HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Елена Зайцева

Закон мухи есть! (№37)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 6.06.2008
Иллюстрация. Автор: Елена Зайцева. Название: "Закон мухи есть! (№37)"

 

 

 

Это уровневый, иерархический закон, и он гласит (устами Олега Бондаренко): муха не воспринимает человека сколько-нибудь адекватно, ибо она ниже его по уровню. Здесь – по уровню организации, конечно, чего Бондаренко не уточняет, и не только потому, что оно, в общем-то, и так ясно. Ему просто неважно, уровень чего. Другие примеры уровней:

 

«человек творческий – человек, механически выполняющий свою работу,

человек активный – человек пассивный,

человек-дух – человек-форма,

человек знающий и ищущий – человек с атрофированным стремлением к знанию и поиску,

учёный – неуч,

специалист – дилетант,

лидер – исполнитель,

руководитель – подчинённый…»

 

«Немножко винегрет» какой-то получается, табель о рангах на диалектике женился…

Правда, автор называет это «примерами неявного разделения по уровням». Явным он приводит пример с учёным Юлиусом Майером, которого ни семья, ни окружение не поняли, да ладно бы просто не поняли, а то ведь ещё взяли да «вылечили». «Какие мы можем сделать выводы из биографии Майера?» А какие мы можем сделать выводы из биографии человека, который умер больше сотни лет назад? Ясно только, что Майеру не повезло. Мы не знаем почему. Возможно, так и было – «Его уровень – имеется в виду уровень «системы Майер», то есть уровень мышления, мотивации, наконец, уровень одухотворённости – оказался настолько высок, что его домашние (возможно, в жизни вполне неплохие люди) не смогли адекватно оценить то, над чем он работал, чем занимался, что его интересовало». А возможно, как раз уровня-то ему и не хватило. Возможно, когда хватает, то нет такой Вильгельмины, нет такого папеньки, которые сбили бы, «вылечили». Возможно, что всё возможно, хватило бы уровня…

Это ведь не мушиный случай, вот ведь что. И чтобы говорить об уровнях – здесь – надо бы за что-то «зацепиться», что же они такое, с чем их едят («уровень мышления» и «уровень одухотворённости» разве что условно съедобными можно назвать, что-нибудь такое выкрикивал бы дракончик, умявши стопку-другую «Литературки»)... Все мы «стихийные уровневики», каждому так или иначе ясно: сколько равенство и братство ни провозглашай, а у дурака – своя ступенька, и не равна она «умной». Разница только в основании ступенек, обосновании этой ступенчатости. Два вопроса: «почему он дурак?» и «можно ли что-нибудь сделать?», сюда, собственно, всё и помещается…

Есть, например, «энергетическая» теория И.Акимова и В.Клименко. Они связывают понятие уровня со «свободной энергией», которой может не быть (1-й уровень), быть «в меру» (2-й) и – много (3-й). Соответственно, на 1-ом уровне – только бы на плаву удержаться, на 2-м – какие-то запросы, книги-фильмы-разговоры, на 3-м – есть силы (энергопотенциал) строить, создавать, более того: нет сил не тратить эти силы, они должны быть потрачены. Т.е. уровни Акимова/Клименко – они о работе, о таланте; их «дурак» – озабоченная единственно физическим выживанием бездарь, «умный» – работающий талант, а между ними – некое ни рыбное ни мясное, пытающееся прожить удовольствиями…

Есть теории попроще. Скажем, у моего папы двухуровневая, уровни: папа и не-папа («дурак», естественно, второй, и с этим ничего не поделать).

Кто-то свято верит в происхождении, кто-то в образование, – у каждого «своя волна» или, как в рассказе у Игоря Якушко, «своя Идея», «своя плоскость»: «Каждый рассуждает, спорит, доказывает какие-то частности, а в результате просто отстаивает какую-то одну мысль, направление, измерение, что ли... Не знаю, как назвать. Вот слова "в разных плоскостях" ведь очень точные». Вот эти-то разные, «сами-в-себе-вещные» плоскости Бондаренко и рассматривает. Изоляцию, а не иерархию. С одной плоскости – действительно не видно другую, сказать, что между ними стена – это ничего не сказать. Ну хорошо, назовём стеной. Если выводить из этого закон мухи, то будет он такой: не летает муха сквозь стену. И к ней – через стенку же – ничего не пролетит, стенка есть стенка. Если «муж ревнует жену, уверенный, что все красавицы ветрены, и не верит ей в очевидном», то скорее всего потому, что в его плоскости – ревнуют, вот таким вот образом там время заполняют, а в её плоскости, плоскости жены – занимаются чем-то другим, «не гуляють, а стирають» (наряжаются, телек смотрят, калории считают, да мало ли что ещё), – и это действительно «несовместимость», но ведь вовсе не «уровневой организации».

