Форум журнала "Новая Литература"

22 Сентябрь 2020, 22:28:31



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Очерк «Вера Круглова. Нина Грин: без права на пристань»  (Прочитано 2661 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вера Круглова
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 5


Просмотр профиля Email
« : 10 Сентябрь 2016, 22:07:40 »

Круглова Вера. Очерк «Нина Грин: без права на пристань».

Такого бунта никто не ожидал. Цепь взявшихся за руки людей, среди которых были фронтовики, преграждала путь похоронной процессии. На кладбище не пускали гроб с телом Нины Грин, словно её присутствие могло осквернить священную землю. Женщину, бесконечно любимую писателем Александром Грином, его жену, прообраз Фрези Грант, люди не пускали к месту последнего успокоения. Городским властям удалось уговорить горожан уступить, и захоронение состоялось, но спустя время погребение Нины Николаевны Грин обросло множеством противоречивых россказней. Даже после смерти она продолжала быть жертвой молвы. Почему?

О ней известно, кажется, всё. Тень Нины Николаевны витает в музеях Грина, феодосийском и старокрымском, где поминают спутницу писателя только добрым словом. Вниманию экскурсантов представляют книгу воспоминаний Ю. Первовой, путеводители по восточному Крыму с очерками о Н. Н. Грин, её воспоминания об Александре Грине. Экскурсоводы добротно и старательно повествуют о ней, вешней, цветущей, и об угасающей, пожилой. Но то, что было между молодостью и закатом долгой жизни вдовы Грина, почему-то утаивается. Как и то, почему провожали её не оркестром и панихидой, а стоном проклятий. Тайну Нины Николаевны хранит город Старый Крым, последняя пристань Александра Грина. Раскрывая её шаг за шагом, мне довелось беседовать с земляками Н. Н. Грин – учителями, библиотекарями, представителями исполнительной власти, музейными работниками, ветеранами Великой Отечественной войны. К моей исследовательской удаче, я встретилась с человеком, который опередил меня в поиске истины и хранит в памяти смолкнувшие голоса – Иваном Карповичем Мельниковым, фронтовиком, писателем, чьему перу принадлежит неопубликованный очерк «Чёрные пятна на Алых парусах». Слова моих собеседников невольно слились в единую повесть с изданными воспоминаниями, и судьба Нины Грин, прижизненная и посмертная, потребовала явного и яркого света. Итак, повернём время вспять…
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2016, 22:31:38 от Администратор Форума "Новая Литература" » Сообщить модератору   Записан
Рыбакрыбака
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 494


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 12 Сентябрь 2016, 20:01:14 »

Как я понимаю это дело, настоящий писатель, творец - тот, кто дарит людям мечту. Мне не столь интересны писатели-описатели, беллетристы, историки, моралисты. Мне интересен человек, неуловимо оторванный от пахнущего потом быта - этого и за границами искусства хватает! - поэт, непохожий на всех. Таким был Грин. Хотя его ранняя проза и стихи, при всей их современности с позиций сегодняшнего дня, были ещё списаны с чужих калек. Если говорить откровенно, они никогда не перевели бы его в разряд классиков, не сделали бы имя писателя бессмертным. Видимо дело всё-таки в настойчивом поиске Грином своей темы, своего томика в библиотеке нетленного. По правде сказать, любой писатель хочет написать «Полонез Огинского» как произведение нужное сменяющимся поколениям людей. Грину с этим повезло. Здесь дело даже не в самой славе - она лишь подтверждает факт наличия наследия. Тысячи пишут, одного помнят. Настоящий творец - невротик, жить с ним трудно, с музами зачастую не везёт, меняются они, словно в калейдоскопе. Муза ведь даже не вдохновляющее начало, а скорее крепкий тыл, помощник, человек, плечо которого всегда рядом. А если муза ещё и вдохновляет на творческий подвиг, то это вообще феномен. Пусть даже она сама далека от некого идеала, а фантазия-то на что… Домыслим, довообразим, дорисуем! Не стал бы я писать эти строки, если бы данный, в целом хороший, познавательный, очерк не был залит в конце сизым чернильным пятном…

«Сегодня многие почитатели Грина готовы видеть в добрых героинях писателя черты его возлюбленной. Так, наверное, хотел бы и он сам, несмотря на то, что теперь с его Галатеи-Нины сброшены все покровы. И, наверное, там, где витают сейчас их души, звучат слова, обращённые к нам, живым и смертным, с просьбой забыть, смириться и простить. Мы прощаем».

Это невообразимый снобизм, люди! Это мы должны просить прощения у гениев, за то, что не дотягиваем до их блистающих высот. И у музы Грина мы должны молить прощения за то что не поняли «военную тайну» их творческого союза, а что Чайковский или Фредди Меркьюри «давали голубого дрозда», то нам это весьма фиолетово, когда мы слышим их бессмертную музыку…
Сообщить модератору   Записан
Лада
Новичок
*

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 2


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 15 Сентябрь 2016, 18:56:38 »

А по-моему, это не снобизм. Произведения литературы и искусства не существуют сами по себе - они создаются для читателей, зрителей, слушателей. И вот, став поклонниками тех же "Алых парусов", мы узнаем о том, что их автор был пьяницей, который когда-то в молодости сгоряча едва не пристрелил любимую женщину, а ещё - арестантом и бродягой, а в жены в итоге взял сомнительную личность, которая мало смахивает на Ассоль, и тем не менее, "Алые паруса" посвящены дамочке, которая не брезговала кокетством с гитлеровцами. Больно? Очень! Хочется взять томик и зашвырнуть куда подальше, но потом приходит чувство если не прощения, то снисходительности. Бог с ним, жил как жил, а за книги - спасибо.
И вовсе Грин не гений. Гений - это совсем другая категория. Он особенный, да, но не гений. А уж "голубизну" Чайковского вы уж совсем напрасно приплели: уже давно известно, что это - фальшивка, о которой позаботилась одна мстительная дамочка якобы на основе писем Петра Ильича. Ну и Меркьюри ни к Грину, ни к Нине Николаевне никак не лепится.
Сообщить модератору   Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 3774


