HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Николай Пантелеев

Азбука Сотворения. Глава 5.

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.06.2007
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


– Хорошо, но в той же толпе, неужели нет тех, кто заслуживает твоего внимания, понимания, поддержки?

– Искусство безадресно… Что значит – адресовано всем, но кто читает для развития в себе личности его послания – те же единицы? Конечно, масса неоднородна, а выглядит всё же гадко, ввиду своей огромности, неразличимости, агрессивной инертности. Кому помогать! Лиц не видно – одни маски и рожи… Молодые поприятнее, старые вовсе отталкивающи, а ведь для творца красота – критерий этики: уродливо – значит, аморально. Наверное «где-то» в землях дальних, заповедных живёт тот самый «народ вообще». Он и труженик, и балагур, он мудрый отец, борец, герой повседневности, но это «где-то» всегда не там где ты… В массе много людей толковых, приятных, дельных – они и поддерживают хрупкое равновесие плюсов – минусов своими крепкими руками, они не дают скатиться жизни в бездну. Но я себя с ними не отождествляю – я не дельный как это нужно «им», я не привязан к «их» правилам, потому что хочу писать «свои», отличные от нынешних. А они – даже лучшие – когда не взглянешь, только и делают, что гоняются за своими хвостами. Тем не менее, хотя это и звучит тенденциозно, но народ или общество жили, живут, и будут жить по правилам, написанным творцом, пусть даже принятым с большим опозданием. Они никуда не денутся, и будут ездить в автомобилях сочинённых творцом, пить из его кружек, слушать его музыку и стихи, жить в домах, придуманных художником, носить его кроя одежду, обувь, мысли и чувства. Так вот в создании новых правил предметного и духовного мира заключается долг каждого умного человека с талантливыми руками и воспалённым воображением – логично?

– Да ты златоуст…

– А то! Моё сокровище, пойми: я националист, я идеолог своего народа – маленького, но воинственного и непобедимого народа творцов. Он живёт повсюду, и повсюду несправедливо гоним, осмеян, и везде жизнь без него превращается в зловонный кисель буквального… Другие нации объединены в устойчивые союзы по ряду размытых внешних признаков, а художники неустойчиво близки внутренним стержнем противостояния через эстетику всей и всяческой дури. Не думай, что творец – желчный мизантроп – отнюдь! Он изощрённый, пыточный, конституционный человеколюб, возносящий свою веру в предназначенность человека счастью до уровня иррационального фанатизма. Как раз человеколюбия, человекознания, человековерия и не могут простить ему паранойяльные гориллы: тираны, властолюбцы, барышники и боготорговцы, потому что их бизнес – это страх, ненависть, подавление, слабость. Им кажется, что патент на человека у них в руках, но это резидуальный бред, и поэтому они – наши первые враги. И поэтому мы будем наносить – даже с помощью наших хлипких ручонок! – в их самодовольные рыла удар за ударом, чтобы, наконец, указать им на подобающее место в социальной нише.

– Звучит лихо.

– Я разошёлся!

– Ну, и какое это место?

– Буксир действует эффективнее, если толкает, а не тянет, и место тех, кто моторно более вооружён, в интеллектуальном обществе – там, сзади… Кстати, это совершенно не позорно с точки зрения разума: мозги впереди – ноги сзади, разве что звучит пока непривычно, но знай – так будет лучше для всех и так обязательно будет!

 

