HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Елена Чернова

Выстрел

Обсудить

Пьеса

Опубликовано редактором: Карина Романова, 15.12.2008
Оглавление

12. Сцена 10
13. Сцена 11
14. Сцена 12

Сцена 11


 

 

 

Огромное темное фойе в Театре. Над высокой дверью в стиле модерн слабо горит лампочка с надписью: “Тихо! Идет заседание!”. На стенах угадываются фотографические портреты, но лиц не видно. Из—за двери слышны голоса. Они то отчетливо звучат, то удаляются, очевидно, в соответствии с движением оратора. По темной этой зале бродит Белозерская, время от времени прижимаясь ухом к двери, чтобы лучше сльшать.


БУЛГАКОВ (голос из зала заседаний) Благородство? Ну, ладно. Итак, пути наши разошлись...

 

Голос Булгакова пропадает. Потом звучит снова


Кто я теперь? Я – Вечный Жид отныне! Я – Агасфер. Летучий я голландец! Я – черт собачий!

 

Смех. Смеются множество голосов. Снова голос Булгакова уходит вдаль.


СЛУЖИТЕЛЬ (Появляется в темном фойе со свечкой) Ох, Николай-угодник, помоги не оступиться. Все ли в порядке, надо проверить…

 

Н атыкается на Белозерскую


Вы кто? Уходите скорей отсюда! Нельзя здесь быть!

 

БЕЛОЗЕРСКАЯ Это я, Фотий Мокеич, жена Булгакова.

 

СЛУЖИТЕЛЬ А-а, Люба-голуба! Переживаешь? Понимаю. Ты только тс-с!

 

Уходит.

ГОЛОС ИЗ ЗАЛА ЗАСЕДАНИЙ Эпизодическая фигура буденновца в первой картине, дико орущая о расстрелах и физической расправе, еще более подчеркивает превосходство и внутреннее благородство героев белого движения.... Считать пьесу “Бег” в ее нынешнем виде неприемлемой для постановки на советской сцене.” Главрепертком. Девятое мая тысяча девятьсот двадцать восьмого года.

 

БЕЛОЗЕРСКАЯ (в фойе) Опять запрет! О нет! Только не это!

 

прислонилась к двери, слушает дальше


ГОЛОС ИЗ ЗАЛА1 Срочно спасать. Договорились с Главреперткомом переделать первую картину... изменить фигуру главного героя. . .убрать достоевщину... героев должно тянуть в Россию в силу того, .. что делается в РСФСР.

 

БЕЛОЗЕРСКАЯ Какая чушь! Мака никогда не пойдет на это. Все пропало!

 

В фойе уверенной поступью хозяина входит Раскольников. За ним семенит запыхавшийся Киршон. Белозерская, завидев их, поспешно отступает во тьму.


КИРШОН Опоздали! Постучимся или так войдем, Федор Федорович?

 

РАСКОЛЬНИКОВ Ты, брат, не спеши. Если войдешь в середине речи, весь эффект смажешь.

 

Приоткрывает дверь с намерением послушать.


ГОЛОС ИЗ ЗАЛА2 (оглушительно ) А теперь слово имеет Алексей Максимович Горький.

 

Слышны бурные аплодисменты


РАСКОЛЬНИКОВ Тяжелая артиллерия подоспела.

 

ГОЛОС ГОРЬКОГО Тут режиссер говорил о переделках. Оглушила его резолюция Главреперткома. А резолюция-то вся идет мимо пьесы! “Бег” – великолепная вещь, и она будет иметь анафемский успех, уверяю вас!

 

Слышится овация.


РАСКОЛЬНИКОВ (Киршону) Обождем в засаде.

ГОЛОС ИЗ ЗАЛАЗ Прочитанная пьеса – одно из самых талантливых произведений нашего времени. Ставить ее нам необходимо. Белые эту пьесу никогда бы не поставили.

 

КИРШОН Это что за подпевала?

 

РАСКОЛЬНИКОВ Старый большевик, главный редактор журнала “Новый мир”. Позор!

