Вера Панченко
Критическая статьяЗаметки об эстетике трёх забайкальских поэтов
В городах и весях России много отличных поэтов – факт известный, но мне ближе всех забайкальские – мои земляки. Три поэта (в алфавитном порядке) – Виктор Балдоржиев, Михаил Вишняков, Борис Макаров – из старшего поколения, и мне примерно понятны пути их творческого становления. А самое главное то, что у вышеназванных поэтов – масштабная, самобытная, художественно полнокровная и этически здоровая поэзия. И многими своими достоинствами, я уверена, они обязаны родной забайкальской земле, красотам её рельефов и природы. Родная земля – их общая основа, физическая, но есть ещё и метафизическая (культурологическая) – это эстетика. Поэзия – такая страна, где всё, что оказалось на её просторах, судится по законам эстетики. Творчество наших поэтов – превосходный, полный ответ на все эстетические требования. Авторы в процессе работы над произведением, разумеется, о них не думают – здесь задача для аналитика. Что такое эстетика? По-моему, это дорога к совершенству или, по крайней мере, к законченности форм. Стихотворная форма, внешняя и внутренняя – многопланова, стало быть, и эстетическое решение стиха также имеет много аспектов. Мелодика строки, колорит и точность метафор, стройное развитие мысли и – многое другое… Вот стихотворение Виктора Борисовича Балдоржиева.
Как пращур
Строки насквозь пронизаны аллитерацией, и эта лёгкая певучая звонкость держит высоко над собой изобразительную структуру стиха. Цветовые мазки лаконичны, выразительны, полновесны. Неожиданное смешение двух цветов в первой строке, метко схваченное определение «зеленеющей» во второй, заставляющее увидеть яркую картинку вечерней замерзшей реки – объёмный, уверенный в себе визуальный ряд. Семантическое наполнение стиха – такое же лаконичное. Одним образом «как пращур мой древний» автор создает бездонную вертикаль времени. И слово «несмело» закрепляет эту вертикаль: эмоционально во временах ничего не изменилось – простор читательскому воображению даётся полный. Звезда, отражённая во льду, светит с вышины – она же и мироздание, в котором невероятно холодно… И здесь, на земле, на этой реке, – тоже холодно. Но какой спасительный, позитивный заключительный удар: «А во льду полыхает звезда». А может, и не спасительный – и весь огромный холодный мир с полыхающей звездой равнодушен к одинокому человеку на льду… В любом случае, здесь каждое слово – под током высокого напряжения. Напряжение это – эстетическое. Стихотворение «Как пращур» лучится, словно искусно огранённый драгоценный камень… К стихам Виктора Борисовича ещё вернусь в конце заметок.
Михаил Евсеевич Вишняков, на мой взгляд, по психологической характеристике – экстраверт. В этом убеждают стихи – они по преимуществу длиннострочные и многострофные, строятся неспешно, из широких повествовательных полотен.
Теплынные ветры стучат в мою дверь,
Его повествования густо и надёжно оснащены неожиданными эпитетами:
Здесь,
Наряду с эпитетами строку двигают, заряжают энергией жизнестойкие сравнения:
Крепок август,
Точный глазомер нередко выдвигает на передний план метафору:
Не спал Дозор, прислушивался, и,
Немало есть у Михаила Евсеевича и короткострочных, компактных стихов. Вот одно из них – о невозможности запечатлеть в себе все красоты безбрежных природных картин.
