HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 г.

Виктор Сбитнев

Запад есть запад, восток есть восток…

Обсудить

Критическая статья

 

О поэтическом сборнике костромского графика Владимира Смирнова

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.06.2020
Фото скульптора В. Смирнова

 

 

 

Я вынес в заголовок хрестоматийную геополитическую формулу Киплинга не красного словца ради. Идеолог европеизма и один из основателей учения об особой миссии «белой бестии» считал, что вместе им (Западу и Востоку) никогда «не сойтись» априори. Но костромской скульптор, художник и поэт Владимир Смирнов, выпустив в свет небольшую книжечку «визуальной поэзии» «Возмездие солнца», убедительно доказал обратное: сходятся, да ещё и как!

 

По внешним, так сказать, формальным признакам мы, вне сомнения, в лице Смирнова имеем дело с поэтом и художником сугубо европейского склада. Само название книги – «Возмездие солнца» – ассоциируется с западной номинацией: «Позор солнца», «Закат Европы» и тому подобное. Да, и  не просто так  само имя автора обозначено на титуле латиницей – «Vladimir Smirnov». Вступают в своеобразную перекличку с Западом и книжные репродукции гравюр Смирнова, а вот стихи… Стихи – это чистый Восток… Страна Восходящего Солнца! Почти классические японские верлибры, танка, хайку или что-то подобное им:

 

Стрела летит сквозь листву

в спину.

Будет крик и боль…

Кто-то смеяться будет,

успокаивая тетиву.

 

Или это, ещё «более японское»:

 

Соль рассыпалась на белой бумаге…

Белое – скажем – на белом.

Очень красиво и тонко по цвету.

Только что же мне неспокойно?

 

Особенно характерна для японских «танкистов» вот эта последняя строка – «только что же мне неспокойно?» – поименованная европейскими мастерами сонетов – «синтез». Четверостишие Смирнова, конечно, не четырнадцать строк сонета, но композиция абсолютно та же, трёхчастная: первые две строки – белая соль на белом – теза (положение, некая изначальная данность), третья строка – соль просыпалась, но очень красиво – антитеза (противоположение) и наконец – четвёртая строка – о неожиданном беспокойстве в связи с этим – синтез (вывод, состояние, появившееся в душе от замыкания «плюса» и «минуса»).

По этому принципу сконструированы все стихи Владимира Смирнова, поэта и гражданина евро-азиатского государства. В предисловии к сборнику искусствовед Н. Лебедева называет поэтическую работу поэта «философией, принимающей форму «белого стиха». Это не совсем так, поскольку «белый стих» – это классический метрический стих, всего лишь не имеющий рифмы. У Смирнова же весьма часто нет и чёткого размера (метра), а вот как раз рифма нет-нет да и проскочит. «Белый стих» всё-таки чересчур «дисциплинирован», ещё более не свободен, чем рифмованный, а вот верлибр стремится к абсолютной свободе, как и чрезвычайно раскованная графика Владимира Смирнова, не говоря уже о скульптуре:

 

У поэзии есть своё время.

Оно останавливается

среди звёзд.

 

Размер просчитывается, как видим, лишь в первой строке: трёхсложный анапест. А дальше… то ли амфибрахий, то ли вновь анапест. Что же касается рисунка, то Н. Лебедева абсолютно точна: «Они (рисунки) построены на взаимоотношении линии и белого листа. У художника своя «философия» белого». Разумеется, самая настоящая эксклюзивная философия, согласно которой развивается каждое новое поэтическое пространство. И без всяких кавычек:

 

Мне нужна точка отсчёта.

Мне нужен белый лист.

Белое поле пусть будет опорой…

Белое поле грёз.

 

Итак, основа, опора философии и эстетики Смирнова – белое поле… Скажем, заснеженная русская долина или, если хотите, «белое безмолвие» Джека Лондона, белый «поток сознания» Оэ, Такубоку, Кавабаты…  К примеру, Исикава Такубоку:

 

Сто раз на белом песке

Знак «великое» я написал

И, мысль о смерти отбросив прочь,

Снова пошёл домой.

 

Поле белого песка, и на нём грезит художник: пишет слово «великое». В рисунках и графике Смирнова поражает какое-то удивительное, совершенное непонятное сочетание, сочленение  бесконечной вариативности и скованности поз и движений:

 

Вот белый лист,

Вот две строки,

Конечно, ни о чём.

Изгиб, излом смешного человека.

 

И в самом деле, мы бываем разными: то совершенно раскованными, лёгкими на подъём, чётко вписанными в обволакивающий нас эфир, то, напротив, зажатыми, испуганными, угнетёнными, кое-как перемещающимися в свободном для всяких движений пространстве. Смешные мы, в общем. И всё-таки нет-нет да и прорвётся в ломаных линиях «Возмездия…» традиционная русская округлость:

 

Древней реки движение

На русский характер похоже.

Ибо рождалось всё вместе,

Создавая друг друга.