 

ГОЛОС ИЗ ЗАЛА4 Такие пьесы, как пьесы будят мысль, будят критику, вовлекают массы в анализ и дискуссии. Такие пьесы лучше, чем архисоветские. Нужно, чтобы эта пьеса поскорей была показана со сцены.

 

КИРШОН Федор Федорович, но это же...

 

РАСКОЛЬНИКОВ Да. Мой начальник из ЦК. Командарм советского искусства.

 

Закуривает


КИРШОН Обо мне он слова доброго не сказал.

 

РАСКОЛЬНИКОВ Тс-с. Вышел верховный жрец, сам Главный режиссер.

 

ГОЛОС ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА Мои опасения сегодня рассеялись. Главрепертком ошибся в своей оценке пьесы “Бег”. Мы начинаем репетиции. И когда Главрепертком увидит пьесу на сцене, возражать против ее постановки едва ли он будет!

 

Сильнейшая овация. Крики “Ура!”


КИРШОН Плюнули прямо в физию!

 

РАСКОЛЬНИКОВ Вы совершили непоправимую ошибку, господа бунтовщики. Но запомните, роковое решение приняли именно вы.

 

появляется почти бегом Служитель. С ним Пожарный с огнетушителем.


СЛУЖИТЕЛЬ Вот он, вот он, поджигатель!

 

ПОЖАРНЫЙ Кто посмел курить в здании Театра?!

 

нацеливает на Раскольникова огнетушитель. Служитель забирает из рук Раскольникова папиросу.


Немедленно покиньте помещение!

53

 

РАСКОЛЬНИКОВ С ума съехал, козел? С кем разговариваешь!

 

КИРШОН Но-но-но!

 

ПОЖАРНЫЙ Оскорблять при исполнении?! Вон из Театра!

 

выталкивает Раскольникова и Киршона из фойе. Со Служителем конвоирует их к выходу.


БЕЛОЗЕРКАЯ (выходит из укрытия, смеясь) Получили, пламенные революционеры! Понравился вам огнетушитель хлористо-пенный?

 

Дверь открывается, осторожно выходит Булгаков. Шум голосов продолжается. Слышатся возгласы: «Изумительно! Это комедия, батенька! Ах, какие роли!»


БЕЛОЗЕРСКАЯ Мака, ура!

 

напевает из “Аиды”.


Радамес, Египту ты дал победу!

 

БУЛГАКОВ (садится на пол, прислоняется к стене). Победа? Кто ее знает. Правильно тут сказали: белые эту пьесу никогда не поставят. А для красных она недостаточно красна. Не уселся ли я тоже между всех стульев сразу?

 

БЕЛОЗЕРСКАЯ Не понимаю, о чем ты?

 

БУЛГАКОВ Вспомни, из чего родилась эта пьеса? После первого успеха жизнь показалась прекрасной, померещилось, все возвращается на круги своя. Само собою как-то возникло желание включиться в действительность. Искал, на чем мы с красными можем помириться, помнишь? Общее у нас, я так думал, единая земля и единый народ. И я сделал свою попытку.

 

БЕЛОЗЕРСКАЯ Ну, и что в этом страшного? Ты же сам говорил, что безразлично, пишет ли художник по социальному заказу или по собственному почину. Шедевры появлялись в обоих случаях.

 

БУЛГАКОВ Несомненно. А что, если я ошибся? Если нет для таких, как мы, русской земли? Град небесный Иерусалим – вот где наша Россия! И для нынешней земли нас нет. Неприкаянные наши души.

БЕЛОЗЕРСКАЯ Опять тебя мучают вселенские проблемы! Не забивай голову! “Бег”– самая сильная твоя вещь. Ее ждет успех. А нынче всю-то ночку будем веселиться, петь и танцевать!

 

БУЛГАКОВ Дай Бог, чтобы ты была права.

 

Булгаков возвращается в зал. Радостный шум усиливается.


БЕЛОЗЕРСКАЯ (одна) Если уж задумываться, так над чем-то посерьезней. Что он замышляет, этот человек в гимнастерке?

 

 

 


Оглавление

12. Сцена 10
13. Сцена 11
14. Сцена 12

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

30.11: Яна Кандова. Задним числом (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!