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 16 Сентябрь 2016, 10:29:54 »

     Согласен. Какой из него гений... Хотя само это слово точного значения не имеет.
     А Нину эту посадить было надобно.
Сообщить модератору   Записан
Рыбакрыбака
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 494


Просмотр профиля
« Ответ #4 : 16 Сентябрь 2016, 17:17:43 »

Откуда столько злобы, други? Надеюсь вы также беспощадны к себе, как беспощадны к братьям по разуму. Злоба порождает вкусовщину и необъективность. Злоба мешает за суетой современности видеть черты вечного. Злоба помешала вам прочитать даже мой отзыв. Где, с какого перепугу, я назвал Грина гением? Он написал гениальные, то есть бессмертные, «Алые паруса», повесть-символ, повесть-пример, повесть-глоток свежего воздуха, повесть-костыли для безногих, но ему самому это автоматически не присвоило звание «гений». Тот же «Полонез», в качестве примера, гениален, но стал ли от этого в памяти народной сам Огинский гением? Вопрос. Злоба помешала вам понять пассаж с Чайковским и Меркьюри, как фигуру речи, не более. Хотя для разминки почитайте статью о ПИЧ в Википедии… Надо расти над собой, бросить прокурорские замашки, надо жаждать совершенства, требовать большего от себя, прежде всего, а там – и от прочих. Возможно, это позволит нам с вами создать и подарить миру нечто гениальное…
Сообщить модератору   Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 3774


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 16 Сентябрь 2016, 18:27:18 »

     Ну так автор одного гениального произведения уже гений, иначе получится, что гениальное написал не гений - как это понять? И если требуется несколько гениальных соч., то сколько именно? Никто не устанавливал сей лимит.
     Впрочем, повторюсь - само слово "гений" по отношению к человеку точного значения не имеет, и потому я несколько жалею, что ввязался в эту дискуссию.-)
     
     Заключительные слова Кругловой "Мы прощаем" я понял как прощение Нины. Если так, то кто "мы"? Антифашисты не прощают такого. Я, например, не прощу.
     (Хотя, может, я неправильно понял Круглову...)
Сообщить модератору   Записан
Рыбакрыбака
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 494


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 16 Сентябрь 2016, 19:20:04 »

Вот как трактуют искомое понятие почти все словари:

«Гениальность (от лат. genius - дух) - высшая степень творческих проявлений и способностей личности. Деятельность гения имеет выдающееся значение для жизни общества. Гений способен создать новую эпоху, совершить основополагающее открытие в области, которой он занимается. Человек, обладающий такими качествами, способен глубоко овладевать культурным наследием и, одновременно с этим, выходить за рамки стереотипных или традиционных норм и рамок восприятия и мышления. Стоит отметить, что не существует какого-то определенного набора свойств, определяющих гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в одной области, могут быть совсем не гениальны в какой-то другой сфере. Термин широко используется в бытовом языке, часто отражая иное, не совсем научное понимание гениальности. Так что употребление данного термина в научном контексте сейчас находится под некоторым вопросом…»

Лично для меня слова «гениальный», как и «божественный», обозначают исключительно высшую степень оценки конкретному произведению или имени собственному. Пример того же гениального «Полонеза» показывает, что создатель его в минуту высшего взлёта духа создаёт нечто, выходящее за рамки дара данного человека. Гениальна ли сага «Москва-Петушки»? Скорее всего. А их автор? Местами. Главным талантом Грина было его уникальная психика и нежелание идти проторенным классикой путём. Это у него прекрасно получилось. С точки зрения высокой литературы «Алые паруса» могут показаться моветоном: там есть элементы детскости, масса избыточных определений: «Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну…» Однако! Конечный результат, родивший по гроб сидящий колом в душе символ, перекрыл все недостатки литературной манеры автора. А что же до конкретных гениев, то их список у каждого индивидуален, несмотря на популярные в обществе каноны. Для меня это Гомер, Микеланджело, Рабле, Ницше, Врубель, Брамс, Пикассо, Кафка, Гауди, Рахманинов, Неруда, Фаулз. Это первое, что пришло на ум. Если посидеть минут десять, то можно дополнить этот молниеносный список ещё сотней имён…
Сообщить модератору   Записан
Лада
Новичок
*

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 2


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 18 Сентябрь 2016, 12:51:53 »

     Ну так автор одного гениального произведения уже гений, иначе получится, что гениальное написал не гений - как это понять? И если требуется несколько гениальных соч., то сколько именно? Никто не устанавливал сей лимит.
     Впрочем, повторюсь - само слово "гений" по отношению к человеку точного значения не имеет, и потому я несколько жалею, что ввязался в эту дискуссию.-)
     
     Заключительные слова Кругловой "Мы прощаем" я понял как прощение Нины. Если так, то кто "мы"? Антифашисты не прощают такого. Я, например, не прощу.
     (Хотя, может, я неправильно понял Круглову...)
Скорее всего, правильно поняли. Этот материал - напоминание людям о том, что через прощение, сострадание можно двигаться дальше к нормальной жизни и развитию, отбрасывая любое осуждение, злобу и т.п., как бы они не наваливались.
Сообщить модератору   Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru