HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Господин Никто

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

Ян Юсим: Тут можно взять ещё несколько киноцитат разных. Но я считаю, что это всё оправданно. Я считаю, что это… я сейчас скажу одну фразу… я думаю… попытаюсь. Мне кажется, этот фильм – это объяснение в любви к кинематографу. Именно к кино. Вот это весь фильм. Если человек берёт киноцитаты – это объяснение в любви к кино и к данным режиссёрам. Это не плагиат. И вот тут это он сделал, и для меня это было очень здорово, когда я находил вот эти маленькие совпадения, но это было, как Жако Ван Дормель сделал – никто бы другой этого не сделал. Я считаю, что неправда, что его обвиняют. Наоборот, это его достоинство. Фильма и достоинство этого режиссёра. Он сам говорит, что у него любимые режиссёры – которых я назвал.

 

Роман Оленев: Хорошо. Давайте тогда от формы опять вернёмся к содержанию, к внутренней сути. Можно почувствовать, что внутренний выбор человека в этом фильме – он как-то осуществляется в силу случайных факторов. Момент выбора очень важен в фильме. И при этом – может быть, это как недостаток – мы практически не видим внутренней работы героя в момент выбора, этой внутренней борьбы мотивов, которые определяют тот или иной поступок героя. А ведь личность и отличается тем, что способна хоть иногда сознательно принимать решения. Как вы считаете, можно ли называть недостатком то, что вот этой внутренней работы героя мы очень мало видим, и роль случайных факторов как бы абсолютизируется режиссёром? В выборе человеком жизненного пути.

 

Ян Юсим: Вы всё сказали. Вы сказали то, что есть в этом фильме. А по-другому это был бы уже другой фильм. Ни в коем случае. Вот то, что и как вы сказали, в этом фильме – это замечательное определение фильма. И не надо, чтоб герой чем-то и что-то мотивировал.

 

Роман Оленев: А должен?

 

Ян Юсим: Нет, не должен этого делать герой. У героя есть одна тут вещь в этом фильме – это право выбора. Он должен выбрать, каким путём пойти, что. У него так напряжено всё, что я думаю, что мотивировки или процесс мышления такого – он исследует здесь процесс человеческого мышления. Он его исследует здесь. Но это не тот процесс, который мы смотрим за одним человеком – тут двенадцать главных героев. И если взять процесс мышления каждого из двенадцати – о боже! – это будет, наверное, восемь часов фильма.

 

Роман Оленев: Практически мне трудно вспомнить в фильме моменты, когда выбор героя определяется чем-нибудь иным, кроме как случайными факторами. То есть, иногда это абсолютизируется в том, что он подкидывает монетку, то есть, уже просто абсолютная невозможность быть ответственным в момент выбора. И для режиссёра в этом чувствуется некая утрата воли. То есть в фильме как бы устраняется вообще такое понятие, как воля. И я подумал, что, может быть, потому он и выбрал на главную роль актёра с таким инфантильным психотипом. Видимо, актёр с волевым началом просто бы не вписывался в такую концепцию. То есть, где нужно волевое начало в принятии решений. И в этом смысле это и достоинство, но как бы и недостаток получается.

 

Ян Юсим: Я возвращаюсь к детству. Вы помните этого мальчика, который предсказывал будущее? И мать ему говорит: никогда никто не может предсказать, что будет с кем-то когда-то. А мальчик спокойный. Мальчик не волевой. Он тогда был инфантильный. Но инфантильность совсем другого плана у него. У него мыслительная инфантильность, может быть, но не мыслительная, а физическая инфантильность. Вы помните, как он: «я не умею плавать», «я не могу прыгать с вышки». Но отношения с девушками у него были нормальные. Если будем так говорить…

 

Роман Оленев: Со всеми?

 

Ян Юсим: Да, со всеми. И он вырос совсем другим человеком. Тут вот какая вещь. Мне очень интересна была вот эта машина, которая в воде.

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

Ян Юсим: Все думали: выберется, не выберется? Не это ж главное тут. Как пойдёт линия дальше. Что, как, она уходит от этого. И происходит другая жизнь другого человека совсем. Мне задают вопрос: а для чего эти все жизни? Я хочу вам задать: для чего эти все жизни сделал этот режиссёр, этот талантливый человек? Который работал с детьми, который был клоуном. Он что, хотел поиграть? С чем? С чем он играет?

 

Роман Оленев: Судьбой человеческой.

 

Ян Юсим: Судьбой, верно. С неотвратимостью.

 

Роман Оленев: Опять-таки, с категорией времени.

 

Ян Юсим: Со случайностью.

 

Роман Оленев: Он постоянно с ней полемизирует, что есть время, как оно протекает, от чего зависит быстрота его протекания, этого времени. То есть, помните, там сцена на вокзале интересная? Когда бродяжка умирает в вокзальном холле и влюблённые встречаются, и как стрелки часов начинают бежать стремительно.

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

Роман Оленев: То есть, он полемизирует со всеми этими базовыми категориями. Вот с этим он постоянно играет. И с тем, что такое выбор, и с тем, что такое случай, и с тем, что такое время. Вы интересный такой момент вспомнили – вот эта сама смерть героя в джипе, когда он погружается на дно. Я бы хотел вас спросить, как вы поняли: почему, независимо от того, по какому из двенадцати, ну, по крайней мере, из нескольких вариантов пути, идёт его жизнь, смерть его всегда происходит в воде? Будь то озеро, ванна, бассейн. Вы как понимаете эту символику?

 

Ян Юсим: Вода – это основополагающая тема во всех фильмах Жако Ван Дормеля, в трёх фильмах. У него рефреном проходит ещё одна тема – к воде я вернусь – какая тема? Железнодорожный перрон, вокзал.

 

Роман Оленев: Пути́. Момент скачка, перехода.

 

Ян Юсим: Во всех трёх фильмах: «Тото-герой», «Восьмой день» и этот – вода у него, это та вещь… А вы помните, как вода писателя заливает?

 

Роман Оленев: Да, так я ж говорю: все смерти, независимо от того, какой путь, в воде.

 

Ян Юсим: Какой символ придаёт воде он.

 

Роман Оленев: У меня есть мнение. А ваше мнение мне интересно.

 

Ян Юсим: Я не могу сказать. Вы скажите своё.

 

Роман Оленев: Я подумал, что если вспомнить, что текущая вода – это устойчивый символ времени. А здесь смерть героя всегда происходит в замкнутом пространстве. Озеро – это тоже некое замкнутое пространство. Причём, он в джипе в этот момент. Потом бассейн, ванна, потом комната, когда затекает вода. То есть, с одной стороны, смерть есть остановка времени, а с другой – как бы растворение в этом времени. Может быть, у меня такая догадка.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4
279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!