HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Николай Пантелеев

Дух внесмертный

Обсудить

Роман

(классический роман)

На чтение потребуется 17 часов | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск            18+
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.04.2014
Оглавление

29. Апрель. 6.
30. Май. 1.
31. Май. 2.

Май. 1.


 

 

 

У весны много обличий. Она бывает тонким художником, творящим оптимистические картины возрождения, бывает капризной принцессой на выданье, перебирающей женихов, а потом, вдруг, обратится доброй волшебницей, либо, напротив, – гадкой колдуньей с холодными руками и мстительным характером. Весна – неподражаемая мастерица устраивать провокации, закатывать скандалы или неожиданно отогревать, спасать, то есть, бодрить и вдохновлять… Никогда заранее не знаешь – чего от неё ждать, каким силам класть метафизические поклоны, чтобы добиться её расположения? Она может внезапно замереть, уснуть, организовать своим бездействием новое время года, например, некое «зимолето», в котором словно миксером смешается лёд и пламень, вдох и выдох, необходимость активного действия и философское созерцание ленивого покоя.

Но изменчивость весны – не следствие глупых капризов природы, а часть её продуманного плана: поощрять жизнь в самых неожиданных формах, дать шанс всем участникам бытия выстрелить собой в голубое небо. Если у природы и всех её свободолюбивых вассалов отнять право на эксперимент, на муки борьбы, если заставить их жить по незыблемым правилам, в соответствии с пыльной научной статистикой, среднегодовой температурой, некой месячной нормой осадков «на основе многолетних наблюдений», то всё живое просто умрёт от скуки.

Будучи натурой тонкой, иносказательно «метеочувствительной», Эн в городе, конечно, по-своему зависел от причуд погоды, но всё же, проводя больше времени под сенью умеренно прохладной мастерской, он не мог ежесекундно, буквально лицом, ощущать поцелуи природы и её звонкие пощёчины. Жизнь в раю, оказывается, не столь идиллична, как это могло показаться сначала, потому что мелкая точка тебя на фоне грандиозных каменных далей неразличима, как песчинка в пустыне.

Здесь всё сильнее тебя, всё провоцирует инстинктивный страх, напрягает тело, если только дух, дарованный тебе природой, не часть мирового океана общей человеческой культуры, из которого ты законно черпаешь поддержку и вдохновение.

Пока погода по одному, как было заявлено в афише цирка, выпускала на арену своих клоунов и артистов, Эн получал огромное удовольствие от представления. Но, когда всё вдруг спуталось перед глазами, верх поменялся с низом, смех перемешался со слезами, зима – с летом, он несколько растерялся. Эл же, напротив, казалось ему, была совершенно органична среди всех этих естественных трудностей. Она принимала мир таким, какой он есть, и ворчала на ненастье скорее для порядка, вовсе без злости, будто играясь, сбрасывая пар.

Эн смеялся в лицо различным бедам или досадным оплошностям, но принимал их близко к сердцу, сетуя, что так поздно учился новой для себя, хотя и самой древней на Земле, науке – умению выжить. Ему, к примеру, было удивительно, что весна, вроде уже полностью вступившая в свои права, неожиданно круто переменив добродушный нрав, наслала на кордон Ганца недели три неопределённого безвременья, которым пользовались – и недурно, надо признать! – то осатаневший ветер, то недельный дождь, то выключающий жизнь, плотный, как сметана, туман, то парализующий всякий рост оптимизма холод.

А ты, между всеми этими стихиями, ещё и живи: чисти лес после зимы, кроши специальной машинкой в щепу старые ветки, стаскивай к одному месту крупные стволы, чтобы летом их могли утилизировать, подкармливай животных, считай по международной программе некие исчезающие виды, готовь отчёты, обрезай сад, копай огород. В дождь, в град, в свирепый ветер, в обезумевшую грозу.

Однако Эн тащил свою лямку, жалея лишь, что силы уж были не те, как частенько ворчат старики, и что слишком мало у него реального времени для полёта души. Хотя это всё можно расценить как невинное кокетство, потому что особой усталости, даже после взбалмошного дня, он не чувствовал… Да и всё вокруг, при появлении даже к дурному, к трудностям, удобной привычки, при умении удивляться всякой мелочи, работало на душу. На высокое сознание, вбирающее до поры в себя силы природы, чтобы позже, через творчество, поделиться ими со всеми.

