HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

116. Часть 116
117. Часть 117


Часть 117


 

 

 

Однажды Борису Ельцину западный журналист задал такой каверзный вопрос: не помешает ли православная церковь, проповедующая аскетизм, развитию рыночной экономики, частного предпринимательства, стремлению к личному преуспеванию? Ельцин самоуверенно отмахнулся: мы, дескать, найдем, как это противоречие преодолеть. Найдут, конечно; и находят. Но кажется мне, что зарубежный иноверец лучше понимал духовную суть православия, чем его властвующий собственный защитник.

В 90-е годы прошлого века вдруг воспылали религиозным рвением многие бывшие комсомольцы и коммунисты, особенно из активистов, замелькали с телевизионных экранов с церковными свечками в руках; вспомнили о Боге и шалеющие от дурных денег «новые русские», разбогатевшие на ограблении страны. Последние начали от избытка вкладывать средства в «богоугодные» дела: в восстановление старых монастырей и церквей, в строительстве новых, в благотворительную помощь, в подачки ими же ограбленным и униженным людям.

Не будем строго судить об искренности этих людей. Я думаю, в большинстве они так же искренни, как искренни все мы, без сомнений, угрызений совести подчиняясь колебаниям изменчивой моды. А в Евангелии можно найти подходящий комментарий и на этот случай: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил.1:18). Другое дело, насколько оправданы будут они перед Богом. Но опять-таки, и об этом не нам судить.

Неподалеку от моего дома, на возвышенном берегу с широким обзором на море, пятиглавая, величественная, скорыми темпами воздвиглась такая церковь – на подозрительные средства. Инвестор не постеснялся даже увековечить свое имя в камне. С одной стороны – немалый соблазн. Вид сверкающих под солнцем куполов, искусной архитектуры, кованых оград и решеток может вызвать – и вызывает – мысли не только о величии Бога, но и о могуществе больших денег, допустимости любых средств для обогащения. Я бы ходил в эту церковь, если б не знал, на какие деньги она построена, – приходилось слышать и такое. Приняв сомнительные деньги, церковь как бы освящает их, – а вместе с ними и способы их добычи. Она как бы говорит: воруй миллиардами, потом пожертвуешь миллиончик – и очистишься, даже прославишься как благодетель.

С другой – пройдет некоторое время, слухи, разговоры поутихнут, а потом и забудутся. А останется церковь – как место общения с Богом. (Куда только денется выбитое на камне имя благодетеля?) Может, и вправду неважно, откуда деньги, если они вложены в богоугодное дело? Помня вышеприведенные слова апостола, нетрудно найти удобный оправдательный ответ на этот вопрос.

Но я уверен, что на всем существующем лежит неисчезающая тень происхождения не только материального, но и нематериального, духовного порядка. И эта тень будет всегда с нами, так или иначе напоминая о себе: раздорами, болезнями, нравственными утратами… Когда мы принимаем богатства этого мира, мы должны помнить, ЧТО принимаем и от КОГО, и не удивляться, не сокрушаться, получая в нагрузку весь длинный шлейф их наследственности.

Призвав имя Божье, мы можем благословить и очистить и себя, и многое вокруг нас. Однако нельзя забывать, что Господь благословляет лишь то, что угодно Ему. Не дождемся мы благословения от Господа, как бы ни молили Его, ни убийствам, ни воровству, ни обману, ни жадности, ни зависти, ни злости.… На помощь в этих «делах тьмы» приходит известно кто.

Заходя иногда в эту новую церковь, я как-то во время пасхального богослужения встретил там бывшего своего соученика по университету. Я знал его как хорошего человека, честного и простодушного, любителя поэзии Есенина. О вере в ту далекую уже комсомольскую юность речи среди нас не возникало, как бы отдельно от нас она где-то прозябала. Теперь он смутился, почему-то начал объясняться, оправдываться. Дескать, было такое время, ничего мы о Боге не знали, скрывали его от нас, а тут узнали… Такое вот объяснение. Не взгляды переменились, а жизнь переменилась, а с жизнью надо идти в ногу. Но он хоть какую-то вину чувствовал, непонятную, конечно, для него самого. Другим, подобным, и это недоступно. Повернется жизнь каким-то иным боком – со спокойной совестью примем ее и такой.

Для них, шагающих в ногу со временем, – такие новые церкви как раз то, что надо. Здесь немым упреком не встанут наглядно тысячелетия христианства, не так остро уколет вопрос: где ты был раньше?

