HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Господин Никто

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Безусловно, заслуживающим внимания кинособытием этого года оказался фильм бельгийского режиссёра Жако Ван Дормеля «Господин Никто». Не говоря о том, что фильм стал самым дорогим в истории бельгийского кино – пятьдесят миллионов евро, как-никак – он вобрал в себя идеи и художественные приёмы многих знаковых фильмов ушедшего десятилетия, таких как «Матрица», «Амели», «Беги, Лола, беги», «Эффект бабочки», ну и некоторых других, уже подзабытых лент.

При этом фильм «Господин Никто» нельзя назвать вторичным: он по-настоящему самобытен. И потом, эта картина и зрелищна, и в то же время глубоко философская. Вообще, в ней есть ценное и редкое сочетание, когда идёт воздействие не только на чувства, но и на интеллект зрителя. Хотя, может, больше всё-таки на чувства. Это мы именно что смогли почувствовать, устроив небольшой опрос зрителей после одного из сеансов фильма в кинотеатре «Ю-синема». Вот теперь вы можете увидеть эти живые зрительские реакции.

 

Роман Оленев: Сформулировать смысл фильма, наверно, сложно сейчас?

 

Зрительница: Мне надо переварить. Я думаю, что я должна ещё переспать с этим фильмом.

 

Зрительница: Проблема выбора и возможности, которые ты продумываешь, делая каждый выбор в своей жизни.

 

Роман Оленев: То есть, вариативность прошлого…

 

Зрительница: Да. То есть, каждый человек, наверное, когда-то испытывает такую проблему и оценивает правильность выбора. Хотя никто никогда не сможет эту правильность оценить адекватно.

 

Зритель: Настроение очень лёгкое, очень доброе, такое… на грани со сказкой. Потому что сначала фильм завораживает. Почему-то кажется, что это, там, «Эффект бабочки», какой-то очередной голливудский блокбастер, что-то в этом духе. А потом понимаешь, что это, оказывается, эмоции. Это, оказывается, чувства. Это даже не передать словами. Очень хороший фильм. Понравился.

 

Зритель: Этот фильм страдает тем же, чем страдал любимый фильм этого режиссёра «Нетерпимость». То есть, да, отдельные сюжетные линии не складываются, по моему мнению, в цельную картину.

 

Зрительница: Я почувствовала настоящую жизнь. Я не определилась ещё с тем, какую мысль он хочет донести, но мне понравилась фраза: «Мама, папа и ребёнок, и неважно, как их зовут». Это такая… ну не знаю… экзистенциальная естественность: я живу, но я не знаю, кто я, я не знаю своего имени, я никогда не видела своего лица. Мне понравилось вот это. Это комок жизни у меня внутри.

 

Зрительница: Если говорить об идее, о которой шла речь, я её полностью поддерживаю, и сама не раз задумывалась о том, о множественности вариантов. Что бы было, если б я вас сейчас не встретила в коридоре, а пошла дальше? И что будет: вот я вас встретила и здесь с вами говорю. Что будет после этого?

 

Зритель: Есть лёгкие фильмы, которые ты смотришь, и никаких ощущений у тебя не остаётся после них, просто какая-то пустота. А тут ты выходишь, и у тебя есть о чём думать, есть над чем думать, есть время, чтобы подумать об этом.

 

Зрительница: Знаете, у меня просто действительно нет слов. И смех, и слёзы, я не знаю, такая буря эмоций. Мне сейчас делиться впечатлениями – это просто отрывать от себя кусочек, правда.

 

Ну а сейчас, после всех этих эмоциональных, а порой и волнительных ответов, после того как вы сами почувствовали, что от фильма у зрителя загораются глаза, перейдём уже к обстоятельной беседе о нём с человеком, благодаря которому одесские зрители и имеют возможность увидеть фильм «Господи Никто» на большом экране и получить вот такой мощный эмоциональный и интеллектуальный заряд. Нет, речь идёт не о режиссёре картины, но об арт-директоре кинотеатра «Ю-синема» Яне Григорьевиче Юсиме.

 

Роман Оленев: Первое, с чего хотелось бы начать, первое, что приходит на ум, когда думаешь о фильме «Господин Никто», это то, что при всей его интеллектуальной насыщенности, пожалуй, главный его зритель – это женская аудитория. Как показывает статистика, и лично я в этом убедился, когда был и на вашем сеансе. И, кстати, я читал ещё, что когда режиссёр в Москву приехал, его тут же окружили именно поклонницы. Ваше мнение: с чем связано, что фильм притягивает, прежде всего, женскую аудиторию?

 

Ян Юсим: Это вы хорошо заметили, да. Я не задумывался насчёт этого. Я думал о возрастной категории. Ну, сейчас поговорим о женской. Мне кажется, что в этом фильме, во-первых, три любови, три истории любви. И необычные эти истории любви. Истории любви, которые, я думаю, показывают здесь, каждая эта любовь может быть отдельным фильмом. Но вот из-за нелинейности – фильм-то нелинейный – из-за нелинейности тут эти любовные истории заинтересовали девушек. Почему девушек? Я думаю, что такое эти три истории. Эти три истории именно для девушек от восемнадцати до двадцати семи, двадцати пяти лет. И женской аудитории нравится главный герой. Главный герой здесь – это тот человек, который определяет весь фильм. У него двенадцать жизней, как сам определил Джаред Лето, который исполняет главную роль, и вот эти двенадцать жизней захватывают девушек. Они тянут за собой в зал мужчин или парней, и те сморят тоже кино. Это очень хорошо вы заметили – я не задумывался над этим, что может, женская… Ну вообще, если откровенно, женская аудитория всегда больше, чем мужская, на любом фильме.

 

Роман Оленев: Особенно на интеллектуальном.

 

Ян Юсим: Да, на интеллектуальном фильме, особенно на этом фильме, где много, как я сказал уже, любовей. Тот разные любови. Ну а так, как преподал это Жако Ван Дормель, я думаю, они не видели ни в одном фильме. Тут подано это совсем по-другому. Любови просто обрываются, заканчиваются, потом опять начинаются, и получаются очень интересные миры. Миры распадаются, а потом соединяются.

 

Кадры из фильма «Господин Никто» (2009 г., режиссёр Жако Ван Дормель)

 

Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.

 

Роман Оленев: Я здесь вдруг подумал, что вот эта женственность некая, она даже ещё и проявлена в выборе главного актёра, Джареда Лето. Такой типаж нежный, и он же ещё и рок-кумир девушек. То есть, мне интересно: режиссёр специально целился в женскую аудиторию, или это как-то так само собой произошло? Ну хорошо, давайте поговорим о необычной прокатной судьбе фильма. Я знаю, что в каких-то странах его очень тепло приняли, где-то – вообще не оценили, в том числе ни жюри, ни кинокритики. Как вы думаете, почему такой разнобой произошёл в Европе? Где-то полюбили, где-то – не очень…

 

Ян Юсим: Замечательный вопрос. Я отслеживаю все фестивали. Иногда бываю на Каннском, Берлинском. А вот на Венецианском фестивале я ещё ни разу не был. И этот фильм попал на Венецианский фестиваль. Там был такой конкурс, называвшийся «Раскрывая новые миры». Он-то туда попал. И в этом конкурсе ни один фильм не соответствовал этому названию. А вот этот – соответствовал. И этот фильм был в сентябре две тысячи девятого года там. Его сразу заметили, увидели этот фильм, и мне показалось – даже не показалось, а я уверен на сто процентов, – что его недооценили прокатчики мейнстрима. Ну, вы знаете, что есть мейнстрим, а есть артхаус.

 

Роман Оленев: Они вообще его не купили, да?

 

Ян Юсим: Мейнстрим вообще его не взял. Его взяли только артхаусные. И вот этот фильм Жако Ван Дормель решил показать в Бельгии и во Франции. Ну понятно, что он франкоязычный, и в Бельгии и во Франции его посмотрело рекордное количество людей для артхаусного кино. В основном, это молодёжь. Молодёжь его понимала, а взрослое население, взрослые зрители его не очень принимали. И судьба этого фильма, когда он пришёл в Россию – у нас как: покупает в основном Россия, потом попадает на Украину – и вот, Россия, купив этот фильм, права на него для проката, она его недооценила. Это беда, но когда они взяли для проката и показали его в артхаусных кинотеатрах, они поняли, что они сделали глупость, что не сделали много копий. Фильм-то выходил не на плёнке, а на диске «Паблик видео», то есть, для большого показа в кинотеатрах. И вот когда этот фильм попал на Украину, его тоже не оценили. Его никто недооценил из прокатчиков. Это беда прокатчиков, что они не сморят по-настоящему фильмы. Им главное экшн, спецэффекты, им нужен «три дэ», вот тогда они считают, что этот фильм пойдёт.

 

Роман Оленев: При этом он очень зрелищный, в общем-то.

 

Ян Юсим: Он оказался зрелищным. И этот фильм… Я его показываю уже второй раз. Мы показывали его в июне, и людей было очень много. Мы показывали его в августе, и мы покажем ещё раз в октябре. Фильм – не выжатый лимон. Он ещё не собрал всего своего зрителя. Я думаю, что этот фильм интересен, как я уже говорил, многоплановостью, нелинейностью, необычностью и много насыщен. Очень много героев здесь. Тут главный герой – и многие герои вокруг него. А эта история со стариком ставосемнадцатилетним, который ну буквально рассказывает свою жизнь. И какая ирония! Удивительно ироничная картина. И даже есть самоирония. Вот я думаю, что он недооценён прокатчиками. Я думаю, то этот фильм… если такого ряда фильмы будут попадаться, я думаю, что прокатчики мейнстрима должны задумываться, брать его в большие залы или нет.

 

Роман Оленев: А я бы хотел задержаться. Вот вы сказали: Бельгия и Франция, две страны. Мне тут самое любопытное показалось именно вот в этих двух странах, двух аудиториях. В Бельгии суперуспех, а во Франции всё-таки был полный провал картины, насколько я знаю. Это ж поразительно. Почему? Не говоря о том, что Франция рядом. А там же говорят на том же языке. Получается, что французский зритель так сильно отличается от бельгийского?

 

Ян Юсим: Три причины. Первая: Жако Ван Дормель это бельгийский режиссёр. Национальная гордость. Второе: французы любят смотреть только своё кино. Они выпускают сто шестьдесят фильмов в год, они смотрят свои фильмы. Чужие фильмы они не смотрят. Я говорю сейчас только об артхаусном кино. И третье, что интересно, что во Франции его показывали, в основном, для зрителей тридцати-, сорокалетних. Если бы смотрела его молодёжь, они бы приняли его. Вот в чём дело. Это кино, как вам сказать… И ещё одна вещь. Жако Ван Дормель никогда не делал кино для большой зрительской аудитории. У него всего два фильма. Первый фильм – «Тото-герой», удивительное кино, он поставил его в тысяча девятьсот девяностом году. История мальчика, который в свои семь-восемь лет задумался: «мне кажется, что меня перепутали с другим мальчиком в роддоме». Этот мальчик следит за тем мальчиком, с которым его якобы перепутали – он живёт напротив него – и всю свою жизнь посвятил тому, чтоб преследовать, доставать его, не давать ему нормально жить. А в конце они состарились, и у каждого – своя такая одинокая старость. Это чистый артхаус. Второй фильм – это «Восьмой день», о мальчике-дауне, тоже артхаус. Ну как можно третий фильм – все знают, что Жако Ван Дормель это режиссёр именно артхаусный, именно экспериментального кино – сделать большую кассу? Это невозможно. Ну я вам скажу, это не случайность, нет. Это просто последовательность такая. И Жако Ван Дормель, я думаю, ожидал успеха. Да потому что, как он сказал в интервью, мне так понравилось, что он каждый кадр, каждый свой сценарий вылизывает. Он всё до мелочей, он не любит импровизаций, он делает, чтобы всё было последовательно. Да, он нарушает тут всё в этом фильме. Он нарушает раскадровку. Он нарушает композицию. Нарушает планы. У него только крупные планы, дальних планов почти нет. Но они такие короткие, что это всё мелькает, как калейдоскоп. Поэтому я хочу сказать, что это кино не ожидали ни в одной стране, что оно так хорошо может пройти, так хорошо будет воспринято зрителями.