«По-другому» настоящий художник жить не может, ибо тонет в своём вредоносном, талантливом «я». Это категорический императив, закон искусства, как полагал наш герой, а другие прилагательные, кроме слова «настоящий» его мало интересовали… Пусть о них рассуждают другие. Если художник сначала хочет славы, а потом уже ищет способ её добиться, то он разложится раньше своих недолговечных творений. Если же он обязал себя поделиться со всеми даром изменения мира в лучшую сторону, то получает шанс создать значительное произведение, которое переживёт хотя бы своего творца.

На фоне подобного рода философских мыслей Эн и получал от природы разнообразные тумаки, поскольку она требовала безусловного внимания к себе, а всё сиюминутное, нелегально привезённое на хутор снизу, ею нещадно редактировалось. Так природа боролась с Эн, видимо, за то, чтобы он искал в ней исключительно вечное.

И одним из главных инструментов этой борьбы была сейчас весна. Она, словно шустрая медсестра на поле рукопашного боя, металась по окрестностям кордона Ганца, находила тех, кто ещё мог жить, помогала им и сдавала похоронной команде времени других, условно мёртвых… Условно, потому что, мы с вами уже договорились – абсолютной смерти нет, а есть лишь переход в другое состояние, когда тебе никто не нужен. Ведь главным критерием небытия является именно этот пункт.

Пока ты жив, тебе нужно всё: солнечный свет, воздух, пища, любовь, потомство, хотя сам ты, не всегда факт, что кому-то за пределами себя так уж и нужен. Однако, как только ты умер, и тебе больше ничего не надо, то сразу находятся те, кто фактом твоего выхода из списков живых воспользуются. Туловище разберут на запчасти, в бывших осколках тебя обустроят миры. Молодая хвоинка радостно вылезет вместо павшей. На опушке, там, где рухнул бук-исполин, появится целое полчище трав, колючек, побегов молодого бука, но также! – дуба, ольхи, граба. И кто в этой ситуации выживет? Допустим, сильнейший. Или везунчик! Правда или хитрость… Кто его знает! Поскольку шансы у нас у всех равны, если подумать, в ситуации непредсказуемости даже весны.

Когда ей надоедает быть санитаркой, делить всё сущее на живое и мёртвое, она распадается на тьму купидончиков с крылышками – они воспринимаются нами как носящиеся в небе розовые рассветные облачка – и ранит их стрелами всех без разбору, зовёт к продолжению рода, вдохновляет на любовь. Весна заставляет птиц петь бельканто, волков проникновенно выть на луну, оленей биться, хрустеть рогами, лягушек громогласно разрываться от чувств… Ручьи по её сигналу гомонят на перекатах, деревья шуршат позеленевшими конечностями, коты лезут на крышу, заводят там оперные партии.

А весна с высоких вершин зорко следит за процессом, распознаёт в звуковой какофонии всякого участника, машет дирижёрской палочкой, сверяется с нотами, бросает по юдоли сигналы солистам, безвестным исполнителям. Оркестры живых клеток с радостью, послушно внемлют ей, исполняют новые симфонии. Либо старые, но не надоевшие, песни о главном. То есть, звуком доказывают своё право на счастье.

Мелодии весны – это мелодии любви, и других создавать она просто не способна… За пределами темы любви, весна как композитор тугоуха, знает об этом, но упрямство порой выше логики.

Поэтому, если весне прискучат патетические марши, или она вдруг услышит в звучании своего оркестра фальшь, что увы не редкость, то – просто гасит солистов дождём, туманом, холодом, градом… Промокшие тяжёлые тучи по распоряжению весны надёжно прячут от горящих взглядов солнце. Предчувствие ужаса застилает леса, поляны, горы! Даже природа начинает злиться на весну, пытается отчитывать, но больше – для вида, чтобы немного успокоить государство живых существ, которым она дала жизнь, из которого черпает свои родительские силы. Снег, уже было отогнанный на самые вершины, выброшенный как будто рваными клочками в небо, начинает сползать вниз, подмораживает первоцветы, заставляет дрожать проснувшиеся пихты, ощерившиеся почками кусты. Лес в ответ на эту ледяную отрыжку смолкает, лишь шипит мириадами капель, словно обиженный капризами своей богини.

А она, точно пьяная, шатается вокруг кордона Ганца, зло смеётся над его обитателями, грозит им неприятностями, разгоняет скуку… Но и Эн – не промах, он осмелел, он корит её поэтическими афоризмами, пытается переубедить, просит не вредничать, уняться. Он подчиняется её приказам, но дерзит совсем не по уставу.

