HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Евгения Бильченко

Не-Муза

Обсудить

Пьеса

 

 

(трагифарс в трех действиях)

 

 

...не те слова – все не то – (я, но – не Вам, – поняли?)...
 
М. Цветаева

 

Действующие лица:

 

Поэт

 

Муза

 

Не-Муза

 

Во время первого действия на заднем плане – очень тихо, едва слышно – звучит музыка Моцарта. Во время второго – чуть громче – любая FM-волна, включая новости, комментарии ди-джеев и рекламные ролики – чем естественнее, тем лучше. Во время третьего – полная тишина и только с последней картины – сначала тихо, потом все отчетливее – литургические мотивы.

 
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 19.03.2008
Оглавление

2. Действие второе
3. Действие третье


Действие третье


 

 

 

Картина первая

 

Ночь. Комната в нарочито готическом стиле, на фоне которого в углу, как бельмо на глазу, фосфорится монитор компьютера. В полосе отбрасываемого им света появляется Поэт – в черной рабочей одежде, похожей на робу. Если бы не копна волос, золотым нимбом обволакивающая голову, он бы совсем сливался с комнатой и ночью.

 

Поэт:               

Ночь, как нож, верлибром режется.

Может, ну ее к чертям,

Неразумную, небрежную

И святую, как дитя?!..

 

Бог! Пошли хоть горстку соли мне:

Между рук – одна вода...

Ночью мы обычно ссоримся

С Ним... Ведь Он – мой ближний, да?

 

Запрокидывает голову, будто прислушивается.

 

Да? Ответа нет... и некуда

Выплакать глазное дно...

Ночь проклятая! «Онегины»

Все написаны давно.

 

Садится на стул перед монитором и, принимая «каноническую» позу, в отчаянии обхватывает голову руками.    

 

Картина вторая

 

В комнату, тихо ступая, входит Не-Муза. Она тоже – в темной мужской робе и брюках, с таким же апельсиновым шаром вокруг головы. Внешне очень похожа на самого поэта: высокая, подростково-худощавая, предсказуемо-нескладная.

 

Не-Муза (подражая интонациям Поэта):

 

Все написаны, разметаны,

А, казалось, все могу;

А хотелось – просто меду мне

Да ромашек на лугу.

 

А хотелось просто Музою

Быть, и чтоб любил Поэт...

 

Поэт:                

Кто ты? С Голосом, как музыка...

 

Не-Муза:       

Я – твое второе «Нет».

 

Поэт:               

Это, видно, с перепоя мне

«Чертики»... Весь день трясло...

Завтра я уеду поездом –

Через Бытие – в Село.

 

Чесслово... Я же сдохну здесь,

В адском городе камней.

Вон, явилась мне недобрая,

Что прикажешь делать с ней?

 

Может, кофе?

 

Не-Муза:         

Нет.

 

Поэт:                  

Топорщится!

Эка невидаль! Так сгинь!

Мне молитвы плохо помнятся...

 

Морщит лоб, силясь вспомнить детские первообразы.

 

«Отче наш, иже...»

 

Не-Муза (отрезая):

Аминь.

 

Не гневи Господних сумерек:

«Падший ангел» – старый штамп.

Я – не ведьма. Я до судорог

Ангелов познала Там.

 

Знаю: ждал иную, вешнюю,

Краснощекую змею,

За которую не вешают,

Даже если засмеют.

 

Ту, восставшую из мусора

Рафаэлевую страсть –

 

Музу...

 

Поэт (в ярости, словно прозрев):

 

Музу, Музу, Музу мне!

Музу, чтобы я украсть

 

Мог у Вечности Мгновение:

Бездна. Гете. На краю

Я, развеянный и ветреный,

Словно девочка, стою.

 

Музу!

 

Не-Муза (с неожиданной неуверенностью, очень по-детски):

 

Волосы...

 

На расстоянии, робея, протягивает руку к голове Поэта и округляет в воздухе поглаживающий жест.

 

А я тебе?..

Разве в Музы не гожусь?

 

(в забвении саморекламы)

 

Я умею плакать ямбами

И равняться по ножу!

 

Поэт:                   

Ты? Служить? С такими жестами?

Гений Слова!

 

(с усилием)

 

Младший брат

Мой по вере! Ты – не женщина

(Оттого тебе и рад).

 

Ты – мое сплошное зрение:

Гений Крови и Зрачка.

Стихо-белое-творение,

Белый свет издалека...

