HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Умит Салиев

Программа Высшего Разума (книга первая)

Обсудить

Философское историческое произведение

 

Издание второе, переработанное.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.12.2007
Оглавление

11. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 2. Примечание.
12. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 2. Приложение.
13. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 3.

Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 2. Приложение.


 

 

 

«Упоминание Египта в Библии всегда вызывает особый интерес, в первую очередь, потому, что древнеегипетская история достаточно хорошо задокументирована. Именно поэтому стоит внимательнее присмотреться к двум ключевым Библейским персонажам: Иосифу (приход в Египет) и Моисею (исход из Египта).

 

В результате кропотливых подсчётов, среди учёных утвердилось мнение, что Иаков жил на 250 лет позднее Авраама. Если это верно, то история Иосифа относится примерно к 17 веку до нашей эры. Приводимые учёными даты колеблются между 1730 и 1630 годами до нашей эры.

 

Незадолго до этого Египет пережил самый бурный период своей долгой истории. Около 1780 года до нашей эры Египет потрясли революционные события. Восстало порабощённое население и на некоторое время даже захватило в свои руки управление государством.

 

Последствия такого события ещё долго давали о себе знать, в 17 веке до нашей эры политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну захватили гиксосы. Их вожди переняли все внешние атрибуты власти фараонов и продержались в покорённом Египте около ста пятидесяти лет, огнём и мечом подавляя малейшие проявления бунта. И хотя гиксосы оккупировали только Нижний Египет с дельтой Нила, провинциальные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей новых господ стал Аварис – город, лежавший в восточной части дельты Нила.

 

Само название – гиксосы, толковалось по-разному: Когда-то считали, что оно означает «вожди пустыни» или «цари пастухов». Новейшие исследования показали, что слово это скорее следует переводить как «цари чужеземных стран».

 

Гиксосы были семитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, приближался к ранней форме развития древнееврейского языка. Из надписей на скарабеях мы знаем, что вожди гиксосов носили типично семитские имена, как например, Анатер, Хиан, Якобер. Предполагается, что гиксосы составляли только немногочисленную верхушку воинов. Вторжение гиксосов, по-видимому, было следствием огромных этнических сдвигов, которые переживала Месопотамия, – этот бурлящий котёл народов. Во втором тысячелетии с севера туда вторглись азиатские племена гурритов. Они оттеснили семитские народы, в том числе и гиксосов, в Сирию и Палестину.

 

Археологические раскопки в Иерихоне показали, что в течение определённого времени этот древний город занимали гиксосы. Таким образом, можно предполагать, что покорители Египта держали в своих руках и Палестину.

 

Теперь встаёт вопрос: какое касательство к этим событиям имеют Иосиф и его братья? Учёные в наши дни единодушно сходятся во мнении, что эмиграция 70-ти израильтян (семейство Иакова) в Египет совпадает с периодом господства гиксосов. Род Иакова предположительно был подхвачен общей волной вторжения или прибыл в Египет уже после того, как страной завладели гиксосы. Иакова и его потомство там встретили гостеприимно, поскольку они состояли в близком родстве с гиксосами, а те, вероятно, были заинтересованы в том, чтобы привлечь в покорённый Египет как можно больше азиатов.

 

Еврейский историк первого века Иосиф Флавий говорит о гиксосах как о своих предках, а в египетских текстах 16 века до нашей эры упоминаются ханаанские кочевые племена, которые осели в Египте. На этом политическом фоне многие сомнительные эпизоды библейского сказания находят своё логическое истолкование. И прежде всего разъясняется вопрос о возведении Иосифа на пост наместника фараона. Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книги Бытие (гл. 46, стр.34) о евреях сказано буквально так: «…мерзость для египтян всякий пастух овец». Легко понять, что гиксосские фараоны, относившиеся с подозрением к местному населению, питали больше доверия к близким им по происхождению и языку азиатам, пришедшим из Ханаана.

 

Однако и фараоны-египтяне иногда проводили подобную политику в отношении отдельных лиц. Фараону Эхнатону, создателю монотеизма и почитателю бога солнца Атона (около середины 14 века до нашей эры), приходилось бороться с оппозицией жрецов, аристократии и даже широких кругов общества, сохранявших верность традиционному богу Амону. В такой ситуации он подбирал себе приближённых из угнетённых слоёв, которым мог больше доверять. В гробнице одного из его сановников найдена следующая надпись: «Я был человеком низкого происхождения, но царь поставил меня на ноги, Он позволил мне выдвинуться… Я был человеком без собственности, а он в щедрости своей дал мне повседневную пищу, мне, который некогда, как нищий, должен был просить кусок хлеба». В Тель-эль-Амарне (руины столицы этого фараона) обнаружен саркофаг вельможи, состоявшего на службе у Эхнатона. Звали вельможу Нехем, он был азиатом. А визирь этого фараона – Янхаму стал всесильным человеком при дворце, хотя и принадлежал к семитской расе.

