HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Пустота

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

Кадры из фильма «Бубен, барабан» (2009 г., режиссёр Алексей Мизгирёв)

 

Кадры из фильма «Бубен, барабан» (режиссёр Алексей Мизгирёв, 2009 г.):

 

– Пацанами конфеты в магазинах воровали. Меня продавщицы поймали. Ну ребёнок шесть лет, что взять? Участковый домой привёз – отец высек, мать даже высекла. Мне по барабану. Дед молчит. Утром родители на работу ушли. Дед молчит. Что, говорю, дедушка, молчишь, обиделся? Дед взял портняжные ножницы. Смотри, говорит. Не отворачивайся. Ножницами берёт, отрезает себе палец. Мизинец на ноге. Кладёт мизинец мне на ладонь. Помни, говорит. Ты воруешь – а мне больно. Теперь кругом ворьё – никому не больно.

– Никому. Да.

 

Если в данной сцене такая кровавая деталь, как отрезание мизинца, не показана, и вообще, это всё же пусть и радикальный, но метод воспитания, который по-своему оправдан, то в целом в российском артхаусном кино, где царит тотальное равнодушие, в кульминационных точках развития сюжета возникают взрывы. Взрывы абсолютно первобытных, диких по своей бессмысленной агрессивности поступков и в целом ну никак уж не мотивированной, не оправданной тупой жестокости. Причём, иногда не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе.

И вот культурологи утверждают, что в целом такое пристрастие современного искусства и кино в частности к насилию и демонстрации различных ужасов напрямую связано именно с понятием Пустоты. В таком эмоционально ледяном пустом мире, где острейшая нехватка любви, даже в ребёнке просыпаются дикие животные первобытные инстинкты, даже по отношению к домашним животным.

 

Кадры из фильма «Волчок» (2009 г., режиссёр Василий Сигарев)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):

 

– И не нужен мне ёжик никакой. И не нужен мне ёжик никакой. И не нужен мне ёжик никакой. И не нужен мне ёжик никакой. И не нужен мне ёжик никакой. Не нужен мне ёжик никакой даже. Не нужен мне ёжик никакой даже. Не нужен мне ёжик никакой даже. Не нужен мне ёжик никакой даже.

 

Саму девочку, которая на самом деле не менее несчастна, чем задушенный ею ёжик, зовут по фильму Волчок. И это имеет двойной смысл: волчок как озлобившийся затравленный зверёк и волчок как детская игрушка. То, что ребёнок как заведённый повторяет как какую-то мантру слова: «Не нужен мне ёжик никакой даже», повторяет по кругу, причём слова, где ритмично повторяется звук «жи», придающий всей фразе жужжащее звучание, это, конечно же, должно напомнить уже вращение любимой игрушки девочки – волчка. Кручение его вокруг собственной оси, кручение на месте, то есть, как бы в Пустоту.

То есть, повторение одного предложения – это не только элемент отчаяния ребёнка, страдающего от отсутствия материнской любви, но ещё и приём, передающий замкнутость девочки на самой себе и её пустоту жизни.

И кстати, ведь именно этим приёмом повтора синтаксических конструкций так любит пользоваться Кира Муратова, снявшая в прошлом году фильм как раз тоже о детях, которые никому не нужны в холодном и агрессивном мире.

В общем, образ Пустоты в современном кино обнаруживается ещё и благодаря такому механичному удвоению слов. В результате нулевая информативность и, опять же, опустошение образов.

 

Кадры из фильма «Мелодия для шарманки» (2008 г., режиссёр Кира Муратова)

 

Кадры из фильма «Мелодия для шарманки» (режиссёр Кира Муратова, 2008 г.):

 

– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, где Алексей Богданов?

– Тринадцатое. Спасибо.

– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, где Алексей Богданов?

– У нас мухачевска брыхада. Спроси у носильщика.

– Спасибо.

– Эти огурцы маринованные или солёные? Эти огурцы маринованные или солёные? Эти огурцы маринованные или солёные? Эти огурцы маринованные или солёные?

 

Другим же уже, противоположным тавтологии, речевым поведением героев является их молчание. Ведь молчание – это именно некое отсутствие в присутствии. И в целом авторское, артхаусное кино предлагает зрителю не только очень много всматриваться в пустые пространства, но ещё и подолгу вслушиваться в длительные паузы, скажем так, речевые пустоты.

Для некоторых героев молчать – это вообще едва ли не основная функция в фильме. Причём, нельзя не заметить, что вот эта тишина часто оказывается неким предвестником смерти героя. Во всяком случае, в современном кино существует теснейшая связь между образом Пустоты, тишиной и смертью как логическим завершением в этой цепочке.

Другое дело, что есть фильмы, где пусть и преобладает пустота и тишина, но смерть героев не оставляет зрителя в деструктивном настроении. Как, скажем, в фильме «Остров». Вообще, это редкий случай в российском кино, когда Пустота выступает ещё и как чистота, а холод – не только как агрессивная сила, но и как бесстрастие. Молчание здесь – это не патология, а обладает оно, скорее, гармонизирующей силой. И даже эти повторы одного предложения по кругу в данном случае не тавтология, усиливающая Пустоту, а как горячее стремление заполнить эту пустоту Богом.

 

Кадры из фильма «Остров» (2006 г., режиссёр Павел Лунгин)

 

Кадры из фильма «Остров» (режиссёр Павел Лунгин, 2006 г.):

 

– Господи! Иисусе Христе, сыне Божий! Помилуй мя грешного. Господи! Иисусе Христе, сыне Бога! Помилуй мя грешного. Господи! Иисусе Христе, сыне Божий! Помилуй мя грешного. Господи! Иисусе Христе, сыне Божий! Помилуй мя грешного. Господи! Иисусе Христе, сыне Божий! Помилуй мя грешного.

– Господи, не остави мя, Боже. Боже, не оставь меня, помоги мне, Господи!

 

В большей же части российских фильмов, выбивающихся из мейнстрима, образ Пустоты ну уж никак не обладает очищающими свойствами, скажем, медитативными свойствами, а скорее, выступает как зияющая дыра, которая парализует внутреннюю деятельность человека. И этот вампиризм топоса Пустоты виден в фильмах по лицам героев, которые как обескровленные призраки или тени. Они, может, и хотят почувствовать себя живыми, но что-то не могут. Их жизнь лишена смысла.

Таким образом, можно говорить: сам образ Пустоты актуализируется в искусстве в то время, когда смысл человеческой жизни утрачивается, и когда сам реальный мир в сознании человека начинает терять свой смысл.

Исключительно ясно и в доведённом уже до идиотизма виде это проявляется в литературе постмодернизма. Например, из романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Там один из главных героев по имени Пётр Пустота открывает, скажем так, глаза Чапаеву следующими странными словами: «Мы находимся нигде, просто потому что нет такого места, про которое можно сказать, что мы в нём находимся. Поэтому мы нигде». И вообще, всё действие этого постмодернистского текста происходит в абсолютной пустоте. И в целом роман Пелевина развивает идею уничтожения видимой реальности.

Естественно, эти идеи в той или иной степени врываются в кинематограф. Совсем недавно мы говорили о европейском фильме «Господин Никто» – ярком, красочном, но где как раз ставится под сомнение объективность самой реальности и самого человека.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!