HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Галина Вайгер

Песня странника

Обсудить

Венок новелл

 

 

Quasi una fantasia

 

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.02.2008
Оглавление

2. Новелла вторая. Музыка земли
3. Новелла третья. Белогория
4. Новелла четвёртая. Израиль. Точка памяти

Новелла третья. Белогория


 

 

 

– Мне кажется, что у нас с Вами будет ещё очень долгий совместный путь…

– София, я готова хоть сейчас ехать с Вами в дальние страны.

– Но сейчас-то у нас самая дальняя страна – своя собственная, – смеётся она. – Нам нужно будет обязательно встретиться дома.

И через несколько недель, в Москве, эта встреча случилась. София позвонила мне и предложила поехать в Свято-Спасскую обитель на престольный праздник. Я недолго колебалась, разложила все дела по дальним полочкам, Марка отвезла родственникам, на работе договорилась, что буду через три дня – и приехала к Софии домой. Наша ночь прошла в разговорах, а на утро мы поехали в монастырь.

Едем в машине. Долго. Очень долго. Уже часов десять. Я удивляюсь.

– А что ты хотела, – говорит она мне, – едем-то в Воронежскую область! На Дон.

Дальше удивляться было поздно, я вижу указатель на дороге «Белгород».

Мы смеёмся с Софией: Белград!

Земля, подружившая нас, дала нам знак.

Через час София уже серьёзно заметила: «Смотри, город Острожск! Как у нас в Черногории – Острог, помнишь?»

Как не помнить? – Василий Йованович, Василий Острожский… Строгая красота белого храма ...

Я уже с внутренним сосредоточением стала всматриваться в дорогу. Что-то происходило. Вот мы проехали указатель «Ясиново». А я вспомнила, как мы ехали по Сербской земле из Златибора через Ясеново, Лубиш, Иваницу – в Студеницу. Я по карте следила за дорогой и уже тогда сказала, что Ясиново звучит как наше московское Ясенево. Оттого и запомнила… и сейчас, на дороге к Воронежу, я встречаю опять это название. Почти неизменённое.

 

Как странно, мы с Софией всё время ехали на Белгород! А сербы сказали бы «Белград». Я ехала и вспоминала: высокие горы с тёсанными белыми вершинами, при первом взгляде я почувствовала, как похож этот край на Камчатку, и всё время спрашивала себя – почему Черногория? Горы-то белые…

Почему-то вспоминалось именно это. Мы едем по русской земле, говорим о Сербии, где была я, и о Черногории, где были мы вместе. Проезжаем по мосту, под нами – размётаны дороги.

– Смотри, какая изломанная трасса, словно буква, – говорит мне София.

– А ты ведь была в Цетинье? – в монастыре, где хранится десница Иоанна Крестителя? – спрашиваю её я.

– Конечно была.

– А в Ловчен к Негошу поднималась?

– Нет. Не довелось.

– Очень жаль. Есть там такая легенда, связанная со староцетинской дорогой. Это было во времена правления последнего царя Сербии и Черногории – Николая и его жены Милены. Так вот, в царицу Милену был влюблён придворный архитектор. Николай хотел было наказать преступника, но его успокоили, сказали, что неаполитанец влюблён во всех красивых женщин и оскорблением было бы, если бы он не восхищался красотою Милены. А любовь ко многим, как известно, это любовь ни к кому. Царь успокоился и поручил архитектору строить главную дорогу государства. Двадцать пять лет строилась эта дорога среди гор и ущелий. И когда царственная чета поднялась высоко в горы, чтобы оценить готовый труд, то их глазам предстал путь, выведенный словно ручкой по бумаге, – вензельная буква «М: все двадцать пять лет итальянец не переставал думать о Милене, и писал камнем на земле её имя.

– Красивая история. Смотри…смотри…

Я поворачиваю голову и вижу новое название на щите: «Подгорное».

– Ну и что?

– Подгорица – столица Черногории.

– Матушка София, я уже даже не знаю, что происходит.

– Зеркало. Господь говорит нам. Что земля едина.

