HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Струны вечности и души: Виталий Кись

Обсудить

Интервью

 

Беседу ведёт Вера Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 13 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

Приближалась полночь, но уходить не хотелось: фейерверк мелодий в джаз-клубе на Арбате расцветал всё ярче. Даже те, кто устроились за столиками не ради концерта, оторвались от разговоров и слушали, не скрывая восторга. Солировал гитарист-виртуоз Виталий Кись, украсивший программу своими композициями, блестящими и глубокими. Этот вечер, ставший откровением, перелился в беседу с маэстро: о его творчестве и музыке – во все времена.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.02.2022
Виталий Кись
Виталий Кись

 

– Виталий, когда вы осознали свою связь с музыкальным миром?

 

– Наверное, ещё в раннем детстве, как вспоминала моя мама. Было забавно: я, трёхлетний, отрывал ручки от мебели, вешал себе на шею и заявлял, что играю на гитаре. Потом мне вырезали картонную гитару, и я продолжал это изображать. Выбора не было: в восемь лет мама отвела меня в детскую музыкальную школу. Поначалу всё шло уныло, а потом меня передали другому педагогу, Борису Фёдоровичу. У него была потрясающая фамилия – Шопен.

 

– И он ей соответствовал?

 

– Борис Фёдорович был очень громогласным. Чуть что – кулаком по столу, но при этом – сама доброта: он громыхал, но любя. И дело сдвинулось. Я стал играть с увлечением и после окончания семилетки поступил в Харьковское музыкальное училище имени Лятошинского. Это был 1983 год. А в 1987-м поехал поступать в институт Гнесиных. Поступил и остался в Москве.

 

– А как в вашу жизнь пришёл джаз?

 

– Ещё в годы музучилища. Однажды наша директор отправила всех студентов в принудительный культпоход в концертный зал «Украина» – расширять творческие горизонты и рамки восприятия музыки. Я не знал, куда нас поведут. Просто пришлось идти, и многие недовольно бухтели: зачем это надо? Каково же было наше удивление, когда мы увидели в «Украине» афишу «Джаз-рок квартет: Мартин Кратохвил и Яна Коубкова». Оказалось, что приехали совершенно ураганные чехи. Представляете, восьмидесятые годы, Советский Союз, западной музыки – классной, прогрессивной, джазовой – мы, конечно, не слышали. И, когда они начали играть, я был потрясён. Не знал, что такое вообще бывает на планете Земля. После концерта я не мог уснуть: это было такое перевозбуждение!

 

– Сколько вам было лет тогда?

 

– Пятнадцать или шестнадцать. Не помню точно, в каком году был этот концерт. Потом, спустя время, я понял, что такое смешение джаза с роком, как у чешских музыкантов, – интересное и прогрессивное движение и моя любовь на всю жизнь. А в тот вечер произошло первое, мощное погружение в этот стиль.

 

– Для меня джаз, который показали вы, тоже откровение. Как музыкант, вы держите очень высокую планку. Но огорчила обстановка: внимание слушателей рассеяно, ваша роскошная игра для некоторых просто фон. Вас это устраивает?

 

– Вы знаете, мы часто выступаем в филармониях, разных концертных залах, и там – наслаждение музыкой, звуком. А клубное пространство – оно такое. Демократичное, пьющее, едящее, слушающее одновременно. В том клубе, где вы нас слушали, так происходит потому, что одни пришли по билетам, а другие – просто перекусить, не имея в виду нас. Я стараюсь не обращать на это внимания. Самое главное – быть в потоковом сознании. Ощущать, как льётся музыка. Если ты пребываешь в этом, то всё хорошо.

 

Виталий Кись 
Виталий Кись

 

– Виталий, вы играете не только джаз: у вас есть собственный этно-проект «Груня». Это тоже вам близко, вы чувствуете себя гармонично в этом направлении?

