Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 50 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 16.12.2014
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 Часть 1
На сегодняшний день, во многом благодаря глянцевым журналам, в моду вошло такое словосочетание, определение, как «брутальный мужчина». Но применительно к такому артисту как Алексей Горбунов оно нам кажется недостаточным и вот именно что ну слишком уж модным. Лучше просто – настоящий мужчина и актёр с колоссальной, с мощнейшей энергетикой. Ну и вот когда нам вдруг стало известно, что Алексей Сергеевич, оказывается, отдыхает сейчас в Одессе, мы, конечно, постарались с ним встретиться.
Роман Оленев: Ни в коем случае не хочу вам льстить, но на сегодняшний день ваша актёрская индивидуальность – она очень редкая. То есть, я имею в виду то, что вы как бы продолжаете тот тип актёра, который связан с такими именами, как Владимир Высоцкий, Павел Луспекаев[1]. То есть я не могу сказать, что сегодня вообще таких актёров с подобной энергетикой мало, но, в принципе, чтобы в артисте был и мужской характер, и глубина таланта – это, к сожалению, сегодня большой дефицит. Ну есть артисты – Сергей Шакуров[2], Сергей Гармаш – но, в целом, это редкость. Как вы думаете, почему так произошло и ну ваш прогноз – это обратимая тенденция, это временно?
Алексей Горбунов: Спасибо за добрые слова. Но, конечно, после перечисленных фамилий великих актёров, я считаю, что мне, в частности, и тем, кто сегодня снимается, моего возраста актёрам, которые, может быть, даже успешны – нам так далеко всем до Луспекаева, до Владимира Семёновича… Я бы ещё назвал Капеляна[3], я бы ещё назвал Олега Ивановича Янковского, Олега Ивановича Борисова[4], я бы назвал Крючкова[5], я бы назвал Андреева[6] – это великие. Я бы назвал своего учителя Константина Петровича Степанкова[7], Бронислава Брондукова[8], Яковченко[9]… То есть, это глыбы. Это киты, глыбы. Мы дети, мы песчинки рядом. Это великие актёры… Шукшин… Я просто думаю, что сейчас время такое. Время сегодняшнее настолько коммерциализировано и всё сводится к «баблу», как бы печально это ни звучало, и поэтому определяет стиль кинематографа, телепрограмм, которые мы видим, радиоэфир, который мы слышим. То есть глубины́ и мощи такой, которые были в те времена и у этих великих актёров – наверно, просто связано это со временем, я думаю. И люди. Таких уже «не собирают», как кто-то из писателей написал. Таких людей уже не собирают! И, к сожалению, чем дальше, мне кажется, тем всё будет мельче, мельче и мельче. Хотя, с другой стороны, я вот снимаюсь очень много с молодыми актёрами, и молодёжь, честно говоря, меня очень радует, поскольку, во-первых, они очень настоящие, они без вот этих вот двойных сознаний, двойных стандартов. То есть, им нравится – они говорят: «Мне нравится». Им не нравится – они говорят: «Не нравится». Они могут ходить рядом с известным актёром, с каким-то очень известным, и не обращать на него никакого внимания абсолютно. То есть, я в этом плане как бы по-хорошему завидую, потому что когда я снимался с великими – я не мог сниматься с Джигарханяном. Первый раз я снимался в восемьдесят восьмом году – был фильм, по-моему «Клевета» назывался он, киностудия Довженко. Я три дня не мог с Арменом Борисовичем сидеть, говорить диалог, потому что у меня тряслись руки, я забывал текст, я не мог вообще. Это притом, что он дядька очень хороший, очень душевный. Он меня всё успокаивал, говорит: «Сынок, давай повтори мне ещё». Он очень светлый, позитивный человек. Вот, кстати говоря, что было в великих актёрах – тех, которых я застал – они настолько скромные были люди, они настолько не были подвластны тому, что происходит с нами, со мной, например. Я там очень грубо с людьми могу разговаривать. Я, например, очень тяжело переношу, когда меня всё время просят сфотографироваться. То есть, я всё время чувствую себя как в зоопарке. Я вот сейчас нахожусь здесь, в этом прекраснейшем, чудеснейшем месте – «Совиньон», где хочу расслабиться, потому что я на отдыхе. Но здесь же люди отдыхающие, и я понимаю, потом, придя в себя, что человек видит артиста и, естественно, у него делание сфотографироваться, поздороваться, что-нибудь спросить. А у меня постоянно ощущение – как в зверинце. То есть, я в этом плане не сдержан и себя совершенно не умею вести. Великие актёры настолько были скромными, тактичными. А популярность у них была – не сравнить, сегодня ни одной звезды нет, чтобы это был уровень, тот, что эти люди испытывали. Когда Олег Иванович Янковский снимался в Калуге – там весь город приходил смотреть, как снимается Янковский. Весь город, всё женское население Калуги стояло пять дней подряд на морозе, открыв рты, возраст от семнадцати лет до пятидесяти – и вот так, затаив дыхание, смотрели на Янковского.