Тут весна вспоминает, что она – верховный главнокомандующий, на несколько дней вроде отпускает солнце, разбегающееся по долам, дарит всем надежду на возрождение… Но воин – весна уже на коне: начинает понарошку играть в войну. Весна устраивает милитаристские учения, организует помпезные парады, раздаёт противным сторонам камуфляж, бьёт из всех стволов… Ручьи, опухшие от дождей, дерутся с речками, градины, больше похожие на картечь, со свистом пронзают молочную зелень… Птицы редко поднимаются в небо, лежащее тучами прямо на вершинах, – взлетают лишь для разведки, дразнят мокрую вату, щиплют её, провоцируют на решительные действия, полагая скорее приблизить развязку. Тучи, однако, почему-то молчат, но за них вступается гром: сначала прокашливается, а потом окрашивает местность раскатистой, густой бранью. Теперь и тучи начинают словоточить, даже нецензурно изливаются водой, машут после драки кулаками.

Животные во время сражений многочисленных наёмников весны, из разряда художественно – романтических натур, уходят в глухую оборону, ведут партизанскую войну без победного конца, изматывают противника терпением, равнодушием к боли, мужеством преодоления любых бед. Но неожиданно, впрочем, не выдерживает и сама весна – перевоплощается, оборачивается гуманистом, надевает маску добра.

Теперь она хореограф – учит юную поросль животных и растений танцевать. Она терпеливо возится со всяким у кого разъезжаются ноги на скользком паркете вновь обретаемого бытия, но не торопитесь вести к ней своего ребёнка, потому что, пока вы думаете, прикидываете, идёте, весна может запросто поменять взгляды, установки, правила приёма в свой народный танцевальный коллектив.

А может прямо на глазах ещё раз сменить амплуа, стать спортивным тренером, опытным хитрым наставником, поскольку уже пора готовить сборную страны чудес к ежегодному чемпионату мира по смешанным единоборствам. И она будет гонять питомцев по лесным тренажёрам, заставлять преодолевать буреломы отношений, поваленные брёвна благих побуждений, окунать их то в жару, то в холод – так подготавливая к состязаниям. Но на сам чемпионат весна не поедет, потому что, как режиссёр-постановщик, задумает поставить на сцене, скажем, новую версию «Вишнёвого сада», и в этом спектакле даже для Эн найдётся место, поскольку две временно нездоровых вишни у хутора требуют усилий по возвращению в нормальное плодоносящее состояние.

Хотя, на премьере весну не ищите, потому что она уже врач – гинеколог, или потаскушка – бухгалтер – убийца – милая бабушка – рубака – консерватор – реформатор – скряга – мотовка – бродяга – колдунья… У весны много обличий. На всех хватит.

Как-то, работая рядом с крутой горкой неподалёку от Оленьего лана, Эн обнаружил, что горка эта поросла не привычной пихтой, а диковинной елью. Но разгадать ребус с помощью Эл он не решился, так как захотел раскусить его сам. Однако дни шли за днями, вопрос время от времени перед Эн возникал, но ответа на него не появлялось.

Через неделю по производственным делам он снова оказался на горке, удивился – как молодые свежие иглы на концах веток будто нарочно сбрасывают старые отжившие, но смотрел на это уже без грусти, понимая, что и его время вот так же лететь вниз скоро придёт. Более того, после того как ветер качнул деревья, и они сорвали с себя целый дождь переливающихся хвоинок, Эн подумал, что в горах даже смерть прекрасна, как логичный момент передачи права на жизнь другим. А человеку, чтобы стать равным своей потенции, хорошо бы научиться умирать вот так же, без боли, играючи, принося даже фактом своего ухода философу, знатоку эстетическое удовольствие.

В конце концов, Эн не выдержал: ошарашил Эл уже тем, что понял сам факт неуместности елового островка среди здешних пихтарников. Разгадка оказалась простой: как-то Ганц привёз из отпуска целую охапку саженцев ели и забавы ради усадил ими живописную голую горку, чуть украшенную тогда рододендроном. На удивление, почти все иноземцы прижились, став местной достопримечательностью… Теперь это целый лес, долговечный памятник упрямству конкретного человека.

А рододендрон с горки исчез, он спустился чуть ниже, кольцом окружил ели, тем самым, не давая им, захватывать новые земли… Но весть о еловом дожде взволновала Эл, и они, пользуясь благоприятной погодой, тотчас пошли смотреть на чудо. Весна, однако, снова показала свой нрав, и пока зрители шли на горку, солнце спряталось, ветер стих, ели замерли в ожидании новых указаний командования.

