Форум журнала "Новая Литература"

21 Октябрь 2020, 04:22:28



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Статья «Дмитрий Муравкин. Самое древнее слово»  (Прочитано 2153 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Записки о языке
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 10 Декабрь 2017, 21:00:05 »

Записки о языке. Статья «Дмитрий Муравкин. Самое древнее слово».

Недавно в Интернете мне попался вопрос: «Какое слово в русском языке самое древнее?». Первое, что пришло в голову – это местоимение «Аз». Освоение любой науки, каждого ремесла начинается с азов, с образа «Аз» начинается азбука, но, самое главное, самосознание человека в мире, в космосе невозможно без постулата: «Аз есьм». С понимания и утверждения себя не тварью, а творцом и начинается процесс словотворчества, то есть создания языка. Само слово «язык» – видоизменённое «азык» – содержит указание на свой исток.

Вы знаете, ранее буквы в русском алфавите соответствовали не просто фонемам, но имели также и образное содержание. Каждая из них обозначалась словом: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро и т. д. Многие считают, что в этом заключен лишь мнемотехнический приём, чтобы детям было проще учиться читать и писать. Есть и другая точка зрения. Образы буквиц несут фундаментальные знания о мире, человеке, законах бытия. С освоения этих образов начинается образование, формирование образа мышления, мировоззрения и миропонимания. Если встать на эту позицию, то можно сказать, что образы древнерусской азбуки и есть первые слова.

Красивая, хотя и несколько идеалистическая картина. Думается все же, что дать единственно верный ответ на вопрос, какое слово самое древнее, не представляется возможным, так как сначала, как минимум, следует уточнить, о каком историческом периоде идёт речь. Следует ли брать в расчёт только древнерусский или также и старославянский, нужно ли рассматривать всю группу славянских языков, находя в них самые первые общие корни? В то же время к ответу можно и подойти с другой стороны, так сказать, не в лоб, а в профиль...

Сообщить модератору   Записан
Андриан
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 172



Просмотр профиля
« Ответ #1 : 11 Декабрь 2017, 16:39:44 »

<a href="/~zapiski_o_yazyke/">Записки о языке[/url]. <a href="/~zapiski_o_yazyke/5944.html">Статья «Дмитрий Муравкин. Самое древнее слово»[/url].

<p>Недавно в Интернете мне попался вопрос: «Какое слово в русском языке самое древнее?». Первое, что пришло в голову – это местоимение «Аз». Освоение любой науки, каждого ремесла начинается с азов, с образа «Аз» начинается азбука, но, самое главное, самосознание человека в мире, в космосе невозможно без постулата: «Аз есьм». С понимания и утверждения себя не тварью, а творцом и начинается процесс словотворчества, то есть создания языка. Само слово «язык» – видоизменённое «азык» – содержит указание на свой исток.</p> <p>Вы знаете, ранее буквы в русском алфавите соответствовали не просто фонемам, но имели также и образное содержание. Каждая из них обозначалась словом: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро и т. д. Многие считают, что в этом заключен лишь мнемотехнический приём, чтобы детям было проще учиться читать и писать. Есть и другая точка зрения. Образы буквиц несут фундаментальные знания о мире, человеке, законах бытия. С освоения этих образов начинается образование, формирование образа мышления, мировоззрения и миропонимания. Если встать на эту позицию, то можно сказать, что образы древнерусской азбуки и есть первые слова.</p> <p>Красивая, хотя и несколько идеалистическая картина. Думается все же, что дать единственно верный ответ на вопрос, какое слово самое древнее, не представляется возможным, так как сначала, как минимум, следует уточнить, о каком историческом периоде идёт речь. Следует ли брать в расчёт только древнерусский или также и старославянский, нужно ли рассматривать всю группу славянских языков, находя в них самые первые общие корни? В то же время к ответу можно и подойти с другой стороны, так сказать, не в лоб, а в профиль...</p>

Привет, Дмитрий!

Вот вы пишете, что "самое древнее имя – «дьраво», самый древний глагол – «дьрати».

