HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Художественный смысл

Какая-то заноза

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 6.02.2020
Иллюстрация. Название: «Снег в парке» (2016 г.). Автор: Джейн Хапплер. Источник: https://www.johuppler.com/new-paintings/attachment/207-snow-in-the-park/

 

 

 

Сумев что-то внятное и доброе написать о рассказе Зуева «Хорей» (тут), мне стало как-то не по себе: чего ж первое, у него прочитанное («Парк Победы», 2017), у меня вызвало такое мерзопакостное переживание. Я перечитал рассказ ещё раз, и меня поразила мысль…

Там есть эпиграф. Такой:

«Число в себе не существует и не может существовать. Существует несколько миров чисел, потому что существует несколько культур. О. Шпенглер».

Он настолько поразителен, что я – по своей, может, дурацкой привычке – проверил, Шпенглера ли это слова. – Шпенглера.

Я-то, в своей разнузданности безответственного размышлизма, считаю, что считать могут даже и не люди. Я даже думаю, что счёт соответствует той вселенной, нашей, которая породила нас (для познания породивших числа). Отдельности есть в нашей вселенной при некоем угле зрения на неё, вот это и определило появление чисел в арсенале живых существ. Была б другая вселенная, с другими параметрами, случившимися при Большом взрыве 13 млрд лет назад – может, там именно чисел было б не нужно.

Наверно, подумал я, Шпенглер, как артист, через наоборот выразился, ибо различение чисел нас, людей, роднит по культуре даже и с иными животными. А культура есть у много кого, кроме человека.

Я стал читать это место у Шпенглера (тут). – Так и есть. Число у него – метонимия (называние части вместо целого – математики). «До настоящего времени всякая философия возрастала в связи с соответствующей математикой». Наверно, рационализм соответствует таким же словом называемым числам – рациональным. А пифагорейство – иррациональным (Пифагор их открыл и целую философию построил). Потом Шпенглер сравнивает уже всеединую математику, как причинность, со всеми религиями, как «идеей о необходимости судьбы». Похожи, мол, если и то, и то именовать тайной (?). – Ну поэт. Дальше идёт то, что процитировал Зуев. И дальше: «Мы встречаем индийский, арабский, античный, западноевропейский числовой тип…». – Я помню, только, что ноль изобрёл индус:

«Вследствие особенностей религии (концепция небытия и вечности, а также происхождения Вселенной из ничего) индийцы могли воспринимать мир более абстрактно, чем арабы и европейцы. Возможно, ноль был придуман из-за того, что индийцы выполняли расчёты, двигая камни на песке, на котором образовывались ямки. Получалось, что нечто превращалось в ничто (ямка). В любом случае первым, кто доказал некоторые свойства ноля, стал именно Брахмагупта».

И Шпенглер пишет:

«…отражается глубокая сущность именно этой, и никакой другой души, той, которая является центральным пунктом как раз соответствующей, и никакой другой культуры».

Рассказ же «Парк Победы» – о бездушии. Которое, понимай, постигло Россию, когда она отказалась от себя (и от своей величайшей в мире Победы) и стала на путь хапания каждого – себе всего, чего ни попадя.

Учёный Гапон чушь несёт про «непроверенную формулу». Лишь бы платили. Помню, стал в зале новинок научной библиотеки читать книгу «Физический вакуум». Дочитал до места, где формула интерпретируется как доказательство существования Бога. Смотрю, кто издал. «Наука». Позвонил одному всезнайке, спрашиваю, как так. Он отвечает: «Год-то издания нынешний?» – «Да». – «А откуда издательству взять деньги, если не печатать и продавать муру?».

А что отцу главного героя остаётся делать, кроме как балдеть перед телевизором, если работы нет?

И от всеобщего экономического упадка никто за парком не следит. Хапуги унесли двери общественного туалета. А я однажды обнаружил, что украдены (увёз ночью кто-то себе на дачу) плиты, которыми выложен был тротуар на малолюдной улице, примыкающей с одной стороны к парку тоже Победы, который я каждый день пересекал, идя к троллейбусу. И общественный туалет там тоже был заброшен, как и в рассказе, а в моём случае посещался, похоже, только гомиками (ибо от всем известной заброшенности туда гарантировано никто не заходил).

А тут в таком туалете милиционер, военный и спортсмен изнасиловали 70-летнюю старуху. Тоже хапуги, особенно, если легко взять и никто не видит.

Свирепствует несвойственный России рационализм.

И что делать в нём человеку не рациональному?

Он – главный герой, неприкаянный, шляется туда-сюда… В кои веки ранней весной, значит, не в отпускное время, он приехал на север, в город своего детства. Безработный?  И, похоже, он не в себе. Нормальный в день своего рождения так себя не ведёт.