 

Роман Оленев: А я ещё подумал, что вот эта абсолютная непредсказуемость в реакциях зрительской аудитории, она ведь по-своему даже красиво иллюстрирует одну из главных тем фильма, вот эту тему случая, того, что мы не знаем, в каком из направлений будет развиваться то или иное событие. То есть, в общем, получается, что фильм во многом о категории случая, и вот сама судьба фильма тоже оказывается во власти случая.

 

Ян Юсим: Вы правы.

 

Роман Оленев: Такая забавная и красивая вещь.

 

Ян Юсим: Что интересно, да, вы правы. Случай, судьба…

 

Роман Оленев: Момент выбора…

 

Ян Юсим: …необратимость – тут много главных тем я нашёл. Я ещё нашёл такую главную тему этого фильма: как широко и как далеко вы можете представить свою жизнь? Свою! И жизнь вообще. Это очень важно. Вот как можно представить эту жизнь? Эту жизнь можно… я не знаю, на сколько лет вперёд. Вот в этом фильме жизнь представлена очень длинной. Стовосемнадцатилетний старик – и начиная с мальчика семилетнего. Он экспериментирует с линией судьбы. Он с роком экспериментирует. Я хотел бы вам задать вопрос: как вы считаете, тут много реального или сюрреального? Или тут выдумано, что тут есть?

 

Роман Оленев: Мне кажется, что всё-таки режиссёр… в целом, его позиция достаточно трезвая, и он хочет рассуждать о реальной жизни человека, о том, как человек существует в условиях времени. И при этом для вот этих рассуждений он оперирует некими сюрреалистическими образами, сюрреалистические сцены вводит. Но его интересуют вполне ясные и понятные категории: время, что такое есть время вообще, что такое момент выбора для человека, какой выбор правильный, какой – неправильный. То есть, в общем-то, все те вопросы, которые волнуют человека испокон веков.

 

Ян Юсим: Но тут ещё одна вещь. Он исследует в этом фильме механизм человеческого мышления. Вот именно в этом фильме очень хорошо у него получилось. И мне кажется, что здесь в какой-то степени вы неправы. Мне кажется, что тут он играет с реальностью. Он исследует реальность и сюрреальность. Мне кажется, тут реальность не главное. Для него тут главное – это исследование механизма человеческого мышления. Вот это для меня очень важно, как он это делает. Как он это делает и как он захватывает зрителя.

 

Роман Оленев: Вот я возражу вам. Наоборот, мне даже кажется, что в фокусе внимания режиссёра может быть и не человек, и не главный герой, а вот именно феномен времени. И подтверждением тому, я скажу: когда он создавал фильм, он был под сильнейшим воздействием идей выдающегося бельгийского учёного-физика, кстати, русского происхождения, Ильи Пригожина, который исследовал всю жизнь феномен времени, в том числе категорию случая. И мне кажется, фильм во многом интересен тем, что он как бы иллюстрирует эти рассуждения выдающегося учёного. И в фокусе внимания его именно вот то время как категория, условия существования человека в категории времени. Ну, в том числе, момент выбора, случай, ведь это всё напрямую связано с человеческим временем. Потом, память человека, тоже которая напрямую связана. Симбиоз: человек и время. И может быть, время даже его интересует больше, чем сам человек.

 

Ян Юсим: Вот, вот это я хотел от вас слышать. Потому что очень много было фильмов в мировом кинематографе, где человек и время. Боже мой, не только сотни – тысячи фильмов. А тут он время исследует по-другому. Совсем. Что такое время – для человека и для нас вообще. Даже эта минута, даже это мгновение. Он даже ради этого мгновения сделал фильм.

 

Роман Оленев: Весь видеоряд подчинён этому?

 

Ян Юсим: Совершенно верно, да.

 

Роман Оленев: У меня такое ощущение, что в каждой сцене можно видеть образ времени.

 

Ян Юсим: Да.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!