Неужели так и есть, и "дьраво" самое древнее? А мама, папа, водичка, солнышко, голова, рука?
Сообщить модератору   Записан
Дмитрий Муравкин
Новичок
*

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 2


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 16 Декабрь 2017, 10:49:14 »

Конечно, слово "дьраво" не может претендовать на звание самого первого в языке, и я даже не пытался навязать ему эту роль. Древнее оно не потому, что наиболее далеко отстоит от нас на временной шкале, а потому, что от его корня происходит само понятие древности. Мы говорим "древний", и в этом звучании уже существует связь с той эпохой, когда человек получал необходимые ему материалы из флоры. Я называю ее Деревянным веком, который предшествовал культурной деятельности - животноводству и земледелию.
Если бы мы действительно попытались восстановить некоторые первые слова, то, возможно, были бы некоторым образом разочарованы, ведь они, скорее всего, были похожи на современные междометья, имеющие весьма расплывчатую семантику. Считается, что первые слова создавались способом звукоподражания. Человек слышал звуки и пытался повторить их. Кое-что из этого арсенала присутствует в языке и поныне. Например, так мы изображаем звуки, издаваемые животными. Первые "слова" были односложны и включали в себя либо только два звука - согласный и гласный, либо три - согласный + гласный + согласный.
Нужно еще иметь ввиду, что наш речевой аппарат за множество тысячелетий сильно эволюционировал, первоначально те органы, которые мы используем для артикуляции звука, не были предназначены для этих целей. И то, что со временем стало морфемой (еще не словом как таковым) было подобно рычанию, мычанию, ворчанию и т.п.
В некоторых аспектах можно сравнить возникновение языка и обучение речи младенца.  Между этими явлениями существует колоссальная  разница, но кое в чем они похожи. Так вот, одно из первых слов, которые нужны ребенку и которые он начинает осмысленно говорить, есть слово "дай". Его семантика, как мне кажется, близка к древним словам "дьра" и "бра". Так что, они действительно, очень и очень старые, хоть и не первые.
Сообщить модератору   Записан
Николай Славянинов
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 336



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #3 : 28 Декабрь 2017, 11:56:28 »

...«деревня» вовсе не соотносится ни с деревом, ни с древесиной, связь лежит на более глубоком уровне. Первоначально так называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее слово закрепилось за крестьянским поселением. То есть в древнерусском «дървъня» означало пашню, выдерганное, прополотое место

Это очень важное сравнение.

Во-первых, тут же становится очевидной и связь деревни со словом дорога* - расчищенным ("выдранным") от леса местом, проторенной для движения просекой в лесу.

Корневое -дыр-, -дор- с семантикой отверстия имеет бескрайнее семантическое поле:

Ср. tuur, tuuri; tiir, tiiru [туур, туурь; тийр, тийрь] (эст.) - круг; tiik [тийк] (эст.) - пруд; tiiki [тийк] (фин.), ti̮ [ты] (удмуртск., коми), tuw [тув] (хант.) - небольшое озеро; tó [то] (венг.) - озеро, пруд; tō [ты] (зап.-мансийск.), to [то] (ненцк., энецк.), tō, tū [то, ты] (секульпск.), tu [ту] (камасск.), toh [тох] (маторск.), túrku [турку] (нганасанск.) - озеро;

Ср. திற [Tiṟa, тира] (тамильск.) - открывать; துளை [Tuḷai, тулаи] (тамильск.) - дыра, отверстие (регулярное чередование [р] и [л]);

Ср. door [дор] (англ.), Tür [тюр] (нем.), dörr [дёрр] (шв.), θύρα [дира, θира] (гр.) - дверь, вход;

Cр. through [θру] (англ.), durch [дурш] (нем.) - сквозь, через;

Ср. тар (хакасск., татарск., башкирск., казахск.), tar [тар] (крымск.-татарск.), dar [дар] (туркменск., азер., турецк.) - узкий;

Ср. Тартария (греч. Τάρταρος), в греческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (представление, начиная с Гесиода), куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены циклопы. Это объятое мраком место в Аиде, удалённое от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. О Тартаре упоминает Гомер (Il. VIII, 13). По свидетельствам греческих авторов, Тартар находился на Севере. Позднее авторы стали считать Тартар самым отдалённым местом в Аиде. В Средние века тартаром стали называть наиболее заброшенные и удалённые уголки земли. Во времена поздней античности Тартар представлялся пространством плотного холода и тьмы. Греческий тартар (и все, что близко - тартарары например) - не просто ад, преисподняя, но и глубокое, узкое (тесное) место. Библия кстати определяет "тесноту" как душевное мучение для человека. Человек обращается к Всевышнему с просьбой: "Услышь меня в тесноте моей".

