Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 36 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.01.2015
Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 Часть 1
Безусловно, заслуживающим внимания кинособытием этого года оказался фильм бельгийского режиссёра Жако Ван Дормеля «Господин Никто». Не говоря о том, что фильм стал самым дорогим в истории бельгийского кино – пятьдесят миллионов евро, как-никак – он вобрал в себя идеи и художественные приёмы многих знаковых фильмов ушедшего десятилетия, таких как «Матрица», «Амели», «Беги, Лола, беги», «Эффект бабочки», ну и некоторых других, уже подзабытых лент. При этом фильм «Господин Никто» нельзя назвать вторичным: он по-настоящему самобытен. И потом, эта картина и зрелищна, и в то же время глубоко философская. Вообще, в ней есть ценное и редкое сочетание, когда идёт воздействие не только на чувства, но и на интеллект зрителя. Хотя, может, больше всё-таки на чувства. Это мы именно что смогли почувствовать, устроив небольшой опрос зрителей после одного из сеансов фильма в кинотеатре «Ю-синема». Вот теперь вы можете увидеть эти живые зрительские реакции.
Роман Оленев: Сформулировать смысл фильма, наверно, сложно сейчас?
Зрительница: Мне надо переварить. Я думаю, что я должна ещё переспать с этим фильмом.
Зрительница: Проблема выбора и возможности, которые ты продумываешь, делая каждый выбор в своей жизни.
Роман Оленев: То есть, вариативность прошлого…
Зрительница: Да. То есть, каждый человек, наверное, когда-то испытывает такую проблему и оценивает правильность выбора. Хотя никто никогда не сможет эту правильность оценить адекватно.
Зритель: Настроение очень лёгкое, очень доброе, такое… на грани со сказкой. Потому что сначала фильм завораживает. Почему-то кажется, что это, там, «Эффект бабочки», какой-то очередной голливудский блокбастер, что-то в этом духе. А потом понимаешь, что это, оказывается, эмоции. Это, оказывается, чувства. Это даже не передать словами. Очень хороший фильм. Понравился.
Зритель: Этот фильм страдает тем же, чем страдал любимый фильм этого режиссёра «Нетерпимость». То есть, да, отдельные сюжетные линии не складываются, по моему мнению, в цельную картину.
Зрительница: Я почувствовала настоящую жизнь. Я не определилась ещё с тем, какую мысль он хочет донести, но мне понравилась фраза: «Мама, папа и ребёнок, и неважно, как их зовут». Это такая… ну не знаю… экзистенциальная естественность: я живу, но я не знаю, кто я, я не знаю своего имени, я никогда не видела своего лица. Мне понравилось вот это. Это комок жизни у меня внутри.
Зрительница: Если говорить об идее, о которой шла речь, я её полностью поддерживаю, и сама не раз задумывалась о том, о множественности вариантов. Что бы было, если б я вас сейчас не встретила в коридоре, а пошла дальше? И что будет: вот я вас встретила и здесь с вами говорю. Что будет после этого?
Зритель: Есть лёгкие фильмы, которые ты смотришь, и никаких ощущений у тебя не остаётся после них, просто какая-то пустота. А тут ты выходишь, и у тебя есть о чём думать, есть над чем думать, есть время, чтобы подумать об этом.
Зрительница: Знаете, у меня просто действительно нет слов. И смех, и слёзы, я не знаю, такая буря эмоций. Мне сейчас делиться впечатлениями – это просто отрывать от себя кусочек, правда.
Ну а сейчас, после всех этих эмоциональных, а порой и волнительных ответов, после того как вы сами почувствовали, что от фильма у зрителя загораются глаза, перейдём уже к обстоятельной беседе о нём с человеком, благодаря которому одесские зрители и имеют возможность увидеть фильм «Господи Никто» на большом экране и получить вот такой мощный эмоциональный и интеллектуальный заряд. Нет, речь идёт не о режиссёре картины, но об арт-директоре кинотеатра «Ю-синема» Яне Григорьевиче Юсиме.
