HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Юрий Меркеев

Монастырь и кошка

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется 27 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.04.2015
Оглавление

1. Часть 1. «Увидел красоту – убей красоту!»
2. Часть 2. Я видел, как умирает красота


Часть 2. Я видел, как умирает красота


 

 

 

            «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто...»

            Святой апостол Павел.

 

 

Если вы спросите меня, какое событие в жизни надолго врезалось в мою память и до сих пор не даёт покоя, я отвечу: однажды я видел, как умирает красота.

Не помню, как её звали, кажется, Лена, это не суть важно. Важно то, что природа наградила её безупречной внешностью. Прошло уже больше двадцати лет, а у меня в памяти сохранились её тёплые лучистые глаза какого-то шоколадного цвета, нежный овал лица, высокая и прямая шея, волнистые волосы, которые с трудом собирались в пучок и немедленно рассыпались, стоило ей ослабить заколку. Она была проста в общении, умна, держалась с каким-то внутренним благородством. Умирала она безропотно. Несколько дней у неё держалась большая температура, но никто из нас даже помыслить не мог о том, что она вскоре умрёт. Мы не могли предположить того, что внутри её красивого тела идёт скоротечный процесс воспаления лёгких. Она не кашляла, не хваталась за грудь, не жаловалась ни на какие боли. Она температурила и тихо умирала. Есть что-то несообразное в том, что красота умирает так же, как и всё остальное. Не только красота, но и молодость, сила... Более мы привыкли к законам естества, по которым, прежде чем исчезнуть, молодость становится старостью, красота увядает, а сила плавно перетекает в слабость. Слабость и смерть – понятия близкие одно к другому. Уродство и смерть – тоже. Но сила, молодость, красота и быстротечная гибель?.. Это трудно в полноте своей уяснить нашим жалким плоскостным человеческим сознанием.

По всей вероятности, она глушила боль с помощью вина и таблеток. Иначе совсем уже странно то, с каким спокойствием она переступила грань между жизнью и смертью. Она вступила туда королевой – даже усопшая казалась живой. Говорят, смерть обезображивает. Я видел не одну смерть и знаю, что это так. Тут же, словно очнувшись от какой-то страшной ошибки, природа бросила женщине свой последний подарок: большая грешница во внешнем своём проявлении, она уходила из жизни с обликом праведницы. Застывшая улыбка на губах и чуть скорбный или, скорее недоуменный излом бровей. Наивность и непонимание с одной стороны и смирение с другой. Даже самый опытный в вере человек, видя такую смерть, в досаде на некий сбой в естестве воскликнет: «Почему? За что?». Мы не знаем этого и, наверное, никогда не узнаем. Кем она будет там – не ведаю. Когда уходит безгрешность и чистота, говорят, что на небе появился ещё один ангел. Эта женщина была грешна, и я это знаю точно, потому как сам грешен. Однако я не знаю того, что происходило в её душе перед смертью. Возможно, параллельно с процессом разложения клеток лёгкого шло очищение её души. Не знаю. Не дано нам этого узнать. Это предмет промысла божьего. Природу красоты человек постигнуть не может. Красота Елены была гармонией чувственной, прелестью Суламифь, белой лилией, окружённой зелёными лепестками. Но почему же гибель чувственной красоты приносит миру так много скорби? Возможно, потому, что сам мир живет чувственной жизнью, и потому внешняя красота для него – это высшее проявление гармонии. Созерцание красоты, любовь чувственная, произведение искусства, музыка гения, – всё это доставляет величайшее наслаждение. Какого оно рода? Более чувственного, чем духовного. Там, где начинается Дух, перестаёт быть деление на мужское и женское... Но почему же мне до сих пор жаль ту красивую женщину, после смерти которой прошло уже больше двадцати лет? Думаю, что мне жаль своё удовольствие от созерцания её красоты, – своего рода эстетический эгоизм, который сидит в каждом художнике.

