HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Умит Салиев

Программа Высшего Разума (книга первая)

Обсудить

Философское историческое произведение

 

Издание второе, переработанное.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.12.2007
Оглавление

36. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 18.
37. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19.
38. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19. Примечание.

Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19.


 

 

 

Пока Една накрывала стол и зажигала субботние свечи,* Иоханан бен Заккаи с молчаливым безучастием механически следил за её действиями. Он никогда не любил жену, но никогда не выказывал ей своей неприязни, ибо уважал Едну, как примерную жену и мать его детей.

 

Как обычно, по субботам, во всех еврейских домах шли одинаковые приготовления. Ибо сказано в Священном Писании: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал Господь твой: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный день никакого дела – ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабы твои, ни осёл и вол твои, – чтобы отдохнули все они, как и ты: и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь вывел тебя оттуда и потому повелел тебе соблюдать день субботний и свято хранить его».

 

Когда Една управилась с приготовлениями и села за стол, Иоханан бен Заккаи поднёс руки к бороде, негромко произнёс положенную молитву, пригубил чашу вина, разломил хлеб и, придвинув к себе куриный бульон с мучнистыми шариками, молча принялся за еду.

 

За долгую совместную жизнь Една привыкла к постоянной замкнутости мужа. Прежде это не так бросалось в глаза, ибо ей хватало хлопот по дому и забот с подрастающими двумя сыновьями. Но сейчас, когда сыновья давно переженились и оставили отчий дом, ей не с кем было даже перемолвиться словом.

 

Покончив с едой, Иоханан бен Заккаи ушёл в свой рабочий кабинет. Една понесла за ним грелку с горячими углями: в период зимних дождей в огромном доме было сыро и довольно прохладно.

 

Усевшись за стол, старый мудрец поставил ноги к горячим углям, кивком головы поблагодарил жену и углубился в работу. Прикрыв плотнее окна, за которыми шумел сильный дождь, Една вышла, беззвучно закрыв за собой двери кабинета. Она давно смирилась с тем, что муж работает даже в субботние дни. Когда впервые после свадьбы он подобным образом осквернил субботу, Една с ужасом ожидала страшной кары на его голову и всю ночь в слезах и молитвах умоляла Господа простить мужа. Но всё повторилось и в другую субботу, и в последующие, но кары так и не последовало. Видно, Господь снисходил к мужу за то, что ведомо было лишь Ему одному.

 

Иоханан бен Заккаи был выше предрассудков, будучи посвящён в древние свитки истинных знаний угасших великих цивилизаций. В этих свитках и папирусах, лишённых всякого лукавства и неразумных, пустых умствований, присутствовали лишь истина, исследования разума и познание всего сокровенного: явного и тайного. Великой мудростью были пронизаны эти древние записи, ибо только мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса, и последствия лет и времён.

 

Всякий раз, беря с полки древние свитки или папирусы, старый мудрец с благоговением и неутолимым любопытством вглядывался в разные почерки людей, запечатлевших тайны и знания, канувших в Лету времён. Кто были эти люди?.. Как сложилась их судьба?.. Увы, никто уже никогда не ответит на эти вопросы. Вряд ли выдалась им лёгкая доля в те далёкие, смутные времена. И сами свитки и папирусы – свидетели многочисленных войн, дымных пепелищ, воплей и стонов, угоняемых в рабство людей – претерпели немало. Когда войска Навуходоносора осадили Иерусалим, свитки были надёжно укрыты под стенами Храма. Но, видимо, пали в бою укрывшие их, ибо свитки обнаружились лишь после возвращения из Вавилонского плена, когда заново начали отстраивать стены вокруг города и разрушенный Храм…

 

Придвинув к себе архивные материалы, присланные секретарём-иудеем из библиотеки римского сената, старый мудрец продолжил работу над анализом бунтов и революций. Накануне он закончил исследование материалов о бунте Спартака, восстании Катилины * * и аграрной революции Тиберия Гракха. * * * Но прежде, чем придти к определённым выводам, необходимо было сгруппировать наиболее важные и опорные пункты этих социальных потрясений и сопоставить их с другими аналогичными фактами, происходившими уже в недавнем прошлом.