Роман Оленев: Парадокс. Это и внутренняя интеллигентность, и готовность жертвовать собой…
Алексей Горбунов: Да, это, наверное, внутренняя интеллигентность, это, наверное, какая-то установка, это, наверное, какой-то образ жизни – был скромнее вообще во всей стране. Все же люди жили очень как-то так одинаково. И это, конечно, потрясающая была тактичность по отношению к людям, потому что каждому человеку… Скажем, Евстигнеев тоже. Мы снимались в картине «Яма», и к нему столько людей подходило. Я думал: как же ему хватает сил? Он с каждым поговорит, он что-то ответит, он распишется, он сфотографируется… То есть, конечно, они вели себя – просто на удивление. Мне по-хорошему – ну и нам, нам, кому сегодня сорок-пятьдесят лет, там известным артистам – есть, на что, на кого ровняться.
Роман Оленев: Алексей Сергеевич, вы сами сказали, что вы человек несдержанный, импульсивный. Интересно, когда вы работаете с режиссёрами, для вас важно то, каков по темпераменту сам режиссёр? Например, как вы чувствуете себя органичнее – с режиссёрами типа Никиты Михалкова или, допустим, Петра Тодоровского[10], а может, Гарика Сукачёва атмосфера вам ближе, легче?
Алексей Горбунов: Конечно, это разные же люди, и каждый со своим характером и темпераментом. Но с Валерой Тодоровским[11] мне просто очень комфортно работать, потому что он в моей жизни и судьбе очень многое поменял, сделал. Потому что он меня взял в картину «Страна глухих»[12] – я маленький эпизод сыграл – и после этого я стал сниматься активно в Москве. Потому что потом пошла картина «Каменская» (первая) и потом дальше, дальше, дальше пошли. И потом […] фильм, где он возглавлял эту фирму, Валера. И потом снимался и в «Красной капелле»[13] и в «Курсантах»[14]. И вот последняя картина его, «Стиляги»[15], за что я безумно ему благодарен. Наконец-то мне Валера дал спеть и станцевать, о чём я мечтал очень долго-долго.
Кадры из фильма «Стиляги» (2009 г., реж. В. Тодоровский):
– Мамба и твист, джимми, фокстрот и танго Я отыграл в жизни своей не раз. Я капитан очень большого ранга Шхуны гнилой, имя которой – Джаз. В этой стране лучше ей быть подлодкой. В этой стране джазу заказан путь. Я заливал трюмы вином и водкой, Но никогда с курса не мог свернуть. Зато я знаю, что такое этот кайф – Мелодия, и ритм, и драйв, Когда твой саксофон и ты уже одно. Но если хочешь и ты всё это узнать И эту музыку играть, Играй, не бойся ничего – Ты не пойдёшь на дно!
