пр.).

 

[67] А ведь были у А. Зализняка прорывные идеи:

«Каждое ничтожное звено любого слова есть наследие того, что происходило в истории языка иногда тысячу лет назад, иногда 5 тысяч лет назад, иногда, по-видимому, 70 тысяч лет назад. И вот, с тех пор, однако же, то, что тогда, в том коллективе установилось и оказалось принятым, идёт через тысячелетия, доходит до нас, и мы не в праве тут ничего изменить. Это вот такое замечательное свойство, связывающее нас с огромной толщей того, что существовало, и кто жил до нас». И Вы ведь почти дошли до сути, но зачем-то вдруг остановились: «Но лингвистика позволяет сделать и следующий шаг, «пир» тоже членится, это слово имеет древнейший суффикс «-р», чистый «-р». Который в некоторых словах сейчас очень прозрачен. Скажем, слово «дар» очень легко делится на «дать/да» и вот этот суффикс «-р». То же самое слово «жир» – «жи-» плюс суффикс «-р» (конец цитаты).

И что же помешало Андрею Зализняку сделать этот «ещё один шаг», чтобы увидеть, что искомое «-р» – это и есть древнейшее лексическое образование, обнаруживающее себя для современной лексики в качестве тысячелетней энергетической солнечной морфемы? И таких образований предостаточно, т.к. кроме указанных им жир, пир, дар, это ещё: мор, сор, бар, вар, жар, фур, лар, нар, пар, тар (тара), Чар, шар, пиар, увар угар, удар, амбар, ангар, анчар, базар, бочар, гусар, загар, повар, пожар, сахар, товар, хар, хари (волосы), ягуар. Ничем не хуже в этом отношении и смягчённые: гарь ларь марь хорь царь орарь старь тварь упарь ухарь хмарь алтарь дикарь дударь дымарь изгарь келарь кенарь кесарь косарь кубарь кухарь лазарь лекарь лопарь мытарь носарь пахарь пекарь писарь рыбарь рыцарь сударь сухарь токарь утварь фонарь январь янтарь букварь бунтарь волгарь вратарь главарь глухарь грабарь звонарь знахарь ключарь кобзарь кустарь ложкарь пескарь плугарь почтарь пушкарь скобарь слесарь словарь стихарь технарь тропарь чекмарь шинкарь шишкарь штукарь… и ещё около 1 500 основных и производных слов для русского языка. Лингвисты пока не увидели во всём этом великолепии «суффиксов» древнейшего Ра, но, СЛАВА БОГУ, хоть что-то такое почувствовали! Сделайте же, спецы, следующий шаг! Вот Вам и реабилитация за все непокая́нные годы! Ведь за этой идеей А.Зализняка никто так и не пошёл, никому не было поручено продолжить эту тему, И́ллич-Сви́тыч с его ностратическим, в свою очередь, тоже оказался пока пустым местом. Пошёл уже восьмой год, как был поставлен публично этот вопрос! Где результаты, языковеды?

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Расследование первое. «Гордон Кихот».
3. Расследование второе. Александр Барулин в Антропогенез.ру.
4. Расследование третье. Команда Микитки, сына Алексеева.

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.10: Светлана Чуфистова. Всё что было… (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!