Всей брусники, спеющей в распадке,
В форме отрицания – не успеть, не напиться, не потрогать – поэт занят утверждением красоты мира. В этих строках особенно выявляется его художественное свойство соизмерять себя с миром. Каждым изобразительным средством, каждой семантикой поэт как будто сопоставляет себя, свои возможности с масштабом окружающего мира – с мастеровыми сельчанами, любимой женщиной, даурской степью, лесным зверем, многокрасочной тайгой… У поэта есть дополнительный угол зрения – по-моему, черта экстраверта – который помогает ему пропускать фактуру через свой художественный фильтр. При этом идёт колоссальный подсознательный отбор лексики, единственно необходимой для данной формы и её содержания… В результате читатель обогащает свой языковой запас, своё духовное пространство, которое, на мой взгляд. представляет собой, главным образом, иррациональность, часть которой, как предмышление, состоит из образной системы и всегда нуждается в художественной подпитке. Обильно питает нас Михаил Евсеевич живописью и величием своей поэзии. Чем ярче поэзия – тем необходимее читателю.
Борис Константинович Макаров держит в своих руках кисточку тонкую, нежную – для акварели.
Осеннее утро
Но даже в этом утреннем безмятежном мире нет однородности – в него вплетается громкий плач одинокой пичуги, на который откликается поэт всей глубиной своей восприимчивости. Поэт жаждет гармонии, но в реальности её нет. И уже сложное чувство владеет им, соединяющее в себе противоречивые движения души. Поэт зорок – он видит за этими противоречиями нечто более глубокое: крайности бытия.
Птицы
Крайности бытия – это жизнь и смерть, и отчаянная схватка между ними, в неисчислимых вариантах и проявлениях которой – разрушение и созидание, негатив и позитив. Творческое подспудное мировосприятие поэта как цельной личности – гармоническое (главный эстетический посыл), и это единство мира диктует автору позитивное решение природной драмы, наделяя перелётных птиц глубиной чувства любви и гуманности, по сути дела, своими чувствами. Поэты – созидатели по определению, не могут не реагировать на разрушительные процессы в реальной жизни, понимая их особенно глубоко и болезненно именно с позиций созидателей и творцов красоты.
В своём измерении беспредельных величин и трагичного обнажения коллизий мыслит о бытийных процессах Виктор Борисович Балдоржиев:
Мы уходим… А разве мы жили?
Непримиримый, критический анализ реальности в поэзии имеет прямое отношение к эстетике. Позволю себе сравнить его с точностью диагностики: исцеляйтесь, господа, очищайте свой внутренний мир, направляйте свои устремления в чистое русло положительных чувств и поступков. Эстетическое руководство вам дано! Мне кажется, здесь уместно вспомнить о древнегреческом катарсисе. Удивительно, что историческая толща времен пронизывается единым свойством поэзии/искусства и единой во все времена потребностью человечества в этом свойстве. Высокохудожественная поэзия (читатель пусть сам решает, сколько шагов нашим поэтам до совершенства) вызывает в душе читателя возвышенные, позитивные чувства – о чем бы она, поэзия, ни поведала – своей структурой, законченностью форм, своим живописным колоритом, несущим жизнелюбие. Живой организм стиха не только передаёт замысел автора вкупе со всем его духовным полем, но он и сам создаёт свои горизонты и свой эстетический настрой. Вот почему, вникая в строки наших поэтов, мы, читатели, всегда – в высоком полёте.
Я спал в степи и был природой,
Заканчиваю свои заметки этой лирично-торжествующей нотой Виктора Борисовича о самом, наверное, его сокровенном. Родная и горячо им любимая земля по-матерински щедро наградила его натуру не только чувством красоты, но и победным талантом, умеющим в благородных формах стиха передать глубину этого чувства своим современникам. Живая пульсация полнозвучной забайкальской поэзии – уникальное культурное явление, создавшее свой собственный портрет в контексте высокой русской эстетики.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов 06.03.2024 Журнал Ваш вызывает искреннее уважение. Оригинальный, стильный, со вкусом оформленный, имеюший своё лицо. От души желаю Вам удачи, процветания, новых успехов! Владимир Спектор 22.02.2024 С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы. Александр Краснопольский
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Комбинированные вешалки цена - напольные вешалки magazin-veshalok.ru. . https://bettingcafe.ru/bookmakers/ |