HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Андрей Медведев

Мир. Текст. Я

Обсудить

Философское эссе

 

(гносеологические, онтологические
и аксиологические аспекты
восприятия мира и текста)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.09.2010
Оглавление

2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал
4. Резюме

Ритуал


 

 

 

Теперь осталось ответить на вопрос: «И что со всем этим делать?»

Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться относительностью этических понятий – этого добра хватает у классиков.

Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.

Буквально: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Или упрощенно – для домохозяек: «Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой».

Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазохист? Не завидую объекту! (шутка)

Согласно Канту, моральное чувство и совесть – врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако «синдром Раскольникова» не появится в том, в ком он не заложен. Тут уж никакое воспитание не поможет.

В «Метафизике нравов» Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим – делать добро, долг по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить её достойно (самосовершенствоваться, например).

Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они – требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.

Согласно Канту, человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а, наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность это положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете – «Град обречённый» Стругацких?.. Оно. Гнёт нас «вещь в себе».

В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо, но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких боголюдей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.

Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия «должны» понятием «можем» и, вслед за Бретано и Шелером, полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем…

А наше МОЖЕМ, как ни странно, воплощается в ритуализме (внутреннем и внешнем) – в готовности соблюдать формальные правила игры, нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же – слепое соблюдение Ритуала при отсутствии или потере веры неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязано.

Итак. Ответ на последний поставленный вопрос: «Что же со всем этим делать?»

После того как вы определились (и с Мельницами, и с верой у вас всё в порядке), приходится соблюдать Ритуал. Даже в том случае, если вы заняты процедурой его разрушения.

 

 

 


Оглавление

2. Всем павшим в борьбе с ветряными мельницами
3. Ритуал
4. Резюме
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!