 

– Безусловно. Классика, джаз и этно – три кита, на которых, как я считаю, и стоит вся музыка. В чём-то эти направления абсолютно разные и не пересекаются, а где-то очень здорово взаимодействуют. Существует так называемая классика-кроссовер: это жанр, в котором классическая лексика встречается с джазовой. Это интересно, самобытно и здорово – как у трубача Криса Ботти, например. Очень красивые получаются произведения. Ну а джаз с этникой вообще срастается великолепно, потому что джаз – народная музыка. Если отыскивать её корни, то мы уйдём в африканский спиричуэлс. В конечном итоге важно, как композитор это компилирует, в каких пропорциях он создаёт этот «коктейль». Поэтому мне все три направления очень близки, тем более что у меня классическое образование, а влюблённость – джазовая. А в плане этники – это потрясающая музыка, сакральная, это корни нации – именно в тех песнях, которым по сто пятьдесят, по двести лет и больше, которые сейчас собирают в экспедициях, в глубинках. Мне очень близки календарные, обрядовые вещи – там красота, медитация, разговор с Богом.

 

– Но ведь этно уходит корнями глубоко в язычество. Тогда представление о Боге было другим.

 

– Естественно. Фольклор – это и дохристианский период. Существует такое понятие – сакрал: музыка, устремлённая в небо и к тайнам мироздания. Есть дух произведения и видно, какова его цель. В любом случае, это отражение природы или мольба. К небу, древним богам, к Христу.

 

– Новое поколение не слишком воспринимает национальную музыку, предпочитая западную. Как вы думаете, молодые люди – это граждане мира с широким мировоззрением или обедняющая себя аудитория, не знающая своих корней?

 

– Конечно, это духовная бедность. Невозможно быть гражданином мира, не зная, кто ты и откуда. Если пропускать этот пазл, то создать ничего не получится. Человек должен ведать главное, хотя бы спеть колыбельную своему ребёнку на родном языке. Ту, сакральную, которую пели двести и больше лет назад. К сожалению, так сложилось исторически: на нашей земле постоянно шли войны. Россию всегда хотели сгубить. В 1917 году вообще был апокалипсис, после которого остались необратимые последствия. И в плане фольклора в том числе. Взрывались храмы, расстреливались архиепископы, исконный фольклор искоренялся как враждебный, а потом ему на смену пришёл так называемый советский фольклор, который таковым не является вообще – это городская современная история, не имеющая ничего общего с древними календарно-обрядовыми вещами. Противостоять этому можно. Просто надо знать, куда отвести своих детей, чтобы они смогли заполнить пустоту, в которой не виноваты: из-за роковых исторических событий мы потеряли целый пласт знания о своей же музыке.

 

– А вы знаете, куда вести детей?

 

– В Гнесинке преподаёт фантастический педагог – Юрий Леонтьевич Колесник. Этот уникальный человек, творческий лидер, ведёт факультет народного хора в музыкальном училище и сейчас у него есть определённые часы и в академии имени Гнесиных. Вместе с ребятами он даёт концерты, которые проходят в большом зале института Гнесиных. И вот это место, где молодые люди могут наполнить свою душу глубиной, родниковой водой, искренними эмоциями. Там исполняются песни русского севера, Белгородчины, канадских духоборов, болгарские песни – одним словом, звучит музыка народов мира, но в приоритете – славянская. Это феноменально. Я участвовал в этих концертах, это тайна, сакрал, восторг: со сцены льётся истина. Без примесей, искажения временем. Это стоит услышать, потому что, живя в России, мы должны знать своё.

 

– Безусловно, но эта бесценная музыка пришла к нам из прошлого – так же, как шедевры симфонической классики. Уже давно не появляются новые шопены, бетховены, стравинские. Неужели их время невозвратно прошло и не появится нечто феноменальное, «взрывающее» музыкальный мир?