Ср. taarn [таарн] (эст., зап.-чудск.) - теснина (узкая, глубокая речная долина с очень крутыми склонами) - и ср. с названиями:
- Тарн (фр. Tarn) - река на юге Франции, берёт своё начало в Севеннах, на горе Лозер, ниже прорезает плато Косс, сложенное известняками, образуя ущелье Горж-дю-Тарн глубиной до 500 метров; через Тарн перекинут виадук Мийо — вантовый мост, самый высокий транспортный мост в мире (343 метров в высоту);
- Тара (Tara) - река с самым длинным каньоном в Черногории и Европе (длина 78 километров, глубиной до 1300 метров), вторым самым длинным в мире после Гран Каньона в Аризоне;

Ср. tarn [тарн] (англ.), tärn, tjärn [тярн, тьярн, щярн] (шв.) - каровое озеро (в горах, с обрывистыми берегами);

Ср. dīrṇáṣ [дирнас] (санскр.) - лопнувший, расколотый;

Cр. дор, дорки (тверск. диал.) – очищенная от леса полоса, просека;

Ср. [дэ́рэх] (ивр., ед.ч.), [драхи́м] (ивр., мн.ч.) - дорога, дороги; [tariq / тарик] (арабск.) - дорога, проезд; darâgu [дарагу] (аккадск.) - дорога;

Ср. turg, turu [тург, туру] (эст.), torg [торьй] (шв.) - рынок, торговая площадь; turukas [туруказ] (эст.) - торговцы; turusta(ma) [туруста(ма)] (эст.) - сбывать, продавать, торговать; Τεργέστε [Тергесте] - венетское название Триеста;

Ср. teuer [тойер] (нем.), dyr [дюр] (шв.) - дорогой (недешевый);

Ср. tarni(ma) [тарни(ма), дарни(ма)] (эст., зап.-чудск.) - поставлять; tarne [тарне] (эст.) - поставка; tarnaja [тарна яа] (эст.) - поставщик (верятно, связано с торговлей в устьях рек - ср. ost(ma) [ост(ма)] (эст) - покупать - и ust [уст] (эст., р.п.) - дверь, вход; cр. устье, ostium);

Ср. Дарница - небольшая речушка, впадавшая в Днепр на противоположном центру Киева берегу - вероятно, оживлённое торговое место в свои времена;

Cр. Торуса - город в Калужской обл., расположенный в устье р. Торуса; ср. Торунь в Польше и т.д.;

Cр. дыра, дырявый;

Ср. dur [дур] (шумерск.) - анус;

Cр. тыр (каз.) - голый, раздетый; tur- [тур-] (др.-тюркск.) - худеть, тощать; turma [турма] (др.-тюркск.) - редька, редиска; жертвенная пища; turqĭn [туркин] (др.-тюркск.) - воздерживаться от чего-л.;

Cр. дуравяик (диал. русск.) - обобщающее название любых овощей и фруктов (яблок, огурцов, тыкв, арбузов, капусты, травы и т.п. – т.е. «пустой», немясной пищи);

Cр. turha [турха] (фин.), tuhi [тухи, тухь] (эст.) - пустой;

Cр. дурма (диал. русск.) - напрасно, бесполезно; дурмас (диал. русск.) - дурак (при этом дурмас явный остаток от конструкции: tura(kas) mees [тура(кас) мес] (эст.), turha mies [турха мьес] (фин.) - пустой, бесполезный человек);

Cр. tõre [тырэ, дурэ] (эст.) - угрюмый, мрачный; tõr [тыр] (эст.) - угнетенный;

Cр. dark [да(р)к] (англ.), dara, dar [дара, дар] (шумерск.) - тёмный, мрачный.

И т.д. - можно продолжать до бесконечности.

