HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Самая Вагиф

Анна

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.03.2013
Оглавление

4. Седьмая жена Тимофея Петровича, или Мачеха и топор
5. Яшка-арестант


Яшка-арестант


 

 

 

– Бабушка, а почему ты с нами в кино не хочешь идти?
– А что я там потеряла? Там одна молодёжь.

– Туда и бабуси приходят!
– Да уж, бабуси-егуси.

                *   *   *

– Спокойной ночи, бабушка!
– Спокойной ночи – спать до полночи, а после полночи повернуться к стенке и вылупить зенки.


            (из высказываний моей бабушки)

 

 

– Та бригада, где я работала, состояла из тридцати женщин. Бригад было несколько. Перекочёвывали мы с места на место, из города в город, из посёлка в посёлок – отстраивали, ремонтировали здания, дома. Жили мы в бараках, которые осенью и зимой отапливались при помощи дровяных печей. Среди нас были и старые бабы, и молодые, как я, девчонки. И все без мужиков. Рассядемся зимним вечерком у печи, сперва смеёмся, разговариваем, а потом – то одна о муже погибшем на фронте, то другая о покойном женихе или ещё о ком вспомнит, всплакнёт, а за ней – вторая, третья, ну и я вместе с ними. Сразу мачеху, отца, злое, недоброе детство, смерть мамки вспоминала, и на душе становилось муторно. Сидим и, как дуры, всей бригадой ревём. Мне к тому времени уже лет двадцать было и два новых платья, а жениха не было.

– Замуж хотела? – сочувственно спросила я.

– Семью мечтала иметь, защитника. Какие дети считаются самыми счастливыми? Те, у которых есть хорошие родители. Что может женщину сделать счастливой? Дом, славный муж, дети, хозяйство. Вот оно – счастье. Но, продолжу про Яшу. Каждый месяц к нам привозили дрова на лопедах. Кто из баб наших в тот день оставался в бараке дежурить, тот этот лопед и принимал. В общем, помню, снег выпал нежный, хрустящий. Утром, часов в одиннадцать, слышу, на улице кто-то кричит.

– Эй, дрова, дрова!

Ну, вышла я. А у меня волосы длинные были, аж до самой земли. Наши бабы всегда меня ругали. Зачем, говорят, тебе такие длинные волосы? Остриги их. Правы были, работать с такими волосами трудновато было. А я не стригла, мне нравилось ухаживать за ними, расчёсывать (у моей бабушки до сих пор волосы длинные, почти до пояса). Вышла я на улицу. Снег реденький шёл, и воздух свежий, морозный, настроение поднимает. Я иду, белая да румяная, а коса моя по снегу стелется. Смотрю, на лопеде парень сидит в телогрейке: красивый, высокий, глядит на меня и ласково так улыбается. Сердце у меня как ёкнуло. Но виду не подала. Подошла я и, чин чином приняла у парня в телогрейке лопед дров. Эти самые дрова нам арестанты привозили из своих колоний, где они срок отсиживали. Наша бригада тогда в Сибири жили. В посёлке N. Оно среди глухого леса находилось. В этом же лесу, довольно далеко от посёлка, существовала колония, где наши русские мужики мытарились. Много их там было. Баб в те колонии не пускали по той причине, что тамошние арестанты считались врагами народа, предателями.

– Почему? Они на стороне фашистов воевали?

– Их вина была в том, что они попали во время войны в плен к немцам и мучились в концлагерях. Сталин и родного сына, оказавшегося у фашистов в плену, не пожалел. Так что пришлось этим концлагерникам страдать после окончания войны и на родной земле. Некоторым из этих арестантов выдавались специальные пропуски, с помощью которых им позволялось привозить дрова в город и закупать продукты. В тот день Яше выпала возможность приехать в город. Но, конечно, в сопровождении солдат. Они не очень вредными были. Махоркой угости – смягчаются, поговорить с арестантом разрешают. Помню, Яша спросил, как меня зовут. Я ответила. Разговорились мы. Он шутит, болтает, а я смеюсь и слушаю.

 

Два-три месяца мы таким образом с ним встречались. А потом он исчез, как сквозь землю провалился, и я его не видела где-то почти год. Сперва я частенько подумывала о нём, пару раз даже всплакнула, но проходило время, моя бригада переехала в другой посёлок, а оттуда совсем дальше, и я начала забывать о весёлом парне Яше. И вдруг в один прекрасный день мне почтальон письмо принёс. Я сперва даже не поверила своим глазам. Письма-то мне до этих пор никто не слал. Другим девчонкам и посылки, и письма, а я только в сторонке сижу и на них смотрю, как радуются. А кому я нужна была? Сирота. А письмо от Яшки было! – Бабушкин голос предательски-нежно дрогнул. Он мне в письме написал, что его заслали в N-скую колонию, в Магадан. Яша там работал на золотом прииске.

– Ух ты! – воскликнула я. – А шахтёры себе золото там припрятывали?

