HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Андрей Уваров

Горький мёд лихолетий, или Поколение void

Обсудить

Мини-повесть

(на чтение потребуется 1 час 15 минут)
Опубликовано редактором: , 25.04.2013
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Николай окончил исторический факультет университета, когда троянский конь перестройки уже исполнил свою разрушительную миссию – через год после развала СССР. Люди старшего поколения чувствовали опасность происходящего в стране не столько в силу глубоко въевшейся в сознание совковости, сколько интуитивно, руководствуясь простым житейским опытом, в то время как молодёжь, оболваненная демагогией о псевдосвободах, с головой бросалась в рыночный омут, не умея плавать в его мутных водах и не задумываясь о последствиях.

Кому-то удавалось вписаться в новую реальность, оказавшись в нужном месте в нужное время, кто-то открывал в себе ставшие внезапно востребованными таланты, большинство же суетилось вслепую, на авось. К числу этого неустроенного, но активно ищущего большинства принадлежал и Кондрашов, чьё положение осложнялось двумя обстоятельствами: бесполезным дипломом историка и отсутствием в своём окружении сильных мира сего, способных обеспечить молодому человеку достойные стартовые позиции. Из всего курса лишь несколько человек пошли работать по специальности – школьными учителями и сотрудниками архивов; остальным пришлось штурмовать стихийные университеты выживания в новой, кастрированной стране, где царил хаос не только на улицах, но и в головах. Бабушка Николая не дожила до лихих времён, скончавшись в восемьдесят девятом. Женился Кондрашов на последнем курсе и довольно поспешно, чем удивил не только родителей, но и многих друзей. Кстати сказать, родители остались в Казахстане и после выхода отца на пенсию: слишком много в те годы произошло глобальных катаклизмов, чтобы кардинально менять свою жизнь в зрелом возрасте.

 

Небольшой дождик слегка сбил июльский зной, вполне традиционный для самого летнего месяца. Уже вторую неделю Коля бродил по городу с газетой объявлений в руках, в которой крестами отмечал вакансии либо уже закрытые, либо не приемлемые для вчерашнего студента, начинающего жизнь с чистого листа. Он зашёл в свою комнату, в очередной раз швырнул диплом на этажерку, заваленную учебниками по истории, и раздражённо начал переодеваться в рабочую одежду.

– Есть будешь? – недовольно спросила жена.

– Потом поем, – ответил Николай и понуро вышел из квартиры.

По вечерам Кондрашов подрабатывал у метро, разгружая небольшой «москвич-каблук» с пивом, предназначенным для продажи прямо на улице. Он подрабатывал, ещё будучи студентом. Тогда этих денег вместе со стипендией и родительскими переводами худо-бедно хватало, но теперь он с каждым днём всё больше и больше ощущал свою ущербность.

«И стоило пять лет корячиться в универе, чтобы после окончания зарабатывать копейки, таская ящики с пивом?» – съедал он себя мыслями, выгружая на тротуар очередной ящик.

– Давай быстрее, слышь, студент! – с кавказским акцентом торопил Азад, водитель «каблука» и «человек в теме», как называли тех, кто был из числа организаторов уличного бизнеса.

Один из ящиков оказался треснутым, и в момент, когда Кондрашов уже собирался его поставить на асфальт, он развалился на две части. Звон битого стекла привлёк внимание прохожих и ввёл в ступор стоящих рядом продавцов. В нос ударил противный запах пива.

– Коля, бля, ты чего?! – заорал Азад. – У себя дома посуду будешь бить!

– Да ящик... – попытался оправдаться Кондрашов, но хозяин перебил его:

– Что ящик? Какой ящик? Ты товар испортил. Вот – две, три, даже четыре бутылки! Колян, твою мать!

– Я отработаю, – сквозь стиснутые от злости и обиды зубы процедил Кондрашов и взялся за следующий ящик.

 

Спустя два дня в коммуналке, где обитал Николай с женой, раздался телефонный звонок. Соседка – интеллигентная старушка, живущая в этой квартире с незапамятных времён, – постучала в дверь к Кондрашовым:

– Коленька, голубчик, вас к телефону. Какой-то молодой человек, вежливый, с приятным голосом. Впрочем, когда-то я уже имела честь с ним беседовать.

