HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Анастасия Бабичева

Сборники (№21, часть 3). Возвращение в полынную сказку: о сборнике стихотворений Р. Вереска

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 10.07.2010
Иллюстрация. Автор: ReDonIS. Название: "Зимняя канавка (серия)". Источник: http://www.photosight.ru/photos/3824337/

 

 

 

Каждый текст – и только он – диктует правила, по которым о нем можно и нужно говорить. Поэтому, следуя логике текста, начну разговор о сборнике стихотворений «Хламидомонада» Родиона Вереска с самого конца.

 

В последнем стихотворении сборника («Восхождение») в заглавной метафоре передана, на мой взгляд, основная тема сборника – тема возвращения. Да, таков весь сборник – попытка вернуться в то особое пространство, которое описано в стихотворениях «Хламидоманады». Это пространство детства, совершенно особенная, терпкая, как полынный запах, сказка. Сказка не просто как выдумка. Сказка – как вера в жизнь, как сама жизнь, в которой живут и здравствуют мама и бабушка:

 

…Волк Ивана живой водой поливал,
Царевна руки заламывала…
В бабушкиных глазах
Не был заметен обман…
Бабушка никогда не обманывала,
Она просто сказки рассказывала,
В которые, может, веровала сама

(«Тридесятое царство»)

 

Это возвращение к родному из чужого – к единственной женщине, к матери от всех других. А еще это возвращение в локацию из географии – в свое место из всех других мест. И пространство это – утраченный город Ленинград.

 

Городская поэтика Ленинграда в этом сборнике чрезвычайно показательна. Так сложилось, что для современной российской культуры (именно культуры, а не только литературы) тема Ленинграда, Петербурга, Питера – под всеми известными именами – уверенно оформилась в целую субкультуру, в отдельный и полноценный культурный пласт. И даже не будучи ленинградцем, петербуржцем или питерцем, внимательный читатель угадывает эту поэтику еще до того, как одно из имен города или одна из его многочисленных узнаваемых примет называются прямо. Вот и у Родиона Вереска Ленинград – не по имени или приметам (точнее, не столько по ним), но по ощущению: по настроению внесезонного сплина; по дефициту солнца – не только как климатическому феномену, но как образу мысли; по совершенно особой цветовой и звуковой гамме, более всего близкой излому осени; даже по особому языку – немного усложненному и болезненному, чуть резкому, с особым лексическим строем, с особой ленинградской номинативностью:

 

…Плоский мощёный остров. Волны цвета индиго.
Одиночеству триста лет, и плесень грызёт фасады.
Нечем запить таблетку. Не к кому плыть на льдине.
Детство – слепая зигота, юность – хламидомонада.

(«Хламидомонада»)

 

Так и определенная специфика существования, зафиксированная в текстах Родиона Вереска, в наибольшей степени возможна именно в Ленинграде. В небольшом по объему сборнике «Хламидомонада» написан (хотя и не завершенный) цикл жизни, цикл года: от лета с обратной внутренней хронологией до нулевой точки отсчета, до января. Но в этом цикле нет весны с ее традиционной символикой – нет обновления, рождения вновь. В сборнике возможно и желанно не возобновление, не новое начало, но только возврат – возврат в лето наизнанку (от августа к июню), во вселенскую осень, в природу зимы.

 

И, нужно заметить, что определение «сборник» присвоено этой подборке стихов абсолютно заслуженно. Это не просто коллекция текстов, имеющихся у автора на определенный момент времени. Каждый из этих текстов прочно и удачно объединен с остальными в единое стихотворное пространство. Во-первых, вовлечен интересный принцип организации текстов – своего рода принцип градусника: постепенное понижение от летний жары к зимним морозам. Во-вторых, эффектно работает набор лейтмотивов, о которых говорилось выше, и которые пронизали каждую строку. Наконец, эффект усиливает буквальный переход одного текста в другой: лексические или тематические связки между концом предыдущего и началом следующего, плавное перетекание без пробелов:

 

…Жизнь повернула на юг, но всё продолжается монолог
За закрытой дверью в поднебесье ползущего лифта.

(«Я жил на окраине»)

 

И следующее:

 

Выйдя из лифта, ты спустишься в спящий двор…

(«Гербарий»)

 

Итак, вторю автору и возвращаюсь – к упомянутому первым последнему стихотворению. «Восхождение» не только описывает ключевое понятие – возвращение, но и буквально реализует его: заставляя возвратиться к только что прочитанным текстам, чтоб снова узнать, снова создать тот мир, в который ищет возвращения лирический герой «Хламидомонады»:

 

…Скрипнуть дверью; разувшись, расправить крылья
Дождевого плаща, конфорку зажечь –
Только огонь чтоб не слишком сильный, –
И помешивать чёрный кофе с ванилью
На голубином 16 этаже.

(«Восхождение»)

 

 

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Лучшие бк для ставок на спорт . https://gos-ritual.ru аренда катафалка в спб.
Поддержите «Новую Литературу»!