– Просто какая-то мистерия …

И только тут понимаю, что разыгрывается этот сюжет сейчас, здесь, только для нас. Любому другому, кто не бывал в этих землях и не шёл этими дорогами – безразлично это чередование имён. Только мы можем оценить красоту и невозможность этого переплетения.

Когда мы подъехали к местечку под названием Студенок, я только тихо сама себе улыбнулась: Студеница. В Сербии из всей нашей поездки – эта была самая невозможная. В Студеницу мы ехали весь день, часов пятнадцать. Нам на полпути сказали, что дорога засыпана камнями – в горах произошёл обвал. Мы решили пройти наудачу, ехали по камням и бездорожью, но в трёх километрах от цели поняли, что наша самоуверенность наказана – дорога перекрыта. Мы повернули обратно.

И вот Студенок, к которому мы тоже из Москвы ехали пятнадцать часов… Ещё немного, и мы сворачиваем на узкую дорогу с указателем «Монастырь». Глубокая, тёмная уже ночь. И в ночи особенно стал заметен странный, нереальный пейзаж. Неожиданно обрываются равнины, и как из ни откуда появляются невысокие белые горы. Абсолютно белые, словно бы только что их покрыл снег. Я в недоумении поворачиваюсь к Софии – она кротко улыбается. Мы едем вдоль этих гор и, наконец, останавливаемся у монастырских стен. Пейзаж космический: глубокая ночь, огромные звёзды на абсолютно черном, очень низком небе, ни один фонарь не горит, и горы – словно вылепленные из теста, словно бы земля забродила и взошла спелым пирогом…

Я выдыхаю только одно слово: Белогория!

 

Утром мы просыпаемся от звона колокола – зовут на службу.

– Оденься потеплее, – говорит мне София, – это пещерный храм. Там очень холодно.

– Пещерный – это как?

– Это внутри горы.

 

Мы выходим на улицу. Темно. И только невысокие горы с двух сторон обозначают рубежи монастыря. По белым склонам холма идут монахини в чёрных одеяниях – к храму. Гудит колокол.

 

Оборачиваясь в прошлое, я вижу эти дни, в монастыре, как невозможную картину. Я думала, что после Черногории меня уже ничего не удивит. И тем не менее… Пространство это, казалось, не принадлежит ни одной земле – это обитель проявленного духа. И трудно предположить, что всего в нескольких десятках километров отсюда стоит славный город Воронеж. Всё слагается из внеземных пейзажей: горы, поросшие душистой богородничной травкой, единственная в мире пещера покаяния, белые меловые столбы – дивы…

Матушка София рассказывала, что когда заканчиваются праздники, обитель закрывает свои двери за гостями и затихает, и тогда в воздухе повисает иисусова молитва. Она звенит между гор, как тетива. Здесь особый климат. В конце августа цветут кактусы возле монастырской трапезной, растут невиданные цветы, иногда прилетают яркие пёстрые птицы, похожие на попугаев, я сама видела странное существо, похожее на бронированного кузнечика…

Мы отстояли долгую праздничную службу. Что-то во всём этом было первозданное, настоящее. Храм вырублен внутри меловой скалы и ты постоянно чувствуешь, что находишься внутри земли. Электричества нет, горят только свечи. Идёт служба. Поют монахини. Удивительно чётко, проникновенно говорит отец Андрей. Ты не просто присутствуешь на службе – ты участвуешь в службе, понимаешь и чувствуешь каждое слово.. И вдруг осознаёшь, что эти святые слова, заключённые в недра земли, идут как вибрация вглубь и по камням передаются дальше. Неожиданно чувствуешь, что вся земля очищается этими святыми словами, этими глубокими чистыми голосами поющих монахинь. Идёт торжественная месса Земли. Вокруг тебя, внутри тебя, поёт земля.

Серафимовский храм… Говорят, что вначале девяностых годов было явление батюшки Серафима, многие монахини видели его. Мел с того времени в этом храме приобрёл целебные свойства. Многие отшельники жили здесь в скитах, в столпах. По этим горам не разрешается ходить – только по тропинкам, потому что внутри святой горы множество храмов, и ты по незнанию можешь идти над куполами, над алтарями. Такая вот сокрытая жизнь...

