HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роберт Кармин

Случай на водах

Обсудить

Пьеса

 

Роберт Кармин

 

Сергей Николаев

 

 

 

Документальная фантазия

 

Одноактная пьеса в десяти картинах с прологом.
Действие происходит в Пятигорске летом 1841 года.

 

Памяти литературоведа Владимира Левина

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.03.2012
Оглавление

6. Картина IV
7. Картина V
8. Картина VI

Картина V


 

 

 

П е ч о р и н. Ну как, Учитель, вам эти рассуждения? Хвала способностям людским! Экая, однако, проницательность! Это я, конечно, не о последней реплике, дескать, Печорин – живее всех живых, и даже вас, Учитель... Чуть в краску меня не ввели...

 

Д е м о н. О, не скромничай! Ты и впрямь наделён недюжинными способностями, силами, так сказать, необъятными! И я по-настоящему понял это, только увидев тебя теперь...

 

П е ч о р и н (кланяясь). Покорно благодарю! Из ваших уст, Учитель, услышать такую оценку моей скромной персоны особенно лестно.

 

Д е м о н (в сторону). Паяц!

 

П е ч о р и н. Да, Учитель, всё хочу спросить: как вам здесь? Не дует ли?

 

Д е м о н. Скажи, какая забота! Теперь не удивляюсь, что встретил меня именно ты.

 

П е ч о р и н. А кто должен был? Уж не ангелы ли? И где я вам здесь ангелов возьму? Да и на кой бес они вам? Знаете, они, ей-богу, иной раз такими злыми голосами поют... К тому же там, у них, скучно – тоска, тоска смертная! Поверьте, Учитель, как на исповеди говорю... Так что вам вряд ли бы там понравилось.

А тут замечательные экземпляры попадаются! И сколько ещё прибудет! Так что и у нас есть свои преимущества. Да вот хоть бы к Александру Сергеичу сходить вам представиться! Обрадуется ведь как ребёнок, право! Александр Сергеич, кстати, очень высоко нашего создателя ценит. Вот в жизни им знакомство свести, увы, не довелось. А тут ведь у нас всё запросто, без церемоний!

 

Д е м о н. Постой-ка... Что, Александр Сергеевич – тоже ЗДЕСЬ?

 

П е ч о р и н. Пока – конечно. Да вы меня просто умиляете, Учитель! Неужто вы и впрямь считали, что его, да с таким грузом, ещё куда-то пустят? Да-а, с Александром Сергеичем о мно-огом можно было бы поговорить... Глядишь, так бы и пару-тройку веков скоротали – время быстротечно!

Но что-то вы вроде как снова приуныли? Нет, но какова неблагодарная человеческая природа! Как там было у вас с создателем?

 

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил
.

 

Ну, как все устроилось, не мне, видно, судить...

 

Д е м о н (с горькой усмешкой). Уж не думаешь ли ты теперь, что он обращался к тебе?

 

П е ч о р и н (ёрнически). Понимаю, где ж нам, дуракам, чай пить! Но до Бога, как говорится, высоко... Да и, как тонко подметил наш создатель, «Он занят небом, не землёй». И уж тем более нет Ему дела до нас. Припоминаете, у Александра Сергеевича?

 

...нет правды на земле,
Но
правды нет и выше...

 

Для вас это не должно быть новостью! Уж мне ли не знать?.. Ведь мы оба – плоды трудов нашего создателя, не всуе он будь помянут. Просто вас он сотворил в своем сознании, а меня... Я всегда был немножко вашей и его обезьяной. Этаким канатным плясуном. Который в любой момент мог по вашей воле разбиться насмерть. И на кого всегда можно было с усмешкой показать пальцем. Клоуном, если хотите...

 

Д е м о н. Ты не клоун. Ты – паяц.

 

П е ч о р и н. И клоун тоже. Точнее – арлекин. Но арлекин, как видно, неплохой! И, кстати, имевший немалые виды на будущее. Пусть хоть и под другими именами! Ведь был я у вас когда-то и Александром в «Двух братьях», и Арбениным в «Маскараде»... Мог бы и дальше вас с создателем вкупе с почтеннейшими читателями развлекать. И как было бы славно! Представьте себе: наш создатель...

 

Д е м о н (резко). Довольно! (После паузы.) Где я?