Здесь требуется компактное, принципиальное пояснение – пусть персонажи несколько отойдут от чрезмерной смысловой нагрузки. Откуда «до» и «далее» по сюжету происходит непонятная игра в кошки – мышки, почему как приём используется анонимность, почти эзопов язык? Что это? Попытка непосильных обобщений, эксперимент, напыщенная многозначительность, страх сдать «своих» или обнаружить себя в стане врага? Отнюдь! Алфавитное обозначение героев, отсутствие имён собственных, национальностей, территориальных привязок, временных маяков – это до наоборот – целенаправленная наглость создателя: а не стоит существующая конкретика даже ломаного гроша! Хотя понятно, что и оторванная от жизни метафизика похожа на искусственный цветок в петлице покойника. Тем не менее: «мухомор» от полюса до полюса един – это его национальность. У глупости нет границ, нет фамилий – каких имён! – нет отечества. Везде и всюду действуют одни и те же волчьи порядки: достоинство не в уме, а в наглости, опыт опосредуется через поколения пустого, страх проклятия потомков меньше ужаса сиюминутного, грабительского существования. Совершенство мыслится как бог, то есть недостижимый идеал, наказание препятствует преступлению, жизнь тратится на укрепление подпорок порочного, а совесть относят к ненаследуемым болезням… Стоят ли те, кто обладает подобным набором «достоинств», имени собственного или хотя бы невольного закрепления в памяти упоминанием? Поэтому, в рамках данного проекта, как-то не климатит выводить «пером» пёсьи клички тоталитарных вождишек, сегодняшних кукольных лидеров «свободного мира», ничего не значащие национальные признаки, названия дыр, гор, стран, весей, богов, религий и даже вроде бы бесспорные исторические единицы хранения. А чего стоят коробящие с детства, «говорящие фамилии» персонажей, так любимые классиками?!.. Отстой, или полная лажа, – на выбор. Никакой тебе экономии информационных и бумажных ресурсов! Значит, довольно «столицы – курорта», «запада – востока», южного колорита, северной анемичности и алфавита «некого» языка, вмещающего персоналии. Однажды, творец, открывая калитку своего одиночества, обретает имя, но это уже совсем другая песня – песня приобщения к вечности… А пока он – от слова «худо» – он, «который работает только со стакана водяры» – он, дерзко носящий колпак шута – он, ежедневно поносимый и столь же часто возносимый, – он изгой, трус, храбрец – защищает одну национальность: свою собственную, а какую же ещё?! Но поймите, её генетический код всеобщен! И если не гениальность, то одарённость – скрытое наследие каждого, и дело только – в истовом стремлении искать себя. Положение творца и мира по разные стороны баррикад обусловлено конечной необходимостью достижения совершенства. Художник н е м о ж е т брататься с толпой, пока каждый в ней, кто сер – не расцветёт, словно радуга в августовский пьяный дождь. Допустимо протянуть руку трагически – слабому, но противно протягивать котлету бесцельно – ленивому, гордящемуся званием «как все», «мы», «не хуже других» и прочей ефрейторской мутью. Читайте, исследуйте, творите, оторвите задницы от диванов, перестаньте беспрерывно чавкать, жрать, изображать многозначительность, поносить пресыщением! Наметьте на ночь капитальный «снос башни», спорьте в пивной о совершенстве, бескорыстии, поэтике, метафорах, братстве, и тогда для вас будет не жалко последней рубахи, солёной горбушки, ночлега, а творец счастливо проведёт время голодным. Вот тогда, наконец, вы получите все сокровища мира, а не ту жалкую бижутерию, что по детскому умосостоянию, называете жизнью… Идите, паразиты, считайте звёзды! И, быть может, логика вашего бытия станет бездонной, вечной, пронзающей всё сущее и нетленное, как эта светлая сабельная река над головой… И, быть может, всё в этой пыльной, звёздной ночи: предметы, мысли, чувства, мечты, прозрение, полёт духа, невесомость тела, обретёт для вас свой истинный смысл «покоя в движении». Любой материи предопределена деградация, в сердцевине – она и есть линия жизни всего элементарного. Но победить этот неизбежный распад может, в первую очередь, творческая направленность сознания, которая волей случая человеку только и доступна. Так почему же «мы» не пользуемся одноразовым и уникальным поводом клёво поколбаситься?!.. «Вы» не пользуетесь?.. Или вот «ты» – зеркало!

