HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Пётр Ореховский

Из Сибири с любовью

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Карина Романова, 25.07.2009
Оглавление

14. Постмодернизм на службе защиты прав человека
15. Пессимум
16. Дуэль

Пессимум


 

 

 

В каждом процессе, кроме точки, в которой достигается максимум эффекта и минимум затрат, есть обратное положение. Затрат много, а результат нулевой. Или – почти нулевой. В первом случае ты имеешь дело с точкой оптимума, а во втором – пессимума. И пессимум проникает в тебя, становясь твоим состоянием души, и сомнения в том, зачем всё это делать, смотрят прямо в глаза из любого зеркала, к которому ты подходишь. Это состояние раздражало Казакова, он злился на своё раздражение и, конечно же, раздражался ещё больше.

Наступил август, и город L опустел. Тополя покрылись пылью, и казалось, что на их листья осел пепел каких-то неведомых пожарищ. Неприхотливые тополя – городские пылесосы старательно изничтожались местными властями под предлогом избавления от тополиного пуха, а вместо них высаживали ели, лиственницы и берёзы. Только посадка одних берёз обходилась городскому бюджету по две тысячи рублей штука, так что процесс позеленения города L шёл полным ходом. Новые посадки шли одновременно с бурным ростом городского транспорта. Листья берёз желтели, а лиственницы и ёлки выглядели так, будто растут в зоне тундры, а не в своей родной южно-сибирской среде.

Казакову всегда становилось хуже в августе: обострялась аритмия не один раз прооперированного сердца, затруднялось дыхание. Он стал реже заходить в университет и перестал отвечать на большинство городских звонков, часто по двадцать минут отмокал в ванне и сидел дома с закрытыми форточками, выходя в город ближе к вечеру. По большей части они шли с Тамарой куда-нибудь к реке, от которой веяло свежестью, несмотря на все сливаемые в неё отравляющие вещества. Тамара рассказывала Казакову о том, что происходило в городе и университете, – и напоминала обычную студентку, немного наивную, немного циничную, резкую в суждениях.

К удивлению Казакова, которому казалось, что в точке пессимума мир останавливается вместе со временем, опросы шли своим чередом. Периодически выходили какие-то статьи. Выступали и отдельные представители власти, терпеливо объяснявшие населению, что пресса, как всегда, действует из лучших побуждений, но поверхностно освещает вопрос, не понимая сути радений народных избранников о благе народном. В общем-то, полагала Тамара, Андрей-старший уже добился своей цели – шевеление началось.

 

Иногда их вечерние променады происходили в сопровождении Лосева с его подружкой, Андрея-джуниора, который не желал замечать то, что Тамара часто берётся за руку Казакова, и продолжал за ней ухаживать, Любимова, с наслаждением удиравшего из семьи, девушки из штаба по имени Марина и её поклонника, еврея с непременным славянским именем Вячеслав. Полное это имя звучало слишком вычурно для молодых людей, а простое – Слава к нему как-то не подходило; в результате все его звали Вячек. Он написал большую часть текстов для газет, однако материал для них собирали и обрабатывали другие, включая Лосева и Андрея-джуниора. Как ни странно, между ними не возникало споров о том, кто сделал больше, а кто – меньше, как не было проблем и вокруг тех денег, которые им платили. Любимова это очень удивляло, и он объяснял данное обстоятельство авторитетом Казакова. Последний, как это могли видеть все, работал много и бесплатно… что, впрочем, Любимов тоже не мог себе объяснить.

Антимилицейский митинг всколыхнул в молодых людях такие темы и эмоции, о которых многие из них раньше серьёзно не задумывались. Они вынуждены были определять своё отношение к справедливости и насилию, и стёбом здесь было не отделаться, так что разговоры периодически сворачивали на одну и ту же тему.. «Менталитет народа – это количество ментов, способных прокормиться с одного квадратного километра городской территории. Формально этот показатель можно рассчитать, соотнеся их количество с десятью тысячью человек мирного населения», – мрачно шутил Любимов. Умный отличник Андрей-джуниор занудно рассуждал:

– Всё это совершенно естественно. Вороватое поколение оттаявших шестидесятников и примкнувших к ним отмороженных комсомольцев пришло к власти под лозунгами борьбы с привилегиями коммунистов, защиты прав человека, либеральной экономики и полного преклонения перед Западом. В результате они получили все привилегии долларовых миллионеров, бандитские разборки, которые не знают иных прав, кроме права сильного, а Запад повернулся к России задом и теперь пахнет всеми своими западными отверстиями. Когда появился новый президент, на кого ему было положиться, – все же действующие политики-то оттуда, из этой среды. Одни и те же физиономии с конца восьмидесятых. Естественно, что он и опирается на силовиков и чиновников. Раньше был либерализм, а теперь патриотизм. Интересно другое – ведь должна же осуществляться смена элит. Должна постепенно появиться какая-то контрэлита, которая потом сменит силовиков.