Эн, краснея за вольности весны, стал «на пальцах» показывать – как осыпались иглы, как они освещались солнцем, как прекрасно такое вот умирание… Эл лишь улыбалась и успокаивала его тем, что это ещё повторится как-нибудь, что ни она, ни Эд не сумели увидеть за долгие годы жизни здесь такое вот необычное явление. Эн чувствовал себя виновным за то, что чудо не состоялось, он даже, незаметно для Эл и без всякого результата, тюкнул по одной из елей кулаком.

Тем не менее, Эн и Эл, решив покуда передохнуть от подъёма, присели на брёвнышко. Художник, заглаживая вину, начал расписывать достоинства долинки впереди, убегающей на запад. Тучи клубились у горизонта, но без особой надежды… И вдруг муза остановила его красноречие… Солнце пробило в тучах всё-таки маленькую багровую дырочку, она стала расти, увеличиваться, окрашивать закатными тонами все тучи рядом. А вскоре, почти без сопротивления, и само светило, расталкивая непокорных, вылезло в разрыве туч, покрыло собой небо, леса, горы. Сильные быстрые лучи скользили по долине в направлении горки и вдруг взмыли ввысь, словно поджигая ели, хвою, наших героев, замерших с открытыми от чудес ртами…

Но и этого непоседливой природе показалось мало, она выгнала откуда-то из укромного места шквальный ветер. Тот, разогнавшись с крутого соседнего склона, вонзился в волшебный мысок, где сидели наши герои. Мыс пошёл волной, качнулся, стряхнул с веток тот самый еловый дождь. Эн и Эл вдруг даже показалось, что в воздухе начался пожар из сверкающих падающих хвоинок!.. Чудо…

От сладкого страха перед невиданным эстетическим блаженством, Эн крепко прижал Эл к себе, а она, опытная тёртая «лесничиха» буквально склеилась с ним, дрожа от небесного огня, не в силах как-то иначе реагировать на потрясение… Тут Эн, наконец, с опозданием опомнился, схватил фотоаппарат, попытался выкрасть чудо у природы, но та ему его не отдала, оставив в качестве памяти о происшествии лишь блеклый отчёт, где красота, да, присутствовала, но шедевра не было.

Техника помогает обманывать низкое – примеров тому тьма, а вот говорить высокую правду может исключительно существо одушевлённое, наделённое, как даром, совестью… За шедеврами же, извините, придётся самим ходить в выставочные залы времён года, и ходить с одышкой, пешком, с соляными кристаллами по окружности лица.

Видимо, досадуя на поражение, Эн опять стал, заводясь, доказывать, что в раю и гибель образно прекрасна, но Эл успокоила его тем, что это касается только ситуаций, когда она напрямую не задевает тебя… В остальных же случаях можно говорить о нескончаемом потоке жизни, как возможности счастья для всех, можно восхищаться закономерностью конца и так далее… То есть, быть абстрактным гуманистом, складно рассуждающем о слезе кого-то другого, не больше.

Как врач воспринимает боль? По аналогии. Или как видимый глазу сбой в работе организма, но сам-то он боли не чувствует, заранее зная, что победить её можно только через ещё одну боль. Поэтому, хмурясь, он режет нас, полосует, мучит шприцами, промываниями. Мы кричим, врач успокаивает, боль, допустим, проходит… Что чувствует сломанное пополам бурей дерево? Болит ли то, что осталось расти, надеется ещё на возрождение то, что уже отвалилось, или ему суждено лишь в коме умирать, принимая удобную для других форму?

Что за мысли могут быть у биологического соединения – например, злака, куска мяса, яблока, жука, когда его употребляет в качестве пищи другое, более сильное на данный момент биологическое соединение – например, человек, зверь, растение – убийца? Говорить о вечной жизни можно только отстранённо, конечно же, не надеясь её увидеть – как заметила поэту его муза, но когда у тебя на руках будет красиво умирать близкий друг, который тебе пока нужен, поскольку ты ещё себя не исчерпал, то ты пошлёшь к чёрту все теории и станешь упрекать бога, жизнь, весну, природу в несправедливости… Поэтому, на практике, разумный эгоизм заставляет нас брать от жизни всё пока доступное, но не чрезмерное, а близость развязки позволяет мудрствовать в горячих ладонях заката о вечности, недоступной именно тебе.

 

 

 


Оглавление

29. Апрель. 6.
30. Май. 1.
31. Май. 2.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!