 

Мажорные порывы велеречивого творца и лаконичные контраргументы его музы внезапно прервал, выкатившийся на подмостки, колоритный персонаж в седой рваной бородёнке. На голове у него было некое подобие рыцарского шлема с полумаской из тонкой баночной жести, белки глаз сверкали в омуте тёмных впадин, а одеяние поражало вдохновенным безумием. Каждый квадратный сантиметр его хламиды казался продуманным, гениальным, логичным: тут тебе и пришитые медной проволокой пивные пробки, и посаженные на горячие плевки гудрона фрагменты упаковки, лоскуты, цепочки, значки, лампочки, и десятки иных, сразу неразличимых деталей. Мгновенно стало ясно, что это вольнодумец, мятежник, повеса, эстетический абрек – один из тех, кто любую дыру поднимает до уровня цивилизованной значимости. Н открыл рот от восхищения – вот он! – тот самый расшитый золотом камзол творца… Вот оно отекающее калориями мясо впечатлений! Л, напротив, потеряла дар речи. Публика в кафе, впрочем, лишь криво усмехнулась…

Неважно! – бунтарь с ходу «просёк» кому здесь он необходим и, гремя своими кастаньетами – пивными банками с камнями, затейливо подошёл к творческой паре. «И-зэ-дэ-рас-с-сь-те!» – воздух царапнул натруженный голос, протёртый крупной наждачкой, и он со значением подмигнул Н: «Не скроешься, дескать, голубчик! Я тебя вычислил – теперь – ты мой…» Наш герой расплылся улыбкой от уха до уха, телеграфируя: «…Твой, конечно, твой, но и свой, и вот её немного – пой!» Безумец, словно муху, казалось, поймал мысль, набрал в лёгкие воздуха и вполголоса грянул, позвякивая музыкальным антуражем…

– Пой, художник, и не ной! Ты – колеблемый треножник, иль на рану подорожник – нужник, грешник, снежник, кожник… Только, мама! не таможник… Вечером прольётся дождик… Голова в золе – сапожник, а рукой по бритве – больно! Ой! – вот и ты уже больной… Что трясёшь, брат головой? Головой – не голо вой… Кто у вечности заложник – тот герой, а не больной… Пой, художник, и не вой!

Поэт прикончил увертюру и положил ладонь на своё смоляное сердце:

– Не помешал? Ещё несколько секунд вашего внимания, ибо голоден духовно, а возможно и физически – «тэк скэть», весьма ощутимо. Без импровизации я не могу уйти, как не могу уйти, не спрятав в дырах карманов какие-либо-иббо-о! жалкие монеты. Вы откудова будете, голубочки?.. Точки, кочки, почки, мочки, квочкички… М-м-м, уже интересно. Простите, иногда захожусь… Так откуда наездом?

– Из столицы, – ответил Н.

– Ну и как там атмосфэрра?

– Столичная.

– Ага! Отличная… – поэт, похоже, взвёл пружину активного бредообразования, – поехали! Так, столичный, атиппичный, но конечно не двуличный! ты столичный – он столличный… Сто – это цифра! Ха-ха-ха!.. – а это вставная партия чертей из ада… сто, сто, сто – триста! Неплохой результат, но совершенно не в контексте – черти сбили… Рокобилли?! Вновь столичный – стол отличный, зычный, рычный, неприличный… Вот дружочек закадычный – брат-т дверному косяку – денег сунет босяку. Перед дамой будет рад всё отдать за мармелад… Согласитесь, слишком гладко дело пошло – надо взрыхлить, или чертей в помощь запустить – ха-ха-ха!.. Параличный – личный – ичный – чный – ный – вый – вой – вий! Ага, видите, переворот – вый, вой, вий – это значит вуррдалак… Разлился паркетный лак – ведро даром отдаю и опять про вас пою! Умта, умта, умта, мта – немо-та – не глухо-та… Пицца, дрицца, говорицца – льётся пьяная водица… Божий дар ведь не навар… Кар-р! кар-р! кар-р! Хронически сбиваюсь, простите… Теперь кода, кода – мода – часть народа. – Поэт приосанился. – Голубок сидит столичный да с поддругою отличной… Знаешь, он не вуддалак… людям дай паркетный лак! Ак, ак, ак… как, как! – хорошо идёт – как?! как, как… И полегчало! – так?! Нужник, грешник, кожник, дождик и колеблемый треножник – для души, что подорожник – ада рожник – жник – ник – сник родник! Ты художник, я сапожник – поменяемся местами? Мёд бы пить, да не устами… В животе моём зола, а любовь к обеду зла – ла, ла, ла – лада – леди – меди – дзень!.. Слышу, слышу звон монет – можно даже без диет… Повар заверни котлет – как нет?! Что же – вышел тет-а-тет!.. на заккате странных лет…