Алексей Горбунов: С Гариком работать – совершенно по-другому. С Никитой Сергеевичем Михалковым – тоже. Но мне комфортней всё-таки работать с человеком, с которым я говорю на одном языке. Скажем, Андрей Кавун[16] – это один из самых любимых моих режиссёров, который снял «Курсанты», «Охота на пиранью». Мы с ним говорим на одном языке: ему достаточно два-три слова, и я понимаю, что он хочет, куда мне рулить, и он принимает очень многое из того, что я предлагаю. Потом он – за мат, я очень люблю материться в кадре, если, скажем, роль того требует. Поскольку всё-таки, мат, я считаю, – это самые честные слова, особенно в наше сегодняшнее время. Я не очень люблю, когда матерятся другие люди, когда я слышу – меня режет это. Но что касается творческих моментов, мне гораздо понятнее и убедительнее себя чувствовать, когда мат рождается естественно – то есть, мне как бы понятнее человек. Кавун за это хватается прямо вот. Другие режиссёры не очень это любят.
Кадры из фильма «Я» (2009 г., реж. И. Волошин):
– Зиму я, с…ка, не люблю. Зимой, малой, мы в натуре, шо шпалы, как ветки чёрные водой истекают, а весной – х…к, и сели! Не, малой, зима не в масть. Весна, зелёная весна… Ветер туман порвал. Солнце сквозь щёки туч Здравствуй, мой Магадан. Здравствуй, весенний луч.
[1] Павел Борисович Луспека́ев (1927–1970, Москва) – русский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, звание Лауреата Государственной премии России присвоено в 1997 г. посмертно, за художественный фильм «Белое солнце пустыни» (прим. ред.).
[2] Сергей Каюмович Шаку́ров (род. 1942) – русский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (прим. ред.).
[3] Ефим Захарович Копеля́н (1912–1975) – русский актёр театра и кино, один из ведущих актёров Большого драматического театра в Ленинграде. Народный артист СССР (прим. ред.).
[4] Олег Иванович Борисов (1929–1994) – русский актёр театра и кино, кинорежиссёр, Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР (прим. ред.).
[5] Николай Афанасьевич Крючков (1910–1994) русский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени (прим. ред.).
[6] Владимир Алексеевич Андреев (род. 1930) – русский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (прим. ред.).
[7] Константин Петрович Степанко́в (1928–2004) – русский актёр театра и кино, педагог, Народный артист СССР (прим. ред.).
[8] Борислав Николаевич Брондуков (1938–2004) – русский актёр, Народный артист Украинской ССР (1988), первый лауреат Государственной премии Украины имени Александра Довженко (прим. ред.).
[9] Николай Фёдорович Яковченко (1900–1974) – русский актёр театра и кино, Народный артист Украинской ССР (прим. ред.).
[10] Пётр Ефимович Тодоро́вский (1925–2013) – русский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР (прим. ред.).
[11] Валерий Петрович Тодоро́вский (род. 1962) – русский продюсер, сценарист и кинорежиссёр. Сын кинорежиссёра Петра Тодоровского (прим. ред.).
[12] «Страна глухих» – художественный фильм режиссёра Валерия Тодоровского. Снят пo мoтивaм пoвeсти Pенаты Литвинoвoй «Oблaдaть и пpинaдлeжaть» (прим. ред.).
[13] «Красная капелла» – телесериал о деятельности разведывательной сети ГРУ ГШ РККА в Западной Европе (прим. ред.).
[14] «Курсанты» – телесериал режиссёра Андрея Кавуна, снимается с 2004 г. (прим. ред.).
[15] «Стиляги» – художественный фильм режиссёра Валерия Тодоровского (2008 г.) о молодёжной субкультуре 1950-х гг. (прим. ред.).
[16] Андрей Олегович Каву́н (род. 1969) – русский кинорежиссёр, сценарист. Известен по исторической драме «Кандагар» и ироническому боевику «Охота на пиранью» (прим. ред.).
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|