 

Продолжает, увлекшись собственной речью и не замечая, что Не-Муза ушла.

 

 

Страшен стихотворный промысел:

Сканнер сердца. Факс висков.

Я б тебя увешал розами,

Поэтесса! Из какой

 

Ты страны?

 

Оглядывается, мгновенно теряется.

 

Ушла... Обиделась...

Тоже мне, фанфан-тюльпан!

Мы всего с минутку виделись:

Не хватало, чтоб запал

 

На мальчишку в юбке... Ангела,

Жившего назад лет сто...

 

Подходит к монитору, задумчиво водит «мышью».

 

Ремесло сойдет за алиби:

Написать ей, или что?

 

Садится за компьютер, открывает e-mail и обнаруживает в нем письмо.

 

(Радостно)

 

Написала! Что же, что же там?

Прочитаем (читает):

 

«Завтра свет

Змием заползет под кожу нам,

Да, и, кстати, я – Поэт,

 

А не поэтесса...» Смайлики...

Детский сад! Ей сколько лет?!

Это мне пристало маяться,

Потому что я – Поэт,

 

А не ей. За пальму первенства

Умирали не шутя.

Девочка моя напевная!

Наглое мое дитя!

 

Не отвечу ей. Не следует.

Унижает нагота.

Душ родство – слепое, левое,

Словно снятое с креста

 

Встает и начинает маятником ходить по комнате.

 

Душ! Не тел. Сократ, Иешуа,

Галилей... Священный бред

В Иерусалим приехавший

На ослиной на заре.

 

Это ли Любовь? Меж пропадом

И погостом? Между мной

И моею ровней робкою,

Одинокой и родной,

 

Потому что мы сравнялись с ней...

Надобно признать, что так.

Зря, выходит, с ямбом нянчился,

Продавался за пятак...

 

Зря. Она же все предвидела,

Словно линиями рта,

Зачеркнула: ведьм, идолов,

Вас, земная красота

 

Музы – ласковой возлюбленной

Ночи ядовитый стон...

Нет! Всему виною – лютики:

Я в Джульетту не влюблен.

 

Напишу, что не Ромео я...

 

Стремительно, как бы боясь передумать, прыгает к экрану и начинает стучать по клавиатуре.

 

«Вы прекрасны, спору нет,

Вас Другой попросит: «Merry me» –

Он, конечно, не Поэт.

 

Так удобнее, так правильней:

У меня – семья, профком,

Двое дочек... Вам понравилось

Их вязание крючком?»

 

 

Вот и все. Адью. И спать давно

Очень хочется...

 

Подходит к окну, задергивает шторы, сквозь которые просачивается тощая белизна раннего утра.

 

Рассвет...

 

Валится на кровать, продолжая, сквозь полудрему, бормотать:

 

... Падали с Тобою, падали

В Новый, Господи, Завет...

 

Картина третья

 

В комнате становится совсем светло. Погасший монитор пялится черной дырой. Из-под задернутых штор бликами струится заря, окрашивая интерьер оранжевой светозарностью, словно превращая его в осенний сад. Вдали – едва слышный колокольный трезвон. На сцене появляется одетая в женское Не-Муза. Она вся в белом. Волосы ее сияют огнем. Теперь она похожа на ангела Благовещения.

 

Не-Муза (подхватывает с ритуальной ритмичностью, как на богослужении):

 

Падали с тобою, пропасти

Испивая на ходу;

Радовались детской робости

Старых яблонек в саду;

 

Бегали с тобою тропками

От Эдема и назад;

Стали, как деревья, робкими,

Стали детскими, как сад.

 

Я тебя любила: раньше всех;

Так долбить в малинник брешь:

Не протянешь – не поранишься,

Не поранишься – не съешь.

 

Сад мой!

Брат мой!

Брут мой!

Броде мой!

«Брод» и «бред» – читай, одно;

Ты – моя вторая Родина,

У которой все равно

 

Не испросишь доброй памяти:

Слишком тесно на пути.

Падали с тобою, падали...

 

Поэт (громко, во сне):

Мама! Мамочка!

 

Не-Муза:                  

Прости.

 

Подходит к окну, двумя руками – соколиным жестом – разрывает шторы. В комнату полной грудью вливается поток спелого, густого солнца.

Занавес.

 

 

14 ноября – 8 декабря  2007 г.

 

 

 


Оглавление

2. Действие второе
3. Действие третье


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.11: Художественный смысл. Зависимость (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!