 

Авантюра Спартака была бунтом, не принявшим формы революции. Спартак не занимался социальными проблемами, да и не мог заниматься, ибо находился на слишком низкой для этого ступени. Весь его бунт – это инстинктивное желание жить, отчаянная попытка вырваться из гладиаторского ярма и пробраться со своими товарищами на родину в Галлию и во Фракию. Спартак не собирался освобождать римских рабов и не помышлял вводить в римском государстве никакого нового социального строя. Когда его армия выросла до семидесяти тысяч беглых рабов, девиз «бежать» сменился на «мстить» и «грабить». Внутренние несогласие и раздоры привели бунтовщиков к поражению.

 

Для восстания Катилины было характерно то, что заговору содействовали народные массы и патриции; предполагалось даже участие в заговоре Красса и Цезаря. Поднимая знамя восстания, Катилина считал современную ему олигархическую систему управления несовершенной и мечтал о возврате к эпохе чисто республиканского Рима. Катилина восстал в защиту своих идеалов. Причина его поражения была в его соратниках и приспешниках. Насколько сам Катилина руководствовался идеальными целями, настолько его сотоварищи руководствовались целями обратными. Он мечтал перестроить Рим, им же нужно было Рим ограбить; его задача была осчастливить народ, а они стремились обогатить себя.

 

Неудача постигла и Тиберия Гракха с его аграрной революцией. По окраске это была революция национальная. Фактически, сидевших на земле рабов, Гракх изгонял ради римских бедняков. Но он оказался перед неодолимыми затруднениями: как распознать, что подлежит отчуждению; откуда начать; как распределить и как справиться с саботажем собственников и жадным нетерпением пролетариата?..

 

Сопоставив все эти факты с известными ему другими переворотами, бунтами и смутами, Иоханан бен Заккаи стал записывать выводы в «Наставлениях» – своей многолетней работе над стратегией реализации миссии, заповеданной народу Израиля на горе Синай. Эти «Наставления» предназначались сугубо для пастырей и руководителей народа Израиля и излагались в форме простой беседы.

 

«Путешествуя по миру, – писал старый мудрец, – и повидав много стран, народные волнения и борьбу за свободу, я могу утверждать, что революция – это удавшийся бунт. Бунт же – есть неудавшаяся революция. Всякая революция есть ничто иное, как бунт против естества природы, попытки заставить её совершить неестественный для неё скачок. И плоды, слишком рано сорванные с дерева, всегда будут недозрелыми и попытки сорвать их, и воспользоваться ими – не принесут пользу ни дереву, ни сорвавшему плоды. Нельзя опережать колесо человеческой эволюции, которое медленно и неуклонно, неотвратимо и неизбежно, движется не по прямой, а по спирали, как записано праотцами человечества в древних свитках. Только то, что произрастает из самой жизни, – даёт цвет и плод, а всё остальное – так и останется пустоцветом и чертополохом.

 

Эпизоды истории человечества являются не более, как кругами на море от брошенного камня. Как бы не был велик камень, как ни сильна рука, его бросившая, как ни могучи вызванные камнём круги на воде – их мелкий, в сущности, ритм всегда и неизбежно побеждается несравненно более сильным, величественным и объективно спокойным ритмом моря. И никакой бунт человека, и даже всего человечества, как бы широк и безудержен он ни был, – никогда не победит и даже не перебьёт на миг мудрого и величавого ритма Матери-Природы. И как ритм прибоя или прилива бесследно сглаживает все круги от брошенного камня, так неизбежная естественная реакция неизбежно и естественно сменяет всякую революцию.

 

Вам, руководителям израильским, необходимо знать сущность бунтов и революций. В нашей политике мы всегда будем опираться на народы, чтобы с помощью этой стихийной, могучей силы исполнить предназначение нашего племени: привести всё на земле к благу, сломав непригодный для жилья человечества ветхий дом и построив другой – просторный, светлый и обустроенный. В этот дом мы поселим несовершенное от рождения человечество и излечим его от порочных страстей и недугов. Так завещал нам Господь, Бог Израиля, на горе Синай, избрав наш народ не в награду нам, не во благо – а для тяжёлой работы по исполнению замысла Его.

