HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Великая Отечественная война

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.05.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Признаться, непросто обращаться к теме Великой Отечественной войны. Непросто, потому как в современном сознании она уже очень далека. И надо сказать, что и к самой Победе, и к подвигу советского народа многие стали нечувствительны. Иначе бы марш «Прощание славянки» не зазвучал бы из мобильного телефона как рингтон. Этот звонок – как сигнал для общества. Ведь именно под эту священную, по сути, музыку, матери и жёны провожали своих сыновей и мужей на фронт. А потом под этот же марш встречали их со слезами на глазах – если, конечно, было, кого встречать с этой страшной войны.

В последнее время, правда, марш «Прощание славянки» редко услышишь как звонок мобильного телефона, но не потому, что одумались, а просто мелодия приелась. И в то же время и в таких условиях государство обязано как-то пытаться приблизить сознание молодых к подвигу наших дедов и прадедов.

И в качестве таких попыток появляются фильмы типа «Мы из будущего»[1], где в разгар военных действий попадают современные хлопцы как раз с мобильными телефонами, куда ж без них. Или, например, Михалков – в своём масштабном полотне заставил героев материться сколько душе угодно, думая, что так героизм будет более понятным. Но ни молодёжь, ни, тем более, старшее поколение не оценило такие творческие методы, а мелькающие в фильме прямо цирковые номера делают картину не только панорамой Великой Отечественной войны, но едва ли не смехопанорамой.

И неудивительно, что на таком фоне, когда стало известно о желании Игоря Угольникова[2] снять фильм о героической обороне Брестской крепости, многие насторожились. Правда, создатель очень популярной в своё время и действительно смешной программы «Оба-на!» в данном случае выступил не режиссёром, а продюсером и автором идеи, но всё равно предчувствия были нехорошие.

Но, к счастью, всё не то что обошлось, а в целом картина получилась действительно достойная и честная. Никакой пошлости в ней, в отличие от фильма Михалкова, нет, а ужасы натурализма, без которых сегодня не обходится любой масштабный фильм о войне, всё же не перечёркивает психологизм картины. Начало страшной войны показано глазами ребёнка, который только-только начинает жить.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну. Такую войну. Все её ждали. Но никто не ждал, что вот так, сразу, просто и страшно.

 

Есть мнение, что «Брестская крепость» – это вообще лучшее, что снято о Великой Отечественной войне за последние лет двадцать. Лучшее, не считая фильма «В августе сорок четвёртого»[3]. Кстати, обе картины сняты совместно с «Баларусьфильмом», где традиции советского кинематографа сохранились лучше, чем в России.

Так, режиссёр «Брестской крепости», с одной стороны, старался как раз идти в русле советской киношколы – он так и говорит, что хотел снять советский фильм о войне, – а в то же время не забыл и об американских кинодостижениях в области военных фильмов: высокими технологиями картина явно не обделена. И причём, в отличие от безумно дорогого фильма Михалкова, здесь, по крайней мере, видишь, на что ушли деньги.

Те, кто отвечал за техническую сторону картины, больше всего гордятся сценой авиаобстрела. Много в фильме страшного натурализма, оторванных рук, ног, что напоминает фильм «Спасение рядового Райана»[4], ставшего стимулом и для Михалкова. Но авторы «Брестской крепости», скажем так, вступили в диалог с американской картиной как-то грамотней. Хотя, надо сказать, они даже как бы скопировали финальную сцену из фильма Спилберга. Выживший герой, будучи ещё на войне ребёнком, теперь на братской могиле рассказывает своему внуку о бессмертном подвиге советского народа. И в целом получился действительно достойный синтез американского и советского киноподходов к созданию патриотических картин о войне.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– Знамя, отданное мне Кижеватовым, я сохранил. Как и свою память. И веру. Я и теперь продолжаю верить. И ты верь: они живы, все, о которых я тебе рассказал, и те, про кого мало знаю. Все они живы. Где-то.

