HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Любовь Шифнер

Размышления о вере и религии

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 28.01.2010
Оглавление

4. Часть 4. За кулисами истории.
5. Часть 5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Часть 6. Мой дух раскрыт перед тобой.

Часть 5. Что посеешь, то и пожнёшь.


 

 

 

Усилием воли и по приказу нельзя внезапно изменить человеку мировоззрение или верование. Известный русский поэт В. Брюсов писал: «Если есть «чудо» в христианстве, то только одно: что такая бедная содержанием религия, вся составленная из клочков египетской мудрости, еврейства, неоплатонизма и других учений, могла иметь такой успех. Причина тому, конечно, политическая. Константину «Великому» (которого правильней было бы назвать Отступником) необходимо было отказаться от прежнего представления об императоре, как магистрате народа, и утвердить свой новый абсолютизм на внеземном «божественном» основании. В дальнейшем действовал на варварские народы авторитет Римской империи». Князь Владимир повторил на Руси эксперимент римского императора и небезуспешно. Писатель Владимир Авдеев подметил по этому поводу, что «Самое совершенное оружие – это то, которое нельзя потрогать и увидеть, которое воздействует на нашу нравственность и нравственность наших детей, а через ту – на наследственность, ибо они суть единородные сестры. Чужая завозная религия, украдкой выращенная в парниках чужого умственного климата, по праву может считаться шедевром такого оружия».

 

Правящие князья на Руси совместно с духовенством использовали разнообразные способы посева новой религии на просторах страны. Они понимали, что одной лишь силой глубоко не внедрить чуждую идеологию, и попытались притереть христианство к древним народным обрядам, как это проделал в своё время предприимчивый император Константин. Многие языческие храмы были перепрофилированы в христианские. На местах священных молений древних славян были возведены новые церкви. Священники стремились уничтожить родовую память народа, подгоняя христианские праздники к древним народным торжествам. Так они объявили «Рождество Иоанна Крестителя» в день Купалы-Солнцеворота 24 кресеня (7 июля). Перуна в народном сознании заменили пророком Ильей. Весёлые зимние святки с конца старого года и захватывающие несколько дней в новом году превратили в новогодние празднества. Долго боролась христианская церковь с масленицей, символом провода зимы и радостной встречи Солнца. Любимое народное гуляние было заменено Церковью праздником, который предваряет Великий пост. То же самое касалось Пасхи и Троицы. Великая Матерь-Земля, которая была почитаема у славян, была заменена образом «богоматери». Потому и праздник Осеннего Равноденствия, чествующего Род, стал называться Рождеством Богородицы. И в прошлом и настоящем этот праздник означает преклонение перед зарождающейся новой жизнью.

 

Сверкающие позолотой православные церкви поражают воображение прихожан. Да и сами священнослужители в помпезных одеяниях выглядят под стать своим величавым обителям. Весь этот блеск церкви, моление иконам и мощам были суррогатными заменителями поклонению славян Матушке-Природе. Как заметил Протоиерей Александр Мень: «Пышность византийского православия, усвоенная Русью, способствовала выдвижению на первый план, скорее, обрядов, чем содержательной стороны христианства». На этой почве возникали разногласия в среде священников, что сказывалось и на простых людях. Введение новых церковных реформ в 1650 году патриархом Никоном и последовавшее за этим старообрядчество является ярким тому примером.

В течение шести веков правители и духовенство ломали народ, вдалбливая ему в голову новую религию и обряды, а на седьмом патриарх Никон решил научить верующих молиться по другому, греческому образцу. Запрещалось «творить поклоны» стоя на коленях, допускалось до пояса; крестное знамение разрешалось только троеперстное, петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе надо писать имя Христа – «Иисус» вместо традиционного «Исус». Никон решил заняться исправлением икон. Он требовал выкалывать глаза изображённым слишком реалистично святым и переписывать лики.

Ничем не обоснованные нововведения в Церкви были нужны патриарху, чтобы укрепить и продемонстрировать свою власть. Никон потребовал от царя Алексея Михайловича и бояр поклясться: «нас слушаться во всем как начальника, и пастыря, и отца краснейшего».

Не все верующие слепо следовали за Никоном. Некоторые из них упорно соблюдали прежние церковные обряды, за что получили прозвище старообрядцев или раскольников, за что впоследствии на них обрушились преследования и наказания. Тысячи были казнены, десятки тысяч после жестоких пыток отправлены в ссылки. В 1681 году собор во главе с патриархом Иоакимом постановил сжигать еретиков. Накануне пасхи в 1685 году было сожжено 90 человек. Чтобы разгрузить свою тюрьму, Синод в январе 1732 году велел 173 заключенных отправить по монастырям для содержания «в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно». За такими крутыми мерами по отношению к раскольникам, последовали их массовые самосожжения, принявшие большие размеры в 17-18 веках. Художник Г. Г. Мясоедов мастерски изобразил подобное событие в своей замечательной картине «Самосожигатели». Сводный старообрядческий «синодик» (поминальник) показывает, что только за 1667-1700 годы этой мучительной казни предали себя 8834 человека. Старообрядческие проповедники вдохновляли собратьев на это жуткое действо, обещая им блаженство в загробной жизни.

После таких событий русским людям было не до веселья. Да ещё подоспел новый указ молодого царя Алексея Михайловича с подачи церковников в 40-х годах 17 века против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских, и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли» (Дм. Жуков. Аввакум Петров «Русские писатели XVII века», стр. 39).

Много претерпел русский народ от своих крещёных правителей. Чего стоит опричнина – изобретение Ивана Грозного. Рыцари в чёрных одеждах с опознавательными знаками: мёртвыми собачьими головами и метлами, якобы для выгрызания и выметания измены, были страшным оружием против неугодных подданных. Иван Грозный и сам охотно принимал участие в деятельности опричников, являясь их духовным наставником. Перед каждым судилищем царь со своими сподручными в течение нескольких часов молился, звонил в церковные колокола, а потом пытал и издевался над подозреваемыми или осуждёнными за измену. «Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви», – рассказывали о царе Иване шокирующие подробности Ливонские дворяне Иоганн Таубе и Элерт Крузе, служившие в опричнине. Весёлыми пирами завершались бурные вакханалии. Между пиром и церковной службой царь ходил в застенок. «И есть свидетельство, – сообщают те же авторы, – что никогда не выглядит он более весёлым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках до восьми часов».

Особенно жестоко расправились опричники с жителями Новгорода, обвинив их в измене. Во всех летописях отмечено это страшное событие, происшедшее в 1570 году. «Тот... день благодарен, коего дни ввергнут в воду пятьсот или шестьсот человек», – сообщает летописец. В другие дни погибали в день до полутора тысяч человек. Больше месяца происходила расправа с населением.

Митрополит Афанасий не вмешивался в дела государя и, прослужив два года, удалился на покой. Единственный человек, посмевший царю перечить в неправедном деле, был митрополит Филипп, который скоро был лишён сана и жизни.

Такое управление не могло не сказаться на экономическом развитии страны. Псковский летописец написал о том лихом времени: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Руской земли».

 

На протяжении своего существования православная церковь поддерживала и защищала не только интересы правителей, но и свои собственные. Представители духовенства и сами были крупными владельцами земель и крестьян. Любые критические замечания в свой адрес они воспринимали с негодованием и относили их в разряд ересей. Судебная деятельность православных священников напоминала инквизиторскую деятельность Католической церкви. Была разработана система соответствующих органов: патриаршего суда и церковных соборов, находившихся в распоряжении епархиальных архиереев. Дела особой важности расследовал Синод. Как отмечает летопись, ещё при князе Владимире епископы благословляли князей на применение казни. «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на помилование», – учили Отцы Церкви.

Архиерей Лука Жидята, проживавший в XI веке в Новгороде, отличался особой жестокостью. «Сей мучитель, – повествует летописец, – резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». Не щадил Лука и принадлежавших ему крестьян: «Холопу Дудику по его приказанию отрезали нос и обе руки», – продолжает летописец.

Иосиф Санин, игумен Волоколамского монастыря, прославился неутомимой борьбой с антицерковным движением. Он советовал: «грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», а казнить еретика – «руку освятить». Церковь отметила усердие Иосифа, и в 1591 году он был объявлен общерусским «святым».