 

В замечательном анализе библейского текста известного французского египтолога Пьера Монте в книге «Египет и Библия» говорится: «Иаков, как мы уже знаем, поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. При известии о прибытии семьи Иосиф незамедлительно сел в колесницу и поспешил навстречу отцу и братьям. Потом он вернулся к фараону, чтобы рассказать ему о своей поездке. Из Библии совершенно неопровержимо следует, что события эти произошли на протяжении очень короткого времени, если даже не в один день. В книге Бытие (гл. 45, стр. 10) Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться поблизости от земли Гесем, то есть в самой дельте Нила. Столицей ни в коей мере не могли быть такие города, как Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема, и путешествие Иосифа в колеснице заняло бы несколько дней. К тому же, как утверждает французский египтолог Масперо, в Египте ввиду отсутствия подходящих дорог никогда не пользовались колесницами для дальних путешествий. Такие путешествия совершались на барках по главной коммуникациионной артерии, которой являлся Нил. Все вышеприведённые обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки которых направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов.

 

Мы знаем теперь уже, что Аварис лежал в дельте Нила, так как руины этого города вместе со множеством гиксосских печатей раскопаны по соседству с современной деревней Сан-эль-Хагар. И если Иосиф осуществлял власть в Аварисе, то отпадают всякие сомнения: историю его жизни надо поместить в эпоху властвования гиксосов. Более поздняя дата полностью исключается, так как после изгнания гиксосов родовитые фараоны восемнадцатой династии перенесли столицу в Фивы. Как видим, гиксосская теория опирается на вполне солидные предпосылки, и поэтому её признают теперь многие учёные.

 

В библейском сказании поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев. Это касается прежде всего погребальных обрядов, связанных со смертью Иакова и Иосифа. Их останки бальзамировали в течение сорока дней, а мумию положили в деревянный гроб. Уже Геродот сообщает, что процесс бальзамирования продолжался в Египте сорок дней – это подтверждают и тексты папирусов, найденных в гробницах царей и вельмож. Вспомним, что Иосифа подстригли, прежде чем он предстал перед фараоном. Эта, казалось бы, мелкая подробность весьма красноречива, так как лишний раз свидетельствует о знакомстве с египетскими обычаями. В Египте никому не разрешалось носить бороду; привилегия эта принадлежала только фараону, который, впрочем, подвешивал искусственную бороду. Иосиф, будучи евреем, вероятно отпустил бороду и поэтому его остригли, как того требовал придворный этикет. Так же обстоит дело с возведением Иосифа на должность наместника фараона. Торжественная церемония протекала в соответствии с тем ритуалом, с каким нас знакомят папирусы и картины в гробницах. Новый вельможа получал из рук фараона как почётные дары, отвечающие его высокому званию – драгоценную цепь на шею, дорогую одежду и вдобавок жену знатного рода. Во время торжественных шествий наместник занимал одну из позолоченных дворцовых колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона. Кстати, египтяне заимствовали у гиксосов обычай пользоваться лошадьми, и церемониал этот и после изгнания гиксосов сохранился в Египте.

 

В библейском сказании знаменательно ещё и то, что имена, которые там приводятся, тоже типично египетские. Фараон назвал Иосифа Цафнаф-панеах, что означает «Бог говорит: да здравствует». Жену Иосифа звали Асенефа или Асенет, то есть «принадлежащая (богине) Нет» – богине, почитаемой в дельте Нила, а Потифер или Потипера – это искажённое имя «Па-ди-па-ре», означающее «(тот), которого дал (бог) Ра».

 

Стоит ещё добавить, что сказание об Иосифе даёт чёткое представление о египетской топографии. Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и установить в какой именно столице жил Иосиф. Короче говоря, материал, из которого построена египетская декорация, полностью выдержал экзамен современных научных исследований. В данном обстоятельстве мы находим подтверждение факта, что какая-то ветвь евреев действительно поселилась в дельте Нила на плодородной земле Гесем.

