Владимир Соколов
СтатьяНа чтение потребуется полчаса | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.12.2014
Оглавление 1. Введение 2. Выработка общего стиля 3. Выработка индивидуального стиля Выработка общего стиля
При обучении же писательскому мастерству гораздо более важным является овладение общим стилем – фундаментом, на который настраивается индивидуальный стиль. Многие пишущие не обращают внимания на этот компонент. Ибо в предшествующие века, когда и составилась та литература, которая одарила человечество шедеврами, копошащимися в оболочках самых разнообразных стилей, общий стиль закладывался общим образованием. В гимназиях, школах, университетах изучались такие предметы как риторика, умение писать стихи, искусство деловой переписки.
Те, кто мыслил себя будущим писателем, и не только, забавлялись в кружках, в школьных и университетских журналах пародиями, стихами на случай, сочинением сценок. Так осваивался более специфический стиль художественной литературы. Это тоже элемент общего стиля, свойственный эпохе или культуре: стиль романтизма, реализма, анекдота. Поэтому писатели и не обращали на этот момент должного внимания: овладение общим стилем было вещью само собой разумеющейся, и у них болела голова только о том, чтобы в заданных общим обучением рамках, или раздвигая их, найти свои индивидуальные приёмы или способы выражения. В наше время с упрощённым прагматическим образованием ничего этого нет, поэтому писатель и общим стилем должен овладевать сам, и овладевать прежде, чем он начнёт вырабатывать свой индивидуальный стиль.
А элементы общего стиля, на которых потом возводится здание или какая-то дурацкая клетушка, в зависимости от меры отпущенных способней и усилий, очевидны и просты. Это:
а) отбор лексики,
б) овладение ритмом речи,
в) композиционное построение.
а) отбор лексики
Французский лингвист (порой баловавшийся политикой и даже добаловавшийся до премьерства) Клемансо[2] говаривал: «Для того чтобы выразить любую сложную мысль на французском языке, достаточно подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. Если вы хотите употребить прилагательное, спросите у меня». Вот вам первый принцип лексического отбора: избегать прилагательных. Посмотрите, как мало прилагательных у Пушкина. Большинство из них – это определения, которые трудно рассматривать как самостоятельную часть предложения: «молодой человек», «старая графиня», «известный поэт».
Второй принцип: употреблять только общеизвестные слова. В идеале надо стремиться ограничить себя 4000 слов основного словарного фонда. И хотя реально это невозможно, но 10-15 тыс. слов, которые можно найти в любом словаре, вполне хватит для самого навороченного рассказа. И уж, конечно, как чумы нужно бежать терминов, диалектизмов, жаргона, выжигать их из себя по капле, как раба. Подчёркиваем, речь идёт о выработке своего писательского стиля, а не о работе над стилем конкретного произведения, где все эти жаргоны – совершенно необходимый элемент для стилизации.
б) ритм
Особенно явственно простота элементов общего стиля видна в поэзии, где за тысячи лет человечество сумело изобрести не так уж много размеров. И, тем не менее, сотни поэтов, используя одни и те же размеры, умудряются в их рамках вполне выражать свою индивидуальность.
То же относится и к прозе. Проза – это вовсе не то, как мы говорим, или как глупо сказал бессмертный персонаж: «Всё, что не стихи, то проза»[3]. Проза – это по-особому организованная речь. Появилась она после того, как люди додумались до стихов, и поэтому несёт на себе родовые пятна поэзии. Главное из этих пятен – ритм. Его можно чётко проследить в разных жанрах ритмической прозы, особенно в ораторском искусстве. Но и в повествовательной прозе без него не обойтись. Именно ритм делает такой лёгкой и хорошо читаемой прозу Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Бунина… И именно его почти полное отсутствие, начиная с М. Горького, продолжая Распутиным, Астафьевым, Беловым и, похоже, пока никем не кончая, делает нечитабельной и неряшливой всю советскую… даже и прозой-то, то, как они пишут, называть неудобно.
Многие писатели вырабатывают стиль именно на классических образцах, стараясь первым делом ухватить ритм. Есть люди, обладающие музыкальным слухом к слову: они раз прочитают классические образцы и уже готовы шпарить без остановки не хуже самых навороченных мастеров. У других ухо туговато, но и они могут научиться выражаться красиво, именно следуя за классическими образцами. В русской литературе, как поэзии, так и прозе, это, конечно же Пушкин.
Приглядевшись к ритму пушкинской прозы, нетрудно подметить основные его черты.
1) Большинство предложений – линейные, с элементарной структурой: подлежащее – сказуемое – дополнение. Порой Пушкин нарушает этот порядок, но делает этот настолько редко, что сразу видно, что он делает на выносимом, скажем, в начало предложения сказуемом логическое ударение.
2) Сложные предложения также построены по линейному принципу: главное – придаточное – придаточное придаточного или второе придаточное к главному. Но в большинстве случаев Пушкин редко использует более одного придаточного. В таких случаях он отдаёт предпочтение сложносочинённым предложениям из двух простых, к одному из которых пришпиливает придаточное.
3) Сложные предложения состоят из двух или трёх простых. Большее количество простых им применяется очень редко, встречаясь в таких повествовательных конструкциях, когда прервать рассказ никак невозможно из-за риска утратить единство впечатления. Например, по несколько простых предложений Пушкин связывает в кульминационных эпизодах: его столкновение Дубровского с кн. Верейским, вторая дуэль Сильвио и графа. В этих, очень редких, случаях писатель уже завладел вниманием читателя и может себе позволить удерживать его на несколько большем пространстве рассказа. Общая длина предложения редко превышает 3 строки (считая строку по 55-60 знаков с пробелами).
4) Подчинённые предложения коротки, по существу мало отличаясь от расширенного определения или обстоятельства.
5) Фразы чётко отделены друг от друга: одна фраза – одна мысль. Длина фразы 5-10-12 строк. Опять же, исключения составляют ключевые моменты, как лесной бой с солдатами в том же «Дубровском» или ночной визит Германа к княгине, где абзац растягивается почти на целую страницу. Заметим: в начальных главах такого Пушкин не допускает.
Но всё это относится к общему стилю, которым должен владеть каждый образованный человек, писатель он, или инженер, или, того хуже, бухгалтер.
[2] Жорж Бенжаме́н Клемансо́ (фр. Georges Benjamin Clemenceau, 1841–1929) (прим. ред.).
[3] Учитель философии: «Не иначе, сударь. Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза». Мольер. Мещанин во дворянстве (прим. ред.).
Оглавление 1. Введение 2. Выработка общего стиля 3. Выработка индивидуального стиля |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|