Роман Оленев: Первое, с чего хотелось бы начать, первое, что приходит на ум, когда думаешь о фильме «Господин Никто», это то, что при всей его интеллектуальной насыщенности, пожалуй, главный его зритель – это женская аудитория. Как показывает статистика, и лично я в этом убедился, когда был и на вашем сеансе. И, кстати, я читал ещё, что когда режиссёр в Москву приехал, его тут же окружили именно поклонницы. Ваше мнение: с чем связано, что фильм притягивает, прежде всего, женскую аудиторию?
Ян Юсим: Это вы хорошо заметили, да. Я не задумывался насчёт этого. Я думал о возрастной категории. Ну, сейчас поговорим о женской. Мне кажется, что в этом фильме, во-первых, три любови, три истории любви. И необычные эти истории любви. Истории любви, которые, я думаю, показывают здесь, каждая эта любовь может быть отдельным фильмом. Но вот из-за нелинейности – фильм-то нелинейный – из-за нелинейности тут эти любовные истории заинтересовали девушек. Почему девушек? Я думаю, что такое эти три истории. Эти три истории именно для девушек от восемнадцати до двадцати семи, двадцати пяти лет. И женской аудитории нравится главный герой. Главный герой здесь – это тот человек, который определяет весь фильм. У него двенадцать жизней, как сам определил Джаред Лето, который исполняет главную роль, и вот эти двенадцать жизней захватывают девушек. Они тянут за собой в зал мужчин или парней, и те сморят тоже кино. Это очень хорошо вы заметили – я не задумывался над этим, что может, женская… Ну вообще, если откровенно, женская аудитория всегда больше, чем мужская, на любом фильме.
Роман Оленев: Особенно на интеллектуальном.
Ян Юсим: Да, на интеллектуальном фильме, особенно на этом фильме, где много, как я сказал уже, любовей. Тот разные любови. Ну а так, как преподал это Жако Ван Дормель, я думаю, они не видели ни в одном фильме. Тут подано это совсем по-другому. Любови просто обрываются, заканчиваются, потом опять начинаются, и получаются очень интересные миры. Миры распадаются, а потом соединяются.
Кадры из фильма «Господин Никто», режиссёр Жако Ван Дормель, 2009 г.
Роман Оленев: Я здесь вдруг подумал, что вот эта женственность некая, она даже ещё и проявлена в выборе главного актёра, Джареда Лето. Такой типаж нежный, и он же ещё и рок-кумир девушек. То есть, мне интересно: режиссёр специально целился в женскую аудиторию, или это как-то так само собой произошло? Ну хорошо, давайте поговорим о необычной прокатной судьбе фильма. Я знаю, что в каких-то странах его очень тепло приняли, где-то – вообще не оценили, в том числе ни жюри, ни кинокритики. Как вы думаете, почему такой разнобой произошёл в Европе? Где-то полюбили, где-то – не очень…
Ян Юсим: Замечательный вопрос. Я отслеживаю все фестивали. Иногда бываю на Каннском, Берлинском. А вот на Венецианском фестивале я ещё ни разу не был. И этот фильм попал на Венецианский фестиваль. Там был такой конкурс, называвшийся «Раскрывая новые миры». Он-то туда попал. И в этом конкурсе ни один фильм не соответствовал этому названию. А вот этот – соответствовал. И этот фильм был в сентябре две тысячи девятого года там. Его сразу заметили, увидели этот фильм, и мне показалось – даже не показалось, а я уверен на сто процентов, – что его недооценили прокатчики мейнстрима. Ну, вы знаете, что есть мейнстрим, а есть артхаус.
Роман Оленев: Они вообще его не купили, да?