 

П е ч о р и н (иронично, склонив голову набок). На воздушном океане! Увы, без руля и без ветрил. А не хотите ли их обрести? Теперь...

 

Д е м о н. Мне надоела эта болтовня. И думаю, тебе больше нечего здесь делать. Я хочу видеть того, кому ты служишь.

 

П е ч о р и н. А-а... Уж не того ли, кого наш милый лорд вывел под именем Люцифера? Ну конечно! Зачем какие-то посредники! И вы, наверное, решили, что вам предстоит теперь полёт с ним? И, конечно, не побоитесь вступить в царство Смерти...

 

О бесконечный и угрюмый мир
Скользящих теней, призраков-гигантов,
То явственных, то смутных, но всегда
Печальных и величественных, – что ты?
Жизнь или смерть?
Дж. Г. Байрон. Каин. Перевод И.А. Бунина.

 

Однако каков перевод из Байрона, а? Не написан он, правда, пока. Но будет. И много чего ещё будет! Стоит ли спешить куда-то от нашей Земли?

А хотите узнать, что случится уже совсем скоро?

 

Д е м о н. Валяй. Только я всё больше сомневаюсь, что тебе можно верить. Но надо же себя хоть чем-то развлечь. В этом мрачном захолустье. Итак?..

 

П е ч о р и н. ...Признаться, Учитель, я всегда имел мнение, что люди склонны обходиться с себе подобными не по-людски. Но чтоб настолько! Эти пятигорские попы поначалу просто отказывались нашего создателя хоронить, хотели лишить его отпевания...

 

Д е м о н (иронично). Странно, однако, слышать такое сожаление от тебя...

 

П е ч о р и н. Я – не о себе, я – о них. К чему бишь я? Да, отпевание... Так мало того: эти олухи, его друзья, не удосужатся отметить место его гибели. Ну как вам это нравится?! И даже место его первого погребения – на Пятигорском кладбище: могильный камень сбросят в разрытую могилу, и со временем его, конечно же, никто не найдёт, как и точное место дуэли. И благодарные потомки останутся, так сказать, без «святынь».

 

Д е м о н. Постой... Я не ослышался? Ты сказал «первого погребения»?

 

П е ч о р и н. Не ослышались. Первого! Потому как его не раз будут выкапывать.

 

Д е м о н (как бы самому себе). Значит, и теперь это несчастное тело не оставят в покое...

 

П е ч о р и н. Видать, по их понятиям, не заслужило оно покоя-то. Опять же, всё как лучше захотят сделать! Одним словом, первый раз выкопают его потому, что многоуважаемая бабушка Елизавета Алексевна добьётся дозволения перезахоронить тело внука в Тарханах. А посему гроб поместят в свинцовый ящик и так же, в ящике, зароют рядом с гробом матушки. Без малого через сто лет некие ученые мужи, задумав увековечить память нашего создателя и сделать из его имения музеум, снова выроют ящик, вскроют и его, и гроб – чтоб наверное убедиться, что там именно его бренные останки, а не мои, к примеру, хм... – и его прах у них на глазах действительно рассыплется... в прах.

После чего оставшуюся пыль снова заточат в два ящика – деревянный и свинцовый – но уже не закопают, а выставят напоказ всем любопытствующим в подвале часовни... Да вы как будто меня не слушаете?

 

Д е м о н (после паузы). Отчего же...

 

П е ч о р и н. Вижу, расстроил я вас, Учитель. Но что ж поделаешь, таковы люди! Ну так я продолжу?

 

Д е м о н. Попробуй.

 

П е ч о р и н. Легко. Государь император Николай Павлович при получении известия о кончине нашего создателя уже изволил произнести: «Собаке – собачья смерть!»

Кстати, вот какое упоминание об этом печальном факте поместила газета «Одесский вестник». Некий господин Андреевский, пространно описывая очередной сезон на водах и целебные источники, лишь в последнем абзаце упомянул, что «15-го июля, около 5-ти часов вечера, разразилась ужасная буря с молнией и громом: в это самое время, между горами Машуком и Бештау, скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов...» Как видите, всё ожидаемо.

Но ещё забавнее то, что начнут вытворять с памятью о нём люди в несколько более отдалённом будущем, уже в следующем веке. Рассказать ли?..

Дорогие его сердцу места постигнет довольно жалкая участь. Усадьбу его дядюшки Столыпина, к примеру, – любимое им Середниково под Москвой – превратят в чахоточную лечебницу и назовут её... «Мцыри».

 

Д е м о н (от неожиданности смеётся). Ты шутишь?

 

П е ч о р и н. Ну вот вы и повеселели! Увы, не шучу. Надеюсь, вы не обижены, что не «Демон»?

 

Д е м о н. Да я вроде бы чахоткой не страдал.

 

П е ч о р и н. Да Мцыри как будто тоже.

 

Д е м о н. Может, они как-то неверно истолкуют слова: «Я вырос в сумрачных стенах»?

 

П е ч о р и н. Возможно. И не только эти! Некоторые переврут, иные вообще выбросят – за несоответствие их вкусам и понятиям... Да, кстати, будут ещё говорить, что Лермонтов перед тем, как очередное сочинение Краевскому снести, Пушкину его показывал – для одобрения, значит...

Так о чем бишь я? Ну да, его имение, Тарханы...

 

Д е м о н. Только не говори, что там тоже устроят лечебницу...

 

П е ч о р и н. К счастью, нет. Но на втором этаже дома, где его с бабушкой жилые комнаты, будут разводить... индюшек.

 

Д е м о н. Интересный проект! А почему индюшек, а не, скажем, ворон? И почему в барском доме? Разве другого места не нашлось?

 

П е ч о р и н. Потому что ни бар, ни холопов к тому времени не станет. Точнее, заместо бар управлять всем начнут холопы.

 

Д е м о н. Эт-то еще почему?

 

П е ч о р и н. Потому что

 

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт.
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон...

 

Д е м о н. И это случится...

 

П е ч о р и н. Всего-то через 76 лет. А потом явится и «мощный человек» с булатным ножом. Да, его матушка довольно скоро родится совсем недалеко отсюда, по ту сторону Большого Кавказа. Как, кстати, вам такие стихи?

(Декламирует с чувством.)

 

Когда луна своим сияньем
Вдруг озаряет дольний мир,
И тень ее за дальней далью
Исходит синевой в эфир,
Когда над рощей безмятежной
Взмывает песней соловей
И саламури голос нежный
Звучит всю ночь в душе моей,
Когда, переведя дыханье,
Вновь родниковый ключ звенит,
Когда в тревожном ожиданье
Бессонный лес в ночи молчит,
Тогда гнетущий сумрак бездны
Развеется в родном краю,
И сердцу голосом небесным
Подаст надежда весть свою...
Стихотворение И.В. Джугашвили в переводе Льва Котюкова. Цит. по: Иосиф Сталин. Стихи. Переписка с матерью. Москва–Минск, 2006.

 

Ничего не напоминают?

 

Д е м о н. Когда волнуется желтеющая нива...

 

П е ч о р и н. Именно! Эти стихи, между прочим, как раз тот «мощный человек» и напишет. По-грузински. В юности. А дальше не до стихов ему будет. Но ценителем литературы останется. И романтиком. В душе. Но вот для России станет сущим бичом Божьим. Да такое превращение уже не будет удивительным! Вы, возможно, даже видели в Петербурге одного субтильного юношу из Михайловского инженерного училища... Кондуктора Достоевского. Так вот, через восемь лет он встанет с балахоном на голове к смертному столбу. Но расстрелян не будет. А создаст литературные опусы, в которых докажет, что романтику, чтобы стать бесом, нужно сделать только один небольшой шаг. Вот этот шажок многие сделают... И не только в России. Совсем скоро... да, скоро родится мыслитель, который скажет, что нужно защищать не слабых, а сильных. Ведь посредственность всегда боится сильных. И убивает их. Беда в том, что слишком многие возомнят, будто они – сильные. «Мы все глядим в Наполеоны!» Потому они совсем разучатся ценить человеческую жизнь, и именно в столетие со дня рождения нашего создателя и в столетие его смерти мир будет гореть в страшных войнах. Так что и благодарное Отечество его не помянет – не до того будет.

Таковы люди, Учитель, вам ли не знать...

 

Д е м о н. Что они будут думать об этой дуэли?

 

П е ч о р и н. О, они примутся судить да рядить на все лады и столько всего на нашего создателя выльют, что, право, даже и говорить не хочется.

 

...настанет час кровавый,
И я паду; и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений...

 

Да вы и сами можете догадаться, о чем они будут судачить: о том, что Грушницкий списан с Мартынова, а с его сестры Натальи, с которой у него якобы роман был, – княжна Мери... Но будут и в высшей степени оригинальные предположения! Одно из них – что стрелял в него из кустов в одно время с Мартышкой некий поп, уличённый в убийстве и нанятый жандармами в обмен на помилование.

 

Д е м о н. Это что ж за поп такой, чтоб из кустов прямо в сердце попасть?

 

П е ч о р и н. Да это бы ладно! Иные ещё додумаются до того, что у них с Мартышкой сговор был – чтобы тот, значит, ранил нашего создателя легко и его в отставку бы выпустили.

 

Д е м о н. А твою скромную особу никто ни в чём не заподозрит?

 

П е ч о р и н. Найдутся и такие. Скажем так, единицы, и эта гипотеза не получит своего «научного подтверждения». А мысль, кстати, не лишена резона. Особенно если подо мною подразумевать вас... Ну да Бог им всем судья!

 

Д е м о н. А тебе?

 

П е ч о р и н (с нарочитым пафосом). Опять вопросы, которые «мрачат душу и леденят сердце»! Но... (Иронично)

 

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит.

 

Д е м о н. Это ты о чём?

 

П е ч о р и н. Это я о нём.

 

Д е м о н. А я уж было подумал, что о себе...

 

П е ч о р и н. Полноте, Учитель! «Душой высокой» наш создатель не обременил ни меня... (усмехается), ни вас. Так, намёки одни!

 

Д е м о н (как бы самому себе). Однако мы оба – её обременяли...

Кстати, о вопросах, мрачащих душу. Хотелось бы знать: это что (обводит взглядом пространство) – не постоянное моё «место жительства»?

 

П е ч о р и н. К счастью, Учитель, постоянного нет нигде – ни ТАМ, ни ЗДЕСЬ. К счастью! Пока вы здесь – в гостях. И то уж ненадолго (смотрит на часы). Хотя я и по сей час не знаю, чему я обязан счастием принимать вас. И честно скажу: ваш уход ОТТУДА стал для меня неожиданностью. Да и не только для меня... 

 

Д е м о н. И для меня стало неожиданностью... снова увидеть тебя.

 

П е ч о р и н. То-то я заметил, что вы мне не очень обрадовались... Я, признаться, в первый момент даже немного обиделся. И неудивительно! Уж я ли ни старался для нашего создателя?! Я ли ни поддерживал всех его устремлений?! Ну, почти всех. (Выдерживает паузу.)

А знаете, Учитель... Быть может, всё и к лучшему. Да возьмём хоть земную жизнь! Ведь то, что произошло... Напрягите-ка воображение! Разве бренное тело, к могиле которого уже больше месяца ходят «цапли» и «лягушки в обмороке», как называл наш создатель пятигорских девиц, устраивало бы вас в качестве длительного обиталища? Вполне могло статься, что «поэта обыкновенный ждал удел». Представьте-ка себе!

Убелённый сединами старец, маститый писатель, обласканный публикой, критиками, а может быть, даже государем? Не-ет! Сорвиголова, бретёр, лихой офицер, возмутитель женских сердец! Вот таким и останется в памяти людей. А то, не дай Бог, успокоился бы, женился, народил кучу детишек, стал бы под конец какие-нибудь вирши слюнявые марать, и в одно прекрасное утро помер бы от апоплексического удара! Незавидная доля, правда? Хотя я бы, конечно, ещё подождал. Пусть и случай редкий представлялся – не всякий же день такие дураки сыскиваются, чтоб Пушкина или Лермонтова подстрелить! Нет, я бы определённо подождал.

 

Д е м о н. Что ты ходишь, Григорий Александрович, всё вокруг да около?

 

П е ч о р и н. Что хожу? Да вот пытаюсь понять, как же так получилось. Фатально... Всё ведь шло не к тому. Хотя...

Хотя мы слишком увлеклись! Послушаем?

 

 

 


Оглавление

6. Картина IV
7. Картина V
8. Картина VI
480 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 15:18 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!