Московский митрополит Даниил теоретически доказывал необходимость расправы с еретиками. В качестве аргументов он приводил высказывания Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство». Даниил был первопроходцем в разработке теории «богонаученного коварства», основанной на посеве вражды и раздоров среди противников церкви.

 

Максим Грек посмел покритиковать феодально-крепостнический быт церковных вотчин, и тут же был осуждён Церковным собором как «хульник и Священного писания тлитель» и был сослан в оковах в Тверской Отрочь монастырь, где его заточили в каменный мешок.

Всех этих расправ с инакомыслием духовенству было недостаточно. По просьбе церковных иерархов на стоглавом соборе в 1551 году Иваном Грозным был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением». Репрессии усилились. На церковном соборе в 1554 году был осуждён Матвей Башкин, как «безбожный еретик и отступник православной веры. Матвей был противником холопства, и считал его несовместимым с христианством. Судьи так не считали, и по приговору собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. По указу 1684 г. смертной казни через сожжение предавались еретики, которые «отшатнулись от церкви и чинят соблазн и мятеж», а также «перекрещенцы».

«Хулители веры, – заявлял Петр I , – наносят стыд государству и не должны быть терпимы, поелику подрывают основание законов». В «Воинских артикулах» было записано, что смертью наказывались также и те, кто не доносил на еретиков, ибо они считались «причастниками богохуления».

Митрополит Стефан Яворский, ближайший помощник Петра, составил сочинение «Камень веры», в котором он требовал уничтожения еретиков. «Иного на еретиков врачевания нет паче смерти», – утверждал священник.

Петербургский митрополит Гавриил по поручению Синода в 1767 году разработал методы борьбы с еретиками. Фантазия Митрополита разыгралась не на шутку. Он предлагал одевать преступника в позорную одежду и выставить на всеобщее обозрение. Затем нанести наказуемому тридцать ударов, выжечь калёным железом клеймо и сослать в каторгу, где использовать на работах «вместо скотов», – как подчёркивал Гавриил.

После утверждения на Руси христианства сразу начались ведовские процессы. Священники доказывали, что болезни посылаются богом за грехи, и настраивали прихожан не верить ни в медицину, ни в знахарей, а усиленно молиться. Народные травники преследовались. По Петровским Воинским артикулам 1716 года наказание получали «чернокнижники, ружья заговорители, суеверные и богохульные чародеи» за колдовство. За такие преступления обвиняемых нередко ждал костёр.

Православная Церковь с давних времён применяла монастырское заключение для преступников. Монахи выполняли функции тюремщиков. В Никоновской летописи рассказывается, что ещё в XI веке еретиков держали в погребах архиерейских домов. Особенно страшными для наказуемых были земляные тюрьмы – вырытые в земле ямы, в которые опускались деревянные срубы. Режим содержания в монастырских тюрьмах был намного тяжелее, чем в каторжных. Узников часто заковывали в кандалы, иногда приковывали к стене или громадной деревянной колоде. «Для познания истины» узников пытали. Епископ Георгий Конисский поведал о практиковавшихся в конце 17 века дознаниях и казнях: «Казни сии были – колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая – вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надежным средством служило препохвальное тогда таинство – пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской – кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьем, кнутом и шиною, то есть разожженным железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь».

Популярной пыткой было поднятие подозреваемого на дыбу. Историк М. Снегирев так описал этот изощрённый по жестокости способ получения признаний: «поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши, палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела».

Из монастырской тюрьмы трудно было освободиться. Обычно узники получали отрицательную характеристику в такой интерпретации: «не может быть освобождён без явной опасности для общественного порядка», «заключение полезно, доколе не придёт в чувство христианского самосознания в преступлениях». М. Гернет. Указ. соч., т. 2, стр. 475. Чаще всего бренная жизнь узников заканчивалась в застенках монастырского заключения.

Православная Церковь решила окрестить все проживавшие на Руси народы, независимо от принадлежности к той или иной национальности или вероисповеданию. Сибирский митрополит Филофей Лещинский усердно насаждал христианство среди остяков и вогулов огнем и мечом, при этом сжигал языческие капища, разрушал нехристианские кладбища.