 

И мы сосредоточим внимание, прежде всего, на бессмертном подвиге советских людей. Тем более что феномен подвига в наше мирное время понять не так уж и просто. Ведь сегодня само слово «подвиг», хоть и является исконно русским – не так много языков, где есть его аналоги – явно обесценивается либо меняет своё значение. Пожалуй, чаще оно звучит в ироническом ключе.

А между тем в основе подвига всегда лежит добровольное подвижение к границе смерти. Эта формула незыблема вне зависимости от того, религиозно общество, либо атеистическое. Подвиг – это всегда способность подняться над инстинктом самосохранения и выйти в особую духовную сферу. Поэтому герой, совершивший подвиг, бессмертен. Бессмертие не понималось в советской идеологии буквально, но так или иначе в любой культуре самые лучшие, самые достойные люди – те, кто ради ближних готовы отдать свою жизнь.

А значит, наша страна, потеряв в годы войны миллионы мужчин, потеряла самую лучшую, самую жизнетворную и достойную часть народа.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– Бойцы! Немцы предлагают нам сдаться. Они предлагают нам трусливую жизнь в плену. Они ошибаются. Мы – бойцы Красной армии, и будем защищать нашу Родину до последней капли крови. Другого выхода у нас нет.

 

Начало подвига – конечно, бесстрашие. Герой по своей внутренней сути противопоставлен трусу. Помните, как пел Высоцкий: «разберись, кто ты – трус иль избранник судьбы». И герой, действительно, избранник. В этом смысле он подобен так называемому пассионарию, в котором поразительно сочетается агрессивность и в то же время самопожертвенность, готовность умереть ради ближних. И в целом герой, как и пасионарий, возвышается над толпой, которой свойственен страх, паника.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– Вернуться в казармы! Прекратить панику!

 

По фильму «Брестская крепость» виден и феномен советского народа, что подвиг был именно массовый, всеохватывающий.

 

Кадр из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Брестская крепость» (режиссёр Александр Котт, 2010 г.).

 

– В атаку! Вперёд!!!

– Ура!

– А-а-а!

 

Рукопашный бой, как схватка лицом к лицу с врагом, всегда считался предельной степенью проявления мужества и героизма. Ведь на расстоянии проявить геройство сложно. Есть и исключение – подвиг нашего земляка Маринеско, потопившего тысячи военных да и массу мирного населения. И отсюда видно, что герой в условиях войны – это, как правило и прежде всего, тот, кто спасает своих, убивая чужих. И феномен подвига в том, что, опять же, вне зависимости о того, религиозно общество или нет, если убийство своего является преступлением, то убийство чужого – подвигом. Именно поэтому и церковь благословляет людей на войну, и даже сам священник может встать в строй, взять автомат и даже пулемёт.

 

Кадр из фильма «Штрафбат» (режиссёр Николай Досталь, 2004 г.)

 

Кадры из фильма «Штрафбат» (режиссёр Николай Досталь, 2004 г.).

 

– Вороги проклятые! Могилу найдёте! Всех в могилу! Супостаты! Прости, Господи! Господи Исусе. Господи!

– А это что за чудо-юдо? Откуда?

– Ха-ха-ха!

– Вот так и знал, что спросит. Ты что, лейтенант, никогда священников не видел?

– Да видел, конечно. На гражданке. В мирное время, как говорится. Но чтоб на фронте…

– Ну, значит, пора пришла нам и на фронте объявиться. Ещё вопросы будут?

– Да нет, не будут.

 

Вообще, война как время, когда уничтожение себе подобного, считающееся в обычной жизни преступлением, вдруг становится героизмом и подвигом, это как бы мир, перевёрнутый с ног на голову. И авторы «Брестской крепости» нам дают это буквально почувствовать, применяя эффект переворачивающейся вниз готовой камеры. И чтобы передать весь ужас и безумие войны, она ещё и показана глазами ребёнка. Ведь, пожалуй, нет большего контраста, чем мир войны и мир детства.