 

– Вы знаете, многие критики говорят, и вообще бытует фраза, что всё уже написано. Я не спорю с этим: действительно, если мы оглянемся назад – на полифонистов, на венский классицизм, на романтиков, на постмодернистов – то окажется, что придумано и сыграно практически всё. То же ощущение появится, если мы будем черпать джазовую историю, начиная гарлемским джазом и заканчивая самыми современными формами. И сейчас кризис, его невозможно не замечать.

 

– Кризис духовности?

 

– Кризис в музыке. Сейчас публика не хочет думать: проще всего включить TikTok. Я никого не хочу обидеть, но такое явление, как группа «Ленинград» или Ольга Бузова по просмотрам и по популярности превосходит иные образцы хорошей музыки. Деградация своего рода! У меня ощущение, что человечество сделало колоссальный круг. Пока оно его проходило, были рождены все гении западной классической музыки и русской. Писались партитуры, колоссальные полотна, совершенно божественная музыка – и полифоническая, и симфоническая. Она родилась и она есть. А сейчас – то ли пауза перед каким-то грандиозным рывком, то ли конец цивилизации, не знаю. Но то, что наступил глобальный кризис, видно и слышно совершенно отчётливо.

 

– Мне так кажется, что в этом кризисе большую роль играет телевидение, которое нередко продвигает заурядных артистов.

 

– Согласен с вами. Критик Артемий Троицкий однажды сказал так: «Вся хорошая музыка находится за пределами внимания телевидения». Я помню эту пророческую фразу. Непонятно, почему так происходит: у телевидения мощнейший ресурс и вполне можно демонстрировать достойные образцы. Но происходит наоборот. Такое ощущение, что действует какой-то заказ – не транслировать хорошую музыку, потому что она появляется крайне редко. Может, стоит задача не воспитывать нацию или воспитывать на средних образцах? Не знаю...

 

– Но ведь на телевидении есть и «Культура».

 

– Да, единственный канал, который как-то этому противостоит.

 

Виталий Кись с супругой, певицей Еленой Кись. Выступление в программе «Романтика романса» 
Виталий Кись с супругой, певицей Еленой Кись.
Выступление в программе «Романтика романса»

 

– Когда-то утончённый вкус публики формировали художественные деятели, меценаты, аристократия. Но это давно утрачено, и слушатели предоставлены сами себе.

 

– Народ потребляет то, что ему дают со сцены. А у нас любят пойти на поводу у электората: «Это народ не поймёт, это чересчур сложно»: возникает прогиб под нижний сегмент. А верхний остаётся ни с чем. Очень жаль, что не стало программы Дмитрия Диброва «Антропология». Это было потрясающе! Она выходила в режиме интерактивной связи глубокой ночью, но зрители стремились её увидеть: там был весь неформат. Людям и сейчас нужны интересные проекты такого уровня. Популярная музыка, мейнстрим – да, пусть будут, но почему нет альтернативы?

 

– Она есть, но её нужно отыскивать на youtube-каналах, а это нелегко.

 

– Вот именно. Повлиять на ситуацию можно только «сверху»: фестивали, гранты, радио, каналы телевидения. Безусловно, что-то уже есть, особенно в плане грантов, но глядя на тех, кто в фаворе, ясно: это далеко не лучшие образцы. Государство должно заниматься культурой. Только она в состоянии облагородить души, как бы банально это не звучало. Хорошая литература, хорошие спектакли и хорошая музыка – вот что поднимает нацию.

 

– Как вы думаете, нужна ли хорошей современной музыке эмоциональность, драматургия, осмысленность? Или наступило время исключительно «музыки для настроения»?

