Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 11:48:51
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Имена давно минувших дней»  (Прочитано 3255 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Сергей Балябин
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 30 Август 2013, 17:18:28 »

Балябин Сергей. Критическая статья «Имена давно минувших дней».

Вера в прогресс, религия прогресса пришла в этот мир в Новое время. Ни Средневековье, ни Античность не были знакомы с этой идеей. Философия Нового времени провозгласила идею прогресса во всех областях человеческого бытия: в науке, технике, политико-экономических и социальных отношениях, в этике etc. В том числе был провозглашён прогресс в художественном творчестве и искусстве. Давайте посмотрим, к примеру, что говорит один из апологетов новоевропейской философской мысли в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «Баснописец Крылов, предшествуемый Хемницером и Дмитриевым, так сказать, приготовил язык и стих для бессмертной комедии Грибоедова. Стало быть, в нашей литературе всюду живая историческая связь, новое выходит из старого, последующее объясняется предыдущим, и ничто не является случайно».

Таким образом, если мы утверждаем прогресс в художественном творчестве, то совершенно логично предположить: 1) менее ценное с художественной точки зрения при более раннем периоде создания, 2) развитие художественных форм и идей с течением времени от простых к более сложным и 3) возможность классифицировать художников в зависимости оттого, насколько они – по мнению того или иного критика – соответствуют данному этапу развития. Возможность, так сказать, выстраивать художников и поэтов по ранжиру.

Действительно, современное литературоведение утверждает развитие литературы от классицизма к сентиментализму, от последнего к романтизму и далее к критическому реализму. О последнем и «высшем» этапе в развитии художественного творчества – социалистическом реализме – сейчас говорить не принято. Соответственно, «ценность» того или иного художника определяется тем, насколько ярко он выражает идеи того или иного периода развития. И здесь мы вспомним ещё одну цитату из уже упомянутого нами критика: «Мы считаем поэтами (само собой разумеется, истинными) не только Крылова, Жуковского и Батюшкова, но и Хемницера, Фонвизина, Карамзина, Дмитриева, Озерова и думаем, что русская поэзия, после Державина, должна была пройти чрез всех их, чтоб дойти до полного своего развития в Пушкине». Как мы видим, и здесь утверждается иерархия поэтов от многочисленных Дмитриевых и Озеровых в основании пирамиды, до Пушкина – на вершине. Кстати, Пушкин стал поэтом №1 после знаменитой речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника Александру Сергеевичу. Не было бы той знаменательной речи, поэтом №1 остался бы Ф. И. Тютчев...

Записан
Феано
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 94



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 01 Ноябрь 2013, 10:48:40 »

Здравствуйте, Сергей.

Интересный взгляд на развитие басенного жанра в творчестве, спасибо за вашу статью.
С большим интересом читала!

Мне видится, что в "иерархии Имен" давно минувших дней у каждого мыслящего человека вырабатывается своя система ценностей, это в большей мере, конечно же, личные предпочтения, а не общепринятое мнение или оценки.  Верно, нечто определенное закладывается в нас еще школьной программой и стереотипами национальной культуры, вековой традицией, временной модой и т.д., но в пути самореализации человек пересматривает эти систему и тем самым реализует преемственность душевных потоков, проистекающих от родных корней и  своих особых духовных путей.

Цитировать
...рационалистические методы познания и анализа неприемлемы в постижении творчества. Согласитесь, алгеброй не можно (и не должно поверять) гармонию.
Оценивать необходимо не того или иного художника, оценивать необходимо то или иное произведение. Как бы это кощунственно ни звучало, но мы считаем: не бывает великих художников, бывают великие произведения.

Соглашусь с вами, но отчасти. Бывают и великие произведения, и великие художники, чьи произведения, даже не будучи великими, несут в себе неповторимый характер и особый колорит замысла гения. Общественная оценка того или иного художника часто бывает недолговечной. Вы очень верно акцентируете внимание  на необъективности возникающей волны  популярности. Но в морях времени и должно быть множество волн, следующих одна за другой... а иногда возможны штормы...
Басенное творчество, как мне видится, в этом времени набирает силу по вполне объективным причинам.  В подтверждение своих слов могу сказать, что на Пире в честь мудреца Эзопа, который мы празднуем уже шесть лет в феврале ежегодно, собирается много современных баснописцев.

На мой взгляд, наиболее ценным является то, что дольше всего хранят в памяти народы, а это Имена древних поэтов и мудрецов, древнейшие корни единого Древа Жизни планетарного человечества.

ЦАРИ НЕМЕРКНУЩИХ МИРОВ



Не в сказках и стихах,
а в буднях настоящих
Живут, цветут, как жар, волшебные цветы -
Горация привет, и Пушкин здесь обрящет
Приют душе своей – оазис красоты.
Овидия храню метаморфозы прелесть,
Платона берегу крылатые слова,
Анита, Метрадор, Сенека – вот, где зрелость!
Не зря по всем мирам идёт о вас молва.

Божественный исток, кристальная водица,
Хрустальной мысли лёд, и жар сердец младых.
Жаль, всех не перечесть, для вас душа девица
На зореньке поёт о вечных кладовых.

Во Храме Эхо звон, колокола крылаты,
Алтарь в весенний цвет украшен для Пиров,
О как благодарить мне вас, кто так богаты,
Что правят, как Цари немеркнущих Миров.
http://stihi.ru/avtor/feanno&book=1#1 - Посвящения Поэтам.

С благодарностью, Феано
« Последнее редактирование: 01 Ноябрь 2013, 10:54:28 от Феано » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!