HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Александр Либиэр

История эзотерики. Часть 5. Дзэн.

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.09.2007
Оглавление

1. Глава 1. Что такое «дзэн».
2. Глава 2. Теория и практика дзэн.
3. Глава 3. Основные этапы развиитя дзэнской традиции.

Глава 2. Теория и практика дзэн.


 

 

Четыре печати.

Квинтэссенция дзэнского мировоззрения заключена в четырех печатях – теоретических принципах, которые имеют свое обоснование, но зачастую принимаются как аксиомы. Эти четыре принципа следующие:

  1. Все составное непостоянно;
  2. Все загрязненные объекты есть страдание;
  3. Все явления пусты и не имеют самости;
  4. Нирвана есть покой.

Только не стоит путать четыре печати с четырьмя благородными истинами. Печати – это всего лишь теоретические основоположения дзэнской доктрины. Они сформулированы Сиддхартхой как суть его мировоззрения. В центре же дзэн-буддизма стоит учение о «4 благородных истинах». Эти истины были восприняты Сиддхартхой как результат просветления.

 

Критерий истины в дзэне и принцип четырех опор.

Несмотря на то, что многие адепты дзэнской традиции принимают четыре печати как аксиомы, эти мировоззренческие суждения проверяются логикой и подтверждаются практикой. Сам Гаутама по этому поводу говорил следующее: «Как проверяя золото, его плавят, режут и трут, так и монахи и пандиты должны принять мои слова не из почтенья ко мне, но после тщательного анализа». Поэтому в дзэне считается, что если человек принимает положение, противоречащее логике, то его нельзя считать ни компетентным, ни авторитетным в данной области.

 

В этой связи у буддистов имеется свой критерий истины, которым пользуются адепты, при получении нового знания. Этот критерий мы условно называем критерием Будды и выглядит он следующим образом: «Не верьте тому, о чем вы слышали: ни традициям, лишь потому, что они дошли до нас из древности; ни тому, что было сказано многими; ни писаниям мудрецов; ни досужим домыслам; ни тому, что представляется вам привычной истиной; не принимайте на веру голый авторитет наставников и учителей. Но вы должны верить, когда Писание, доктрина или сказание подтверждается вашим собственным разумом и сознанием и ведет ко благу всякого и всех. Лишь тогда примите все это и живите сообразно этому» (Цитата по книге: Max Miller, Three Lectures on the Vedanta Philosophy, London: Longmans, Green and Co, 1984).

 

Таким образом, мы видим, что именно логическое рассуждение признано в дзэне основным методом, позволяющим различать что является определенным, а что требует толкования.

 

Как именно следует проводить анализ в поиске истины? Для этого Сиддхартха установил принцип четырех опор, который является неизменным дополнением критерия Будды. Эти четыре опоры, которыми следует всегда пользоваться в отыскании истины, следующие:

  1. Не опирайтесь на личность, опирайтесь на учение;
  2. В учении же не опирайтесь на слова, опирайтесь на их смысл;
  3. Что же касается смысла, опирайтесь не на истолкованный смысл, а на точный;
  4. Что же касается точного смысла, опирайтесь не на обычное сознание, а на высшую мудрость.

Таким образом, необходимо отметить, что в дзэнской, как, впрочем, и во всех остальных традициях, огромное внимание уделяется развитию в человеке способностей разума. Несмотря на то, что первенство все же отдается интуиции, разум и развитие его способностей никогда не оставался забытым в Традиции.

 

Четыре благородные истины.

Сущность пробуждения Гаутамы заключалась в открытии им четырех истин, которые теперь принято называть благородными. Вот эти основные истины:

1)       все сущее в нашем мире преисполнено страдания;

2)       у всякого страдания есть причина;

3)       всякому страданию можно положить конец;

4)       существует путь, ведущий к прекращению страданию.

Сиддхартха говорил:

«Это – истинные страдания, это – истинные источники, это – истинные пресечения, это – истинные пути.

Страдания следует познать, источники их – устранить, пресечение страданий – осуществить, пути к освобождению следует пройти.

