HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Дмитрий Полянин

Последнее место Климова

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: , 22.09.2008
Оглавление

9. Комната Климова
10. Сфера
11. Уничтожение общества

Сфера


 

 

 

Снова сфера диаметром около десяти метров. Снизу прикручены столик и три стула. Такие же столы со стульями прикручены сверху и сбоку. Всего десять столов. В студию-сферу через круглое отверстие пролезают два человека и ведущий. Отверстие сразу же исчезает, сливаясь с поверхностью. Ведущий держит в руках поднос с тремя чашками и чайником.

– Садитесь, – предлагает он, указывая на самый нижний стол. – Это единственное место, где можно сидеть.

Он первым садится и начинает разливать чай. Гости присоединяются к нему. Медленно отпивая из чашки, ведущий произносит:

– Можно начинать… Я собрал вас здесь для того, что бы вы помогли мне. У меня небольшая проблема.

Гости смотрят на него с недоумением. Они предполагают, что ведущий будет вести себя агрессивно, уверенно. Они готовы к продолжительным спорам и бесконечной дискуссии. Но ведущий как всегда удивляет их непредсказуемостью своих действий: он просит у них помощи. Это шутка?

Ведущий продолжает:

– Я хочу сделать передачу, в которой мои гости будут говорить вроде бы очевидные вещи, популярно очевидные, но при чуть более глубоком анализе оказывающиеся глупостью, не имеющей под собой никаких оснований. Я постоянно разговариваю с идиотами, использующими популярные термины и общеизвестные утверждения, но не понимающими того, как они появились и для чего нужны.

Ведущий ставит свою чашку на столик. Один из гостей, своим видом производящий впечатление умного человека (наверно, институтский профессор), подносит чашку ко рту. В это время сфера внезапно дергается и начинает медленно вращаться. Чай у профессора расплескивается, ведущий почти незаметно улыбается и, обращаясь к гостям, произносит:

– Заметьте, ось вращения сферы, по всей видимости, не совпадает с осью симметрии стола, за которым мы сидим. Поэтому будьте внимательны.

Профессор смущенно смахивает со штанов капли чая.

– Вы умные люди, и, я думаю, вы поможете мне придумать пример подобного разговора.

Профессору очень не нравится поведение ведущего. Ему вообще не нравится, что здесь происходит. Он пришел на шоу "этого маразматика" только для того, чтобы расправиться с отвратительным ведущим ненавистной ему телевизионной передачи. Профессор знал, что расправу над ведущим не вырежут, так как "Место Климова" – это чистый экспромт. Все, что происходит, показывается в прямом эфире. У этой передачи нет редактора, на нее не распространяется цензура. Если не происходит ничего, ничего и не показывается, независимо от того, сколько времени это длится. На первом "Месте Климова", например, не происходило вообще ничего. Шоу длилось пятнадцать минут, но ведущий так и не пришел на него.

– А можно задать вам вопрос? – обращается к ведущему профессор.

– Конечно, – отвечает тот.

– А вы не задумывались над своим поведением, над тем, что думают о вас люди, о своих моральных ценностях, о культуре, о той культуре, которую вы несете в общество, которую воспринимают дети, смотря вашу передачу?

– Да, – отвечает ведущий, предвкушая предстоящий спор.

Второй гость продолжает молчать. Он не произнес ни одного слова с начала передачи.

Сфера все поворачивается. Она повернулась уже настолько, что чашки с чаем скоро начнут сползать со стола.

Профессор снова обращается к ведущему:

– Я почему-то уверен, что вы не читали Достоевского. Возможно, вы даже не знаете, кто это такой, хотя это было в школьной программе. Это говорит о вашем неуважении к школе и о низком культурном уровне.

Ведущий чуть заметно улыбается. Прежде чем начать свой ответ, он отпускает чашку, которая, начинает медленно сползать в сторону профессора.

– С вашим утверждением о школе и моем отношении к ней я полностью согласен. Но то, о чем вы говорили до него, я не понимаю. Я не понимаю, к чему вы это говорили. Может быть, вы хотели меня оскорбить? Но у вас вряд ли это получилось, так как уже давно я воспринимаю такие понятия как культура и культурный уровень совсем не так, как воспринимаете их вы, как воспринимают их большинство людей. Само понятие культурного уровня вызывает у меня вопрос. Чем высокий культурный уровень отличается от низкого? Почему одно – хорошо, а другое – плохо? Непонятно и для чего хорошо? – ведущий останавливается, замечая большой крен слота. – Но перед тем, как вы мне ответите, нам нужно сделать небольшую паузу и пересесть за другой стол, так как с этого начинают сползать наши чашки.

Все трое пересаживаются за другой стол. Профессор пытается говорить во время перемещения к другому столу, но ведущий прерывает его, поднося палец к губам. Второй гость продолжает молчать.

– Как вы можете так говорить о культуре? То, что хорошо иметь высокий культурный уровень, проверенно поколениями. Вспомните великих людей: ученых, писателей, художников, каждый из них имел высокий культурный уровень.

– Они состоялись как ученые не потому, что обладали высоким культурным уровнем, а, прежде всего, благодаря наличию у них большого количества свободного времени, им не нужно было обслуживать себя…

 

– О чем он? Ведь это не главная причина, даже не основная.

– Это необходимая причина.

– Необходимая для чего? Осно…

Выстрел в голову не дает ему закончить свою мысль.

 

Профессор нетерпеливо восклицает:

– Бескультурье ведет к гибели общества.

Сфера поворачивается на еще больший угол. Скорее всего, ее угловая скорость со временем увеличивается. Ведущий, профессор и второй гость снова пересаживаются.

– Возможно, что если все члены общества будут вести себя соответственно вашему понятию о бескультурье, то оно и погибнет в том виде, в котором нам сейчас известно. Но мы не говорим обо всем обществе, мы говорим только обо мне. Плохо ли для меня быть культурным или некультурным? Я – не все общество. Когда я говорю, что это плохо, я имею в виду, что это плохо именно для меня, но никак ни для всего общества.

Второй гость смотрит поочередно на ведущего и профессора.

– Но вы несете свое бескультурье в массы. И, как вы сами сказали, некультурное общество может погибнуть.

– Каждый член общества может воспользоваться своим правом выбора, ему совсем не обязательно смотреть "Место Климова".

Ведущий снова отпивает чай. Чашки снова начинают съезжать.

– Обычный член общества просто не способен правильно воспользоваться этим правом, – настаивает профессор.

– Так я и хочу продемонстрировать обществу его ущербность.

Профессор молчит, он не знает, как продолжать дискуссию.

– Вы наверно помните, о чем я говорил с вами в начале передачи? – обращается ведущий к профессору. – Спасибо, вы продемонстрировали мне именно тот разговор, который мне и был нужен.

Профессор краснеет. Второй гость прерывает молчание и вскрикивает:

– Чашка!

Уже приблизившаяся к краю стола чашка обливает профессора еще не остывшим чаем. Он выскакивает из-за стола, но спотыкается об непонятно откуда взявшийся стул.

 

– С вами был Климов, встретимся снова на "Месте Климова".

 

 

 


Оглавление

9. Комната Климова
10. Сфера
11. Уничтожение общества
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!