HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Юлий Максимов

Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина

Обсудить

Рецензия

18+

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2017
Оглавление

4. Безумный Философ и его заблуждения
5. Второе необходимое отступление, или Азербайджанский миф
6. Ислам и наука

Второе необходимое отступление, или Азербайджанский миф


 

 

 

Лачин обвиняет «– азербайджанцев – в том, что вы оплевали своё героическое прошлое и выродились из воинов: в торгашей, из европейцев: в азиатов, из красных: в чёрных, и позорите меня нашим родством».

Автор утверждает, что у азербайджанцев героическое прошлое всё же было. Попытаюсь прощупать, как говориться, фундамент. Ни одна античная или средневековая хроника, ни одно историческое сочинение не фиксирует наличие в истории такого диковинного народа – азербайджанцев. Можете перелистать тьму трактатов, провести в пыльных хранилищах всю свою жизнь – ручаюсь, ничего не найдёте. Этого народа в древней и средневековой истории Азербайджана нет. Есть каспии, хурриты, саки, утии, гаргары, мидийцы, персы, савиры, хазары, арабы, турки-сельджуки. Но азербайджанцев – нет. Это были совершенно разные по языку, образу жизни, ментальности, религии народы. Азербайджанцы, как этнос – большой-пребольшой миф, созданный советской пропагандой.

Более того – нет и Азербайджана. Та страна, которая ныне называется Азербайджаном, ранее распадалась на целый ряд провинций, друг с другом, в общем-то, слабо связанных. И более того – носивших совершенно разные названия и населённых разными народами, образовывавших разные государства. Территории на север от Аракса в разные времена назывались Сакасеной, Каспианой, Арцахом, Сюником, Гирканией (частично), Кавказской Албанией, Хазарией, Ширваном. Южные территории именовались Манной, Мидией, Адурбадаганом; собственно Азербайджаном в арабской транслитерации. Добавлю, что само это название вряд ли представляет собой этнотопоним. Это, определённо, не Англия. И не Франция. Не Персия. И не Германия. Само понятие «Азербайджан», как обозначение единой страны – плод совместного творчества русских и ново-азербайджанских (sic!) интеллигентов девятнадцатого века. И обозначает он «страну», населённую мусульманским народом, говорящим на тюркском языке. Кавычки тут явились недаром, потому что само обозначение Азербайджана как единой страны родом из века восемнадцатого.

Иными словами, никакого другого Азербайджана, кроме населённого смугловатым, мусульманским, говорящим по-тюркски народом, просто нет. Это молодая страна. В период восстания Бабека Азербайджана в том понимании, в котором употребляется это слово, не было. То есть вообще. Тотально. Безо всяких «...но», «...а если?!».

Были ли воинами эти «азербайджанцы»? Судя по истории завоевания Российской империей Кавказа – были. Увы, эти воины сражались за веру исламскую, за ирано-тюркскую империю Сефевидов и Каджаров; за удаль, за добычу – но никак не за «красные знамёна».

Разумеется, эти «азербайджанцы» были и есть стопроцентные, дистиллированные азиаты. Любые европейские черты в их ментальности есть плод иноземного влияния.

Причём – не просто влияния, а культуртрегерской «обработки» в стиле кошмарного романа Г. Уэллса. Пущенные на самотёк, они довольно оперативно втянутся обратно туда, где и должны пребывать – в Азию. И я не буду пророком, если предположу, что этот процесс уже происходит.

 

 

*   *   *

 

А теперь коснёмся любимого героя азербайджанской современности – Бабека. Прошу прощения заранее за возможные резкости. Ибо церемониться тут, если полностью осознать положение вещей, совершенно ни к чему.

Автор совершенно справедливо заметил в одном из своих эссе, что СССР усиленно создавал искусственные народы. Я добавил, что азербайджанцы были големом России и Советского Союза. Этого голема имперская машина создавала с большой любовью и потратила на него немало часов в своей мастерской.