-------------------------------

*-га - в дорога - суффикс, связанный с движением; в финно-угорских языках -га также окончание, связанное с движением: в эрзянском - "двигаясь вдоль чего", в эстонском - "двигаясь с помощью чего" - напр., laevaga - на корабле, teljaga - c помощью оси; также в англ. go, в шв. - двигаться, идти; также -га, -go, -г - суффиксный формант в бесчисленном названии рек по всей планете: Волга у нас, Конго, Кубанго в Африке, Ганг в Индии).
« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2017, 12:39:30 от Николай Славянинов » Сообщить модератору   Записан
Николай Славянинов
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 336



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : 28 Декабрь 2017, 12:35:27 »

...«деревня» вовсе не соотносится ни с деревом, ни с древесиной, связь лежит на более глубоком уровне. Первоначально так называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее слово закрепилось за крестьянским поселением. То есть в древнерусском «дървъня» означало пашню, выдерганное, прополотое место

Это очень важное сравнение.

Во-вторых, тут же выстраивается аналогичное сравнение между полем и полисом (городом), и в бесчисленных "греческих" топонимах, оканчивающихся на -поль. Ясно, что города строились на расчищенных от леса территориях, на полях.

Также, при рассмотрении семантического кластера, связанного с -поль- можно отчетливо видеть и похожую связь с понятием древности, как у дерева и деревни.

Само слово поле необходимо рассматривать во взаимосвязи с глаголом палить (также с палёный, пепел) - помня, что изначально земледелие было подсечно-огневым, и поля создавалиcь путём выжигания леса - использовались несколько лет; пепел, зола от выжженного леса служили удобрением; затем поле оставляли, давая деревьям чуть подрасти на его месте, и затем выжигали и использовали для земледелия вновь (знаем это с детства, с уроков истории, не правда ли?)



Ср. põli, põle(ma) [пыли, поле(ма)] (эст.), pala(ma) [пала(ма)] (ю.-эст.), pa’llõ [паллы] (ливск.), palaa [палаа] (фин., водск.), pallaa [паллаа] (ижорск.), palua [палуа] (карельск.), palada [пала(да)] (чудск., вепсск.), buollit [буоллит] (саамск.), palo(ms) [пало(мс)] (эрз.), palǝms [пале(мс)] (мокш.)  - палить, жечь;

Ср. põld, põlva [пыльд, польва] (эст.) - поле, поля (кого, чего); pelto [пельто] (фин.), põlto [пыльто] (водск.), peldo [пельдо] (ижорск., чудск.), pelto [пельто] (карельск.), püud [пюуд] (вепсск.) - поле; ср. field [фильд] (англ.), veld [вельд] (голл.), Feld [фельд] (нем.), felt [фельт] (дат.), fält [фельт] (шв.) - поле;

Ср. põlv, põlve; põlvkond, põlvkonna [пыльв, пыльве; пыльв конд, пыльв конна] (эст.), pūola [пыола] (ливск.), põlvi [пыльви] (водск.), 'põlv; polvi [польви] (фин., ижорск., карельск.), poľv(i) [польви] (чудск.), poľv [польв] (водск.), buolva [буолва] (саамск.), pul've [пульве] (муромск.), puľaza [пульаза] (эрз.), pǝlmanǯa [пэлманжа] (мокш.), pul, pulβuj [пул, пулвуй] (марийск.), púliᵊ [пулиэ] (ненецк.), pūle [пыле] (секульпсск.) - колено*; поколение, разветвление рода; põlvne(ma) [пыльвне(ма)] (эст.) - происходить, быть родом из, вести своё начало от;

Ср. põline, põlise [пылине, пылиcе] (эст.) - древний, старый, старинный, вековой, вековечный, незапамятный, извечный, давний, коренной, родовой, потомственный; первобытный, девственный, нетронутый; вечный, бессрочный; прочный, добротный, надёжный; põlista(ma) [пылиcта(ма)] (эст.) - увековечивать, увековечить; põliselanik [пылиcе ланик] (эст.) - старожил, древлянин;

Ср. палео-, paleo-,  παλαιός [paleόs, палеόс] (гр.) - старый, древний; палея́ - др.-русск. название первых восьми книг Ветхого завета.

-----------------------------

Этимологи связали παλαιός [paleόs, палеόс] (гр.), палео, paleo - старый, древний - без какого-либо пояснения фонетических переходов - с гипотетическим "прото-И.-Е." *kwel- 1) цикличный, 2) далёкий - к которому, в частности, относят и славянск. коло - круг: https://www.etymonline.com/word/paleo-.

