HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Евгений Бриммерберг

Говорит художник – 2012

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013
Оглавление

21. Часть 21
22. Часть 22
23. Часть 23

Часть 22


 

 

 

Я вдруг почувствовал тот момент, когда Ницше сказал: «Бог умер». Настало безумие. И остаётся только удивляться тому, что в это безумие ринулись целые народы.

 

Удивительно и то, что это высказывание Ницше отнесли не к его личной трагедии, не к его смертной тоске и забвению бытия, а к искоренению самой идеи Бога.

 

А когда разумные люди оказались в безумном мире, их идеи превратились в кипучую страсть, которая изверглась в мрачную бездну небытия.

 

Вера как апофеоз разума.

То, что есть, будет всегда.

То, что есть, возродится в будущем, а не умрёт в прошлом.

Умрёт в прошлом то, чего уже нет в настоящем.

А то, что есть, станет иным самого себя.

Чудо творения заключается в превосходстве живого бытия над вечным.

И в этом заключается всемогущество Бога, который в творении превзошёл себя.

И вечно превосходя себя, творя своё превосходство, он есть.

 

 

Ответ на письмо М. Л.

Извините, что пишу письма без личного к Вам обращения. По имени – Вам не понравится, а так, как Вы привыкли, я не могу. Вовлёкся я сейчас в процесс писания картин. Отдаю этому все силы. Лосского так и не смог прочитать. Я никогда его не мог читать. На этот раз хотел себя пересилить, но не получилось. Не могу я принять его узкую, известную до банальности точку зрения. Нет в нём творческого духа, а одно интерпретаторское терпение. То, что Вы прислали в этом письме, назвав высочайшей философией, есть перезревшая до почти отталкивающего вида идея, которая и умереть не может, и ни во что новое претвориться не в состоянии. И выражают её люди, обликом своим её напоминающие и поэтому не случайно называющиеся старцами. По моему личному мнению старцами такие идеи и должны ограничиваться. А Бог воскресает в каждом истинном человеке, который на этого старца, рассуждающего о Боге двухтысячелетней давности, смотрит с изумлением. В мире все виды живых существ, которые когда-либо возникли на протяжении его эволюции, сохраняются. Сохранились и старцы, запечатлевшие идею возникновения христианства. Я как считал, так и считаю: Бог – предмет творчества, а не святого духа. Дух вообще не может быть святым. Он есть актуальнейшее состояние жизни, в котором человек, познавший Бога, открывает своё лицо.

 

Женщины дали мне всё, кроме того, что мне было нужно; а я не дал им ничего, кроме того, что они не захотели взять.

 

Рецензия на стихотворение.

Сначала Вы пишете, что кончен мир увенчанного спокойствия после встречи глаз с глазами, потом заявляете, что после проскользновения искры этот спокойный мир был на самом деле мрачным пиром сюрреализма и морали, и после его низвержения посредством проскользновения искры миллионы пузырьков повлекли тела в реке судьбы навстречу лету. Затем, после достижения или недостижения лета кто-то вновь нерешительно пал, видимо, соскучившись по мрачному пиру ранее низвергнутого сюрреализма и морали (кстати, почему мораль – мрачный пир?), объяснив это обнаружением скул после вкушения непознанных губ при солнечном свете, из чего можно сделать вывод, что лето всё-таки было достигнуто. И после всего этого вновь появляется автор низвергнутого сюрреализма и преподносит холст в виде любовного поцелуя, хотя ранее было заявлено, что искусство подобного рода является мрачным пиром.

 

Не знаю, на основе каких критериев утверждается, что Рафаэль самый великий художник. Термин «великий» вообще не применим к художнику, он лишает его искусство всех присущих ему свойств. Чем Рафаэль более велик, чем, например, Микеланджело, тем более что между ними нет ничего общего? Вообще ничего. Чтобы оценить превосходство одного художника над другими, столь же истинными и подлинными, надо стать на какую-то сверхвеликую точку зрения, недоступную даже для самих художников. Это всё равно, что снисходительно похлопать по плечу и сказать: «А ты, братец, велик». А за всем этим – тайное, может быть, пренебрежение. А что касается сути вопроса, то истинное искусство ориентировано на идею Бога, Совершенного Творца и собой стремится явить его; а актуальное искусство дальше концепции, то есть, сверх обобщения наличного опыта, мыслить не может. Чем на более убогий опыт оно опирается, тем ущербнее извлекаемая из него концепция. А при отсутствии благородной породы человеческой искусство и вообще невозможно.

 

Только одна вера правильная на свете. И это не вера в Бога, а вера в то, что Бог верит в нас.

 

Многие художники кричат о том, что деградирует современное искусство. При этом они скромно умалчивают о себе. Они что – тоже деградируют вместе с современным искусством? Или не имеют к нему никакого отношения? Такие художники – лицемеры. Не имея мужества заявить о себе как о представителях современного искусства, они находят тех, кто об этом заявил, и ругают этих самозванцев. Они, действительно, представляют искусство в карикатурном виде, потому что выдают себя за художников. Поэтому я говорю: я представитель современного искусства. И попробуйте мне доказать, что оно деградирует. Я, скорее, докажу, что деградируете вы.

 

Существует только одно доказательство бытия Бога – вера в себя.

 

Вера в то, что Бог верит в нас, не только не противоречит идее прогресса, но и подтверждает её.

 

Следует всего лишь поменять веру в Бога на веру в то, что Бог верит в нас. И тогда исчезнут все противоречия между жизнью, смертью и мыслящим разумом. И каждый станет сотворенным человеком.

 

 

 


Оглавление

21. Часть 21
22. Часть 22
23. Часть 23
Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.10: Иван Самохин. Вызов (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!