 

В 1738 году при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора для «умножения христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья. Особенно отличился возглавлявший контору епископ Дмитрий Сеченов. Он принуждал башкир и татар креститься, отправляя в купель связанными, держал многих в тюрьме в кандалах и колодках. За успешную деятельность этот священник получил тысячу душ крепостных, денежное вознаграждение и стал членом Синода. Такими же жестокими «просветителями» были Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский. Всех этих миссионеров церковь причислила к лику святых.

Что могло быть с моральным состоянием граждан страны после такого жесткого управления ими? Духовенство, призывая народ к смирению и состраданию, сами демонстрировали примеры нетерпимости. Как говорил Тарас Шевченко: «Зла принес Христос немало. А переиначил людей божьих?»

Выжившие после репрессий господа сами были напуганы, а впоследствии превратились в тиранов по отношению к своим подопечным. Крепостничество, о котором в дохристианские времена на Руси даже не было слышно, расцвело махровым цветом. Простые люди, получившие название от церковников «рабы божьи» или «крестьяне», были закреплены не только за клочком земли, но и подушно принадлежали помещикам. Похоже на то, что не монголо-татары превращали русских людей в рабов. Во времена монгольского ига захватчики не лезли во внутреннюю жизнь страны, довольствовались полученной данью. Но жажда свободы жила в сердцах русского народа, и он освободил себя и свою страну от тяжкого бремени. Возможно, это произошло бы и раньше, если бы священники не призывали народ к смирению перед врагом. Не за спасибо татаро-монголы освободили от дани христианское духовенство и выдавали им охранные ярлыки. Легендарный Сергий Радонежский отговаривал Дмитрия Донского от борьбы с врагом: «Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, видев твое смирение, господь бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». Об этих фактах сообщает историк Дмитрий Иловайский в своей работе «Куликовская победа Д. И. Донского», (М., 1880).

 

Не все монахи занимались страшной инквизиторской деятельностью. Некоторые из них приходили в обитель от суеты мирской. Но легко не грешить, находясь в одиночестве в пещере или келье. Сложнее жить среди людей и оставаться порядочным человеком.

Александр Мень не приветствовал самоустранение от мира. Рассуждения Протоиерея заслуживают уважения: «И хотя чувства и стремления этих подвижников можно понять, вряд ли подобное самоумерщвление плоти есть путь к Божественной гармонии в человеке – гармонии, предполагающей единство души и тела».

 

История показала негативное отношение Христианской Церкви к просвещению. То же самое можно сказать о Православии. Стоглавый собор в 1551 году запретил заниматься некоторыми видами наук, в том числе астрономией. В 1568 году по требованию церковников была разгромлена первая русская типография, а первопечатник Иван Фёдоров вынужден был покинуть Москву с такими словами в Львовском «Апостоле»: «По причине великих преследований… но не от самого государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены, но без основания и напрасно распространили злое слово…».

Церковные соборы 16-17 веков рассматривали и утверждали список запрещенных книг. В 1743 г. был запрещён астрономический календарь, изданный Академией наук. Духовных цензоров возмутили сведения о планетах. Высшее духовенство было категорически против издания Академией наук русских летописей.

С целью усиления цензуры явилось учреждение типографии при святейшем Синоде, якобы для «перевода и печатания как по церковному учению сочинителей.., так и нынешнему просвещению разума полезных книг». ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 1, д. 455 (1763), л.

Передовые учёные находились под жёстким контролем Церкви. Научная судьба М. В. Ломоносова тому пример. Великий русский учёный искренне верил в Бога. Неслучайно им были написаны следующие строки:

«О, вы, которые всё....
Обвыкли случаю приписывать слепому,
Уверьтесь....

Что промысел Всевышнего господствует во всем».

В идею «предустановленной гармонии» с Природой верил Ломоносов. «Напрасно думают, – писал учёный, – что все, как видим, сначала творцом создано. Таковые рассуждения весьма вредны приращению наук. Легко быть философом, выучив три слова: бог так сотворил, – и сие дая в ответ вместо всех причин». М. В. Ломоносов. Избранные философские произведения. М, 1950, стр. 397.

