Оленев Роман.
Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Брат».
В прошлый раз мы с вами убедились, что такой замечательный киногерой, как Чапаев, оказался мифологизированным, по сути – сказочно-фольклорным персонажем. Давайте же продолжим тему мифологизации, но уже на гораздо более свежем примере. Это фильмы «Брат» и «Брат 2», ставшие для зрителей конца девяностых – начала двухтысячных чуть ли не тем же, чем стал для наших предков явился фильм «Чапаев». Вы, может быть, скажете: ну а причём здесь-то мифологичность и фольклорность? Как раз очень даже притом.
История, как известно, повторяется, и киноискусство просто не может долго обходиться без создания мифов. В девяностые годы, после длительного перерыва, появился глубоко народный, почти сказочный, а значит, и в чём-то мифологичный герой Данила Багров. Уже само имя его из русских былин о богатырях и, как в случае с Чапаевым, народ, то есть, нас с вами, сразу подкупила его простота, народность, уходящая корнями в фольклорные истоки. В нём вновь угадывался и Илья Муромец, и Иванушка-дурачок. Да и сами сюжеты балабановских фильмов о братьях имеют явно сказочную основу.
Начнём с «Брата 2». Бывалый солдат, умеющий кашу из топора сварить и базуку из водопроводной трубы сделать, едет за тридевять земель в чужую заморскую страну, чтобы наказать злого американца-Кощея. Заодно Данила вызволяет из плена русскую де́вицу Дашу, превратившуюся на злой чужбине в совсем уж непотребную деви́цу. Одним словом, Кощей – он пьёт соки со всех русских. А Данила, к всеобщей нашей радости, Кощея отыскал, до правды дошёл и справедливость восстановил...