В собраниях верующих разных течений христианства я встречался и знакомился с разными людьми. По верному слову Христа: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…», – многие находят здесь утешение, успокоение, согласие с собой и с Богом, смысл жизни. Для других такие собрания – удобный способ общения, средство уйти от одиночества, нечто вроде клуба по интересам и кассы взаимопомощи. Люди идут не к Богу, а к таким же людям. По человеческой слабости хочется думать, что такая основа для общения все же лучше, чем водка, наркотики, карты, политические игры.… (Но прорывается, тревожит крамольная мысль: а не ближе ли к Богу, не перспективнее ли для Царства Небесного бездомные бродяги, бездельники и пьяницы, плюющие на обывательские ценности, чем благочестивые христиане, только тем и озабоченные, как бы поуютнее устроиться в этом мире?)

И вот хлынула и растет в нашем многоликом христианстве волна американизирующихся верующих (вполне искренних), для которых вера в Бога – условие и средство покомфортнее провести свою жизнь на земле (в своем посмертном блаженстве они тоже уверены, забывая об отношении Христа к тем, кто «получил уже доброе свое»).

Говорят, дьявол силен действовать через мелочи, детали. Вот смотрю протестантский телевизионный канал, созданный с казалось бы несомненно благородной целью – распространения Слова Божьего. Энергичные, располагающие к себе молодые люди, поминутно восхваляя Бога, призывают нас становиться «партнерами» в деле благовествования, вносить для этого посильные материальные пожертвования. Как не откликнутся христианскому сердцу на такие призывы? Но при этом с экрана звучат письма, имена жертвователей, обещаются им великие успехи («Божьи благословения») в земных делах. И я понимаю, что вижу служителей сатаны (верю, что невольных), принявших вид служителей правды. Мало того, что они христианские отношения переводят в плоскость предпринимательского «партнерства». Они исподтишка подогревают самые низменные человеческие чувства: тщеславие, корыстную расчетливость. А сказал же Христос: «…пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Матф.6:3-4). И награды мы ждем (и получаем) не земные, материальные, а небесные, духовные: «…велика ваша награда на небесах» (Матф.5:12), – обещает нам Христос.

Доходит до того, что организуются специальные «семинары» для бизнесменов, политиков, на которых протестантские проповедники (с пугающей точностью подходящие под евангельские определения «лжеучителей», «лжесловесников, сожженных в совести своей») учат, как использовать Бога в решении конкретных земных проблем, когда сами эти проблемы (бизнеса, политики) не должны быть предметом внимания христианина.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Матф.6:33). Под «этим всем» они хотят понимать и автомобили, и яхты, и виллы, и все остальное безумие роскоши, забывая апостольское: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8).

Вижу и такое угнетающее меня явление: из старых баптистских и пятидесятнических общин, где я всегда находил образцы чистой веры, много молодежи уезжает на Запад, в основном в Америку. Зачем? – спрашиваю я. – Неужели невозможно служить Богу дома? Понятна еще слабость тех, кто бежал от гонений, бежали и многие первохристиане, но какие гонения сейчас? Ответы получаю самые невразумительные и неубедительные, вроде: едем к родственникам. Или: нас посылает туда Господь. Но почему Он не посылает вас, к примеру, в Эфиопию?.. Настоящий ответ непроизвольно высказался в письме одного из уехавших: я знал, что здесь хорошо, но никогда не думал, что настолько хорошо. Ищут земного рая, обманывая себя и других.

В начале 90-х годов, в недолгий период моей работы в одной из частных строительных фирм-однодневок, мне пришлось пообщаться там с молодым парнем, заурядным на первый взгляд. Ни особого ума, ни образованности. Но была в нем этакая кулацкая хозяйственность, оборотистость. Во всем он искал материальной выгоды. Предприимчивость его не гнушалась даже мелкого воровства, если что-то где-то плохо лежало. Он не пил и бросил курить из чисто практических соображений экономии и сбережения здоровья. Тип, формируемый «новым рыночным мышлением», мне органически чуждый. Что и говорить, почвы для религиозной проповеди я в нем не предполагал. И вдруг он проявил неожиданный неподдельный интерес к случайно возникавшим среди нас разговорам по поводу призывных объявлений множившихся в то время протестантских церквей. Я подумал: силен Бог, нет для Него ничего невозможного, – и осторожно поддержал в нем этот интерес разъяснением некоторых основ христианского учения, познакомил с христианской литературой (впрочем, читателем он оказался никудышным), помог войти в круг верующих. Будучи общительным, деятельным по натуре, дальше в моей помощи он не нуждался. Да и наша общая работа закончилась. Но, живя в одном районе, встречаясь иногда на улице с ним, с его женой, я мог со стороны наблюдать ход его дальнейшей жизни.