Ломоносов требовал чёткого разграничения науки и богословия. В 1757 году учёный был обвинён Синодом в написании антиклерикальных произведений по ст.ст. 18 и 149 Воинского Артикула Петра I , предусматривавшим смертную казнь. Архимандрит Д. Сеченов написал пасквиль на Ломоносова, в котором требовал сожжения ученого именно за распространение материалистического понимания мироздания. Учёного не тронули, но многие его произведения и работы не увидели свет при его жизни.

Не угодил духовенству профессор математики Московского университета Д. С. Аничков (1733-1788). Прогрессивный ученый отвергал божественное происхождение религии. Диссертацию Аничкова «Рассуждение из натурального богословия о начале и происхождении богопочитания у разных, особенно невежественных народов» сожгли на Лобном месте в Москве.

Также безжалостно расправились духовные цензоры с работами Вольтера «Философия истории», «Сатирические и философские диалоги»

 

Для усиления религиозного воспитания народа во второй половине 18 века были организованы церковно-приходские школы. Церковные предметы были главными и в гимназиях. Писатель А.Серафимович с тоской вспоминал свои ученические годы: «Нас душили в гимназиях латинским, греческим, законом божьим, давили всем, лишь бы задушить живую душу». Ш. Ганелин. Очерки по истории средней школы. М, 1954 стр. 45.

Учителя и ученики должны были принимать участие в церковных службах, исповедоваться.

«Делают все так, чтобы куда человек ни обернулся, перед его глазами был бы или палач земной, или палач небесный, – один с веревкой, готовый все кончить, другой с огнем, готовый сжечь всю вечность», – писал А. И. Герцен.

Л.Н. Толстой находился под личным надзором обер-прокурора Синода Победоносцева. В 1901 году Синод запретил роман «Воскресение» за «неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве».

По настоянию духовных цензоров в 1866 году была запрещена книга «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова. Учёный был наказан «за изложение самых крайних материалистических взглядов», ему запретили читать лекции.

Непримиримую враждебность Церкви к просвещению показал харьковский епископ Амвросий в 1901 году. Он высказал мысль о том, что развитие науки приводит к росту неверия. Прогрессивных ученых он называл «опаснейшими врагами церкви». «Вера и разум», 1901, № 12.

Но научные изыскания по чьей-то воле не остановишь, да и время корректирует взгляды Церкви на просвещение. Теперь церковники ищут точки соприкосновения между наукой и религией. «Здравые научные познания вполне уживаются с религией», – рассуждают современные Отцы Церкви.

Нелегко пришлось Православию во времена пролетарской революции и построения социализма. Не жаловал священников вождь пролетариата, закоренелый атеист товарищ Ленин, и боролся с ними, как с врагами революции. При этом Ильич любил повторять, что «религия – опиум для народа». Православное духовенство на собственном примере испытало, что значит быть преследуемым и уничтожаемым. Менялись вожди, менялось отношение власти к Церкви. Нашлось применение и служителям Церкви в качестве осведомителей. Возможно, не все они удосужились такого внимания со стороны советской власти. «Контакты с КГБ бывали во имя пользы церковной, а бывали – во имя личной», – высказал своё мнение Митрополит Виленский и Литовский Хризостом. На соборе 1992 года этот представитель высшего духовенства предложил создать комиссию по изучению контактов духовенства и прежде всего высших иерархов с госбезопасностью. «Я хотел, чтобы комиссия выявила тех, кто предавал, клеветал, доносил на прихожан: такие духовники действительно заслуживали наказания – изгнания из наших рядов. Сам я контактировал с КГБ, но стукачом не был. А контактировать я был вынужден: такова была система. И я уверен, что подавляющее большинство архиереев вынуждены были вступать в контакты с органами. В самих же контактах с КГБ я ничего предосудительного не вижу: это был орган государства, а мы – его граждане», – сообщил Митрополит Виленский в интервью газете «Совершенно секретно».