Бабушка рассерженно:

– Не болтай чепухи! Там и на входе в шахту и на выходе обыскивали работников с ног до головы. Да и зачем им это золото посреди сибирской глуши? Они и зарплату свою не знали куда девать. Я когда к Яше переехала, то у него комната вся ассигнациями была залеплена вместо обоев. Их там кормили хорошо, а баб нет, некуда тратить, вот и оклеивали деньгами стены.

– А как ты к дедушке смогла поехать? Он же врагом народа был? Не побоялась?

– А чего бояться-то? Если человека любишь, уважаешь, доверяешь, то с ним везде можно ужиться – хоть на краю света, и то не страшно. А Яша врагом народа не был. Он в концлагере сидел. Сталин умер – его оправдали. И мы поехали к Яше на родину.

 

– А свадьба у вас была в Магадане?

– Нет, свадьбу нам справили его родственники, когда мы поехали с ним к нему на родину. А в Магадан, когда я к нему приехала, то Яша меня встретил, домой отвёл, вот и всё. Поженились. Яша на работу ходил, а я дома сидела. В первые месяцы он меня дома под замком держал. Боялся, что умыкнут. В тамошней ихней колонии баб по пальцам пересчитать можно было, а среди ссыльных – сотни отчаянных и одиноких, как перст, парней. Придёт муж домой, а засовы на дверях сорваны, жену украли, иди свищи ветра в поле! Какой бабе муж нагрубит или наскучит, так она бросала его и к другому уходила. Но я таких женщин не уважала и не дружила.

Куриц завела, корова у меня была. Жили с Яшей спокойно, дружно. Он меня не обижал, ласковым был. Это после того как мы к нему на родину приехали, он переменился. А в Магадане всё было по-другому. Там я Сашку родила и мать твою, козу Светку. Ох и горлатая была она в детстве! Плаксивая и вечно болела. Мучила она меня и днём и ночью со своими капризами. Ну, в общем, семью, как я и мечтала, завела, детей, хозяйство. Чем не жизнь? Но нет-нет, и меня одолевала печаль. Ничего не могла я с собой поделать. Как вспомню о детстве своём, об отце и мачехе, о том, как они меня обижали, так сразу плакать начинаю, их проклинать и судьбу свою. Яша успокаивал меня, как мог, но злоба моя и обида на отца не проходила. Я даже Богу молилась, чтобы он непременно наказал, и самым жестоким образом, и отца, и злобную Варвару. И словно в ответ на мои молитвы однажды пришло мне письмо от моего отца. От Тимофея Петровича. Я-то думала, что вовек его не прощу, и так и жила с этим тяжёлым грузом на душе. Но когда мне в руки лёг беленький кусочек бумаги, испещрённый корявым, до боли знакомым отцовским почерком, то мне захотелось завыть волком от жалости и любви к папке моему. Словно тепло пробежало по сердцу, и все обиды сразу исчезли. Написал папка мне в том письме такие слова:

 

«Вернись, Нюра, доченька ты моя милая, ко мне. С тех пор, как ты сбежала из дома, я Варварку прогнал навсегда. Больно мне и одиноко без тебя, Нюрка! Виноват шибко я перед тобой! Почти каждую ночь мать твою покойницу во сне вижу. Смотрит на меня с укором и молчит. А я от стыда во сне под землю готов провалиться. Вернись, доченька, будем вместе, как раньше, жить. Я тебя повсюду искал. А потом узнал, что ты за басурманина замуж вышла и в Магадан уехала. Со ссыльным, с изменником родины! И худо мне совсем стало после этого известия. Это же я виноват, я! Одумайся, Нюра, зачем он тебе сдался, он же татарин, басурманин он! Знай, я Варварку, заразу, выгнал! Не знаю теперь, где она, и знать не хочу.

Все меня бросили, и сестра твоя старшая пропала без вести, после того как её мужа на фронте убили, а Петька в речке утонул прошлой зимой. Остался я один. Прости меня, отца своего, я тебе много горя причинил, и нет мне покоя до самой смерти, если ты не вернёшься домой. Твой отец Тимофей».

 

Показала я это письмо Яше. Тот поскучнел сразу, в лице переменился. Испугался, что я его брошу и к отцу своему вернусь. А я даже раздумывать не стала. Села и отцу ответ написала:

 

«Здравствуй, отец. Ты просишь меня вернуться домой, но я удивляюсь твоей просьбе. У меня уже есть дом и семья: дети и муж Яша. И мне всё равно, какой он веры, главное, что я с ним счастлива. Приезжай, папка, к нам. Мы с Яшей с радостью примем тебя к себе жить. Твоя счастливая дочь Нюра».

 

С того самого дня я словно по-другому на жизнь глядеть начала – более мягче, что ли. И мой тебе совет – никогда не позволяй ни обиде, ни ненависти укорениться в твоём сердце. Тяжело жить с таким грузом. И тебе худо, и близким. А ты прости, а после как Бог велит.

Я хотела было спросить у бабушки, приехал ли Тимофей к ним в гости после её письма, но взглянув на неё, осеклась. На глазах у бабушки стояли слёзы…

 

 

 


Оглавление

4. Седьмая жена Тимофея Петровича, или Мачеха и топор
5. Яшка-арестант

474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!