 

Для управления людьми надо знать их психологию. Всё вокруг – безумие; миром правят алчность, ненависть и вожделение, ибо человек всегда остаётся человеком. Напрасны попытки исправить его войнами, моровыми болезнями и богами. Любые жестокие испытания ещё более ожесточают человека. Добро и Зло не имеют смысла, ибо они не от Бога. Почему же столько Зла и страданий в мире? Потому что Зло творят сами люди, подвластные низменным инстинктам. Человек пребывает в состоянии варварства, он не познал ещё своё естество и каким образом движется всё, чему он сам дал движение, не знает как изъяснить действие тех пружин, которыми он располагает и пользуется.

 

Побывав во многих странах и повидав народные волнения, борьбу за свободу, взаимную резню сторонников постоянно сменяющихся властителей, распад и запустение государств, я могу вас заверить, что политическая свобода – лишь идея, она устанавливается с помощью слепой силы масс. Не желая существовать в угнетении и нищете, народы подобны вулкану, который стоит лишь пробудить, и он сметёт любую власть. Народные массы будут главным оружием в осуществлении заповеданной нам миссии. Не погрешив против истины, мы внушим простолюдинам, что они имеют неотъемлемые права на защиту от угнетения, на честь, состояние и право на свободу выбора своей судьбы. Этим мы привлечём народы к смене власти в чужих государствах, воцаряя на престол послушных нам правителей. С их помощью мы будем содействовать падению изживших себя эпох и государств. Кто может возразить против того, что всё отмирающее в истории, нежизнеспособное и загнивающее, необходимо подтолкнуть к пропасти, ибо процесс тления может тянуться годами и даже столетиями? Возможно, что это жестоко по отношению к гибнущему, но эта жестокость – во благо, а потому справедлива. Из вынужденной жестокости произойдёт добро, то есть правильный ход человечества к его дальнейшему развитию.

 

Путь к осуществлению нашей миссии лежит через политическое и экономическое влияние на государства мира. Поэтому всё золото мира должно оказаться в наших руках, что даст нам политическую силу над народами. Но обладание золотом не является целью жизни нашего племени, а является лишь мощным оружием для выполнения нашей миссии.

 

Вам необходимо знать тайны мирового управления. Понимание мировой истории недоступно людям. В непрерывном потоке времени события приходят и уходят. Но ничего в мире не происходит случайно. Всё свершается Божественным Провидением, которое составляет тайный смысл сокровенного порядка всех планов творения. Философы древности, проникая в тайны этого порядка, не постигли Законов творения всего сущего. Они не ведали, что бытие всего сотворенного Провидением подчинено Закону постоянного развития, и остановка в дальнейшем развитии неизменно влечёт за собой гибель.

 

Путеводной нитью в познании государственного устройства, политики и управления людьми может служить поучительная история древних цивилизаций. Их постигла общая участь: рождение, рост, расцвет, спад, остановка в развитии, нравственное разложение, гибель. Причиной спада было незнание выбора правильного пути своего дальнейшего развития, ибо древним народам была недоступна истина нравственной морали, которая неотступно ведёт человечество к наивысшему развитию.

 

В отличие от древних цивилизаций, мы будем заранее готовить человечество к верному пути дальнейшего развития, заблаговременно внедряя в массы соответствующие идеи или создавая обстоятельства, которые принудят человеческое общество сделать шаги в нужном и необходимом для этого общества направлении.

 

Для познания основ государственности, политики и управления людьми, вы должны знать следующее:

 

Государство – это общество людей, возникшее ради их потребностей. Главной целью государства является создание и поддержание порядка, ибо порядок есть первая потребность человека в обществе. Законы в государстве представляют собой собирание и объединения чувств, желаний и представлений людей, вступающих между собой во взаимодействие. Законы общественности, гражданственности и политики исходят от власти и имеют направляющую силу разнообразных и противоположных чувств в одну сторону.

 

Для создания порядка необходимо, чтобы власть привела личные желания людей к подчинению общеобязательным нормам и придать порядку в государстве нравственный характер, сделав его орудием справедливости. Справедливость является главнейшей основной силой, ибо человек всегда ищет её, и готов ей подчиниться.