Страдание следует познать – тогда не останется страданий, которые следовало бы познать. Источники страданий следует устранить – тогда не останется источников, которые следовало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить – тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществлять. Пути следует пройти и тогда не останется путей, которые следовало бы проходить».

Таковы четыре благородные истины с точки зрения их сущности и необходимых действий, с ними связанных. Рассмотрим теперь аспекты этих четырех благородных истин. Всего этих аспектов шестнадцать. Они устанавливаются в противовес шестнадцати связанных с ними заблуждениями. Каждой из четырех благородных истин соответствует четыре аспекта.

 

Истина страдания.

Истина страдания характеризуется такими качествами, как непостоянство, страдание, пустота и бессамостность. Постижение этих четырех качеств противостоит четырем свойственным нам заблуждениям относительно того, что действительно является страданием, несчастьем. Эти заблуждения состоят в том, что страдания якобы чисты, приносят наслаждение, непреходящи и обладают собственной сущностью.

 

Тот факт, что психофизические совокупности, или скандхи, имеют изменчивую природу, позволяет установить, что они непостоянны. Поскольку же эти скандхи находятся под властью иной силы, а именно силы загрязненных действий, они по своей сути также являются страданием. Таким образом, в данном случае страдание означает пребывание под властью иного.

 

Так как скандхи лишены собственной независимой сущности, говорят, что они пусты от постоянного, неподверженного рождению и разрушению «я». Поскольку наше «я» не имеет собственной фактической основы, отдельной от пяти скандх, то, когда скандхи возникают и разрушаются, «я» тоже должно возникать и разрушаться вместе с ними. Следовательно, постоянного «я» не существует. К тому же скандхи бессамостны в том смысле, что они не являются неким самодостаточным «я».

 

Истина источника страдания.

К четырем аспектам Истины источника страдания относятся причина, источник, условие и сильное порождение. Им соответствуют следующие четыре заблуждения: страдание беспричинно; источник страдания коренится в одной-единственной причине; страдание порождается по воле Бога; состояния страдания непостоянны, но природа их постоянна. Четыре аспекта источника страдания служат противоядием от этих заблуждений.

 

Страдание берет начало в привязанности, следовательно, привязанность является причиной страдания. А поскольку привязанность, к примеру, снова и снова порождает страдание как свое собственное следствие, она является источником (подразумевается, что у страдания не одна, а множество причин). Далее, так как привязанность порождает сильное страдание как свое собственное следствие, она является сильным порождением. Более того, привязанность к сансаре служит вспомогательным условием для порождения страдания и, следовательно, характеризуется как условие.

 

Истина пресечения страдания.

К четырем аспектам Истины пресечения страдания относятся: пресечение, умиротворение, высшее благоприятствование и бесповоротный выход. Соответствующие им заблуждения сводятся к следующему: освобождения вовсе не существует; освобождение есть некое загрязненное состояние; освобождение есть то, что в действительности является состоянием страдания; освобождение существует, но оно обратимо. В качестве противоядия от этих заблуждений необходимо осознать, что Истина пресечения страдания – подлинное пресечение в том смысле, что любые устраненные страдания устранены окончательно и бесповоротно. Следует также усвоить, что Истина пресечения страдания является умиротворением, поскольку любые умиротворенные клеши умиротворены окончательно и бесповоротно. Истина пресечения страдания считается высшим благоприятствованием, так как пресечение – это состояние отделения от клеш, которое по своей сути благотворно и приносит счастье. Более того, истина пресечения страдания обусловливает бесповоротный выход из состояния страдания, потому что любой преодоленный уровень страдания преодолен полностью и бесповоротно.

 

Истина пути.

Истина Пути характеризуется как путь, пригодность, достижение и полное избавление. Этим четырем аспектам соответствуют четыре заблуждения: пути к освобождению не существует вовсе; мудрость, постигающая бессамостность, не есть путь к освобождению; путь к освобождению есть некий вид сосредоточения; ни один путь не избавляет от страдания навсегда. Каким образом постижение четырех аспектов истинных путей может противостоять этим четырем заблуждениям? Поскольку мудрость, постигающая бессамостность, способна достичь освобождения, она есть путь. Поскольку клеши действительно непригодны, путь, порождающий мудрость, постигающую пустоту, является пригодным, подходящим. Поскольку этот путь непосредственно и безошибочно постигает истинный способ существования вещей, он является достижением. А также, поскольку мудрость, постигающая бессамостность, полностью искореняет сансару, она есть полное избавление.

