HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Умит Салиев

Программа Высшего Разума (книга первая)

Обсудить

Философское историческое произведение

 

Издание второе, переработанное.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.12.2007
Оглавление

22. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 8. Примечание.
23. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 9.
24. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 10.

Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 9.


 

 

 

История народа Израиля вершилась волей Провидения, направлявшего избранный народ по уготованному ему пути. Даже все тяжкие испытания, выпадавшие на его долю, служили определённым целям, заложенным в Программу Высшего Разума.

 

Проходили столетия в скорбях и радостях, в жестоких войнах и мирном покое. В тяжёлые, суровые времена уповали сыны Израиля лишь на Господа, Бога своего. Зрел и мужал народ избранный, набирался опыта жизни, закаляясь в борьбе с врагами. Но всё посылал Господь испытания народу Своему, подготавливая его к выполнению предназначенной ему миссии.

 

 

 

Когда Александр Македонский завоевал Иудею, полномочия иноземных наместников перешли к иудейским первосвященникам. Иудея включилась в активную торговлю с Грецией, Финикией, Аравией и другими странами. Экономика Иудеи начала процветать. Стали образовываться семейные наследственные ремёсла. Начался подъём культуры; создавались книги иудейских литераторов, и писали их уже не священники-левиты, а учёные мужи иудейские.

 

Но в начале 2-го века до. н. э. Иудею захватывает селевкидский царь Епифан и обкладывает страну тяжёлыми, непомерными налогами.

 

Спустя 10 лет, Епифан идёт через Иудею походом на Египет. Его войска и многочисленный флот берут в осаду Александрию. Но однажды утром римский посол в Александрии приплыл на лодке к главному кораблю, на котором находился Епифан, и поднялся на борт. С молчаливой усмешкой римский посол начертил на папирусе маленький круг, в котором обозначил Александрию, и сказал Епифану: «Вот Александрия, а вокруг неё владения Рима. Ты можешь взять Александрию, но тогда римские войска двинутся на тебя со всех сторон и просто раздавят». Поняв тщетность своего похода, разгневанный Епифан повернул вспять. Он решил, что виноваты козни иудеев и, придя в Иерусалим, сместил иудейского ставленника, запретив иудеям под страхом смерти соблюдать их обычаи и отправлять свои религиозные обряды.

 

Не выдержав гнёта иноземных захватчиков, иудеи в 168 году до н. э. поднимают восстание, возглавляемое священником Маттафием Хасмонидом и пятью его сыновьями. Восставшие успешно атакуют военные гарнизоны Епифана, оставленные в городах Иудеи.

 

После смерти Маттафии, восстание возглавляет его сын Иуда, прозванный в народе Маккавеем (Молот). Иуда захватывает Иерусалим и воцаряется на троне. Он продолжает уничтожать гарнизоны Епифана, но при осаде одного из них, осаждённые выпускают боевых слонов, и Иуда погибает. Руководство восстанием переходит к его брату Симону.

 

В это время умирает Епифан, и в селевкидском царстве начинается ожесточенная борьба за власть. Воспользовавшись этим, Симон полностью изгоняет чужеземных завоевателей и становится основателем династии Хасмонеев.

 

С 134 по 37 год до. н. э. Иудеей правят представители династии Хасмонеев:

 

Иоанн Гиркан 1 (134 – 104); Иуда Аристобул 1 (104 – 103); Александр Яннай (103 – 76); его жена Саломея Александра (76 – 67); Аристобул II (67 – 63); Гиркан II (63 – 40); Антигон II (40 – 37).

 

Во времена царствования Иоанна Гиркана Иудея обретает независимость и возвращает утраченные территории.

 

Однако независимость Иудеи оказалась недолгой.

