HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

80. Часть 80
81. Часть 81
82. Часть 82

Часть 81


 

 

 

Придирчивый скептик давно мог спросить: а почему Богу нужны наши души именно такого качества? Чем не угодны Ему души людей, ищущих земного благополучия, привязанных к временным ценностям земного мира, особенно если они не приносят видимого вреда другим людям, а иногда даже совершают как будто бы добрые поступки? Более того: почему вообще зло – плохо? И даже: почему «Бог есть любовь», а не что-то другое? Проще всего ответить (как это часто и делается), что такова данность, такова природа Бога. То есть не ответить совсем. Но я нахожу простой внятный ответ и на этот вопрос, естественно вытекающий из всего сказанного ранее: только такое качество обеспечивает единство всего Сущего («всеединство» – по терминологии русских религиозных философов), то есть саму возможность существования.

При честном подходе надо согласиться, что одной строгой логики недостаточно для доказательства истинности как материалистического, так и идеалистического или религиозного мировоззрений. Иначе спор между ними давно бы закончился в чью-то пользу. Обычно договариваются о неизбежности веры в том и другом случае. То есть всякое мировоззрение субъективно. Но почему бы не быть и объективному критерию истинности мировоззрения, не зависимому от логики?

Когда-то я был озадачен логической безупречностью последовательного солипсизма, признающего единственной реальностью наши ощущения. Но что-то не устраивало меня в такой логике (как понимаю, не только меня). Мешал не пресловутый «опыт», который в любом случае тоже всего лишь мои ощущения. Мне не хватало смысла в таком мировоззрении, как не хватало его в материализме, да и в других видах философского идеализма тоже. Какие бы головоломные философские системы человек ни придумывал, и без них мир не разваливается, не ими обеспечивается его существование. Никакие философские взгляды, более или менее убедительно объясняя что-то в окружающем мире и во мне, не могут быть источником, движущей силой и мира, и моей личной жизни, направлять жизнь мира, придавать ей смысл, быть его организующим, скрепляющим началом. Наконец я понял, что безусловно истинным является только то, что утверждает бытие в самой его основе, без чего бытия не может быть. Это должно быть не знание о жизни, которое всегда неполно, а сама жизнь. Такую истину следует искать не как результат умозаключений, а как данность, не требующую логических доказательств. Такую данность мы имеем в Христе. Проблема не в доказательствах, а в том, хотим мы эту данность принять или не хотим, отворачиваемся от нее, как отворачиваемся от многого, грозящего неудобствами нашей совести и благополучной жизни в этом мире. (Но и не желая знать Бога, богохульствуя, мы можем это делать только потому, что ОН ЕСТЬ.)

И только теперь раскрывается истинное значение опыта – не скудного изменчивого опыта физических ощущений, а бесконечного опыта Богопознания, включающего и опыт самопознания.

Отличить истину от лжи нам позволяет известный всем нравственный закон. Каждый человек приходит в мир если и не с уверенным знанием «что такое хорошо, а что такое плохо», то со способностью к нравственным оценкам и с потребностью в них – это точно. Дальше все решается тем, кто большее место займет в душе – Бог или мир, «лежащий во зле».

Истина не может быть безнравственной, аморальной. Все безнравственное потому и безнравственно, что разрушительно, а значит неистинно. Материализм аморален, потому что разрушителен, он обещает человеку уничтожение, лишает надежды, провоцирует вседозволенность. Поэтому он не может быть истиной.

Поэтому и попытки мудрецов мира сего под видом «честности», «объективности» исследования разделить истину и мораль – не более как хитрый сатанинский ход, уводящий и от истины, и от морали. Невозможно находиться «по ту сторону добра и зла». Этим бессодержательным словесным оборотом прикрывается пребывание на стороне зла.

При таком миропонимании в простых словах Евангелия часто обнаруживается полнота смысла, раньше ограниченная земным обыденным восприятием.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»(1Кор.13:13).

Сказано так просто, что мы обычно не вдумываемся в какой-то особый смысл этих слов помимо лежащего на поверхности. А между тем в этих трех словах изложены основы всего нашего бытия, земного и небесного.

Мы живем только верой и надеждой на то, что за ночью наступит день, что посеянное нами зерно даст урожай, что построенный нами дом не рухнет нам на голову. Никакие наши расчеты не дадут нам безусловной, стопроцентной гарантии, что мы даже доживем до завтра. Но мы верим и надеемся.

А что без любви (к Богу ли, просто к жизни) не остается места и для веры и надежды – тоже понятно. А вот сама любовь «никогда не перестает», даже когда исчезнет необходимость в вере и надежде – в Царстве Небесном.

 

 

 

 


Оглавление

80. Часть 80
81. Часть 81
82. Часть 82
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!