Он быстро завел знакомства среди активистов не только местных церквей, но и в столице. Причем, я заметил его предпочтительное внимание именно к новым, не устоявшимся, не определившимся общинам. Где-то в Киеве он разыскал миссионеров какой-то американской церкви, еще не имевшей последователей в нашем городе, и взял на себя роль их представителя. Словно по щучьему велению в распоряжении его и сложившегося вокруг него кружка оказалось здание заброшенного детского садика, где в короткий срок был произведен капитальный евроремонт. И открылась новая церковь, в которой, к моему несказанному удивлению, мой приятель объявился в роли пастора. Между этими делами он с семьей поменял сначала «гостинку» на «хрущевку», а потом «хрущевку» на шикарную четырехкомнатную «сталинку» с лоджией. На мои бесхитростные вопросы об источнике его благосостояния он отвечал поучительно, с достоинством, как бы даже обижаясь: Бог дает, – прерывая дальнейшие расспросы.

Я верю в евангельское чудо преображения Савла в Павла, я знаю, что подобными «рождениями свыше», «воскресениями» полна история христианства, происходят они и сейчас; но я не могу поверить, что случай с моим знакомым из того же ряда.

Но я буду несправедлив, если скажу, что «обращение» сделало моего знакомого (как и многих подобных) хуже с человеческой точки зрения. Наоборот, он стал лучше. Он неуязвим для алкоголя, наркотиков, табака, он не ворует, не раздражается, он заботливый семьянин, он и окружающим готов прийти на помощь в случае необходимости (в разумных пределах, конечно). Не знаю, что у него в душе, но, думаю, бурь там не происходит. Что еще требуется от добропорядочного члена общества?

Добавлю, что и среди знакомых мне американских миссионеров я не встречал злоумышленников. Вряд ли они и есть. Простые, дружелюбные, улыбчивые люди искренне стараются нам помочь и недоумевают, когда их помощь не всегда принимают с восторгом. Кто поумнее, те задумываются. Один признался: я ехал сюда дать вам что-то хорошее, а оказалось, что сам многое у вас получил.

Не могу ни о ком из них в отдельности сказать что-либо плохое. Милые люди для повседневной жизни. Но почему после общения с ними меня с особенной силой тянет к русскому человеку с его пороками и несуразностями? Почему, впервые и ненадолго посетив православный монастырь, я потом вспоминал об этом так, словно побывал у себя на родине, дома?..

Честно признаюсь: пишу эти строки скрепя сердце. Мне близки все люди, ищущие Бога, – и русские, и американцы, и православные, и католики, и протестанты.… Но что делать? Я не могу прятать голову в песок. Внимательный взгляд с библейских позиций на роль протестантизма в жизни человечества заставляет меня сделать вывод: протестантизм – одна из самых больших хитростей сатаны, превратившего его в передовой отряд мирового зла. К этому случаю в полной мере применимы слова апостола: «…сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:14-15).

Они называют себя «святыми», «царственным священством», объявляют себя прямыми наследниками первоначальной апостольской церкви.

Но вот в Евангелии я читаю о жизни первых христиан:

«Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:44-46).

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32-35).

И слышу уклончивые, смущенные пояснения: дескать, время было другое, еще живы были апостолы, Дух Святой имел в Церкви очень большую силу…

Но что мешает Духу Святому с такой же силой действовать и сейчас?

И смиренный, правильный ответ: наши грехи, маловерие…

И не хотят видеть, что та жизнь, какой жили первые христиане, доступна и для современных христиан (иначе и быть не может) – в монастырях, например.

(Кстати, и в первоапостольских церквах не все было в порядке. О иерусалимских верующих сказано, что они находились «в любви у всего народа»(Деян.2:47). Но Христос предупреждал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо»(Лука.6:26). Дальнейшая мученическая судьба иерусалимской церкви подтверждает верность слов Христа. На болезненные проблемы христианских церквей обращают внимание и апостол Павел, и особенно апостол Иоанн в Откровении.)

Традиционные церкви, снисходя (но не оправдывая!) к человеческим недостаткам и слабостям, в то же время оставляют открытым путь к максимально доступной каждому человеку приобщенности к Богу, к Царству Небесному.