------------------------------------

*Ср. аналогичный переход:

genu [гену] (лат.), knee [нии] (англ.), Knie [кние] (нем.) - колено; славянск. гну, гнуть
 <->
genus [генус] (лат.), γένος [генос] (гр.), gender [джендер] (англ.) - поколение; genitori [дженитори] (ит.) - родители; Genosse [геноссе] (нем.) - товарищ; жена, женщина (славянск.) - супруга; и т.д.



« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2017, 12:40:25 от Николай Славянинов » Сообщить модератору   Записан
Николай Славянинов
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 336



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #5 : 28 Декабрь 2017, 13:06:21 »

И у ДРЕВА, ДЕРЕВА - бескрайние крона и корни.

Уже частично разбиралось Задорновым на уровне сравнения слов ДЕРЕВО и (приставочного) З-ДОРОВЬЯ (связь, которую этимологи и не отрицают).

Лишь немного дополню Задорнова, Муравкина и признанные этимологические справочники:

Tree [трии] (англ.), trä [трэ] (шв.), dāru, dru- [дару, дру-] (санскр.), dauru, -dru- [дауру, дру-] (авест.), deraxt [дерахт] (фарси), darxat [дархат] (урду), darakhat [дарахат] (панджаби), dar [дар] (курдск.) - древо, дерево; δρυς [drys, дрис] (гр.) - дуб

Diri, dirig [дири, дириг] (шумерск.) - расти высоким; наполняться (также ронять слёзы); разбухать, разрастаться, становиться огромным, массивным; быть способным, сильным; прил. способный, сильный, властный;

dražaitē, drāǰaŋhe [дражайте, дражанхе] (авест.) - держать, иметь при себе, вести; darǝzayeiti [дарезайети] (авест.) - связывает, привязывает; dǝrǝz- [дерез] (авест.) - связь, узы;

dŕ̥hyati [дрхьяти] (санскр.) - он крепок; dŕ̥hati [дрхати] (санскр.) - крепкий;

δράσσομαι, δράττομαι [dráttomai, драттомай] (греч.) - хватка, схватывание; обнимать, хватать;

держать, держава; turēt [туреть] (лтш.) - держать, и т.д.; diržtù, dir̃žti [диржту, диржти] (лит.) - становиться жестким, твердеть;

terjed [терьед] (венг.), turvota [турвота] (фин.), darra, terra [дарра, терра] (саамск.), turgede [тургеде] (эрз.), tore, tare [торе, таре] (марийск.) - разбухать, становитьмся плотным, разрастаться, шириться, распространяться, простираться; тырны (коми-перм.) - наполняться; тӧрны (коми-перм.) - вмещаться, помещаться;

derék [дерек] (венг.) - твердо стоящий, хорошо сложенный; здоровый; (ср. direct [дайрект] (англ. и т.д.) - прямой, направлять; director [дайректор] (англ. и т.д.) - директор, управляющий);

ср. tõrv, tõrva [тырв, тырва] (эст., водск.), tȭra [тыра] (ливск.), terva [терва] (фин., ижорск.), tervu [терву] (карельск.), ťerv(e͔) [търв(е)] (вепсск., чудск.) - смола, древесный сок (ср. tar [тар] (англ.), derva [дерва] (лит.), tjära [тьера, чьэра] (шв.), tar [тар] (азерб.), давирхай (монг.),タール[tāru, тару] (яп.), 타르[taleu, талеу] (корейск.) - смола; tear [тиа(р)] (англ.) - слеза);

ср. tõru [тыру] (эст.), turu, doro [туру, доро] (водск.), terho [терхо] (фин.) - желудь;

ср. tera, teri [тера, тери] (эст.) – зерно, зерна род.п. (ср. σιτηρά, στάρι [sitirá, sitári; ситирá, ситáри] (гр.) - зерно);

ср. terve [терве] (эст., фин., водск., ижорск.), terveh [тервех] (юж.-эст., карельск.), ťerveh [тървех] (чудск., вепсск.), tīera [тиера] (ливск.) - здоровый, здравый; целый (ср. целитель, исцеление); tervis [тервис, дервис] (эст.), terveys [тервеис] (фин.) - здравие, здоровье; tervelt [тервельт] (эст.) - в целости, в здравии; Tere! [тере! дере!] (эст.), Terve! [Терве!] (фин.) - Привет! Здорово! Здравствуй! Здравия! Здоровья! ;