 

«В 60-е годы до н. э., после смерти Саломеи Александры, её сыновья Аристобул и Гиркан II, претендующие на царский престол, обратились к Риму за помощью друг против друга. Народ Иудеи также отправил делегацию к римскому полководцу Помпею с просьбой избавить страну от обоих претендентов. Помпей не замедлил воспользоваться представившейся возможностью и обложил Иерусалим. Он предложил Аристобулу признать верховенство Рима. Но Аристобул слишком долго раздумывал, и Помпей в 63 г. до н. э. взял его в плен и осадил Иерусалим. Осенью того же года, в субботний день, Помпей овладел городом и, уничтожив 12 тысяч жителей Иудеи, осквернил Иерусалимский Храм. Иудея утратила независимость и стала подчиняться римскому наместнику Сирии, а правителем Иудеи был назначен Гиркан II, старший сын Александра Янная. Гиркан лишился царского достоинства и пользовался титулом этнарха, сохранив за собой титул первосвященника. Рим наложил на Иудею дань. Гиркан под влиянием своего советника идумеянина Антипатра всю свою жизнь оставался верным Риму. Народ не мог с этим примириться. То и дело вспыхивали восстания, возглавляемые сторонниками Аристобула, младшего брата Гиркана.

 

Между тем, события для Рима развивались не очень успешно. В 49 г. до н. э. в Италии началась гражданская война между Помпеем и Юлием Цезарем. В 48-м году В Греции, у Фарсала, Помпей был разбит, бежал в Египет и там был убит. Антипатр быстро договорился с Цезарем и получил римское гражданство и звание прокуратора Иудеи. Цезарь даже разрешил ему снова укрепить Иерусалим. Цезарь относился к иудеям, как к объекту вымогательства и источнику пополнения римской казны. Когда Цезарь в 44-м году погиб, один из его убийц – Кассий прибыл на Восток для продолжения гражданской войны, ему были необходимы деньги, и деньги немалые. На иудеев была наложена тяжёлая дань, а население четырёх иудейских городов было продано в рабство.

 

В 43-м году советник Гиркана и Кассия – Антипатр был отравлен. Антипатра немедленно заменил его сын Ирод. Но и Кассий, и римский режим потерпели неудачу в битве у Филипп. Победу одержал Антоний. За большие деньги Ирод добивается у Антония своего назначения тетрархом Иудеи. Но ровно через три года парфяне, воспользовавшись гражданской войной в Риме, заняли Сирию и Иудею. Сын Аристобула Маттатия – Антигон, пользуясь моментом, решил восстановить независимость Иудеи. При помощи парфян в 40-м году он овладел Иерусалимом. Гиркан был взят парфянами в плен, а Ирод бежал в Рим, где был радушно всречен двумя триумвирами Антонием и Октавианом.

 

В 39-м году римляне решили разделаться с парфянами и вторглись на территорию Израиля и Иудеи. Вместе с римскими войсками возвращается и Ирод. После пятимесячной осады Иерусалим пал. Антигон был обезглавлен, и царём Иудеи стал Ирод, ярый сторонник Рима. Он настолько устраивал Рим, что в состав Иудеи были включены все территории бывшего Хасмонейского государства.

 

Надежды иудейских патриотов на скорое освобождение от римского владычества разлетелись вдребезги. Страна оказалась в крепких кровавых руках царя-клиента упрочившейся римской империи. Иудейский народ ненавидел Ирода за его иноземное (идумейское) происхождение и необузданную жестокость. Ирод проводил двойственную политику: с одной стороны он всячески поощрял эллинизм, с другой – с неслыханным великолепием вновь отстроил Иерусалимский Храм, а также использовал своё влияние в Риме для защиты евреев диаспоры. Даже на фоне общей жестокости того времени правление Ирода отличалось особой жестокостью. По его приказу было уничтожено множество людей, в том числе его жена и трое сыновей. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, «что лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном».

 

Правление Ирода сопровождалось массовыми выступлениями; 6 тысяч фарисеев, отказашихся принести присягу Августу и Ироду, были репрессированы, а многие казнены. Группу молодых иудеев, сорвавших римского золотого орла, поставленного по приказу Ирода над воротами Храма, он приказал заживо сжечь.

 

В 4-м г. н. э. Ирод умирает. Его правление было для Иудеи очередным испытанием: для более крепкого сплочения евреев против всего иноземного. Небеса покарали Ирода, наслав на него болезни, сумасшествие и смерть в полном одиночестве.

 

Пока сыновья умершего Ирода вели в Риме спор из-за наследства, обобранный иудейский народ восстал против ненавистного семейства Ирода и против римской оккупации. Восстание было подавлено, а страна разделена между тремя сыновьями Ирода, но никто из них не унаследовал царский титул отца.