Протестантизм же, сурово осуждая мелкие человеческие недостатки и слабости, мешающие не столько общению с Богом (не без того, конечно), сколько благополучной жизни в этом мире (пьянство, курение, сквернословие, раздражительность…), с понятной последовательностью отвергает монашество и тем самым ставит заслон на путях стяжания человеком Царства Небесного. И со столь же закономерной последовательностью дальше протестантизм переходит к постепенному оправданию (не к снисхождению!) тех недостатков и слабостей (отнюдь не мелких), которые делают жизнь в этом мире удобной и приятной (сребролюбие, чревоугодие, тщеславие, многие другие все новые виды идолослужения – от конкурсов красоты до интернетомании, а теперь кое-где и гомосексуализм). В конце концов протестантизм все крепче, органичнее вживается в этот мир, сам становится миром.

Они говорят, что они «гости» в этом мире, но им очень нравится гостить в мире, «лежащем во зле», они чувствуют себя в нем как рыба в воде и изо всех сил стараются задержаться «в гостях» подольше с помощью режимов, диет, спортивных тренировок, достижений медицины, «здорового образа жизни»

Склонность христиан к «разномыслиям», поначалу в общем-то невинную и даже полезную («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)), сатана, в соответствии со своей природой (лжец и клеветник), использовал, так сказать, по полной программе. Ничего нового он изобрести, конечно, не мог. А вот на извращения он мастер непревзойденный. Произошло прямо противоположное тому, что случилось с Валаамом, который, желая проклясть Израиль, по воле Бога дважды благословил его. Искренне стремясь как можно лучше угодить Богу, протестанты превратились в проводников зла.

Протестантизм возник не в результате разделения Церкви (как в случае с православием и католицизмом), а в результате бунта против уже существующей Церкви. Была нарушена преемственность в жизни Церкви. Протестантизм начал, можно сказать, с нуля. Он отбросил практически все, идущее со времен апостолов учение об устройстве земной Церкви (пусть и несовершенное, что естественно, потому что несовершенен человек), и создал новое, свое. Уже в самом названии движения – Реформация – скрыта ложь. Происходило не реформирование старой Церкви, а создание новой. Это очевидно. Если бы действительно произошла Реформация, то не было бы протестантизма, а была бы реформированная Католическая Церковь.

А кто отец бунта и лжи – известно.

Западное протестантское миссионерство конца 19-го – начала 20-го вв. дало на нашей почве устойчивые и во многом благотворные плоды помимо прочего еще и потому, что ложилось именно на православную почву. Русский, православный по духу человек, ищущий правды Божьей, доверчиво отозвался на видимость очищения христианства, немало скомпрометированного сросшейся с властью официальной церковью. В условиях жестоких государственных гонений (естественных для подлинного христианства), в океане воинствующего атеизма, когда деморализованная православная церковь склонялась перед языческой силой, а порой и позорно благословляла ее, – негромкий, полуподпольный российский протестантизм невидимо для мира хранил чистоту христианских заветов, рождал героев и мучеников веры.

(Но мы знаем – и в этом Божье благословение, – что и в глубинах православной церкви свет истинного христианства не угасал никогда, независимо от непоследовательных, приспособленческих действий иерархов.)

Демократизация последнего времени оказалась губительной для российского протестантизма (и тяжелым, не для всех посильным искушением для всего народа). Быстро проявились, разрослись и взяли верх те тенденции протестантизма (как оказалось, изначально главные, определяющие), что сделали его ведущей религией западного «демократического общества», «общества потребления»: поощрение материального преуспевания, бесконечная приспособляемость к меняющемуся (гибнущему) миру и человеческим слабостям и страстям.

Любимое дело «просвещенных» противников православия – уязвить его «темнотой», патриархальностью (то есть особо ценным в православии), идолопоклонством, суевериями. Да, Евангелие прямо не предписывает соблюдения строгой обрядности, пышных ритуалов богослужения, поклонения иконам и тому подобное («Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду», «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:24-25,29)). Но если это приближает человека к Богу, помогает с Ним общаться (да и просто дисциплинирует, вносит порядок в духовную жизнь), то разве вправе мы все это отвергать. Такие уж условия нашего земного бытия, что достижение духовных целей связано с материальным миром, с нашей физической природой.