И тут авторы явно опирались на такие великие советские картины, как «Иваново детство», снятое Тарковским ещё в шестидесятые (Тарковский вообще в кино, пожалуй, первый столкнул мир детства и страшный мир войны). И, конечно, авторы «Брестской крепости» в каком-то смысле подражали экспрессивному, страшному в своём натурализме фильму Элема Климова «Иди и смотри». Причём, все три режиссёра, ставя в центр происходящего ребёнка, показывают, как мальчик стремительно превращается в мужчину-воина. В целом, дети, совершающие подвиг на войне, стремительно взрослеют, и сам феномен взросления, а в том числе и старения на войне – это постоянная тема в кино, да и присутствует в самом сленге военных. Помните, как в фильме Леонида Быкова: юноши, почти мальчики, совершив боевую схватку с врагом в небе, сразу приобретали гордое звание «Старики».

Но такое стремительное старение на войне имеет и свою страшную сторону. В экспрессивном фильме Элема Климова «Иди и смотри» война, украв у ребёнка детство, в буквальном смысле превратила его в сморщенного старичка, расстреливающего портрет Гитлера. Особая сила этой сюрреалистической сцены в том, что мальчик-старик в самом Гитлере увидит ребёнка. Увидит Гитлера ещё непорочным, чистым созданием, сидящим на руках у матери. Так режиссёр, как бы запуская время назад, задаётся очень сложным вопросом: где истоки той чудовищной войны, откуда растут ноги у такого страшного зла, как фашизм?

 

Кадр из фильма «Иди и смотри» (режиссёр Элем Климов, 1985 г.)

 

Кадры из фильма «Иди и смотри» (режиссёр Элем Климов, 1985 г.).

 

Нам же более важным представляется понять, каковы истоки героизма советских людей в борьбе с фашизмом, когда даже дети шли на войну. Сейчас в качестве объяснения Победы и вообще героизма советского народа очень популярна версия, что Сталин, что называется, завалил фашистов трупами. Конечно, не без этого, ведь страна, которая не жалела людей в мирное время, не могла жалеть их тем более в войну – взять те же штрафные батальоны.

Да и в целом за всё время войны не было ни одного случая, чтобы за напрасные потери был осуждён хотя бы один командир высокого ранга. Или достаточно сказать, что в шифровых донесениях и в телефонных разговорах солдаты обозначались как «мелочь», «карандаши», «спички», и то, сколько было «сломано карандашей» и «сгорело спичек», Сталин не считал.

Но когда Михалков в своём фильме решил рассчитаться со Сталиным и со смаком макнул вождя физиономией в торт с собственным же изображением, это очень не понравилось не только ветеранам, но и в целом всему обществу. Как и то, что Михалков пытается объяснить героизм советских людей, прежде всего, верой в Бога, и выживают в его фильме, как помним, лишь те, кто верующий. Отсюда, например, Надю в срочном порядке крестят на мине.

Нет, ну конечно, в советских людях вера в Бога проснулась, люди крестились на войне, осеняли себя крестным знамением – всё это помогало в совершении подвига. Но [это], пожалуй, более достоверно выглядит в фильме Сергея Бондарчука, снятого в самое что ни на есть советское время. Или в картине «В бой идут один старики», когда старый механик украдкой от лётчика крестил самолёт.

Если говорить о современных попытках показать проявления религиозности в советских людях во время войны – это работа ученика Никиты Михалкова, а ныне самого́ маститого режиссёра. Я имею в виду фильм «Поп» Владимира Хотиненко.

 

 

 



 

[1] «Мы из будущего» – художественный фильм 2008 г. режиссёра Андрея Малюкова (род. 1948) (прим. ред.).

 

[2] Игорь Станиславович Угольников (род. 1962) – русский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Известность получил как  ведущий юмористической телепередачи «Оба-на!» (прим. ред.)

 

[3] «В августе 44-го…» – фильм 2000 г. режиссёра Михаила Пташука (1943–2002) по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого)» (прим. ред.).

 

[4] «Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan») – американский художественный фильм 1998 г. режиссёра Стивена Спилберга (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!