 

 

*   *   *

 

В юном возрасте добро и зло, созидание и разрушение различимы на глаз. Дети – плохие притворщики. Когда ребёнок взрослеет, он учится лавировать между мнениями людей и постепенно обрастает клубком разного рода переживаний. Взрослый – это мимикрический архипелаг, в котором добро и зло присутствуют в форме слитков. Когда на слитке нет пробы, трудно на глаз оценить его качество. Взрослые – это сплав созидания и разрушения. Кажется, Антон Павлович Чехов сказал о том, что нет на земле хорошего удобрения, которое не имело бы в основании себя, простите, дерьма. Так и в мире взрослых людей. Возьмите доброе дело и попытайтесь найти его основание. Дай бог ещё, если мы отыщем там только тщеславие, а не грубый расчёт. Что ж поделаешь, – наша человеческая природа слаба. Тело тянет в одну сторону, ум в другую, а сердце в третью. Басня Крылова о лебеде, раке и щуке – хорошая иллюстрация для характеристики человека. Лебедь – конечно, душа! Рак, вероятно, – тело (так и норовит утянуть на дно, ниже которого ничего нет); а щука – резкий и ловкий разум, который нетрудно, впрочем, поймать на крючок с хорошей наживой.

Я думаю о том, что у каждого из нас, несмотря на духовность или бездуховность, есть своего рода внутренний оценщик, который постоянно кого-то или чего-то с кем-то или с чем-то сравнивает. Прочитал я хорошую книгу, насладился ей, мне подсовывают другую и говорят: «Прочитай и сравни!». Так бывает не только в искусстве, но и среди людей. Осуждение это или нет, не знаю. Если осуждение (охуждение), то нет ни одного человека, который бы этим грехом не был болен... Иногда, глядя на симпатичные женские лица, я мысленно сравниваю их с той Леной из моего прошлого. Как правило, эти сравнения не в их пользу. Редкая красота потому так и называется, что её нечасто встретишь. Есть люди, которые не могут удержать своего внутреннего оценщика, и он всё время пробивается у них изнутри. Такие охуждают вслух. От них беды много больше, ибо сплетня (сплетение лжи) ожидаема толпой. Толпа её поглощает и рождает новую сплетню. А между этими двумя действиями «отряд не замечает потери бойца». Словом можно убить!

 

 

*   *   *

 

Я не знаю, почему Елена не сумела выжить. Внешняя красота недолговечна. Возьмите, к примеру, цветок или бабочку. Думаю, что предназначение такой красоты в ежечасном, в ежесекундном подтверждении божественного происхождения всего сущего. Перед лицом такой красоты, какая была у этой женщины, поневоле испытываешь благоговение. Даже если бы я не сумел совладать со своей чувственной природой, к примеру, и... влюбился бы, то всё равно не отдал бы отношение к красоте на откуп своему телу. Полагаю, что если бы свела нас судьба в самой грубой жизненной вариации, например, где-нибудь на территории локального конфликта, в деревенской гостинице, где солдаты между боями утешаются услугами местных проституток, – даже тогда моё изумление красотой было бы выше плотских желаний. Так я устроен. Заметив красивый цветок, я не хочу по-разбойничьи сорвать его. Зачем? Можно наблюдать и наслаждаться красотой, не стиснутой в собственной ладони. Теперь я понимаю, отчего щемит моё сердце, когда вспоминаю Елену. Она создана была для утепления тысяч глаз, для благоговейной дисциплины души над плотью, она должна была жить, а вместо этого... Таких людей немало. Их жизнь напоминает вертящийся с огромной скоростью диск, который так и норовит сбросить с себя любого зазевавшегося на периферии. Спасение – в центре этого диска. Именно там находятся вечные ценности. Только там, при постоянной центрифуге, человек перестаёт испытывать страшное давление двух противоположных сил – стремления к жизни и тяги к смерти. Говорю это не для красного словца. Я видел, как молодые ещё люди, полные жизненных сил, сваливались с этого диска в пропасть. Они просто не знали того, что нужно стремиться к центру, для того чтобы жить. С Леной случилось то же. Если бы она знала, если бы в её детстве случился хотя бы один человек, который сумел бы ей объяснить, что есть хорошо, а что плохо, думаю, она жила бы долго и счастливо. «Ну, устремление к жизни – это понятно», – скажете вы. Ничего противоестественного тут нет. Всякое живое стремится к жизни. Даже крохотный росток травы находит в себе силы пробить толстый слой асфальта по пути к солнцу. Чудеса? Нет. Естественный закон бытия. При чём тогда упомянутая мною тяга к смерти? А вот здесь и всплывает повреждённая человеческая природа. Когда смертельно заболевает домашняя кошечка, что она делает? Она выползает на улицу и ищет траву. Когда охотники в лесу загоняют оленя, он пытается убежать, а когда силы его оставляют, предпринимает поистине человеческую комбинацию, – интуиция подсказывает ему пойти на крайнюю и психологически оправданную меру: спокойным шагом, глядя жалобными распалёнными плачущими глазами в глаза охотнику, он идёт прямо на него. Говорят, очень часто это срабатывает. И в последний миг ружье опускается. Даже самый азартный охотник всегда человек, а не зверь. Итак, природа знает, что за выживание нужно бороться. Знает ли это существо богоподобное – человек? Когда-то, думаю, такой вопрос не мог бы и появиться. Сейчас всё по-другому.