«Закон мухи» поджидает нас за углом, он всегда рядом. И чаще всего он неожидан для нас, и мы к нему не готовы. Так смотрит удивлённо, округлившимися глазами, паренёк в милиции на «оперов», которые приволокли его на допрос, приписывая кражу чего-то такого, о чём паренёк отродясь не слыхал. И пусть он лучший на потоке, спортсмен и отличник, умница и любимец наставников в кружке «умелые руки» – всё это не сыграет никакой роли в печальном процессе «установления истины», согласно которому каждый задержанный – преступник, ибо увидеть обратное запрещено. Запрещено кем? «Законом мухи». Правильно. Но и опять же уровни здесь ни при чём, муха – лбом в стенку, а не в потолок. «Оперу», если что-то где-то украли, надо кого-то посадить, – таковы правила, такова игра, и она в принципе не может быть хорошей, она – часть системы наказаний, т.е. часть того, что мы не умеем; у нас и простенькие-то, простейшие мероприятия мало когда удаются, а наказание – высшая, небесная степень сложности… Итак, надо кого-то посадить. Так почему бы и не этого? Этот – такой же, как и любой другой («наилучшесть на потоке» ещё никому воровать не мешала, а «умелые руки» даже и подсобят). О том, что он не виноват, что это несправедливо, неправильно, плохо – речи вообще не идёт, справедливость предполагает различия, различение, а что ты сможешь различить, когда всё «где-то там, за стеной»? Глухо…

Никаких качественных, уровневых различий ситуации – в этом разрезе – не дают, даже если бы они там и были. Это примеры глухоты, непроницаемости. А примерами уровней они видятся Бондаренко только потому, что – повторю – он не определился с этими самыми уровнями, с тем, что же (когда муха уже улетела) он под ними понимает…

 

Недавно в «НЛ» была опубликована «Сказка об ушедших» Семёна Чипеева. Это сказка об уровнях. Я и не люблю этого «об», но здесь оно в хорошем смысле, в том, что ничего лишнего, не замалёван текст ни фэнтэзийными узорами, ни сайенсфикшенскими схемами, – хотя, конечно, он и «сказочно-условный». Уровень, обладающий спасительным знанием, вакциной, хочет спасти нижний, умирающий, вымирающий: «Мы ходим по их домам, заводим беседы, пытаемся убедить. Показать своим примером. Кто-то верит. Один, другой бросают все и приходят к нам. Мы учим их лечиться. Чистить свое тело, свой мозг и свою душу. Учим лечить других. Кто-то остается. Год – средний срок, чтобы восстановиться, чтоб ясной стала голова и здоровым тело. Только потом ты можешь учиться на врача и Спасителя. Год – слишком большой срок для этого мира. За год твой участок разделят соседи; твой дом разберут по камушку; твое лицо и имя забудут. Год постоянных анализов, путанных неясных процедур. Нужно очень сильно верить, чтобы выдержать год – и остаться. Не все остаются». То есть, если вернёмся к нашим «почему он дурак?» и «можно ли что-нибудь сделать?», здесь: 1) вирус, 2) лечить.

Примерно так оно и есть, по-моему. Что значит «примерно»: я уровневик, убеждённый, только вот… в чём? Я знаю, что «плоскости» не только изолированы, но и иерархичны (даже строго иерархичны). Но не раскладывается у меня лесенка. Не отыскиваются понятия, обрисовавшие бы ступеньки. Я не верю в образование или происхождение; в талант/работу – только отчасти; в себя как в эталон – только под определённым углом… Люди неравны, а почему? Сказочная условность позволяет Чипееву называть то, что как-то ускользает, не формулируется. У меня во всяком случае. Да и у Бондаренко – тоже…

 

 

 

440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://magazin-veshalok.ru вешалка пластиковая для шарфов. . н гаврилова аудиокниги . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!