Перед нами картина его внутренней жизни. Она – какой-то хаос. Примёнён так называемый персонализм. В голосе автора – голос персонажа. Всё дано как бы с точки зрения персонажа.

Начало:

«Лес уже обтаял. Но утром мягкий снег снова припорошил землю».

Когда лес обтаял: вчера, раз следует «утром» и т. д.? Значит, вчера он ходил в лес. И вот идёт утром, и вспомнил про лес. И где он сейчас?

«Остались лишь кочки с прутьями карликовых берёз, похожих на вилы».

Опять не в городе?

«На примятом ботинками снегу, как капли марганцовки, проявлялись раздавленные ягоды старой брусники».

Или сегодня это парк Победы, как следует из названия рассказа?

«Он шагал в сторону кладбища, прижимая к груди бутылку вина…».

Из дальнейшего ясно, почему на кладбище: там на могилах стоят стаканы. Люди приходят и поминают там своих родных. Зачем стакан носить туда-сюда. Пусть стоит.

А что: дома нельзя выпить? Или в ресторан зайти… Дорого?

Он вспоминает, как он купил бутылку, как попросил продавщицу вынуть пробку… Но это воспоминание плывёт не сразу после того, как в светлое поле сознания попала бутылка во внутреннем кармане пальто у идущего выпить на кладбище. А сперва плывёт воспоминание, как он сбежал от идиотической телепередачи и отца, как он шатался по разным местам, «руководствуясь смутными воспоминаниями детства».  – Хаос.

И в этом хаосе ни он сам, ни, тем более, читатель не может ничего понять. Или «искать женщин, похожих на ту, что оставила тебя» это про него, или – для примера в размышлизме. Или в дурном брожении дум «не знать близости вообще» это у него о себе реальном, или заворот ума человека, которого женщина «оставила». Судя по предприимчивости его, увидевшего на кладбище женщину, если б он был в себе, он бы не мог о себе думать так:

«Ему, не просто не знавшему женщины, а даже не знавшему радости общения с женщиной, любая казалась таинственной и заманчивой».

Он в тюрьме, что ли, с детства сидел, или у него ум за разум заехал от каких-то свежих бед, и он бредит? А как же та, «что оставила»?

Судя по предфиналу, чиканутый он:

«...шагнул к выходу, чтобы убедиться, что по проспекту никто не идёт, но спиной наткнулся на стену. Свет проникал сквозь проём, но образовалась невидимая преграда».

Он задом наперёд шагнул? Отшатнулся от трупа? – Положим. Или он за стену принял преграду? А что за вдруг преграда и почему она невидимая? В первый момент невидимая? Потому что далее – видение сумасшедшему?

«Из тела женщины выделился дух – белый старик в мундире, обвешанном орденами, – и стал говорить, что женщина погибла не просто так. Что она отдала свою жизнь за него, что теперь она должна жить в его память, что всем нужно рассказать, как она вела себя в 19:45, хоть он этого и не видел».

Это дух был невидимой преградой? Но почему дух белый, если преграда невидимая? И если парень отшатнулся от трупа и спиной наткнулся на духа, то парень что: так ретроспективно объясняет себе появление невидимой преграды спине отшатнувшегося себя?

Бред же. Подтверждённый иррадиацией на изнасилованную до смерти… героев войны, в огромном числе лежащих на кладбище, где он 28 минут назад хотел пить за себя по случаю дня рождения.

Финал – тоже бредовые мысли:

«Когда он зашагал в сторону больших ворот, парк погрузился в сумерки. По дорожке вилял широкий пунктир марганцевых капель. Он, пытаясь найти выход из парка Победы, думал, что эти капли – тоже кровь женщины, потому что на героя, как и на злодея, списывают не только всю пролитую кровь, но и всё, что похоже на кровь, и вообще все благородные жидкости. Исключение делают лишь для прозрачного молока матери, но его совсем не видно, даже на снегу».

Но что-то тут есть от правды, широкой и высокой, связанной с преданной Победой (с большой буквы).

 

Есть русский менталитет. Он героический. А если от него отказаться, вопреки максиме Шпенглера, то…

 

Вот такой вывод уже согласуется с тем, что я сделал из рассказа «Хорей». Зуев движим идеалом типа маньеризма (не гнушающимся мистики для самовыражения {вспомните Призрак в «Гамлете» Шекспира}), – идеалом благого для всех сверхбудущего. Теперь я освобожусь от чувства какой-то занозы.

 

 

10 октября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.09: Игорь Литвиненко. Заброшенное месторождение (очерк)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!