Героиня моего рассказа Елена, серьёзно заболев, вместо того чтобы лечиться, глушила температуру и боль вином и таблетками. Другие всю жизнь свою превращают в болезнь, а в смерти видят избавление от страданий. Не повреждение ли это человеческой природы? Скажу больше. Есть и такие люди, которые к смерти испытывают постоянное притяжение. Как человек пишущий, то есть склонный присваивать образам конкретные имена, я называю эту группу людей потенциальными самоубийцами. Если у Каина на лице была печать убийцы, то у этих людей иная печать. В жизни порой они бывают весьма привлекательны. Человек, пляшущий над пропастью на канате, кажется толпе ослепительным до тех пор, пока не срывается вниз. Его последнее величие – свободный полёт. А далее что? Балаганная толпа разбредается по своим серым норкам и забывает того человека абсурда, который только что развлекал их. Отряд и в этот раз не заметил потери бойца.

У известного психиатра Зигмунда Фрейда есть целая теория, объясняющая тягу к смерти. «Подсознательно каждый человек стремится к самому спокойному и устойчивому положению, – говорит он. – И это положение есть смерть. Устойчивее её в жизни ничего нет». Не правда ли, чудовищное объяснение мотива тех или иных поступков? Неужели и Елена несла в себе эту роковую печать потенциальной смертницы? И подсознательно не желала выздоровления? Возможно. Я знал одного человека, героя Афганской войны, который в своё время ушёл воевать добровольно, испытывая потребность не просто закалить свой характер, но почувствовать тот «наркотик войны», который можно почувствовать только в смертельной схватке. Из Афганистана он вернулся мрачным, подавленным, несколько месяцев беспробудно пил, потом женился, обзавёлся семьёй и буквально за два-три года стал одним из самых преуспевающих бизнесменов города. У него появилась целая сеть магазинов и ресторанов. Несколько лет он и капли вина не брал в рот, но вот однажды жена застала его в постели с любовницей. И тут началось. Месяц беспробудной пьянки довёл его до того, до чего раньше не могли довести годы злейшего употребления алкоголя. Я ещё тогда почувствовал, что он сам раскручивает тот маховик, который швырнёт его в область самого устойчивого, как говорил Фрейд, состояния. И действительно – прошёл месяц, он оставил записку и тихо повесился у себя в сарае. Подсознательно, видимо, он не хотел жить.

 

 

*   *   *

 

Мне нравилось ей любоваться. Живая красота отличается от написанной художником картины наличием духа. Помню, что вместе с эстетическим наслаждением во мне присутствовало и определённое благоговение. Об этом я уже говорил. Глядя на Елену, мне было легче усвоить, что каждый человек – это замысел Творца.