 

Но почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей, а семит на должности наместника – событие слишком серьёзное. Однако не стоит забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожали всё, что напоминало о периоде их власти. Даже египетские летописцы обходят молчанием период гиксосской оккпации. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 годе до нашей эры и возобновляются только после 1580 года до нашей эры. Одной из жертв этого вымарывания ста пятидесяти лет истории, возможно, пал и Иосиф, исполнитель гиксосской политики, ответственный за глубокие экономические перевороты, непопулярные у египтян. Его действия позднее тягостно отразились на израильтянах, которые после смерти Иосифа долго ещё оставались на земле Гесем.

 

В Библии египетско-израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Это разрыв охватывает приблизительно четыреста лет. Почему же редакторы библейского текста допустили такой скачок в изложении истории израильтян? Возможно, это сделано сознательно, чтобы не касаться бесславного для израильтян периода. После изгнания гиксосов фараоны восемнадцатой династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь. Никто не обращал внимания на простых скотоводов, живших вдали от главного политического центра, на далёких окраинах государства. Для египтян это было очень бурное время, и никому не приходило в голову угнетать израильтян, тем более, что они всё больше поддавались влиянию египетской культуры и, как указывают достоверные данные, даже признавали культ египетских богов. Ведь Иисус Навин в таких выражениях упрекал израильтян: «Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте…» (Иисус Навин, глава 24, стих 14). От окончательной ассимиляции израильтян уберегли, видимо, привязанность к своему языку, обычаи и традиции отцов.

 

Существует достаточное количество альтернативных точек зрения на время исхода евреев из Египта. Однако лично я предпочёл версию, что этот исход произошёл при Рамсесе II. Дело в том, что все сведения о евреях в Египте, которыми мы располагаем, содержатся в немногих случайных записях, высеченных на монументах. В таких записях евреи упоминаются как «аперу» или «апуриу». Одним из примеров упоминания о евреях в незначительных для того времени документах является отчёт, направленный официальному лицу во время правления Рамсеса II. В нём содержатся следующие слова: «Я повиновался приказу, изложенному в послании моего господина, в котором сказано: «Дай зерна солдатам-египтянам, а также дай зерна апуриу, которые доставляют камни для строительства великого города Па-Рамессу». Я давал им зерно в каждом месяце, как повелел мой господин». В другом историческом памятнике, относяшемуся к этой же эпохе, содержится похожая запись: «Я повиновался приказу, изложенному в послании моего господина, в котором сказано: «Дай продукты питания солдатам, а также дай зерно аперу, которые доставляют камни для (храма) Ра (божества солнца) в Рамсесе, любимом Амоном, в южную часть Мемфиса». Таким образом, о факте проживания целого еврейского народа на территории Египта на протяжении сотен лет мы узнаём из сухих официальных отчётов.

 

Рамсес II, правивший в 1317-1251 годах до нашей эры, стремился восстановить египетскую державу путём покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землёй Гесем. Кроме того, Рамсес считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте разорённого Авариса новую столицу – город Раамсес (впоследствии известный как город Танис). Готовясь к захватническому походу, он построил ещё один город – Пифом, предназначенный для складов провианта и военной амуниции. Благодаря археологическим изысканиям нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их и установить их происхождение.

 

С появлением Рамсеса кончилась идиллическая обособленность земли Гесем. В один прекрасный день израильские пастухи протёрли глаза от удивления: через их пастбища потянулись колонны воинов, в колесницах мчались вельможи, а за ними следом тьма чиновников, сборщиков налогов, гонцов и надсмотрщиков, подгонявших палками рабов. Однако это было всего лишь начало. Для осуществления строительных планов, задуманных с большим размахом, Рамсесу нужны были рабочие. И он принудил израильтян к рабскому труду. Впрочем, не исключено, что египтяне вспомнили также, что во времена тяжкой для них гиксосской оккупации израильтяне были верноподданными и фаворитами гиксосов.

 

Приказ об убийстве еврейских новорождённых, о котором говорится в Библии, свидетельствует, что с течением времени преследования израильтян приобрели кровавые, жестокие формы. Предполагается, что поводом к нему послужила плодовитость израильтян и перенаселение дельты Нила после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие израильтяне не могли в то время прокормиться разведением скота и вынуждены были переселиться в города, где занялись мелкой торговлей и ремеслом. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея, который появился на свет в тот период, когда приказ об убийстве новорождённых был в силе.

 

Моисею было уже сорок лет, когда он, убив египтянина, бежал на восток. Там он нашёл пристанище у священника и князя Мадиамской земли Иофора и женился на одной из его дочерей.

