HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Панфилов

Возрастное

Обсудить

Сборник миниатюр

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.04.2012
Оглавление

2. Замечание
3. Виола
4. C’est La Vie

Виола


 

 

 

Его звали Яшка. Без фамилии. Просто Яшка. Иногда – жидёнок. Иногда – еврейчик. Худой нескладный молчаливый подросток – он никогда не обижался, как бы его ни называли. Просто были в его жизни и пострашнее драмы, чем подначки и насмешки окружающих. Да что там… Война вокруг. Все пьяные от горя и крови и сумасшедшие от выпавших на долю каждого ужасов. Пусть как хотят называют, лишь бы не трогали.

А впрочем, жизни он так почти и не видел. Точнее, не видел такую её, какой она может и должна по идее быть. А только ту сторону, которую видели теперь все. Лишения, голод, страдания. Смерть всех близких и родных людей. Сначала бабушка, потом тётя и сестра. Потом мать и отец. Несвоевременно, несправедливо… Эти потери наложили на лицо выражение вечного ожидания: что, мол, дальше? И седина, так нелепо и противоестественно проредившая жидкие, чёрные, коротко, как у всех детей войны, обстриженные волосы.

Переезды с места на место, эвакопункты, интернаты. Сотни удручённых, озлобленных, недоверчивых людей. Равнодушие и строгость взрослых. Издевательства и жестокость сверстников. Как говорил когда-то по секрету его отец – таким извращённым способом бог его предков проверяет свой избранный народ на соответствие каким-то, одному ему, богу, понятным стандартам. Яшка научился не роптать на судьбу, не надоедать окружающим своими бедами, он вообще старался всех избегать. Даже туберкулёз его обнаружился совершенно случайно. Яшка-то выдержал бы – но тело его выдало. Тело содрогалось в конвульсиях удушья, кашляло, хрипело, выталкивало кровавые хлопья мокроты и покрывалось обильной испариной. Так он попал в госпиталь. Тут было немного получше с питанием. Но в остальном всё так же, как и везде. Муки, боль, отчаяние и смерть.

Но, в конце концов, у него была его скрипка! Связующее звено с потерянным детством, с умершими родными. Его сокровище и память о лучшей жизни. Его отрада, его продолжение. Его самое близкое существо в этом свихнувшемся мире, потому как вещью или инструментом скрипку Яков считать не мог. Кощунственно ведь это. Все более или менее ценные цацки из невоенной жизни, все тёплые шмотки, всё давно было выменяно на еду. Но скрипка… Даже отпустить её он боялся. Не то, что поменять или продать. Скорее он лишился бы руки или ноги. Скрипка была частью его существа. Самой главной, пожалуй, частью. Всегда рядом. Он называл её Виола. Многое он простил своему злому року, но за неё он стоял бы насмерть и не отдал бы никому, пока дышал. Зачем жить без скрипки? Ведь она поёт Яшкину суть, она голос его души.

Папа подарил Виолу, когда Яше было восемь лет. И музыка стала смыслом жизни малыша. Он очень любил родителей, сестру и бабушку. И хотел порадовать их своими успехами в постижении музыкальной науки. И, чёрт возьми, как же радовал! Живы и так ярки в памяти вечера, когда они всей, тогда ещё не мёртвой семьёй, собирались, и гордый и смущённый своим несомненным талантом Яков играл маме подмосковные вечера, сестрёнке – рябину, бабушке – цыганочку, а папе каждый раз что-то новое. Их радостный смех, сияющие любовью глаза. Да лучше и не вспоминать. Не надо! Как же больно-то…

Наверное, единственное, о чём сожалел парень в своей коротенькой жизни – так это то, что он не успел завязать никаких отношений с прекрасным полом. Мечтал, носил в мыслях прекрасных незнакомок, но, стыдясь своей внешности, возраста, национальности, никогда не смог бы обратить на себя внимание какой-либо девушки. Но и тут его спасала его верная Виола. Всю невысказанную нежность своей души он вложил в неё. И та отвечала Яшке взаимностью. Она не обращала внимания на его субтильность и болезненность, на его выглядевшее глуповатым лицо, на прыщи и бородавки, на нос с горбинкой и слабый подбородок, на плохие зубы и запах изо рта. Покорная руке виртуоза, скрипка пела ему любовные баллады и игривые песенки, величественные гимны и воздушные сонаты. Скрипка творила для несчастного подростка альтернативную реальность, в которой он был любимым и нужным, где были живы дорогие и близкие люди, и не было места ужасам, несправедливости, грязи, разочарованиям и бедам.