 

 

Две округлые фигурки юношей, а может быть, одного юноши, но в двух ракурсах: с лица и со спины… Река и характер на белом листе бытия – синонимичны, взаимообусловлены. Говоря уже проще, когда писалась эта статья, то есть двадцать лет назад, мне прежде всего  хотелось, чтобы костромичи познакомились с только что вышедшей книгой «визуальной поэзии» и с графическими работами Владимира Смирнова, впервые выставленными в персональной галерее Сергея Маковея. Замечу к слову, что и сам поэтический сборник графика издал также Маковей. Сегодня выходят целые тома воспоминаний о выдающемся костромском художнике, исследований его графики и рисунка, скульптурных работ и оригинальной художественной концепции. Но почти за двадцать лет, миновавших со дня его смерти, я не видел ни одного изданного в Костроме поэтического сборника, сколько-нибудь сопоставимого с этой крохотной беленькой книжечкой, излучающей какое-то особое серебряное сияние! Разумеется, выходили в свет и раньше синтетические издания, сводящие воедино две плоскости обживаемого человеком пространства: плоскость линий и плоскость слов, речевых ритмов и визуальных фантазий. Но ещё никогда это слияние не было столь «неслыханно простым», естественным, органичным, не требующим никаких условий и оговорок. И это несмотря на очевидную непреодолимую дистанцию в поэтическом сознании В. Смирнова – между миром его творческих дерзаний и житейских мелочей, между бестелесным полётом художественного промысла и мозольным шарканьем стоптанных бытом ботинок.  

Володя ушёл из жизни, как это часто случается с космополитическими гениями русской провинции, предельно буднично и непоэтично. Его парализовало в одиночестве, и он долго умирал на грязном полу своей крохотной комнатёнки… в сотне метров от слепящей Кострому мартовским снегом Волги.  Исполнилось ему ровно 54 года:

 

Я жить хочу, не замечая всех мелких

                                                                        черт.

Не потому, что их не зная иль

                                                              не любя…

Мне просто нравится река большая

                                                      и снег на ней…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Возмездие солнца»

 

Выборка из поэтической книги

 

 

«Из всех пространств меня более всего интересует человек…»

 

Владимир Смирнов

 

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Так где ж оно – созвездие любви?

За той галактикой

                                  иль за другой?

Скажите мне, чтобы не ведать,

А знать –

                   где сад прекрасный

                                                          этот?..

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Река из наших чувств

Почти другая…

Но берега всё те же –

Осенних листьев

                                больше,

Чем двадцать лет

                                  назад

Пред нами.

 

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Вот белый лист,

                                вот две строки,

Конечно, ни о чём.

Изгиб, излом

                         смешного человека…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Все дни едины –

              и первый, и последний.

И всех рисунков нить одна,

И всех скульптур

                           начало и движенье

Душа ткала…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Я рождался из самых малейших

                                                         раковин,

Моллюском полз, не зная

                                             предназначений

                                                                   рос…

 

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Иди вдоль берега.

Ищи

            ключи прозрачной чистоты.

Не говори мне ничего.

Печальный

                        вид твой

Дорог мне…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Поэзия полёта – гипербола разбега,

                                                                 взлёта,

Стиха разъёмного крыло,

Как шлейф от самолёта, свободно

                                                                  и легко

Рисует в небе белую строку – поэта

                                                                   слово…

 

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Пусть ветер бежит,

Срывает одежды.

Листья сбрось на край

                                         берега.

Золото фраз

                    утопи

Под корнями

                 простого

                             тополя…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

У поэзии есть своё

                                  время.

Оно останавливается

Среди

                 звёзд.

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Мне лишних слов не надо,

Когда я

             к белому

                             иду листу,

О мире собирая притчи.

Как горсти снов…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Сумерки, падает снег.

Октябрь подошёл

                       к завершению.

Мысли мои

                    на пороге

Новых исканий…

 

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Я ждал тебя, о мой портрет!

Ты боль, печаль, рисунок всех

                                                   мадонн…

Тебя всей сутью ощущаю:

                    к каркасу

                          непростой судьбы –

Куски из глины прилагаю.

Почти  что не дышу, а только

                                             наблюдаю –

Как ты рождаешься, о мой портрет!

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Я просто так начнусь – как будто

                                                           Ниагара,

Как улыбка на лице печали,

Как влюблённость

                        вдруг нахлынет –

                                    в воспоминании день…

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Портрет двоих

                      на встрече двух веков.

На встрече двух тысячелетий…

Из судеб он каких,

                     каких штрихов?

Каких сомнений

                      и открытий?..

 

 

***   ***   ***   ***   ***

 

Лезвие в тебя летит, малыш, –

Пригнись!

Или голову поверни

                                 для шрама.

Не уйдёшь

                      от возмездия солнца,

Даже если выльешь на себя

                                              все дожди.

Встань и смотри –

                                    на радость

            приближающегося металла…

 

 

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.10: Светлана Чуфистова. Всё что было… (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!