Николай не спеша прошёл по коридору к тумбочке, на которой стоял старый телефонный аппарат, перемотанный синей изолентой.

– Привет, Коля. Это я, – услышал он в трубке знакомый голос.

– Здорово, Йося. Давненько не созванивались.

Иосиф Росман поступил в Военмех в том же году, что и Николай в университет, но окончил вуз на два года раньше. Кондрашова, как и большинство студентов того времени, после первого курса призвали в армию, а Йосю эта участь миновала по причине не слишком крепкого здоровья. И если в первый год студенческой жизни друзья общались довольно часто, то после демобилизации Николая встречи стали эпизодическими. Окончив Военмех, Иосиф попал в какой-то закрытый институт, где и начал свою трудовую деятельность.

– Да, давненько, – ответил Росман. – Ты сам-то как, устроился на работу?

– Да какой там! – вспылил Кондрашов. – Не больно-то мы нужны, да ещё с таким дипломом. Про него лучше вообще никому не говорить.

– Это точно. А я ведь тоже теперь безработный – уволился. Третий месяц зарплату не платят. Слушай, Коль, у меня мысли разные есть по поводу работы. Может, пересечёмся, поговорим?

– Конечно! – радостно воскликнул Николай, готовый схватиться за любую соломинку. – Так ты ко мне заходи. У меня только Ленка дома, так что мешать никто не будет.

 

К приходу гостя приготовили чай с недорогим печеньем и бутылку сухого вина: увы, но пышной встречи школьный друг позволить себе определённо не мог.

«Хорошо, что пока ещё Ленка не забеременела, а то тогда бы совсем труба – прямо хоть вешайся!» – размышлял молодой глава семьи, расставляя на столе чашки и фужеры.

Выпив вина и обсудив проблемы, общие для всех выпускников непростого периода, Йося перешёл непосредственно к делу:

– Так вот, Коля, я тут прикинул, что к чему, – Росман достал из кармана смятые листки тетрадной бумаги, – посчитал, и вот что получается. Если нам с тобой организовать своё дело, можно очень даже неплохо подняться.

– Йось, – перебил друга Николай, – ну какое дело? Я не торгаш, ты тоже. Для всяких там дел бабки нужны…

– Я знаю. Ты послушай, денег много не надо – только на первое время – ну, там, на регистрацию фирмы и аренду офиса, но это можно одолжить, и я, в принципе, знаю, у кого. Теперь дальше, – Иосиф аккуратно разложил на столе листочки и продолжил: – Есть много вариантов. Ну, например, вот я прошёлся по ларькам и магазинам, выяснил, кто какой товар и сколько возьмёт на реализацию, а какой – сразу и за наличные. Вот опять же цены. А тут, – Йося ткнул пальцем в бумажку, – оптовые поставщики и фабрики в пределах города и области, где этот товар можно взять за меньшие деньги и, что самое главное – под реализацию! А если подмазать директоров по сбыту, то вообще за сущие копейки! Понимаешь?

– Да пока как-то не особо, – признался Николай со вздохом.

– А это значит, Колюня, что денег вкладывать и не придётся, – с улыбкой поведал Иосиф. – Только накладные расходы. Здесь взяли, там продали, зато прибыль – вся наша! Ну, налоги и прочее – это ерунда, мелочь. А потом, – Росман увлёкся, его глаза загорелись и зажгли своим азартом собеседника, – потом ещё можно купить оптом стиральный порошок в мешках – я знаю где, заказать в типографии цветные фирменные коробки и расфасовать. Прибыль будет пятьсот процентов! Я посчитал.

– А так разве можно? – Кондрашов изумлённо посмотрел на друга.

– Сейчас, Коленька, всё можно. Всё, за что бабки платят! – и, выдержав паузу, заглянул собеседнику в глаза: – Так ты как?

Николай, немного растерявшийся от количества цифр и коммерческих схем, чуть подумал и ответил:

– Я, Йося, – за, потому как положение моё бедственное и перспективы унылые.

– Ну и отлично! – воодушевился Росман, – только… – Иосиф замялся, – руководитель из меня – никакой. Не потяну я представительские функции. Будешь директором?

Кондрашов опустошил фужер и, скривив от кислого вина физиономию, кивнул головой:

– Директором так директором. Хоть президентом всея Руси!