 

Поскольку мы хотим познать государство как общественное объединение, которое даёт людям возможность жить в нём согласно их стремлениям, рассмотрим устройство некоторых государств древности и государств, существующих в наше время.

 

В древних свитках и папирусах упоминаются следующие государства с различной формой управления:

 

Государство общественного строя, которым управляли мудрейшие люди. Такое государство процветало и было могущественным, пока в нём не появились признаки спада. Упадок начался с вырождением мудрейших правителей, которые утвердили частную собственность и обратили в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возник критско-спартанский тип государства, в котором власть принадлежала уже не мудрейшим, а господству сильнейших воинов. Причиной гибели государства стало ведение постоянных войн.

 

Аристократическое государство с патриархальными отношениями. Организация жизни господствующего класса в нём была построена по образцу военного лагеря; в государстве существовала общинная собственность; групповой брак. Таким было древнее государство Спарта.

 

Олигархические государства. Они появлялись в результате скопления богатств у частных лиц. Олигархическое государство было основано на имущественном цензе. Власть принадлежала немногим олигархам, которые не допускали к управлению бедняков. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей с бедняками, постоянно воевало само с собой. Победа бедняков приводила к образованию демократического государства, то есть к власти народа. Общественные должности в нём распределялись по жребию, в результате чего народ пользовался свободой сверх всякой меры, порождая в стране своеволие и безначалие. Но в скором времени чрезмерная свобода обращалась в чрезмерное рабство, ибо в государстве устанавливалась тираническая власть, которая держалась на вероломстве и насилии тирана-правителя.

 

Деспотическая монархия. Таким было Древнее царство Египта. Правителем и единственным владетелем земли в царстве был фараон. Высшие придворные должности занимали члены его семьи. Наиболее важные должности были наследственными, но находились под жёстким царским контролем. Чрезмерная централизация власти, непосильные для земледельцев налоги вызывали мятежные настроения среди знати и всеобщее недовольство населения. Правители провинций, бывшие вначале верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. После пяти веков величия, Древнее царство распалось В результате междуусобных войн между правителями областей, восстаний населения и постоянных набегов чужеземных завоевателей, Египет в конце концов превратился, как вам известно, в провинцию Римской империи.

 

От государств древности перейдём далее к нашему времени. Поскольку большинство государств мира сегодня являются римскими провинциями, мы исследуем государственный строй Римской империи.

 

Из исторических архивов известно, что некогда Рим был городом-государством и управлялся царём. Но после того как пятьсот лет назад Тарквиний Гордый был свергнут и главой города был избран Юний Брут, образовалась Римская республика. После падения царской власти и образования республики, патриции и плебеи вели между собой жестокую войну. Спор шёл об уравнение в политических правах, о долговой кабале и доступе к общинно-государственной земле. Сначала плебеи добились образования самостоятельной организации плебейской общины, затем записи законов и уничтожения долгового рабства. С этого времени плебеи уравнялись в правах с патрициями и произошло слияние патрицианско-плебейской верхушки. Сложилась новая сословная структура римского общества, состоящая из сенаторского сословия и сословия всадников и плебеев. Все они были римскими гражданами, в отличие от сословий рабов и вольноотпущенников.

 

В период республики Рим стал могучей державой. В ходе непрерывных войн возникло римское войско, состоящее из народного ополчения. Служба в нём была не только обязанностью, но и честью Со временем армия превратилась в профессиональную.

 

Около двухсот лет назад начался период падения Римской республики, который проходил тремя этапами: реформа братьев Гракхов, диктатура Суллы и диктатура Юлия Цезаря. Этот период привёл к образованию Римской империи.

 

Причиной падения предыдущей Римской республики была её внутренняя политика: ожесточенная борьба оптиматов с движением Клодия, и обеих этих групп с триумвирами. Борьба сенатской олигархии превратилась в вооружённое столкновении. Должности магистратов оказывались в руках тех, кто раздавал больше золота избирателям или пришёл на должность с помощью насилия. В Риме прокатилась волна политических процессов, вскрывших вопиющие злоупотребления. События того времени показали, что вся система выборности магистратов и деятельность народных собраний превратились в жестокую борьбу отдельных групп, в разгул самых диких страстей. Экономика республики оказалась в бедственном положении. Властная верхушка сосредоточила в своих руках огромные денежные капиталы, что привело к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых. Именно в таких условиях начался распад Римской республики. Причины перехода от республики к империи были следующие:

 

Во-первых, рабство, которое представляло собой дешёвую рабочую силу и пагубно влияло на экономику. Во-вторых, непрерывные войны, принуждающие трудоспособных граждан постоянно отрываться от работы для участия в военных походах, что также пагубно сказывалось на экономике республики. Результатом стало полное исчезновение мелких крестьянских хозяйств к концу периода республики и распространению латифундий, ибо римская аристократия усиленно скупала крестьянские земли в огромных количествах. По мере того как земледелие теряло своё первенствующее значение в экономической жизни Рима, влияние денежного капитала неуклонно возрастало, накладывая на всё стремление к наживе. Всё золото в своей значительной части попало в руки римской аристократии, образовав колоссальные состояния. Резкое расслоение общества на бедных и богатых, крупных и мелких землевладельцев, увеличение класса пролетариев, живущих на подачках от республики и готовых следовать за любым полководцем или политическим деятелем, обещающим более лучшую жизнь – всё это уничтожило республиканское равенство и народовластие. Этим объясняется смена республиканской формы правления на монархическую, тем более, что монархическая форма правления была заложена в республиканскую конституцию Рима. К тому же успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого города-государства в столицу огромного государства, к управлению которым прежняя государственная форма полиса (города) была неприспособлена. В новых условиях оказалось невозможным устранять и далее от политической власти рабовладельческие классы в завоёванных Римом провинциях. Римская империя способствовала превращению рабовладельцев на всей её территории в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Так была создана прочная социальная база того политического режима, который мы с вами сегодня наблюдаем.

 

Итак, причиной гибели государств древности, как мы выяснили, послужила не только остановка в их развитии, но и отсутствие в них нравственного, справедливого порядка. Но их гибель не свидетельствует о бессмысленности существования человечества, ибо оно постепенно обретает опыт, стремясь к идеальному миру своего существования.

 

Об идеальном государстве мечтали философы древности, но они в те времена ещё не доросли до истинного понимания такого государства. Их мечтательные построения подобного государства не принимали во внимание отдельного человека, не стояли в какой-либо связи с его нравственным уровнем, а напротив – стремились уничтожить и заменить человека неопределённой бесчувственностью целого.

 

Каким же должно быть истинно идеальное государство? – спросите вы. Такое государство появится лишь в отдалённом будущем, когда человечество достигнет высокого уровня своего развития. Но прежде чем говорить об устройстве идеального государства, необходимо сказать о природной востребованности людьми государственной организации.

 

Несовершенство человека и свобода во всей её неуправляемости – лежали в основании общественного быта и приводили к господству силы, неравенству людей, междуусобице и беспорядку. Такое положение создало необходимость создания государства, ибо только в государстве может развиваться разумная свобода и нравственная личность, тогда как предоставленные самим себе без высшей сдерживающей власти оба эти начала саморазрушают себя. Государство – есть высшая основа совместного бытия, высшее проявление народности в обществе, в котором верховная власть служит представительницей высшей общественной воли. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает твёрдый порядок в обществе. Ограждая слабого от сильного, она даёт возможность развиться разумной свободе, уничтожая все преимущества случайные, она производит уравнение между людьми, оценивая заслуги, оказанные обществу, она возвышает внутреннее достоинство человека. Заставляя всех подданных уделять часть своих средств для общественной пользы, она содействует осуществлению всяческих человеческих целей, которые могут быть достигнуты только в общем бытие при взаимной помощи, и для которых существует гражданский союз.

 

Определённый порядок является первой потребностью людей в обществе. Человек, как бы он ни был груб и неразвит нравственно, ищет именно правды, чтобы ей подчиниться. Эту правду он ищет для своей личной жизни и для социальной, ибо это есть искание наиболее устойчивого существования человека. Правда – есть справедливость по отношению к человеку. Право – есть формула справедливости. Таким образом, все понятия о праве вытекают из того, как человек понимает правду, в чём видит высшую реальность, которой готов подчиниться.