О тесном сотрудничестве священнослужителей с органами КГБ рассказал писатель Константин Преображенский, бывший подполковник КГБ, ныне живущий в США, в передаче «Говорите с Америкой»: «Путин полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете, сейчас ФСБ находится у власти в России. Как можно говорить о сотрудничестве КГБ с церковью в прошлом, когда и сейчас в церкви все руководящие посты занимают агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде увидишь агента. И патриарх, и все его заместители – все агенты КГБ. Что касается епископов, то все советские епископы назначены государством. Точнее говоря, КГБ. Сейчас – «симфония» в отношениях церкви и государства: патриарх и церковь поддерживают все, даже самые отвратительные, самые незаконные действия нынешней российской власти. Поэтому их уже не нужно вербовать: они и так выполнят любой приказ без всякой вербовки».

После развала Советского Союза партия власти сблизилась с высшим духовенством Православной Церкви. Ни один большой церковный праздник не проходит без демонстрации этого явления. И стоят политики в смиренной позе со свечками в руках перед алтарём церковного храма. «Это очень опасное явление. Большинство верующих, видя представителей власти в храме со свечой в руке, не верят в их искренность. Наше общество безрелигиозно – не надо путать это с атеистичностью, – у нас люди ни во что не верят. Власти лишь демонстрируют свою лояльность церкви, а по сути дела, церковь находится в сложной ситуации. То, что сегодня в России церковь обласкана первыми лицами государства, ничего, кроме тревоги, у меня не вызывает», – высказывается Митрополит Виленский.

Как может быть иначе? Православная Церковь одобрила новую власть демократов. Представителей духовенства не смутил расстрел Белого дома. После этого варварского события в Елоховском соборе проходило торжественное богослужение. Со свечечками перед алтарем в ряд стояли те же расстрельщики-победители. Патриарх Алексий подошёл к шеренге расстрельщиков, благословил и приобнял Ельцина.

Деятельность Православной Церкви становится всё заметнее в жизни общества. Газета "Дуэль" недавно привела статистические данные: в России 692 тысячи церковных служащих. Каждый год знаменуется реставрацией и строительством церковных храмов, расширением церковных землевладений. Доходы РПЦ растут не только за счёт прихожан, которым надо освятить новую иномарку или коттедж, или выполнить другие церковные платные услуги. Митрополит Кирилл в интервью «Литературной газете» разоткровенничался: «...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание».

И как показало время, «тихого угасания» Православной Церкви не произошло.

Гостиница «Даниловская» при Даниловом монастыре была первым коммерческим вкладом. Сейчас в гостинице на 120 стандартных и полулюксовых номеров есть ресторан, бар, 2 сауны, бассейн, спутниковая связь, обмен валют и бизнес-центр. Цены – от 3700 до 6800 рублей в сутки с человека.

При РПЦ было создано специальное бизнес-подразделение – ЦИП РПЦ. На международном инвестиционном форуме в Берлине новое подразделение поделилось своими богоугодными проектами. Это и строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (всё – центр Москвы), возведение целого микрорайона «Тверь-Сити» с гостиницами, жилыми домами, магазинами, супермаркетами, застройка центра Владимира…

«Мы ожидаем не менее 40% прибыли, а гарантией инвестиций служит авторитет патриарха», – сказала директор ЦИП Елена Шульгина.

Политолог Анатолий Баранов высказал мысль о том, что РПЦ превратилась в «смесь отдела администрации президента по работе с верующими, феодального московского патриархата и корпорации новых олигархов в рясах».

В оправдание коммерческой деятельности Церкви глава аппарата ЦИП Дмитрий Шамин, заметил, что РПЦ просто возвращает себе то, что у нее было до 1917 года.

В 1997 году газета «Московский Комсомолец» опубликовала статью «Табачный митрополит» об успешной деятельности митрополита Кирилла в сфере торговле сигаретами. В следующей статье Сергея Бычкова «Митрополит из табакерки» можно ознакомиться с подробностями этого нашумевшего дела. Корреспондент сообщает: «На тех же таможенных документах четко обозначено: «Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии». Более того, указан даже адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Так что, благодаря заботам владыки Кирилла, теперь и Данилов монастырь войдет в историю как табачный...