 

Двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения.

Клеши порождают карму и удерживают душу в сансаре. Весь этот механизм удержания в сансаре держится на двенадцати звеньях.

 

Первое звено двенадцатичленной цепи – безначальное неведение – это сознание, воображающее самобытие. Есть, однако, и вторичный тип неведения – заблуждение в отношении кармы, то есть действий и их последствий.

 

Второе звено – это составное действие, или карма. Действия бывают трех видов: благие, неблагие и нейтральные.

 

Третье звено – сознание, которое в своем причинном аспекте является сознанием, служащим основой для кармических отпечатков. Когда мы под влиянием неведения накапливаем неблагую карму, причинным фактором намерения является неведение относительно отсутствия самобытия, а фактором намерения во время совершения самого действия служит неведение относительно результатов этого действия. С таким неведением мы совершаем действие, которое, в свою очередь, откладывает в сознании семя, или отпечаток. При благой карме причинным фактором намерения также является неведение относительно отсутствия самобытия, и в таком случае мы совершаем благое действие, которое откладывает отпечаток в сознании. Сознание, в котором остается отпечаток, называется «сознанием-причиной». А «сознание-результат» есть первый момент сознания в новом воплощении.

 

Посредством этих трех факторов – неведения, побуждаемого им действия и сознания, в которое закладывается семя кармы, – создаются имя и форма существа в новой жизни. Посему к четвертому звену цепи взаимозависимого происхождения относятся имя и форма. «Форма» здесь – это скандха формы, а «имя» – остальные четыре скандхи ума: ощущение, различение, волевые импульсы и сознание.

 

В результате возникновения имени и формы возникают шесть опор чувственного восприятия – чувственные силы зрения, слуха и прочего. Это – пятое звено.

 

Затем, в связи с порождением шести опор чувственного восприятия, появляется соприкосновение, различающее привлекательные, непривлекательные и нейтральные объекты при соединении чувственной силы, сознания и соответствующего объекта. Это и есть шестое звено.

 

В результате соприкосновения – восприятия объекта как привлекательного, непривлекательного или нейтрального в момент соединения чувственной силы, сознания и соответствующего объекта – возникают ощущения, приятные, неприятные или нейтральные. Это седьмое звено.

 

Вследствие этих ощущений возникает влечение – нежелание расставаться с удовольствием и желание избавиться от страдания. Это восьмое звено.

 

Затем, из-за влечения, или привязанности, к четырем видам объектов, возникает девятое звено – цепляние, которое бывает четырех видов:

1). Страстное цепляние, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к образам, звукам, запахам, вкусовым ощущениям и объектам осязания.

2). Цепляние за ложные взгляды, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к омрачающим воззрениям, за исключением ложного воззрения на преходящее собрание (скандхи) как на самосущие «я» и «мое».

3). Цепляние за порочную этику и порочное поведение, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к неподобающей этической системе или неподобающему поведению, которые человек считает превосходными.

4). Цепляние за «я», то есть желание, предполагающее сильную привязанность к ложному воззрению, рассматривающее преходящее собрание как самосущие «я» и «мое».

 

Итак, влечение является причиной возникновения цепляния, и порождение любого из этих четырех видов цепляния «питает» семена, заложенные в причинное сознание совершенными прежде действиями. Тем самым карма обретает силу, необходимую для возникновения следующей жизни. Полностью насыщенная такими семенами карма составляет десятое звено взаимозависимого происхождения – существование.

 

В этом случае причина – карма, полностью насыщенная семенами – носит название ее следствия, то есть существования в следующей жизни. Таким образом, цепляние подпитывает или взращивает карму, так что она обретает готовность ввергнуть существо в следующую жизнь. Затем, после смерти, начинается промежуточное состояние между жизнями, после чего возникает рождение, или зачатие, – одиннадцатое звено цепи взаимозависимого происхождения.