ср. дару (татарск.), дәрі (казахск.), dərman [дерман] (азерб.), dori, dori-darmon [дори, дори-дармон] (узб.), дору (таджикск.) - лекарство, снадобье, перен. что-л. необходимое; дәріхана (казахск.) - аптека (досл., "дом лекарств", ср. hoone [хооне] (эст.) - дом, здание);

ср. druids, друиды (языческие волхвы, знахари);

ср. здоровье, здравие;

ср. drvā [дрва] (авест.) - здоровый;

ср. दवा [dava] (хинди), [dawa', дава] (арабск.) - лекарство;

ср. duru [дуру] (азерб.) - чистый, ясный, чистосердечный; дәремет (каз.) - милосердие, доброта;

ср. truu [тру] (эст.) (ср. true [тру] (англ.), treu [трой] (нем.), tro, tryg [тру, трюг] (дат.), trogen [труген] (шв.), tryggr [трюггр] (др.-сканд.), triggws [триггус] (гот.) - верный, преданный) - этимологами напрямую связываемые с tree, древо, дерево;

ср. друг, дружба, и т.д.

https://new-etymology.livejournal.com/

« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2017, 13:40:55 от Николай Славянинов » Сообщить модератору   Записан
Николай Славянинов
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 336



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : 28 Декабрь 2017, 13:33:49 »

А мама, папа, водичка, солнышко, голова, рука?

Па(па) и Ма(ма)

Слова Па(па) и Ма(ма) встречаются в разговоре не только в русском и многих других индо-европейских языках, будучи зачастую первыми словами, произносимыми ребенком. Вы, возможно, удивитесь, если услышите, что папу и маму точно так же называют и в далёком Таиланде.

Открывая же словари языков Уральской и Алтайской семей, начинаешь понимать вероятный смысл этих слов.

Как уже отмечено, слова с корнем, близким к [па] имеются практически во всех угро-финских и тюркских языках в значении «голова»: pea [пеа, беа] по-эстонски, pää [пя] по-фински, piä [пия] по-карельски, pjä, bjä [пья, бья] в реконструируемом муромском, пья - по-эрзянски, baş [баш] по-турецки, баш - по-татарски, bosh [бош] по-узбекски, бас - по-казахскии и по-якутски, пас - по-хакасски.. Равно как и в древнем шумерском языке [па] означало - «голова».*

Вполне вероятно, что слово «папа», «па» ассоциировалось с «головой», «главой» семьи. Ср. также:

[па, пап] (шумерск.) - отец, старший; вождь, жрец (ср. па, пáпа; англ. father, нем. Vater, ит. padre и т.д.; ср. papá [папá] - глава католич. церкви; ср. papp, papi, pappi [папь, папи, паппи] (эст., фин., водск., ижорск., карельск., чудск.), päp [пяп] (ливкс.), paṕ [папь] (вепсск.) - поп, пастор, проповедник);

[ба.ба.а] (шумерск.) - старый человек (ср. бабай - дед, старый человек; ср. итал. babbo - отец, дед).

Тот же корень pa [па] - «голова» - у слова баба - вероятно, остаток от времён матриархата:

[ба.ба] (шумерск.) - богиня-мать, богиня плодородия.

С другой стороны, слово «мама», «ма» имеет ассоциацию с плодородием и землёй: maa [ма] – «ЗЕМЛЯ» (практически во всех языках Уральской семьи: maa (водск., фин., ижора), mua (карельск., чудск., ), ma (вепсск.), münö (марийск.), mu (удмуртск., коми, ), mŏw (ханты), mā (манси), mou (нганасанск.) - земля). То же в шумерском: ma [ма] - «земля». И в далёких вымирающих тунгусских языках практически то же: на (нанайск., орочск.) - «земля».

Стоит отметить, что во многих языческих культурах богиня любви одновременно была и богиней плодородия: Инанна в шумерской мифологии, Афродита у греков, Венера у римлян, Лада у нас. Не случайно и сочетание «земля-мать».