 

Образцом идеального государства является самодержавная монархия, то есть монархический строй, основанный на тесном сближении монарха-самодержца с народом. Власть монарха возможна лишь при добровольном, искреннем волеизъявлении народа, достигшего высокого уровня духовного развития и объединённого идеальным нравственным принципом. Власть монарха опирается на сознание людей, которые видят в нём воплощение собственного миросозерцания. Повинуясь монарху, народ, в сущности, повинуется самому себе. Таким образом, монархическая власть основывается на сознательном и добровольном подчинении – отсюда надёжность и прочность монархической власти. Власть монарха – не право, а обязанность. На народ, связанный с монархом единством нравственного идеала, эта особенность распространяется в полной мере. В монархическом обществе право является необходимым условием выполнения обязанностей не только для народа, но и для монарха. Верность людей монарху, которая исходит из основ монархического сознания и принятая добровольно – есть истинная правовая свобода.

 

Наследственные права монарха – пожизненные, они передаются по наследству, исключая этим любой заговор, преследующий цель овладение престолом. Монарх наделён всей властью в государстве, соединяя в себе законодательную, судебную и иполнительную власть, он не обязан отвечать за свои действия, ибо повинуется только законам, им самим утверждённым..

 

К участию в государственных делах привлекаются наиболее способные, подготовленные люди из образованного сословия, из которых образуются законодательные, судебные, исполнительные органы правительства. Государственные дела доверяются правительственным органам с условием строгой законности ведения дел и с законной ответственностью всех структур управления. К управлению привлекаются и общественные силы. Введение общественных сил в управление государством может иметь две основные формы: создание учреждений на почве общественного и сословно-классового управления, а также привлечение общественных представителей в общий круг государственного управления. Народное представительство в государстве – важная связка монарха с национальным духом и интересами народа.

 

Монархическая политика – есть применение общих законов политики в государственной жизни, направляемой монархической верховной властью. Верховная власть может держаться только на почве национальной религии, которая должна всеми силами благоприятствовать духовному развитию народа, приближая души людей к наивысшему человеческому идеалу. Отношение государства к религиозному канону должно быть в форме доброго союза, предусматривающего самостоятельность и независимость религиозных пастырей от власти государственной. Две неразрывные, равноправные власти, проявляющие единодушие закона и религиозного канона, исключат борьбу религиозных лидеров с государством и придадут верховной государственной власти ещё больший авторитет у народа.

 

Вот таким я представляю себе идеальное государство, которое может существовать до бесконечности. Именно к созданию подобного государства должны привести человечество наши потомки, исполнив до конца предназначение нашего племени – построить мир, свободный от страданий и войн, наполненный мудростью и добротой его Создателя.

 

 

 

Завершив запланированную тему, старый мудрец удивился тишине, воцарившейся в кабинете. Сообразив, что не слышно шума дождя, он подошёл к окну и открыл его. Дождь закончился. В водостоках шумно бурлила вода, стекавшая с крыш. На улице появились прохожие. С террасы ближнего дома послышался девичий голос, запевший под аккомпанемент цитры мелодичную песню.

 

Содрогнувшись от уличной сырости, старый мудрец закрыл окно и, вернувшись к столу, подвинул ноги к грелке. Жар от горячих углей, поднимаясь от ног, разливался по всему телу, было тепло и уютно. Он любил спокойные часы за работой в своём кабинете, с его привычной немудрёной обстановкой, самой большой ценностью которой были полки с древнейшими рукописями и свитками. Самозабвенно отдаваясь работе, он забывал обо всём, и Едне стоило много сил уговорить его спуститься в столовую пообедать.

 

Сквозь закрытые окна доносилась девичья песня. Старый мудрец невольно прислушивался к её незатейливым словам: «О Иерушалаим, сердце моей родины, город моих надежд и любви», – самозабвенно пела девушка. Старый мудрец помрачнев, пробормотал: «Скоро может остановиться это сердце. К этому всё идёт…». Иоханан Бен Заккаи реально оценивал происходящие события. Всё чаще раздавались в Иудее безумные призывы к восстанию против могущественного Рима. Отношения между маленьким иудейским государством и огромной империей накалялись день ото дня.

 

 

 


Оглавление

36. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 18.
37. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19.
38. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19. Примечание.
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!