 

Рождение предопределяет последующие старение и умирание, или двенадцатое звено.

 

Прекращение последующих звеньев двенадцатичленной цепи возможно лишь при условии прекращения предыдущих. Поэтому, если вы хотите избавиться от страдания, сопровождающего старость и смерть, вам придется избавиться от неведения. Итак, существованию этих скандх, обусловленных загрязненными действиями и клешами и имеющих природу одного лишь страдания, можно положить конец, если избавиться от неведения.

 

Ступени дзэн (восьмеричный путь).

Четвертая благородная истина, или Истина пути, декларирует о том, что есть путь, ведущий к спасению. Этот путь состоит из восьми ступеней, или звеньев, осуществляя которые человек разрушает двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, достигает разрыва сансары и спасения. Эти ступени восьмеричного пути следующие: 1) праведное воззрение, 2) праведное стремление, 3) праведная речь, 4) правильное поведение, 5) праведная жизнь, 6) праведное усилие, 7) праведное созерцание, 8) праведное размышление.

 

Под "праведным воззрением" понимается знание "четырех благородных истин", "праведное стремление" – это решимость усвоившего "четыре благородные истины" воплотить их в собственную жизнь; "праведная речь" – это речь, в которой отсутствуют грубость, ложь, клевета; "правильным поведением" следует считать прежде всего соблюдение пяти моральных заповедей ("панча-шила"): отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от супружеской измены, от употребления алкоголя; "праведная жизнь" предполагает существование только на средства, добытые честным трудом; "праведное усилие" трактуется как направленность воли на преодоление всего того, что привязывает сознание к жизни; "праведное созерцание" – постоянная сосредоточенность сознания на способах преодоления земных привязанностей, на том, что уже достигнуто и осмыслено на пути к спасению; "праведным размышлением" следует считать путь постепенного совершенствования собственного духа, достижение большей независимости от мирской жизни. Последнее звено является главнейшим и решающим во всем "благородном срединном пути", его итогом и сущностью, высшей и наиважнейшей задачей, принципиальной ступенью, ведущей к достижению нирваны.

 

Далее, необходимо сделать замечание о том, что основы "срединного пути спасения" были открыты Богом еще Моисею. Так мы находим в некоторых из десяти священных заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай, поразительное сходство с основными заповедями буддийского вероучения. Для большей наглядности приведем цитату из Торы: «Изрек Бог все слова, говоря: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающей детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа Бога, твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20:1-17).

 

Мы видим, таким образом, что эти заповеди хоть и не столь широко раскрывают "срединный путь спасения", как это имеет место в пророчествах Будды, но они, по крайней мере, и не противоречат им. Вся сущность их сводится к напутствию человека к тому, чтобы он учился любить Бога превыше себя самого (первые 4 заповеди), а ближнего своего (т.е. другого человека) – как себя самого (остальные 6 заповедей). Но мы видим также, что, в отличии от буддийских заповедей, в Моисеевых присутствуют те, которые регулируют отношения человека к Богу (первые 4 заповеди). В буддийском вероучении, как это ни парадоксально, мы вообще не находим понятия Бога, т.к. в отличие от Моисея, пророчества которого основывались на непосредственном контакте его с Богом и тех откровениях, которые Бог передал ему из уст в уста, Будда пророчествовал, основываясь на тех "четырех благородных истинах", прозрение которых осветило всю его жизнь, наполнив ее единым смыслом, сущность которого сводилась к следующему: жизнь человека должна быть подчинена спасению его души, т.е. достижению состояния нирваны, – что приводит к разрыву колеса сансары и освобождению от последующей инкарнации в нашем грешном мире.

 

Мы вправе, таким образом сделать вывод о том, что учение Будды и учение Моисея, дополняя друг друга, представляют собой, в сущности, одно и то же учение. Только Будда постиг азы этого учения самостоятельно, а Моисей получил эти азы при передаче Писания на горе Синай.

 


Оглавление

1. Глава 1. Что такое «дзэн».
2. Глава 2. Теория и практика дзэн.
3. Глава 3. Основные этапы развиитя дзэнской традиции.

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!