HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 г.

Художественный смысл

Сверхизысканность?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за март 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.03.2020
Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974.
Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974.

 

Или наоборот, что это не ерунда.

Меня ведь никто не заставлял писать об искусстве. Я выдержать безобразия не смог. Читая, как о нём пишут, как ничего в писанине не понятно и как всё это принимают за норму. Словно в сказке Андерсена про голого короля. А там зачастую – и ребёнку видно – говорится вообще не о произведении.

 

Написал и сразу вспомнил пример-опровержение:

«Отдавший в молодости щедрую дань традиционным элегическим темам, Пушкин создаёт теперь своеобразный жанр антиэлегии, когда обращение к пережитым впечатлениям является не поводом для унылых медитаций... но тем родником, который питает надежду на счастье. В воспоминаниях этих звучит не эхо юношеских дерзаний, а особая благодарность жизни, слитая с грустью утрат, – неповторимая “светлая печаль” Пушкина…

Для того чтобы ощутить драматизм пушкинской лирики этих лет, обратимся к стихотворению 1829 г., своеобразному роману сердца, воссозданному лаконичными лирическими средствами:

Я вас любил: любовь еще, быть может…» (Фомичёв).

Далее Фомичёв начинает анализировать и синтезировать. Находит противоречие между: 1А) сумеречным настроением, 1Б) развитием темы «на отрицании («не тревожит... не хочу... безмолвно... безнадежно»)», 1В) единственностью тропа «любовь – угасла», – и… 2) «мольба о счастье любимой» не с собой! Которое в столкновении 1 и 2 даёт катарсис (3), который является «гармоническим доверием к миру», в котором, понимай, и ему, Пушкину, добро перепадёт. Но меня поразило, что до анализирования и синтезирования, презренным, казалось бы, биографизмом: «в молодости… пережитым впечатлениям…  эхо юношеских дерзаний… грустью утрат» – Фомичёв умудрился намекнуть на идеал, которым движим был тогда Пушкин, на идеал Дома и Семьи.

 

Я решил, глядя на безобразие, дескать кто, если не я… Нашёл учебники, поучился и бросился в бой.

Но в учебниках было о шедеврах. И не было о ерунде. И… я и теперь едва ли могу внятно различить графомана. Хоть накопленные тысячи, наверно, примеров проникновения в подсознание автора путём осознания своего подсознания (выше вы видели один пример: оцифровка и акцентирование противопоставления и результата столкновения противоречий не фомичёвские, а мои) мне уверенности в приобретении таки вкуса не дали.

Нет, я чувствую, что Егоршина не зря такими бледными нарисовала себе губы, ещё бледнее – такого же цвета цветок внизу слева, чуть заметными – оттенки этого же оранжевого дала в фоне слева… И т. п. Что перекликается с почти отсутствием лица в автопортрете. Что отдаёт повторяемостью средств (как выше: 1А, 1Б, 1В) одной стороны какого-то противоречия… Но какого?

Да, я знаю, что противоречивость зачастую в упор почему-то не замечаешь…

Но ведь бывает же ещё и противоречивость «текста» от артистизма, а не от того, что авторскому сознанию не дан в подсознании идеал. И артист же это ерунда по сравнению  с глубоким художником. – Так кто эта Егоршина?

 

В 1974-м ей было 48 лет. Наверно, здорово красивая была в молодости.

 

 

 

(Найти фото в Интернете не удаётся. Что знаменательно в свете того, что получилось в рассуждениях ниже.)

Теперь вопрос: она в том автопортрете стесняется, что подурнела? Или это пошлость? Может, она так признаётся, что выпендривалась всегда, а не выражала что-то сокровенное? И это не сокровенное было, а дуля начальникам?

 

 Егоршина. Девочка в саду. 1958.
Егоршина. Девочка в саду. 1958.

 

Или думать, что это у неё серьёзное «фэ» всему Этому скучному-скучному-скучному миру? С его, в частности, романтическим перечитыванием – в который раз – в осеннем парке у белой берёзы письма от него… встреченного летом… – Здесь Егоршиной 32. Она 1926 года рождения. Училась в Ленинграде. Застала в сознательном возрасте ужас сталинских репрессий…

Н-не знаю… Что-то нет чувства истины.

Слова Манина, знатока живописи:

«…импульсы времени и предметные опоры не играют в ее искусстве существенного значения» (Русская живопись ХХ века), –

вроде бы тоже говорят за вневремённость. Что уже почти иномирие… Ницшеанское.

Но…

Что если сама Егоршина подозревала себя в ненатуральности?.. И потому так исчезающе себя изобразила в автопортрете…

Или это исчезание, видное и в «Девочке в саду» (лицо и волосы, собственно, сливаются с осенней листвой, да и скамейка и руки – тоже), всё же достаточно глубоко? Что наша жизнь? – Игра… Цветовых пятен… Слева (в автопортрете) свет, справа – тьма, а посредине человеческая жизнь. Была и не стало. И что было – словно не было: такое всё одно и то же. Что в молодости, что в зрелости…

За пафос исчезновения говорит и такая ассоциация.

 

 Егоршина. Принцесса Каждар. 1958.
Егоршина. Принцесса Каждар. 1958.

 

Каждар – это исчезающая народность туркоманов. А авторская подпись вместо Н(аталья) Е(горшина) превратилась в сдвоенную букву НЕ. Наводит на всеотрицание. Как и незакрашенные куски холста.

Или радость – в, например, мало кем замечаемом отсвете красной шапочки в зрачках принцессы, или (а автопортрете) как бы фиолетовой перчатки – в иных местах белых полос шубы. – Сверхизысканность.

Или это – накручивание себя. В угоду авторитету Манина, зря, мол, не включившего бы в свою книгу ерундового художника.

Н-не знаю…

 

 

4 апреля 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.10: Светлана Чуфистова. Всё что было… (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!