Я, словно бы, коснулась духовного стержня. России? Земли? Да важно ли это? Это разделение происходит только здесь, это человеческие игрушки. Господь показал и озвучил через кроткую монахиню Софию: земля едина. Очень часто человеку даются индивидуальные знаки. Так было с нами по дороге сюда, в Костомарово. Так было со мною в храме.

Стою на службе и сокрушаюсь, что чувствую себя такой грубой, любопытной в этой тонкой надмирной монашеской жизни. И допустила очередную ошибку: подошла к Валаамской иконе Божьей матери, и коснулась её рукой. Вскрикнула монахиня и подбежала ко мне. Это кровоточащая икона. Оттого и стеклянным щитом прикрыта. А я встала на цыпочки, неразумная, и коснулась её края. Словно к кровоточащим ранам рукой прикоснулась. И сама почувствовала боль. Стою, прошу прощения. А на стеклянном экране, по подолу одеяния Богородицы отражаются цветы, принесённые и поставленные в вазу. Я смотрю в отражение – и вижу, как проступает Лик и текут из глаз слёзы… Всё понимаю: стеклянный экран, мерцание свечей, гладиолусы… Но сколько я не отводила глаза и опять не начинала смотреть – опять видела тонкое лицо, как на картине апостола Луки в Цетинье, в Черногорской древней столице, большие печальные глаза и … слёзы. Это тоже только мне посланное видение. Боюсь думать, но, может, это ответ на мои сокрушённые мысли, на мои молитвы, на мои слова, произнесённые вслух, ночью, у пещеры покаяния?

Во время службы, когда горят свечи, все иконы в капельках влаги. Раньше в храмах была прекрасная вентиляция, было холодно, но сухо. Все белые стены были расписаны фресками. А потом, в богоборческие времена, пещеры были взорваны. Входы завалили, вентиляцию нарушили, фрески соскоблили…

Валаамскую икону в упор расстрелял в тридцать седьмом году один красноармеец. Стрелял в лицо, но ни одна пуля не попала в лик, всё разлетелось вокруг. Сейчас в пещере сыро. Но на железе нарисованная икона не ржавеет даже в местах пробитых пулями.

София рассказала мне, что совсем недавно человек, расстрелявший икону, умер. Он очень долго мучался, всё никак не мог умереть, и до тех пор пока не позвал к себе священника и не покаялся, не отпустил его Господь…

Много чудес рассказали мне в монастыре, как спиливали дивы – природные меловые столбы, и приносили в дом, а потом бежали из этих домов, потому что звучали колокола, и не было спасения от звона…

Что и говорить – святые эти места. И не для жизни, а для вечной, молитвенной жизни предназначенные…

Пора нам уезжать. Игуменья Серафима, настоятельница, милостиво с нами прощается. На этой старице держится всё. Ею возрождённая обитель, даёт ей, болеющей, силы невозможного – жить и строить свой монастырь дальше …

Мы уезжаем. Но если можно придумать будущее, я бы придумала его себе – в этой тихой обители. Но это позже, когда выращу сына.

 

Мы поднимаемся на вершину, идём по узкой тропочке к Голгофе. Здесь всё напоминает Иерусалим. Говорят, когда апостол Андрей Первозванный шёл этими землями, он первым отметил, как похожи эти места на Иерусалимские. Остановился и положил начала первым скитам и пещерным храмам. Здесь есть свой Гефсиманский сад напротив Голгофы, здесь протекала раньше речка – Иордан, да ушла под камни.

Как странно. Зеркало земли опять причудливо преломилось и дало новое отражение. А для меня это ещё и моя другая жизнь, прожитая словно не мною: мы с мужем, ещё до рождения Марка путешествовали по Израилю. Мы тогда были молоды, всё казалось на всю жизнь, всё казалось на века…

 

Рождество.

Крещение.

Преображение …

 

Я ходила по своей Белогории и вспоминала.

 

 

 


Оглавление

2. Новелла вторая. Музыка земли
3. Новелла третья. Белогория
4. Новелла четвёртая. Израиль. Точка памяти
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!