Импровизатор открыл было рот, чтобы резануть ещё чего-нибудь глубокомысленного, но внезапно смолк, зыркнув куда-то влево… Оттуда на него надвигался крупный административный дядя, похожий на камин.

– Сейчас выставит – хам! Расстанемся друзьями… – Поэт забарабанил по столу толстыми чёрными пальцами.

Н махнул халдею – дескать, всё о’кей! – и тот замер в сторонке, постно ожидая развязки.

– Ну что, брат, повеселил.

– И сам повеселился. Что, впрочем, не отменяет знаков благодарности.

– На, брат! – Н шлёпнул на стол более чем достаточную купюру. – Не забывай нас в своих фантастических молитвах…

– Э-э-э… с… мо-о-о – партия ангелов с небес – это слишком много!

– Много – не мало – бери! Ты заслуживаешь большего.

– Ну что ж, с оценкой-м-м-м согласен… Впрочем, буду должен. – Поэт небрежно сунул бумажку в карман и подмигнул музе: – а ведь он точно художник… Покеда, други, авось свидимся! – И, потряхивая кастаньетами, стал удаляться царственной поступью.

На выходе он вдруг обернулся, показал фиолетовый лопатный язык монументальному дяде – вроде того, что как ни крути, а последнее слово в нескончаемом потоке слов всегда останется за поэтом… И растворился в дымке прохожих так же неожиданно, как и появился.

 

Пока Н приходит в себя после необычного аттракциона, есть смысл афористично развить затронутую им мысль о естественных и неестественных потребностях человека. Существует много мнений о природе поэтического слова, но, оставляя в стороне «неестественную» потребность насытить жизнь иносказательностью и мифологией, остановимся на естественной потребности быть собранным, готовым к любым неожиданностям. Дело в том, что механизм навязчивых состояний отвечает за поддержание мобилизационной способности психики – он, своего рода, дежурный не дающий расслабляться сознанию. Правда, с оговоркой, что этот механизм подконтролен разуму, помогает держать форму, бодрит, а не превращается в крайность, – например, подобную ипохондрии. Навязчивые состояния, в той или иной мере, сопровождают любого «нормализованного» человека, но крайний случай здесь, несомненно, – поэты, потому что они «из них» практически не выходят из-за обострённой невротизации. В основе антропологической навязчивости лежит слово, так как человек словом мыслит. Рифма и ритм появляются в поэзии вынужденно, ввиду необходимости составлять смысловые цепочки образов. Там где обычного человека, как говорят, «клинит» – творец превращает болезненное состояние или стресс в искусство. Раньше компенсаторными возможностями поэзии могли пользоваться немногие, но в эпоху массовых коммуникаций они, через ту же популярную музыку, стали доступны всем. Кстати, примером примитивного замещения собственного затратного бредообразования внешним безотносительным – являются пословицы, поговорки, песни хором и частушки на завалинке. Но заметьте, что сегодня в них практически не возникает нужды, так как устарел сам принцип подобного замещения. Резюме из всего вышесказанного простое: поэзия, как творческий отпечаток навязчивых состояний, является естественной потребностью человека в мобилизационном настрое и замещении личного психогенного самоповтора внешним безотносительным, то есть терапевтическим. Так что дерзайте, кто может, а кто не может – повторяйте дерзости других и будете здоровы! Поверьте…


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!