HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 г.

Гости «Новой Литературы»

Прекрасные мгновения Василия Ланового

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за февраль 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Скоро сорок дней, как с нами нет великого артиста и гражданина – Василия Семёновича Ланового. Со временем он превратится в легенду – время неумолимо уведёт за горизонт всех очевидцев его пламенной жизни. На память о талантливейшем актёре останутся фильмы, записи телеспектаклей и выступлений – экранные образы, в которых он вкладывал частицу самого себя. Но каким он был за кадром, этот незаурядный человек, любимец публики и друзей? Своими воспоминаниями делится Ольга Александровна Васильева, журналист, член Союза писателей России, известная под псевдонимом Оливия Сканта.

 

Оливия Сканта
  Оливия Сканта

 

– Моё знакомство с Василием Лановым можно назвать случайным, хотя к нему привела целая цепочка событий. Отец мой, художник-декоратор, работал на киностудии имени М. Горького и очень часто приносил мне автографы от известных актёров – Василия Шукшина и других знаменитостей, а потом у меня появилась возможность познакомиться с ними лично. Один из режиссёров предложил отцу устроить меня на киностудию в массовку: я чем-то ему приглянулась. Так на киностудии имени М. Горького оказались мои фотографии, и буквально на следующий день раздался звонок: «Ольга, у нас начинаются съёмки, приходите». И первым фильмом, в кадре которого я оказалась, была картина «Петровка, 38». Я поехала с удовольствием: 1979 год, мне девятнадцать лет, столько любопытства и радости! Одеться попросили во что-нибудь яркое. Как мне помнится, съёмки в тот день были около Киевского вокзала, и мне досталась маленькая роль: вместе с моим партнёром, молодым человеком, мы должны были переходить улицу в очень опасный момент – прямо на нас на полном ходу мчался автомобиль. Мой кавалер в этот миг ужаса и паники должен был успеть меня оттолкнуть. Эпизод крохотный, но ждать своей очереди пришлось очень долго. Меня посадили в автобус, который служил артистам раздевалкой, я пристроилась сзади, среди костюмов, и задремала. Проснулась от того, что послышались голоса, и в переднюю часть автобуса вошёл Василий Лановой, а следом за ним – Георгий Юматов[1]. Рядом с ними суетился костюмер. Я растерялась и не знала, что делать: дверь сзади закрыта, выйти невозможно. И пока я в замешательстве сидела и рассматривала этого красавца, Василий Семёнович стал раздеваться. При этом они с Георгием Александровичем репетировали какой-то диалог. Состояние моё не передать: мне, девчонке, довелось увидеть вблизи самого Ланового, да ещё в таком виде! Дождалась, когда он наденет майку, сядет, и стала пробираться вперёд. Прохожу между «офицеров», чья слава гремела к тому времени уже восемь лет, и прошу: «Мне бы выйти!». Лановой поднимает глаза и выдаёт: «О, это чудное мгновенье! Откуда вдруг явилась ты?». Я совсем смешалась и ответила в рифму: «Явилась с заднего сиденья…» Такого дружного хохота мне ещё слышать не приходилось: они с Юматовым просто зашлись от смеха. А потом оказалось, что, кроме памяти об этой встрече, мне «Петровка, 38» ничего не подарила: тот эпизод, в котором я снялась, вырезали. Кто-то из цензоров решил, что нельзя так отчаянно наезжать на пешеходов.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.02.2021
Василий Лановой в фильме «Петровка, 38»
Василий Лановой в фильме «Петровка, 38»

 

Но на этом мои кино-приключения не закончились. Через какое-то время стали снимать фильм «Огарёва, 6» – продолжение «Петровки, 38», и опять вызвали меня. На этот раз съёмки были не под открытым небом, а на киностудии. Какие-то девчонки танцуют на сцене канкан, в зале нужны зрители, и я – одна из них. Устраиваюсь на своём месте, и рядом со мной непостижимым образом опять возникает Лановой. Вокруг не смотрит, весь во власти происходящего: подпевает, дирижирует, и – раз! – задел меня:
– Извините… О! Это чудное мгновенье!

Теперь смеялась я: запомнил, оказывается.

 

– Он был за кадром шаловливым человеком?

 

– Озорным, шаловливым, очень любил женщин, ему нравилось флиртовать. Мы улыбнулись друг другу, но всё тут же оборвалось – его позвали: «Василий Семёнович, ваш выход, готовьтесь». На съёмочной площадке остались только актёры массовки, и этот эпизод сняли. В фильме он сохранился.

 

– И вам больше сниматься в одних картинах с Лановым не пришлось?