 

Когда Моисей пас скот возле Хорива, горы Божьей, он действительно увидел куст, объятый пламенем, но не сгорающий. Теперь мы знаем, что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется – диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло´ которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что к удивлению местных жителей куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнём.

 

В Библии описывается много чудес, связанных с исходом израильтян из Египта. Так например, когда фараон отказался отпустить евреев из Египта, Бог решил наказать его, повелев Моисею ударить жезлом по воде Нила. Вода в реке стала красной, как кровь, отвратительного запаха, вся рыба в ней погибла. Землю заполнили полчища лягушек, комаров, саранчи. «И воскишела река жабами и вся персть земная исполнилась мошками,» – сказано в Библии. Затем началась эпидемия моровой язвы и падёж скота. С неба посыпался крупный град. На три дня земля погрузилась в кромешный мрак.

 

Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте было «десять казней». Этот папирус, написанный современником тех событий египтянином по имени Папувер, хранится с 1828 года в Лейденском музее в Голландии. Папирус написан с двух сторон и насчитывает 17 столбцов. В большинстве столбцов по 14 строк. В первом столбце их осталось только три. Столбцы 16-19 сильно повреждены, и все столбцы повреждены по краю верхних и нижних полей. Всего же оставшегося из повреждённых записей было вполне достаточно, чтобы прочесть о катастрофах, которые описывает автор папируса.

 

Профессор Имануэль Великовский первый указал на сходство описаний папируса и Торы (Ветхий Завет Библии). По духу папируса ясно, что его писали как горестное свидетельство о недавнем прошлом и настоящем. По мнению профессора Великовского, известного специалиста по хронологии египетских царств, весь рассказ относится точно ко времени исхода еврейского народа из Египта, согласно датам, принятым в еврейской традиции. Этот папирус является буквальным отчётом «с места событий».

 

Папирус: Река в крови…

 

Исход 7:20: И вся вода в реке превратилась в кровь.

 

Папирус: Казни по всей земле. Кровь повсюду…

 

Исход 7:21: И была кровь по всей земле Египетской.

 

Папирус: Ворота, колонны и стены поглощены огём…

 

Исход 9:23 – 24: И огонь разливался по всей земле… весьма сильный.

 

Папирус: Деревья сметены… Ни плодов, ни растений…

 

Исход 9:25: И побил град во всей земле Египетской всё, что было в поле… и все деревья поломал.

 

Папирус: Земля во мраке…

 

Исход 10:25: И была густая тьма во всей земле Египетской.

 

В том же папирусе египтянин Ипувер рассказывает о «враге страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующим перед беглецами-евреями, чему он сам был свидетелем. Вот соответствующие отрывки из Лейденского папируса:

 

… И было, когда отпустил фараон. Смотри! Огонь поднялся высоко…

 

… Господь шёл перед ними высоко, и факел его идёт напротив… днём в столпе облачном, чтобы врагов страны… облегчить им дорогу, а ночью в столпе огня, чтобы им светить».

 

 

 

О «казнях египетских» можно сказать следующее.

 

В период половодья Нил часто окрашивается в коричнево-красный цвет в результате наносов из эфиопских озёр, кроме того, существует и ещё один вероятный виновник бедствий египтян – микроорганизм Piesteria Pisicida. Водоросли, поражённые этим микроорганизмом, который в определённые циклы своего развития выбрасывает сильнейший токсин, – окрашивают воду в красный цвет и делают её непригодной для обитания рыбы, питья и даже полива полей. Когда вода в Ниле стала отравленной, лягушки, спасаясь бегством, отправились искать себе новое пристанище на суше. Многие из них быстро погибли от засухи, а остальных истребили египтяне. Кроме того, каждые несколько лет во время разливов комары и другие вредные насекомые размножались до такой степени, что египетские крестьяне рассматривали их как истинное бедствие, саранча же и по сей день опустошает поля Египта.

 

Что касается града над Нилом – он выпадал чрезвычайно редко, но тем не менее иногда выпадал, и тогда убытки, причинённые им, бывали весьма ощутимы.

 

Причиной «тьмы египетской», скорее всего, был стремительный вихрь сирокко; он подхватывал из пустыни огромные тучи песка и нёс их на Египет, заслоняя солнце такой плотной завесой, что наступал полный мрак. Возможно, в данном случае мы имели бы дело с обычной временной последовательностью явлений, которую люди склонны возводить в причинную связь. Моисей, по мнению израильтян, был могучим чудотворцем, который своими чудесами неоднократно вызывал у сородичей восхищение и страх; следовательно, он мог и на Египет наслать десять казней, одну за другой…

 

Многие чудеса Моисея во время скитаний по пустыне можно объяснить его жизненным опытом.