 

Бизнес неспешно, но закрутился. Йося просчитывал варианты купли-продажи и вёл бухгалтерию, Николай оказался хорошим переговорщиком и ответственным руководителем, его жена Лена помогала печатать документы и коммерческие предложения сначала на старенькой печатной машинке, а позже на простеньком, но фантастическом по тем временам компьютере. В фирме стала появляться первая наличность, и друзья купили сейф – тяжёлый, советский – у школьного завхоза за смешные деньги.

Однажды во второй половине дня на пороге офиса появились молодые ребята с короткими стрижками в кожаных куртках, спортивных штанах и кроссовках. Они зашли без приглашения и вели себя довольно раскованно, хотя и не слишком вызывающе. Кондрашов был готов к такому обороту событий, понимая, что рано или поздно, с новыми робин гудами придётся договариваться. Среди незваных гостей выделялся один – высокий фигуристый малый, которого его же товарищи называли то Костяном, то Жуком. Парень скинул кожаную куртку, под которой не было ничего, кроме белой майки, и как бы непроизвольно заиграл своими мускулами.

– Не трогай, Шуруп, – сделал качок замечание своему товарищу, проявлявшему чрезмерное любопытство к офисному имуществу, – не дома. Так кто тут у вас будет за главного?

– За главного буду я, – сдержанно ответил Кондрашов и, собравшись с духом, задал вопрос, который давно готовил на подобный случай: – А вы, ребята, чьи будете?

– Вот это я понимаю – деловой подход, – с обаятельной улыбкой отреагировал качок. – Мы от Нестора, надеюсь, слышал про такого?

Эта кличка была хорошо знакома в среде коммерсантов. Аркадий Нестеров – в прошлом успешный спортсмен, а ныне тренер; под ним работали многие фирмы и не только в их районе.

 

Но ожидания Кондрашова на жёсткий мужской разговор не оправдались. Костя Жуков доброжелательно поздоровался со всеми присутствующими и, извинившись за внезапное вторжение, без всяких ужасов объяснил, почему сотрудничество с ним будет взаимовыгодным:

– Да вы поймите, ребята, не мы бы пришли, так другие. А отморозков-беспредельщиков сейчас пруд пруди. Мы же не дань собирать приехали. Мы вам сотрудничество предлагаем: защиту, силовую поддержку, денег на интересные темы подкинем, ну и, если что по вашему профилю у нас появится, тоже вам предложим. Само собой, речь идёт о деловом партнёрстве, мы же не благотворительный фонд, но ведь это в духе времени. Так что всё по чесноку!

Жук отхлебнул приготовленного Леной чаю и, сменив тему, продолжил уже совсем по-дружески:

– Вот ты, Коля, только что после вуза?

Николай кивнул.

– Так я тоже в прошлом году окончил – Лесгафта. Хотел на тренерскую работу пойти, да обломался. Спортивные школы почти не финансируют. Сплошной развал. Был вариант учителем физкультуры, да это же издевательство для мастера спорта.

Такая откровенность и дружеский тон подкупили начинающих бизнесменов, а главное, что никаких требований на этой встрече даже не прозвучало.

– Ну вы тут сами между собой покумекайте, а потом мне дайте знать, – резюмировал Жук и написал на листочке свой телефонный номер.

– Надо же, какие ребята симпатичные... И почему только их бандитами называют? Непонятно,– высказала своё мнение Лена, когда гости удалились.

Предложение Жука было принято на следующей встрече практически без обсуждения. Работа с переменным успехом продолжилась и уже через пару месяцев фирма «Рос-Кон» приобрела подержанный «жигуль» четвёрку и водительские права на имя Кондрашова.

– А интересное всё-таки сейчас время, – восхищался Йося. – Всё можно купить! Ещё лет пять назад такое даже представить было невозможно.

Жук регулярно наведывался в офис для получения очередного платежа, как правило, в один и тот же день каждого месяца. Лена заваривала для гостя импортный чай или кофе, и пока Йося или Николай пересчитывали сумму, развлекала спортсмена весёлой болтовнёй в подсобке – Костя Жуков был парнем общительным, с большим запасом анекдотов и забавных историй. Вот только обещанные на первой встрече совместные бизнес-проекты так и подвисли на уровне разговоров за чаем.

 

 

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!