 

– Нет, мы встретились в другой обстановке. Прошло много лет, я вышла замуж, уехала в Италию, стала журналистом и писателем, автором трёх книг – уже не как Ольга Васильева, а как Оливия Сканта. Одна из них – перевод с итальянского на русский научной повести священника Дона Лоренцо Милани «Письмо к одной преподавательнице». В моём окружении появились такие люди, как Джульетто Кьеза[2], – я вышла на другой уровень, но сердце моё осталось в России. Девяностые годы я пережила с болью. Крушение Советского Союза совпало со смертью любимой бабушки, моего ангела-хранителя: не стало её, и над Сенатским дворцом Кремля спустили красный флаг. Этот ужас останется в моей памяти навсегда. В Россию я приезжала представителем Италии: писала репортажи о том, что происходит на моей Родине, потому что в те годы мало кто решался озвучить правду. И вот однажды, в Москве, я позвонила Музе Крепогорской, супруге Юматова, и попросила её о встрече с Георгием Александровичем. С Музой Викторовной мы познакомились и подружились в 1980-м году на съёмках картины «Юность Петра», и она мне не отказала. К ним домой для интервью я пришла заранее: Муза предупредила, что Юматов журналистов не жалует, и его надо подготовить. Но стоило ему увидеть меня, он обрадовался: вспомнил тот эпизод в автобусе, и мы славно поговорили. А вскоре его не стало. Муза Викторовна позвонила мне прямо среди ночи: «Оля, Жорика больше нет…». Я примчалась наутро, чтобы помочь на похоронах – чем смогу. Поминали народного артиста в Доме кино: все хлопоты взял на себя Виктор Мережко[3], а на девять дней мы собрались у Юматовых дома. И тут появился Лановой. В нём была какая-то власть над людьми, какая-то скрытая сила: едва вошёл, все словно вытянулись перед ним по струнке.

 

– Наверное, увидели в нём генерала Ивана Варраву?

 

– Возможно. Кстати, на роль друга Варравы пробовался и Михаил Иванович Ножкин, с которым я дружна много лет: он мог сыграть Алексея Трофимова, но отказался из-за плотного творческого графика. А был бы невероятный дуэт: Трофимов-Ножкин и Варрава-Лановой.

 

– Я знаю, что Михаил Иванович и Василий Семёнович были большими друзьями больше полувека: познакомились в середине 50-х в Культурном центре ЗИЛ, и с тех пор шли по жизни вместе.

 

– Так и есть. И на сцене, и в Бессмертном полку… Но вернусь к своему рассказу. Лановой на поминках Георгия Александровича был замкнутым, сдержанным: чувствовалась вся его скорбь по умершему другу. Говорил о том, что Юматов заслужил барельеф, что в Москве надо увековечить его память. Конечно, здесь было не до воспоминаний, но я опять увидела как наяву тот далёкий автобус и двух товарищей: таких сердечных, открытых, полных жизни! Не удержалась и, когда все стали расходиться, подошла к Василию Семёновичу:

– Вы меня помните?

Он присмотрелся, в глазах на миг вспыхнула искорка:

– О да, мгновенья были чудные!

Сказал так, словно круг замкнулся.

 

– Ланового с любовью и в шутку называли «Вася Высочество». Он позволял быть с собой фамильярным?

 

– Нет, никогда. Разве что Михаилу Ивановичу – на правах давней дружбы. У этого поколения артистов такая школа – надо держать планку.

 

– И дистанцию?

 

– Они сами не бросаются к кому-то с распростёртыми объятиями и к себе не позволяют так подходить.

 

  Василий Лановой и Михаил Ножкин. Бессмертный полк.
  Василий Лановой и Михаил Ножкин. Бессмертный полк.

 

– Василию Семёновичу и в кино было свойственно чувство меры и такта, он изумителен в своей сдержанности.

 

– Он и в жизни был таким. На дружеских застольях забывал о еде: на первом месте было общение. Угощался мало, больше говорил и слушал. Никогда себя не превозносил, в нём не было ни «звёздности», ни пафоса: очень дружелюбен, внимателен – и на равных. После поминок Юматова мне часто приходилось видеть Василия Ланового: его концертные поездки совпадали с выступлениями Михаила Ножкина, которого я сопровождаю как помощница. Так попросила директор Ланового: «Давайте вместе».

 

  Михаил Ножкин, Оливия Сканта и Василий Лановой
  Михаил Ножкин, Оливия Сканта и Василий Лановой

 

– Когда вы встретились в последний раз?

 

– 12 сентября 2020 года, на концертной программе «Молодости нашей нет конца». Совсем недавно, кажется… Василий Семёнович уже тогда плохо себя чувствовал, лечился в санатории, на концерт его привезли из палаты. Он был вместе со своей супругой, Ириной Петровной Купченко. Выступил и снова отправился под присмотр врачей. Сомневаюсь, что причиной его состояния был ковид – сейчас всё списывают на этот вирус, к сожалению.

 

  Василий Лановой и Ирина Купченко
  Василий Лановой и Ирина Купченко

 

– Ольга Александровна, у вас остались на память автографы, дарственные надписи в книгах?

 

– Не поверите – ... [...]

 

 

Беседовала Вера Круглова

 

 


 

 



 

[1] Георгий Юматов (1926–1997) – советский киноактёр (прим. ред.).

 

[2] Джульетто Кьеза (1940–2020) – итальянский журналист и общественный деятель (прим. ред.).

 

[3] Виктор Мережко (род. в 1937) – советский и российский киноактёр и кинорежиссёр (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2021 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.04: Альфия Шамсутдинова. Дайте мне тишину! (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!