С окончанием -ма в значении «земля» нам также достались многочисленные топонимы (Кострома, Чухлома, Кинешма, Хохлома и многие другие – в Эстонии же и до сих пор все названия уездов заканчиваются на -ма: Харьюма, Хийюма и т.д.)

* Etymological Dictionary of the Sumerian Language, Simo Parpola, Neo-Assyrian Text Corpus Project, Helsinki, 2016, издательство Eisenbrauns, Indiana, USA
« Последнее редактирование: 28 Декабрь 2017, 13:35:52 от Николай Славянинов » Сообщить модератору   Записан
Николай Славянинов
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 336



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #7 : 28 Декабрь 2017, 13:39:48 »

<a href="/~zapiski_o_yazyke/">Записки о языке[/url]. <a href="/~zapiski_o_yazyke/5944.html">Статья «Дмитрий Муравкин. Самое древнее слово»[/url].

<p>Недавно в Интернете мне попался вопрос: «Какое слово в русском языке самое древнее?». Первое, что пришло в голову – это местоимение «Аз». Освоение любой науки, каждого ремесла начинается с азов, с образа «Аз» начинается азбука, но, самое главное, самосознание человека в мире, в космосе невозможно без постулата: «Аз есьм». С понимания и утверждения себя не тварью, а творцом и начинается процесс словотворчества, то есть создания языка. Само слово «язык» – видоизменённое «азык» – содержит указание на свой исток.</p>

АЗ

Всё правильно, лишь добавлю:

aš [ас, аш] (шумерск.) - один; единиться, быть в единстве, в согласии; asi(t) [аси(т)] (дравидск.) - один;

ειϛ [eis, эйс] (гр.) - один, единый, единственный;

isa [иса, иза] (эст.) - отец, старший человек; правитель;  isä [ися, изя] (фин., водск., ижорск.), ižä, ižoi [ижя, ижой] (карельск.), iža [ижа] (чудск., вепсск.), áhčči [ахччи] (саамск.), ńíśa [ниса] (ненецк.), eśi [эси] (энецк.), ďesi̮ [десы] (нганасанск.), e̮sә [эсе] (секульпск.) - отец; oćä [ося] (мокш.)- старший брат отца; iza [иза] (марийск.) - старший брат, младший брат отца; ǟś [яс] (мансийск.) - дед по линии матери; ős [öc] (венг.) - праотец ;

esi-, esma- [эси-, эсма-] (эст.) - первый, передний, перво-; ees-, eest- [ээс-, ээст-] (эст.) - впереди, первый, передний, перед- (напр., esiisa [эси иса] - родоначальник, прародитель, праотец; esiema [эси эма] - родоначальница, прародительница, праматерь; esmaaukas [эсма аукас] - первожитель; esiaeg, esiaja [эси аег, эси айя] - доисторическое время, эпоха; esialgne, esmas, esmane, esimene [эсиальгне, эсмас, эсмане, эзимене] - первоначальный, исходный, изначальниый; esimees [эси мес] - председатель, первый человек; esimus [эсимус] - главенство, превосходство); то же в финском: esi-isä [эси-ися] - пра-отец, и т.д.
Сообщить модератору   Записан
Фёдор Избушкин
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 3258


Федор


Просмотр профиля WWW
« Ответ #8 : 28 Декабрь 2017, 13:40:46 »

Это очень важное сравнение.

Во-вторых, тут же выстраивается аналогичное сравнение между полем и полисом (городом), и в бесчисленных "греческих" топонимах, оканчивающихся на -поль. Ясно, что города строились на расчищенных от леса территориях, на полях.

Также, при рассмотрении семантического кластера, связанного с -поль- можно отчетливо видеть и похожую связь с понятием древности, как у дерева и деревни.

Само слово поле необходимо рассматривать во взаимосвязи с глаголом палить (также с палёный, пепел) - помня, что изначально земледелие было подсечно-огневым, и поля создавалиcь путём выжигания леса - использовались несколько лет; пепел, зола от выжженного леса служили удобрением; затем поле оставляли, давая деревьям чуть подрасти на его месте, и затем выжигали и использовали для земледелия вновь (знаем это с детства, с уроков истории, не правда ли?)

Хорошие свидетельства, куда надежнее фасмеровских. Теперь, при случае, ты можешь доказать этот момент всякому лингвисту.
Сообщить модератору   Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru