HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Художественный смысл

По проторённой дорожке

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина «Русская живопись ХХ века» (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то фразы или словосочетания. В данном случае это такое:

«…жизнь, будто выходящая за рамки картины…».

Сказано совсем не о репродукциях, какие я стану демонстрировать.

 

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 6.07.2020
Лошаков. Деревня Старые Омутищи. 1999.
Лошаков. Деревня Старые Омутищи. 1999.

 

Личная ассоциация.

Мне было 16 лет. И я был летом… в пионерском лагере. Не могу теперь объяснить, как такие великовозрастные там оказались. После обеда был мёртвый час. А отобранные были посланы сторожить лагерь от посторонних. Мне достался пост на мосту через узкую, но глубокую протоку. Мост утопал в тени деревьев. Я сел на перила и принялся болтать ногами. Сидел – сидел. Птицы заливались. Я слушал. Или нет. Это аберрация памяти. Я, наверно, насвистывал сам. Песни. Вдруг… Что-то произошло. Я подумал, что кто-то идёт. Хоть окрестные жители знали, что к нам нельзя, и не приходили. Но мало ли что, подумал. Не зря ж ставят охрану – меня вот. Повсматривался в чащу – никого не вижу. Но чувствую, что что-то произошло. Подумал, со мной, может, что? Мысленно обежал всё своё тело. Нет. Со мной всё в порядке. Значит, всё-таки снаружи что-то. Я соскочил с перил и стал вслушиваться и вертеть головой. И – понял. Все птицы замолкли! – Я всё мгновенно понял. Поднял голову и посмотрел на солнце. Куска его уже не было. – То было начало полного солнечного затмения. 30 июня 1954 года в 14 часов, как теперь можно узнать в Интернете.

Пока я не понял, что случилось, я переживал так называемое изменённое психическое состояние. Его часто художники берут как образ. Скажу сразу: чаще всего – это образ иномирия, которое есть идеал такого типа, как ницшеанского. Ницше, в своей ненависти к христианству, иномирие имел в виду как альтернативу христианскому тому свету. Жаль только, не выразился об этом с полной определённостью. Ещё более жаль, что искусствоведы, – например, Шалыгина, – выявивишие в художественных произведениях образы «внепространственной и вневременной» субстанции, стесняются их называть признаком ницшеанства.

Он наступает когда и у кого? – При крайнем из крайних разочарований в жизни, во всём Этом мире. В России в ХХ веке была масса поводов такому переживанию, да и теперь – тоже. Вот Лошаков это и выразил красками. А Манин – словами намёка.

Согласитесь, что перед вами не простой пейзаж, а с – как минимум – намёком на что-то. И не сказать, чтоб оно было оптимистическим.

 

Лошаков. Солнце весь день пробивалось и не могло пробиться сквозь густые облака. 1995.
Лошаков. Солнце весь день пробивалось и не могло пробиться сквозь густые облака. 1995.

 

Лошаков. Ясная поляна. Верхний пруд.
Лошаков. Ясная поляна. Верхний пруд.

 

Лошаков. Край деревни. 2001.
Лошаков. Край деревни. 2001.

 

Лошаков. Улица Набережная в Омутищах. 2004.
Лошаков. Улица Набережная в Омутищах. 2004.

 

В каждой картине, кроме второй, есть очень светлые места. То есть налицо солнечный день. И это противоречит обшей темноте картин, плотности положенных красок. – Что значит это противоречие? – ЧТО-ТО, словами не выразимое.

Отсутствие людей ориентирует на что-то пессимистическое. Антисоциальное. Но мистически тихое. То есть присутствующее всюду, но не замечаемое никем, кроме исключительных.

Можно было б подумать про что-то пробуддистское, бесчувственное, если б не эта густота цвета, какая-то его материальность, что ли. Нет, с тяжёлым и неощутимым для многих присутствием ЧЕГО-ТО бесчувствие не ассоциируется.

Оно скорее возникает от картин противоположного тона, как бы истаивающих в свете и цвете по пути к бесчувствию.

 

Лошаков. Кирилло-Белозёрский монастырь. 1994.
Лошаков. Кирилло-Белозёрский монастырь. 1994.

 

Лошаков. Старые Омутищи в конце лета. 1999.
Лошаков. Старые Омутищи в конце лета. 1999.

 

Лошаков. На террасе, д. Омутищи. 1999.
Лошаков. На террасе, д. Омутищи. 1999.

 

По датам смотреть – Лошаков развивался от смутности к ясности, а там – от пассивного ницшеанства (идеал бесчувствия) к активному, радикально отрицающему весь Этот мир.

 

 

30 апреля 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!