От протестантов я слышал приводящие меня в дрожь горделивые рассказы о том, как после обращения они рубили топорами, сжигали до этого хранившиеся дома иконы, воображая, что уничтожают «идолов». Но если вы такие решительные борцы с материальными символами веры, то почему вы не сжигаете Библию, которая в написанном, напечатанном виде тоже всего лишь материальный символ Слова Божьего? Слово Божье становится таковым, будучи произнесенным, а не написанным. В древности это понимали лучше – священные тексты не читали «про себя», а произносили вслух: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих»(И.Нав.1:8). Были времена, когда Слово Божье передавалось из уст в уста. Но Бог предусмотрел для этого и письменность. Очевидно, для лучшего общения с Ним пригодны и другие материальные символы. Да и сам факт Боговоплощения, то есть пребывание Бога в материальном теле, дает нам право верить в возможность освящения Богом, Который «все во всем», любых предметов материального мира (и даже Его присутствия в них).

Когда фарисеи упрекали учеников Христа в несоблюдении субботы, Христос ответил: «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Матф.12:7). В Ветхом Завете эта мысль звучит так: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия.6:6). Наши праздники, обряды, ритуалы, посты и прочие «служения рук человеческих» сами по себе Богу не нужны. Ему нужны наши чистые возрожденные сердца. Жертвы нужны нам. Ими мы очищаемся.

На поле сражения бойцы не ходят строем, вытягивая носок, но обучаясь этому в многодневных тренировках, они воспитывают в себе те качества, без которых в бою не обойтись. Протестанты от «тренировок» отказались – и потерпели сокрушительное поражение в противостоянии с дьяволом, а в итоге оказались его невольными союзниками.

Ссылаясь на Евангелие, протестанты до крайности упростили богослужения, превратив их в «собрания». Однако, думаю, тут просматривается другое: участие в длительных службах, соблюдение обязательных постов, сложных ритуалов и пр. отвлекает от «попечений о плоти», от мирских забот.

Традиционные церкви своими «суевериями», «идолопоклонством» лишь подчеркивают, увеличивают свою «неотмирность», «надмирность». Совершая действия, абсурдные с точки зрения земной целесообразности, веря в их сверхъестественную, несоизмеримую с практической пользой значимость, человек сохраняет ту часть души, которая принадлежит нездешнему миру. Решающий момент – во имя чего он это делает.

Очень даже можно, предавшись всей душой средствам, на том и остаться, упустить цель. От такой опасности не застрахован ни один христианин. Православная Церковь часто напоминает о соблазнах, «прелестях» «самовольного служения» (Кол.2:23). Но в протестантизме принцип постепенной подмены цели средствами заложен в самое основание. С самого начала протестантизм нацеливает человека не столько на стяжание Царства Небесного, сколько на достойное исполнение своего земного призвания, понимаемого как соблюдение общепринятых бытовых норм морали и добросовестный труд для достижения земного благополучия.

Умеренность, бережливость – это хорошо, это невредно для христианина, даже полезно. Но и только. Превращенные же протестантами в культ, они подменили собой стяжание Царства Небесного, оказались не только препятствием к освобождению от власти мира, но и, как всякий земной культ, средством порабощения этим миром.

Отвергая поклонение отдельным материальным предметам (иконам, мощам и т.д.), на первое место ставя веру, духовность, протестанты на практике делают предметом поклонения весь материальный мир. Воистину сатанинская подмена, человеку до такого не додуматься.

Вчитываясь в каждую буковку Священного Писания, пытаясь истолковать его по своим человеческим меркам, приспосабливая к этим меркам, протестанты, на словах придающие такое большое значение Святому Духу, на деле Его угашают, вытесняют веру внешним благочестием. И вот уже в их церквах под видом Святого Духа орудует совсем другой дух.

Легковерному, неразумному, слабому человечеству простительно заблуждаться. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лука.23:24), – просил Иисус о распинающих Его. Но сейчас, когда протестантизм открыто поддерживает сионизм и иудаизм (для всякого христианина невыносимо кощунственный, так как объявляет Христа сыном блудницы и римского солдата) и тем самым помогает приходу антихриста, его подлинный религиозный смысл ни для кого не должен быть тайной. Так что мы уже не можем оправдываться неведением.

И нам надо согласиться, что в развращаемом мире последней твердыней христианства, оправдывающей само существование этого мира, остается Православная Церковь в ее неизменной основе и в лице немногих неприметных подвижников.

Думая, на чем бы остановиться в этих записках, я не нашел лучшего, чем напомнить и себе, и другим шестивековой давности, но всегда современное простое поучение пр.Сергия Радонежского:

«Внимайте себе, братья, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистому душевную и любовь нелицемерную; к этому и страннолюбие, и смирение с покорностью, пост и молитву. Пища и питье в меру; чести и славы не любите, особенно же бойтесь и поминайте час смертный и Второе Пришествие».

 

 

 


Оглавление

116. Часть 116
117. Часть 117

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!