 

Библия рассказывает, что у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула родниковая вода. Этому чуду он безусловно научился у мадианитян. У бедуинов оно известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой плёнкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.

 

В том же свете представляется и эпизод с перепелами. Современные жители Синайского полуострова были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что прилёт этих птиц надо рассматривать как чудо. Весной из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путушествием они, как правило, садятся на землю вдоль морского побереежья, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их голыми руками. Израильтяне, по всей вероятности, могли столкнуться именно с таким налётом перепелов и воспользовались возможностью поохотиться на них.

 

А вот другой эпизод из Библии. На пути от горы Синай до Кадеша израильтянам снова не хватило продовольствия, и стали раздаваться жалобы. Тогда прилетели во второй раз перепела, и изголодавшиеся странники жадно кинулись их вылавливать. Но не в пример предыдущему случаю, мясо перепелов оказалось опасным для здоровья, почти все израильтяне заболели, а многие погибли. В Пятикнижии этот драматический эпизод изложен как притча с моралью, которая учит, что бог не прощает тех, кто восстаёт против его воли.

 

Однако второй случай с перепелами не является фантазией. Директор Пастеровского института в Алжире профессор Сержан обнаружил, что на Синайском полуострове действительно иногда появляются ядовитые перепела. Это птицы, которые перед отлётом в Европу останавливаются в Судане и кормятся там зёрнами с отравляющими свойствами. Мясо таких птиц вредно и даже опасно для человеческой жизни. Израильтянам, видимо, не повезло. Они охотились именно на таких перепелов, и их злосчастное приключение нашло отражение в библейском сказании.

 

В Библии рассказывается о том, как израильтяне после трёхдневного скитания по пустыне пришли в Мерру, где их ждало тяжёлое разочарование: оказалось, что родниковая вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в воду какую-то веточку, и вода сделалась сладкой. В связи с этим эпизодом отметим, что в окрестности Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно, и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты.

 

О манне небесной в Библии сказано так:.

 

«Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: «что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. И нарёк дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя белая, вкусом же как лепёшка с мёдом». (Исход 16, 14, 15. 31).

 

Исследования, касающиеся библейской манны, дали сенсационные результаты:

 

Более ста лет назад учёные Эренберг и Гемприх обнаружили, что манну находят и в наши дни в Синайских горах, она падает на землю из воздушного пространства. Арабы называют её «ман», они собирают её и едят с хлебом вместо мёда.

 

В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины, большие любители этого лакомства, с наступлением весны толпами отправляются в степь собирать белые липкие шарики. Один человек может собрать за день полтора килограмма – количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман.

 

Во второй половине прошлого столетия М. Бертело заинтересовался химическим составом манны и решил проанализировать два её образца: синайскую и сирийскую, точнее, манну из Курдистана. Синайская манна представляла собой густой желтоватый сироп, содержащий обломки растения. В состав её входят, кроме воды, тростниковый сахар, декстрин и аналогичные ему вещества. Образец манны из Курдистана был найден доктором Гайардо, который писал: она «падает на все без различия растения в июле и августе, но не каждый год». Этот вид манны представлял собой тестообразную, почти твёрдую массу, пронизанную частицами растений с примесью небольшого количества воскообразного вещества. Состав её подобен составу Синайской манны»

 

В свете этих открытий библейская манна перестаёт быть чудом. Моисей, видимо, знал её питательную ценность ещё со времён изгнания и благодаря этому мог прокормить израильтян.

 

К той же категории чудес сследует отнести бедствие от ядовитых змей, которое постигло израильтян на полпути между городом Кадешом и заливом Акаба. Швейцарский путешественник Вуркхардт побывал в 1809-1816 годах на Синайском полуострове и на упомянутом в Библии отрезке маршрута израильтян он набрёл на долину, кишевшую ядовитыми змеями. Змеи заселяют долину с незапамятных времён, поэтому бедуины старательно объезжают эту местность. Следовательно, и этот фрагмент библейского сказания опирается на подлинные факты». (Иосиф, Моисей и Библия: www.ufolog.ru).

 

 

 


Оглавление

11. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 2. Примечание.
12. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 2. Приложение.
13. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 3.
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!