Как сообщил The Moscow Post источник из Генеральной Прокуратуры, что правоохранительные органы уже давно выражают обеспокоенность непрерывно поступающей к ним информации о том, что на заводах при церкви, которые производят знаменитый «Кагор» для богослужений, производится не только «Кагор», но и масса другой спиртной продукции, которая идет отнюдь не в церковные лавки, а на прилавки магазинов. В итоге, получается весьма странная картина, заключающаяся в том, что «бизнесмены в рясах» являются крупными теневыми игроками на отечественном алкогольном рынке...

17 декабря 1993 года был заключен договор о совместной деятельности ОВЦС с АОЗТ «АРТГЕММА». Цель вновь созданного предприятия – обработка и продажа алмазов. Только в 1995 году АОЗТ «АРТГЕММА» получила от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата! Это вдвойне странно, потому что, согласно Уставу ОВЦС, он должен прежде всего заниматься дипломатическими проблемами. Хозяйственной деятельностью до 1997 года в Русской церкви занималось Хозяйственное управление...»

Логическим завершением предприимчивых шагов Церкви была организация 30 июня 1993 года Акционерного коммерческого банка содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет».

 

«В банк поступали огромные суммы, вырученные за продажу воды «Святой источник», которую выпускает Костромская епархия на коммерческой основе. Учредителем банка «Пересвет» стало также акционерное общество открытого типа «Надежда и спасение» (председатель Николай Маслов), обещавшее опекать одиноких стариков, которые завещали свои квартиры АООТ «Надежда и спасение». К концу 1997 года доплаты старикам, чтобы они могли оплачивать коммунальные услуги, были прекращены. Ни один из 140 с лишним епархиальных архиереев не подтвердил, что ОВЦС направлял какие-либо средства на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Благотворительностью ОВЦС также не занимается», – сообщил корреспондент газеты Сергей Бычков в ходе собственного расследования.

Но редкие телевизионные шоу проходят без участников в чёрных рясах.

Недавно по телевидению демонстрировалась передача «Гордонкихот», в виде словесной «дуэли» между писателем-сатириком Михаилом Задорновым и телеведущим Гордоном на тему славянства. Бедному сатирику пришлось встать на колени и просить помолчать хоть несколько минут присутствующего и разбушевавшегося на шоу дьякона Кураева. Не понравилась священнику точка зрения Задорнова о существовании славянства с древних времён, а не как принято в свете современной истории и православной религии с нашей эры.

 

Профессор Фурман, благодаря социологическим опросам среди населения России в период с 1991 по 2002 годы, выявил

истинное отношение простых людей к Церкви: «Мы действительно наблюдаем в обществе православный консенсус. Но эта победа церкви столь же поверхностная и формальная, как недавнее мнимое торжество коммунистического мировоззрения в стране развитого социализма». И подтверждает этот вывод следующая статистика: «симпатию к институту церкви обнаруживают свыше 90 процентов опрошенных, православными себя считают свыше 80 процентов русских, а хотя бы раз в месяц посещают храм... всего 7 процентов. Львиную долю усердных прихожан по-прежнему составляют люди пожилые, с низким образовательным уровнем, незавидным имущественным и социальным статусом». Только по случаю религиозных празднеств, когда надо освятить кулич, принести «святой воды» или попросить Бога о чём-то насущном, в церквях становится многолюдно.

 

«Никогда ещё Церковь не жила так сытно, богато и покойно, как сейчас. Никогда ещё так ловко, без труда, не вытаскивали рыбку из пруда наряженные в рясы бывшие секретари и комсорги и не росли так лихо личные подворья и частные монастыри, семейные церковки и фамильные часовни. Никогда ещё народ не был так растерян – до глухого, молчаливого, убийственного отчаянья!

Но отчаявшийся всё равно ищет во тьме свет, обречённый, стоящий на краю бездны, ещё пристальнее, ещё внимательнее всматривается в небо. И тогда один видит ковш, а другой вместо ковша – Медведицу, один – коромысло с вёдрами, а другой – Весы, один бутон розы, другой – Скорпиона», – подметила Елена Родченкова. /«День Литературы», N 11 2008 г./

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4. За кулисами истории.
5. Часть 5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Часть 6. Мой дух раскрыт перед тобой.
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!