Ян Юсим: Мейнстрим вообще его не взял. Его взяли только артхаусные. И вот этот фильм Жако Ван Дормель решил показать в Бельгии и во Франции. Ну понятно, что он франкоязычный, и в Бельгии и во Франции его посмотрело рекордное количество людей для артхаусного кино. В основном, это молодёжь. Молодёжь его понимала, а взрослое население, взрослые зрители его не очень принимали. И судьба этого фильма, когда он пришёл в Россию – у нас как: покупает в основном Россия, потом попадает на Украину – и вот, Россия, купив этот фильм, права на него для проката, она его недооценила. Это беда, но когда они взяли для проката и показали его в артхаусных кинотеатрах, они поняли, что они сделали глупость, что не сделали много копий. Фильм-то выходил не на плёнке, а на диске «Паблик видео», то есть, для большого показа в кинотеатрах. И вот когда этот фильм попал на Украину, его тоже не оценили. Его никто недооценил из прокатчиков. Это беда прокатчиков, что они не сморят по-настоящему фильмы. Им главное экшн, спецэффекты, им нужен «три дэ», вот тогда они считают, что этот фильм пойдёт.
Роман Оленев: При этом он очень зрелищный, в общем-то.
Ян Юсим: Он оказался зрелищным. И этот фильм… Я его показываю уже второй раз. Мы показывали его в июне, и людей было очень много. Мы показывали его в августе, и мы покажем ещё раз в октябре. Фильм – не выжатый лимон. Он ещё не собрал всего своего зрителя. Я думаю, что этот фильм интересен, как я уже говорил, многоплановостью, нелинейностью, необычностью и много насыщен. Очень много героев здесь. Тут главный герой – и многие герои вокруг него. А эта история со стариком ставосемнадцатилетним, который ну буквально рассказывает свою жизнь. И какая ирония! Удивительно ироничная картина. И даже есть самоирония. Вот я думаю, что он недооценён прокатчиками. Я думаю, то этот фильм… если такого ряда фильмы будут попадаться, я думаю, что прокатчики мейнстрима должны задумываться, брать его в большие залы или нет.
Роман Оленев: А я бы хотел задержаться. Вот вы сказали: Бельгия и Франция, две страны. Мне тут самое любопытное показалось именно вот в этих двух странах, двух аудиториях. В Бельгии суперуспех, а во Франции всё-таки был полный провал картины, насколько я знаю. Это ж поразительно. Почему? Не говоря о том, что Франция рядом. А там же говорят на том же языке. Получается, что французский зритель так сильно отличается от бельгийского?
Ян Юсим: Три причины. Первая: Жако Ван Дормель это бельгийский режиссёр. Национальная гордость. Второе: французы любят смотреть только своё кино. Они выпускают сто шестьдесят фильмов в год, они смотрят свои фильмы. Чужие фильмы они не смотрят. Я говорю сейчас только об артхаусном кино. И третье, что интересно, что во Франции его показывали, в основном, для зрителей тридцати-, сорокалетних. Если бы смотрела его молодёжь, они бы приняли его. Вот в чём дело. Это кино, как вам сказать… И ещё одна вещь. Жако Ван Дормель никогда не делал кино для большой зрительской аудитории. У него всего два фильма. Первый фильм – «Тото-герой», удивительное кино, он поставил его в тысяча девятьсот девяностом году. История мальчика, который в свои семь-восемь лет задумался: «мне кажется, что меня перепутали с другим мальчиком в роддоме». Этот мальчик следит за тем мальчиком, с которым его якобы перепутали – он живёт напротив него – и всю свою жизнь посвятил тому, чтоб преследовать, доставать его, не давать ему нормально жить. А в конце они состарились, и у каждого – своя такая одинокая старость. Это чистый артхаус. Второй фильм – это «Восьмой день», о мальчике-дауне, тоже артхаус. Ну как можно третий фильм – все знают, что Жако Ван Дормель это режиссёр именно артхаусный, именно экспериментального кино – сделать большую кассу? Это невозможно. Ну я вам скажу, это не случайность, нет. Это просто последовательность такая. И Жако Ван Дормель, я думаю, ожидал успеха. Да потому что, как он сказал в интервью, мне так понравилось, что он каждый кадр, каждый свой сценарий вылизывает. Он всё до мелочей, он не любит импровизаций, он делает, чтобы всё было последовательно. Да, он нарушает тут всё в этом фильме. Он нарушает раскадровку. Он нарушает композицию. Нарушает планы. У него только крупные планы, дальних планов почти нет. Но они такие короткие, что это всё мелькает, как калейдоскоп. Поэтому я хочу сказать, что это кино не ожидали ни в одной стране, что оно так хорошо может пройти, так хорошо будет воспринято зрителями.
