HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть первая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.)

 

Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.).

 

Отдельного внимания заслуживает в фильме очень весёлый эпизод с Андреем Мироновым[14]. Этот эпизод был бы немыслим ещё за пару лет до выхода фильма, потому как образ матери-старухи в советском кино был неприкасаемым, священным – независимо от того, будь то комедия или какой-то другой жанр.

 

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.)

 

Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.).

 

В общем, в революционной во всех смыслах комедии Гайдая все незыблемые формулы советских семейных устоев, где мать это основа основ, зазвучали с явной иронией.

 

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.)

 

Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.):

 

– Ты жена моя, мать моих детей. О боже! О горе мне!

– А что, что я должна была подумать?

– Всё что угодно, но только не это!

 

Если Семён Семёнович каким-то там чудом не изменил жене с крашеной блондинкой, то, скажем, в фильме «Любовь и голуби»[15], где также сталкиваются жена героя и любовница героя, и сама жена оказывается в тоже очень глупом и невыгодном свете, ситуация сложнее. Там, цитирую, «другая сучка крашеная», хоть и на время, но увела мужа, и теперь сама жена, мать детей, вынуждена причитать: «О, горе-то какое!».

 

Кадр из фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов, 1984 г.)

 

Кадры из фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов, 1984 г.):

 

– Ой, горе мне, горе! Ой, какое горе-то! Он чё ж, Лёшка! Как ему не стыдно, поросёнку! Кобель! Вот ведь какой кобель батя ваш!

– Чего реветь-то?

– Ой, чё делать, не знаю!

 

Конечно, мать в советских фильмах далеко не всегда выглядела так комично, но практически всегда, начиная с семидесятых, главный герой действительно становится если не кобелём, то остро нуждается в любовнице. И, соответственно, его жена, как мать детей героя, выглядит побитой и потерянной.

Такой, я бы сказал, закат материнства, виден и в фильме «Осенний марафон». Это можно понять и по фильму с другим осенним названием – «Отпуск в сентябре». Ну или, скажем, в культовой для советской интеллигенции ленте «Полёты во сне и наяву»[16].

 

Кадр из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.)

 

Кадры из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.).

 

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре» (режиссёр Виталий Мельников, 1979 г.)

 

Кадры из фильма «Отпуск в сентябре» (режиссёр Виталий Мельников, 1979 г.).

 

Кадр из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.)

 

Кадры из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.).

 

И везде женщина, как мать детей героя, оказывается несчастной, униженной и уходит в тень либо на задний план. Причём, на задний план – как в прямом, так и в переносном смысле, по отношению к любовнице.

 

Кадр из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.)

 

Кадры из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.):

 

– Ну что ж, раз уж мы собрались, давайте поговорим.

– О чём, интересно?

– Обо всём. Разве нам нечего сказать друг другу?

– После всего этого – мне нечего.

– Ага, а тебе?

– Мне – есть, но я лучше потом, Серёжа.

– Ну что ж, хорошо. Тогда начну я. Если не возражаете. Вот сидят две женщины, одинаково для меня близкие и одинаково дорогие. Но с одной меня не связывает ничего кроме долга, с другой – всё, кроме долга. Вот. Спрашивается, что же делать бедному Ерёме. Бабоньки, милые, дорогие, через три дня сорок лет – дурак дураком. К кому из вас прислониться?

– К телеграфному столбу! Выпусти меня, открой! Открой немедленно!

– Сиди!

– Пусти!

– Отпусти девочку – успокоится, всё тебе простит.

– Нет, никогда! Я презираю вас! А ты – тебе никто не давал повода нести эту чушь! Выпусти меня отсюда!

 

Перестав быть опорой для мужа, женщина, как мать детей героя, в советском кино оставалась женщиной, нравственно практически безупречной. Но при этом она постепенно вообще перестаёт быть способной удерживать при себе мужчину. И на каком-то этапе в советских фильмах абсолютно типичным делом становится именно мать-одиночка, свыкшаяся с тем, что она никому не нужна.

 

Кадр из фильма «Курьер» (режиссёр Карен Шахназаров, 1988 г.)

 

Кадры из фильма «Курьер» (режиссёр Карен Шахназаров, 1988 г.).

 

При этом этот образ морально безупречной, нравственно стойкой матери постепенно берёт ещё и крен в откровенный гротеск, а простота в одежде всё чаще сменяется провинциальностью, порой деревенской провинциальностью. Мы говорили уже о фильме «Любовь и голуби» и о фильме «Родня», где играет Нонна Мордюкова. Он же сыграла одинокую многодетную мать в фильме, который так и называется, «Мама»[17], ставшем как бы попыткой реанимировать образ матери, олицетворяющий собой саму Родину.

 

Кадр из фильма «Мама» (режиссёр Денис Евстигнеев, 1999 г.)

 

Кадры из фильма «Мама» (режиссёр Денис Евстигнеев, 1999 г.).

 

И будучи даже гротескной, такая мать обладает внутренней силой и абсолютной естественностью во внешнем облике. Косметики на лице нет, волосы некрашеные. Вообще, особый акцент всегда делался в образе матери на натуральном цвете волос. Как тут опять не вспомнить конфликт в фильме «Любовь и голуби», где главное оскорбление звучит как «сучка крашеная».

Чтобы лучше понять то, как образ матери требует всего естественного, перейдём к высоким и серьёзным кинообразцам. Возьмём фильм Тарковского «Зеркало». Образ матери здесь является центральным. И, кстати, именно материнские волосы становятся важным символом.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

Помимо мистической и даже страшноватой сцены мытья головы, можно остановиться на эпизоде, когда камера совершает круг и в фокусе оказываются волосы матери, причём фоном здесь является естественная среда обитания – лес, поле, трава, то есть всё то, что, как и волосы, стремится к росту.

 

 

 



 

[14] Андрей Александрович Миро́нов (1941–1987) – русский актёр театра и кино, артист эстрады. Народный артист РСФСР (прим. ред).

 

[15] «Любовь и голуби» – художественный фильм 1984 г. режиссёра Владимира Меньшова по одноимённой пьесе Владимира Гуркина (прим. ред.).

 

[16] «Полёты во сне и наяву» – художественный фильм 1982 г. режиссёра Романа Балаяна (прим. ред.).

 

[17] «Мама» – художественный фильм 1999 г. режиссёра Дениса Евстигнеева, основанный на реальных событиях – захвате самолёта семьёй Овечкиных в 1988 году (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!