Со смерти Елены прошло уже много лет. Время, как известно, притупляет любые переживания. Но тут в нашем городе произошло одно событие, и, хотя оно, вроде бы, не имеет никакого отношения к моему переживанию, связанному с умиранием девушки, я почему-то о ней вспомнил. А произошло следующее... Местные бомжи убили и съели пару белых лебедей, которые жили в парке на пруду и кормились тем, что приносили им люди. Грациозные белые птицы доставляли публике эстетическое удовольствие особого рода. Глядя на эту пару, глаза у людей становились тёплыми. Птицы привыкли к людям и подплывали к самому берегу, чтобы принять кусочек хлеба из рук. И вот однажды, кажется, во время майских праздников, в парк на «маёвку» и ночлег пришли бомжи. Перед этим они раздобыли где-то бутыль самогона, выпили, развели костёр и в свете огня вдруг увидели двух величавых белых птиц, безбоязненно плывущих к людям... Утром следующего дня в парк весёлой гурьбой вбежали ребятишки из школы, расположенной поблизости, и остановились как вкопанные там, где около тлеющего костра были разбросаны лебединые перья. Думаю, многие из них плакали. Умерла красота!

Бомжей потом нашли и судили. Да что там! Эти оголодавшие грубые мужики лишь недоуменно поглядывали на судей. «За что? Мы же просто покушать хотели, мы же не ограбили никого, не обворовали. Всего только ощипали двух каких-то гусынь...». Так красота уничтожается уродством. Трудно представить себе всё наоборот. Чтобы красота наступала на безобразие. Это как в диалектике пресловутого ...изма – борьба и единство двух противоположностей. Зло имеет в своём корне разрушающую природу. Добро – созидающую. Если созидателя объединить с разрушителем, победит разрушитель. Почему? Потому что разрушать легче, чем созидать. Для разрушения нужна только грубая сила, для созидания – ум и вдохновение.

Вам никогда не доводилось наблюдать, как живёт детская песочница? Мне доводилось. Сначала в ней появляются маленькие аккуратные девочки с белыми воротничками и красивыми бантиками и начинают превращать песок в изящные формы. Кто-то лепит куличики, кто-то цветочки. Светит солнышко, все радуются тому, что творится в мире. Появляется мальчик. Он постарше девочек. Ему уже не очень интересно принимать участие в этом конвейере одинаковых форм. Он – творец. У него в руке специальный совочек и лопатка. Девочки уважительно расступаются, пропуская его в центр песочницы. Они его знают. Мальчик долго всматривается в бесформенную материю, потом садится и приступает к строительству средневекового замка. Возможно, он представляет себя одним из рыцарей, с победой возвращающимся в родовое поместье. А там его ждёт принцесса, которая... ну, скажем, крутится поблизости... та, что в янтарно-жёлтом платье... и пока ещё не подозревает о рыцарских фантазиях своего соседа по песочнице. Вдохновлённый, мальчик творит красоту. Вот появился высокий забор, ров с водой, мостик, башенки, флигеля. Скоро в песочнице будет целый город. Проходит час-другой, и голоса девчонок становятся вдруг приглушёнными. Боковым зрением они замечают группу хулиганов из соседнего двора. Те, ощущая чужой страх, – не свою силу, а именно чужой страх, – медленно приближаются к песочнице. Останавливаются. Наступает любопытная минута, которая существует и в мире взрослых людей. Эта минута – хрупкое противостояние созидательного добра и разрушительного зла. И добро, увы, уступает, сдаётся. Ватага злых мальчишек со сладострастием разрушителей давит только что отстроенный замок и множество свежеиспеченных пирожков и куличиков. И всё! Добро уступает злу без звука. Впрочем, нет, не совсем без звука. После безжалостного акта малолетних вандалов девочки глядят на хаос в песочнице и взахлёб рыдают. Строитель замка подавлен не меньше их. Они плачут вместе. Кто-то из разрушителей, повзрослев и окрепнув умственно, изобретет циничную фразу: «Когда плачет один человек – это горе, а когда несколько – это уже симфония». Кто-то другой подхватит её и скажет: «Увидел красоту – убей красоту... ». Но красота будет жить всегда. Она вечна!

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1. «Увидел красоту – убей красоту!»
2. Часть 2. Я видел, как умирает красота

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!