– Никакой контрэлиты что-то я пока не вижу, – отвечал ему Любимов. – Никакого протеста, если только не считать тех, кто уже был во власти. Но эти – вроде бывшие, а не будущие. А все остальные слились с государством в едином порыве экстаза. Единственное, что может быть, – молодёжи начнёт этот общий стиль надоедать. Эстетика, так сказать. Те же гаишники…

– Да бог с ними, с гаишниками, – вмешался Лосев. – У нас на курсе казах учится, Айден. И в проекте участвует, в штаб заходил, помните? Так его периодически на улице останавливают, несмотря на регистрацию, если не хочешь сутки в клоповнике сидеть до выяснения личности, плати деньги. Он уже старается за пределы университета особо и не показываться: три раза прямо на улице забирали.

– И меня тоже, – добавил Вячек. – Путают с арабско-кавказским террористом.

– Без контрэлиты не может быть смены и стиля власти, – талдычил своё Андрей-джуниор.

– Не будет никакой смены элит. Будет гниение в форме расцвета, – сказал вдруг молчавший и слушавший эти дебаты Казаков. – Доходы растут, дома строятся, жизнь становится веселей и краше.

– Я не согласен жить так, как мои родители, – возразил Андрей-джуниор. – Других же социальных лифтов, кроме как через клановые связи…

– Так не живи, – перебил его Казаков. – Учись на отлично и сматывай отсюда.

Устраивайся в Москве, или, того лучше, за рубежом. Социальные лифты… все лифты из деревни в областной центр, из областного центра – в столицу, а из Москвы уже в столицу мира. Желательно в Нью-Йорк, но можно выбрать поближе… или подальше.

– Все же не могут уехать, – тихо сказала Тамара.

Казаков обернулся, посмотрел на неё и ничего не ответил.

 

Молодёжь пила пиво с орешками в круглосуточном летнем кафе, Казаков с Любимовым пили коньяк, закусывая его засахаренными дольками лимона. Сергей Иванович, улыбаясь, говорил Казакову приятное, рассказывая, что – вот, ему уже звонили разные деловые люди, искали контакта с Казаковым, а из околотаракановских кругов тоже забрасывали удочки, кто-то от Алины Борзовой… «Модное сейчас стало пушкинское имя Алина, – задумчиво сказал Казаков, – а раньше-то практически и не встречалось». Любимов ответил, что эта Алина, в общем, в возрасте, хотя женщина, конечно, ухоженная, и возраст её так просто не определишь, но ужасно влиятельная и давно «в кругах», так вот, а когда же начнётся кампания по внедрению сюда московского капитала? может, уже и пора, хотя, конечно, только не в августе…

Казаков задумался, рассматривая молодых людей, сидевших с ним за одним столом. Имя Алина говорило ему о многом… он смотрел на молодые парочки, Лосев рассказывал мужскую историю про рыбалку и отдых на природе, Вячек это ехидно комментировал… Жизнь, поменявшись, остаётся той же самой, и нужно думать о том, где они будут работать после того, как получат свои дипломы, как-то решать свой жилищный вопрос, заводить семью, рассчитывать время появления детей. Что ему до этого, злость, приведшая его сюда, создала эту компанию, где – по крайней мере сейчас – они стали своими друг для друга, и есть чёткая разделительная линия между ними и теми, кого он считает своими врагами. Пройдёт время, эту молодёжь также разделит на фракции непрерывно работающей социальной центрифугой, все они постепенно забудут и этот странный проект, и его, Казакова, случайно забредшего в город своей юности. Но, может, и смысл того, зачем живут и что ищут такие, как он, заключается в поисках остатков давно разбитой наголову армии, среди которых только и чувствуешь свою необходимость и уместность, делая то, что считаешь единственно важным? И если невозможно найти уцелевших соратников, то остаётся только попытаться найти похожих на них среди тех, кто и не подозревал о наличии такого способа жизни и других ценностей.

Да полно думать о том, чего нет. Всё просто – ты платишь деньги, а люди делают то, что они обещали.

Но и это неправда. Души продаются и покупаются только в страшных сказках; можно купить лишь слова, но не мысли. Мысли не купишь, и врать самому себе получается не у всех, вот в чём дело. Они думают сейчас так же, как ты, а это, может быть, самое главное из всего твоего «социального действия».

Казакову было спокойно и уютно сидеть среди них – чем-то это ощущение ассоциировалось у него с альпинистскими походами, в которые он никогда не ходил. Казаков не проповедовал своих идей, не старался добиться их признания и уважения, но делал свою работу, и это ценилось выше, чем те деньги, которые он тратил. Его профессионализм был профессионализмом исполнителя и организатора, а не хозяина-работодателя. За эти полтора месяца он добился того, что ему стали не только доверять, но и верить. Это утешало в состоянии пессимума и заставляло терпеть августовскую пыль прохладной сибирской ночи.

Но утром, глядя в зеркало, Казаков опять спросит себя, что он здесь делает, вместо того, чтобы плескаться в тёплом солёном море и вдыхать настоящий бриз, а не искусственную кондиционную прохладу. И что мешает ему бросить всё это и уехать к морю с Тамарой или без неё, и лучше бы без неё, потому что с ней ему теперь будет неудобно. Стыдно ему будет перед ней, чёрт побери. Нашёл перед кем стыдиться. И он опять разозлится на себя, и стыд, неудобство положения, раздражение и физические недомогания будут сопровождать его весь день.

 

 

 


Оглавление

14. Постмодернизм на службе защиты прав человека
15. Пессимум
16. Дуэль
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!