Хотя играл он теперь с каждым днем всё меньше и меньше. Людям музыка напоминала о том, что они не смогли уберечь. О чём-то прекрасном и недоступном и, от этого, таком досадном. Но Яшке достаточно было знать, что вот она, его Виола. Рядом любимая, под рукой. Её можно нежно погладить. Проиграть мелодию без смычка, просто пальцами, чуть слышно, почти беззвучно, для себя. Только раз, словно предчувствуя ухудшение в своём состоянии, он сыграл в госпитале «в полный голос». Музыка всплыла над смрадом и серостью, над привычными тривиальными больничными звуками, такая трогательная, такая зовущая, такая пронзительная. Недолго продолжалась она, быстро покинули музыканта остававшиеся силы. Ему, и правда, стало много хуже. Поднялась температура, бросало то в холод, то в жар. А Виола лежала рядом с ним, он прижимал её к дрожащему телу, о чём-то шептал ей, легко и нежно гладя кончиками пальцев.

Их так и похоронили вместе. Это была прихоть заведующего отделением, усмотревшем в этом какую-то высшую справедливость. Заведующий видел на своём веку немало болезней с летальным исходом. Но мало такого спокойного фатализма и стойкости. И такой трогательной любви человека к музыкальному инструменту. Доктор выделял Яшку из множества других больных, покровительствовал ему и даже успел привязаться, в чём боялся признаться даже себе. Старый врач лично проконтролировал выполнение своего распоряжения. Скрипку вложили в мёртвые руки, и она смотрелась в объятиях Яшки так естественно и так уместно, как будто только так и вправду должно.

Хоронили в общей яме. Вповалку лежали скрюченные замороженные трупы. На лицах умерших были видны агония и предсмертная мука и горечь расставания с жизнью. Лишь лицо Яшки казалось спокойным и умиротворённым. Он, прижимая к себе скрипку, лежал сверху: маленький, тщедушный, несчастный ребёнок. Когда забрасывали яму, смёрзшийся ком земли порвал струну, и она звякнула жалобно и тоненько. Провожавший Яшку врач тогда украдкой, незаметно перекрестился.

 

 

*   *   *

 

Потом, уже спустя несколько лет после войны, в больничном сквере часто гулял одинокий старик. Здесь все знали его – он когда-то возглавлял туберкулёзный диспансер. С ним здоровались больничные старожилы – врачи и сёстры. Он вежливо кивал в ответ, но не узнавал никого из них. Старый врач путешествовал в этом парке по своей рассыпающейся, как песочный замок, памяти. Его влекло сюда, как старую лошадь влечёт нахоженная за годы дорога в родную конюшню. Здесь было так спокойно и тихо. И изредка, непонятно откуда, слышалось пение скрипки. Не однажды старик спрашивал у медперсонала о происхождении волшебных звуков, но, наталкиваясь на недоумённые и непонимающие взгляды, вскоре вопросы эти прекратил. Видно, смирившись с тем, что звуки тихой музыки слышит он один. Смиряясь с удивительно огромными провалами в памяти. Примирившись со спутанностью и хаотичностью мыслеобразов. Иногда, видимо, из-за этой сумятицы и разброда в мыслях, при призрачных этих звуках ему представлялась яма с застывшими в смертных корчах человеческими телами. И на куче трупов тело подростка лет пятнадцати–шестнадцати, с задумчивым выражением мёртвого лица и прижатой руками к груди потёртой, старенькой скрипкой. Вот же, привидится глупость такая…

 

 

 


Оглавление

2. Замечание
3. Виола
4. C’est La Vie
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!