 

В 6-м г. н. э. Архелай, правитель Иудеи и Самарии, вызвал к себе такую ненависть народа, что римский император Август вынужден был взять страну под своё непосредственное управление. Иудеи ответили на это новым восстанием под руководством Иуды Саддука из Гамалы, прозванного Галилеянином. Непосредственной причиной выступления послужила опись имущества, произведённая сирийским легатом Сульпицием Квиринием по велению императора Августа. Восстание было разгромлено, но оно породило подпольное движение зелотов и сикариев (кинжальщиков), которое просуществовало вплоть до последнеего восстания иудеев 66-70 г.г. н. э. Сикарии и особенно зелоты выступали за непримиримую борьбу против Рима и собственной знати, а в промежутках между частыми восстаниями вели индивидуальный террор (сикариями был убит первосвященние Ионатан). Иудея и Самария были объединены в новую административную единицу – Иудею, правителями которой назначались римские наместники в чине префекта или прокуратора. Но Галилея и Перея находились под властью Антипы, сына Ирода, вплоть до 40 года н. э., когда римский император Калигула лишил его власти. Ненависть народа к династии Ирода, была настолько велика, что вначале прямая власть Рима была принята с некоторой надеждой на лучшее. Но так продолжалось до той поры, когда наместником Иудеи стал Понтий Пилат (26-36 годы н. э.). Римские наместники не считались с обычаями и традициями подвластных им народов, хотя они и пытались сохранить видимость незыблемости местного уклада жизни. В отношении иудейского народа это правило соблюдалось меньше всего. Особое негодование у евреев вызывал подушный налог, который взимался со всех евреев Палестины и диспоры в пользу римского храма Юпитера Капитолийского. Налог обязаны были платить даже женщины и дети. Тяжесть этого налога усугублялась ещё и тем, что его не платил никто из подвластных Риму народов, кроме евреев. Римский правитель Понтий Пилат отличался особо пренебрежительным отношением к обычаям и традициям еврейского населения. Так, например, при вступлении в должность он приказал своим войскам триумфально войти в Иерусалим и нести перед собой войсковые знаки легиона, изображение римских орлов и римского императора. Естественно, это оскорбило религиозные чувства евреев, ибо иудейский Закон запрещает евреям всякие изображения. Пилат пренебрегал этими чувствами и во время своего правления. Без всяких колебаний он использовал казну Иерусалимского Храма на постройку водопровода и не пропускал случая, чтобы не пренебречь «варварскими обычаями».

 

Иудея бурлила. То Симон, бывший раб Ирода, выходец из Иорданской долины, предаёт огню царский дворец в Иерихоне, объявляет себя мессией и царём иудейским; то пастух Атронг на юге Галилеи образует своё государство и тоже объявляет себя царём и мессией. Римский наместник Квинтилий Вар подавил оба восстания, сжёг города, в которых укрывались вожди повстанцев, и распял на крестах вдоль дорог две тысячи их сторонников.

 

Но появляется новый мессия, самаритянский пророк, который обещал своим ученикам показать священные предметы, спрятанные самим Моисеем на священной горе Гаризим. Многотысячную вооружённую толпу, собравшуюся идти за мессией, разогнал, устроив резню, отряд римских солдат, посланный Понтием Пилатом. Этот эпизод послужил причиной отзыва Пилата из Иудеи: самаритяне, друзья Тиберия, будущего императора Рима, подали протест сирийскому легату Вителию, и Понтий Пилат вынужден был срочно покинуть ненавистную ему страну.

 

Но мессии продолжали сменять друг друга. Так некий Февда убеждал собравшихся, что воды Иордана раступятся перед ним, а те, кто последует за ним, перейдут через реку «яко по суху» и обретут спасение. Восторженная толпа следует за ним. Но тут другой проповедник, пришедший из Египта, тоже мессия, собирает огромную толпу и идёт освобождать Иерусалим»… (По материалам книги «Иисус из Галилеи». 1998 г. Абрамович Марк. http://book.studentport.ru/card.php?id_book=19920).

 

 

 


Оглавление

22. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 8. Примечание.
23. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 9.
24. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 10.
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!