 

– Есть разные продукты и разная музыка – в том же джазовом направлении. В Америке солидной, серьёзной музыкой занимаются на восточном берегу (Нью-Йорк), а музыкой для развлечения – на западном. Пальмы, белые теплоходы – и мелодии соответствующие. Джазмены восточного берега часто «кусают» западников за гедонизм и поверхностность, но послушайте, как звучит и та, и другая музыка! Она совершенно разная по настроению, содержанию и глубине, а сделана потрясающе. Что на востоке, что на западе. Это невероятный уровень, это восторг! Если у тебя философское настроение, берёшь и погружаешься в роскошные образцы мейнстрима и современного ладового джаза. Если ты кайфуешь, едешь в машине солнечным днём с любимой, с детьми, и тебе хочется послушать радостные, классные мелодии, то включаешь западный берег, Лос-Анджелес, и там звучат композиции колоссального качества, просто ураганные – понимаете? И музыка для думанья, и музыка для развлечения – она сделана круто, феноменально, потрясающе. Поэтому рынок должен быть разным. Он должен быть интеллектуальным, нести в себе драматургию, и радость, и отдых, и просто наслаждение жизнью. Но и то и другое должно быть создано на уровне.

 

– Виталий, вы тоже пишете джазовые композиции: они прозвучали в том клубном концерте. Я не заметила качественной разницы между произведениями, написанными не вами, и вашими: и те, и другие звучали роскошно. А как давно вы занялись сочинительством?

 

– Первый мой альбом вышел в 1999-м: как-то неожиданно. Ничего, в общем-то, не предвещало. Пришёл в голову какой-то мотив на гитаре – это была композиция «Сезон дождей». Первая ласточка, с которой всё началось. Я это не прогнозировал, не собирался этим заниматься, и вдруг это вышло из-под моих пальцев. В первый раз меня это позабавило. Я поймал кураж, и потихонечку начал собирать мотивы, которые стали рождаться в моей голове.

 

– Вы просто стали считывать из космоса ту музыку, которая слышна именно вам.

 

– Скорее, стал считывать то, что рождалось внутри.

 

Концерт в джаз-клубе «Академия». Игорь Тукало, Виталий Кись и Фёдор Андреев. 
Концерт в джаз-клубе «Академия».
Игорь Тукало, Виталий Кись и Фёдор Андреев.

 

– Как вам удалось выйти на самостоятельную дорогу без покровителей, спонсоров, раскрутки? И всегда ли настоящее искусство может пробиться самостоятельно?

 

– Сложный вопрос. Скажу вам откровенно: если за тобой нет административного ресурса никакого – а за мной его нет – то собирать залы очень сложно из-за большой конкуренции. Предложение превышает спрос. В этом смысле музыкантам всегда было непросто. Во все времена и не только в нашей стране.

 

– Но ведь у вас был период в музыкальной карьере, когда вы работали в команде разных известных артистов. Почему вам захотелось уйти?

 

– Тот же вопрос мне задал Александр Малинин, когда я сообщил ему о своём решении по пути в Америку. Мы работали вместе пять лет и, пожалуй, эти годы были одними из лучших в моей жизни. Всё было здорово, весело, профессионально – естественно, живьём, и с географической точки зрения – полный восторг. Мы, благодаря гастролям, четыре раза были на Гробе Господнем в Израиле, исколесили всю Америку, Европу, Сибирь, побывали в Австралии. Когда я подошёл в самолёте к Александру Николаевичу и сказал, что отработаю Штаты и всё, он очень удивился: «А зачем? Куда ты? Смотри, как мы путешествуем, программа накатана, тебя любят в коллективе». Я объяснил, что хочется иных творческих горизонтов, что у меня жажда играть другую музыку. Малинин меня понял, и мы остались друзьями. До сих пор созваниваемся, и, если надо, я пишу ему гитару.

 

– О ком ещё вы вспоминаете с теплом?

 

– Замечательные годы прошли в коллективе Алсу, а потом было сотрудничество с Демисом Руссосом – это... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
663 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 27.04.2024, 16:09 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://arskomekb.ru перегородки в туалет сантехнические системы сантехнических. . Лучшая цена на двери интера.
Поддержите «Новую Литературу»!