Роман Оленев: А я ещё подумал, что вот эта абсолютная непредсказуемость в реакциях зрительской аудитории, она ведь по-своему даже красиво иллюстрирует одну из главных тем фильма, вот эту тему случая, того, что мы не знаем, в каком из направлений будет развиваться то или иное событие. То есть, в общем, получается, что фильм во многом о категории случая, и вот сама судьба фильма тоже оказывается во власти случая.
Ян Юсим: Вы правы.
Роман Оленев: Такая забавная и красивая вещь.
Ян Юсим: Что интересно, да, вы правы. Случай, судьба…
Роман Оленев: Момент выбора…
Ян Юсим: …необратимость – тут много главных тем я нашёл. Я ещё нашёл такую главную тему этого фильма: как широко и как далеко вы можете представить свою жизнь? Свою! И жизнь вообще. Это очень важно. Вот как можно представить эту жизнь? Эту жизнь можно… я не знаю, на сколько лет вперёд. Вот в этом фильме жизнь представлена очень длинной. Стовосемнадцатилетний старик – и начиная с мальчика семилетнего. Он экспериментирует с линией судьбы. Он с роком экспериментирует. Я хотел бы вам задать вопрос: как вы считаете, тут много реального или сюрреального? Или тут выдумано, что тут есть?
Роман Оленев: Мне кажется, что всё-таки режиссёр… в целом, его позиция достаточно трезвая, и он хочет рассуждать о реальной жизни человека, о том, как человек существует в условиях времени. И при этом для вот этих рассуждений он оперирует некими сюрреалистическими образами, сюрреалистические сцены вводит. Но его интересуют вполне ясные и понятные категории: время, что такое есть время вообще, что такое момент выбора для человека, какой выбор правильный, какой – неправильный. То есть, в общем-то, все те вопросы, которые волнуют человека испокон веков.
Ян Юсим: Но тут ещё одна вещь. Он исследует в этом фильме механизм человеческого мышления. Вот именно в этом фильме очень хорошо у него получилось. И мне кажется, что здесь в какой-то степени вы неправы. Мне кажется, что тут он играет с реальностью. Он исследует реальность и сюрреальность. Мне кажется, тут реальность не главное. Для него тут главное – это исследование механизма человеческого мышления. Вот это для меня очень важно, как он это делает. Как он это делает и как он захватывает зрителя.
Роман Оленев: Вот я возражу вам. Наоборот, мне даже кажется, что в фокусе внимания режиссёра может быть и не человек, и не главный герой, а вот именно феномен времени. И подтверждением тому, я скажу: когда он создавал фильм, он был под сильнейшим воздействием идей выдающегося бельгийского учёного-физика, кстати, русского происхождения, Ильи Пригожина, который исследовал всю жизнь феномен времени, в том числе категорию случая. И мне кажется, фильм во многом интересен тем, что он как бы иллюстрирует эти рассуждения выдающегося учёного. И в фокусе внимания его именно вот то время как категория, условия существования человека в категории времени. Ну, в том числе, момент выбора, случай, ведь это всё напрямую связано с человеческим временем. Потом, память человека, тоже которая напрямую связана. Симбиоз: человек и время. И может быть, время даже его интересует больше, чем сам человек.
Ян Юсим: Вот, вот это я хотел от вас слышать. Потому что очень много было фильмов в мировом кинематографе, где человек и время. Боже мой, не только сотни – тысячи фильмов. А тут он время исследует по-другому. Совсем. Что такое время – для человека и для нас вообще. Даже эта минута, даже это мгновение. Он даже ради этого мгновения сделал фильм.
Роман Оленев: Весь видеоряд подчинён этому?
Ян Юсим: Совершенно верно, да.
Роман Оленев: У меня такое ощущение, что в каждой сцене можно видеть образ времени.
Ян Юсим: Да.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|