Одним из аксессуаров имперского детища оказалась его пёстрая одежда – то есть история.

Советская наука исповедовала теорию примордиализма. Это концепция, согласно которой на одной и той же территории всегда жил один и тот же народ, говоривший на одном и том же языке и имевший примерно одну и ту же ментальность. В дистиллированном виде примордиализм заходит ещё дальше и утверждает, что все государства, образованные на искомой территорией, образовывались народом – «культурным героем» примордиальной теории.

Я не буду даже пускаться вглубь деталей этой лакомой идеи. Замечу лишь, что идея эта глубоко европейская. Она оказалась возможна лишь потому, что европейцы к 2017 году образуют самые древние государства на нашей планете. Англия, Франция, Италия, Германия – все эти страны родом из раннего Средневековья. Единое же государство в них полностью оформилось уже к средневековью высокому. Но даже эти страны, имеющие столь почтенную историю, полны чертовщины.

К примеру, вряд ли имеет смысл говорить о Великобритании для раннего средневековья. В этот период это были совершенно разные страны, и разные государства которых образовывали разные этносы, имевшие принципиально различное происхождение. Вряд ли кельты имеют ближайшее родство с германцами. И даже германцы были разные – саксы и англы, жившие на континенте; викинги родом из Скандинавии; норманны, офранцузившиеся потомки норманнов. Лишь в последний период высокого средневековья начало окончательно складываться то, что мы знаем ныне под названием Великобритании. Вообще, общих черт между Азербайджаном и Великобританией масса: всё это территории, где «в дикой пляске сплетались сакс и кельт» (Даниэль Дефо). Названия этих стран не имеют ничего общего с титульным этносом, и для легитимизации своего положения этот титульный этнос прибег к прямому подлогу и созданию мифа. Разница состоит лишь в таланте исполнения и масштабе мифа. Они, скажем откровенно, несопоставимы. Для Азербайджана миф о Бабеке стал чуть ли не сверхценной национальной идеей, что плавно подводит меня к следующему пункту.

А именно, к происхождению героя.

Бабек родился от отца родом из Ктесифона. Город этот был столицей Сасанидской империи и располагался в Месопотамии, недалеко от Багдада. Мать Бабека была местная женщина по имени Махру. Нет никакого свидетельства о том, что она была «азербайджанкой». Наоборот, все факты, вплоть до её имени, прямо указывает, что она принадлежала к одному из иранских народов, предков современных талышей, и части гиляков.

Отца Бабека звали Хасан. Иными словами, он был мусульманином. Полагаю, не очень-то усердным мусульманином, ибо исламизация Ирана была далеко ещё не завершена. Религия матери Бабека остаётся загадкой.

Разумеется, Бабек не был зороастрийцем. Им был знаменитый Гебр (то есть зороастриец) Мазияр, действовавший сильно южнее и тоже досадивший Халифату. Бабек придерживался зурванизма, или ширвинизма – и это принципиально важно. Зурванизм был одной из ересей зороастризма, настолько сильно от него отличавшейся, что впору говорить о полном разрыве. На эти воззрения самым хаотическим и причудливым образом налагались фрагменты из христианства и ислама. Причём ислам явно доминировал.

Причины восстания Бабека, в общем-то, ясны. Они объяснялись наглым обманом неарабских народов, который затеяли воротилы Халифата. Согласно положениям самого же ислама, принявший эту религию автоматически приравнивается в правах ко всем прочим членам общины. «Люди Писания» были вынуждены платить налог джизья, которым облагались все немусульмане. Для земледельцев, дехкан и египетских феллахов было изобретено его существенное дополнение – налог харадж. Многие иранцы стали переходить в ислам, надеясь избежать этой повинности и обрести достойные права. Однако харадж не был отменён. Иранцы, теперь уже мусульмане, вынуждены были платить его. Одно время они сильно надеялись на шиитов, самым замечательным из которых был добрый имам Реза, любимец дехкан Хорасана, вероломно отравленный Аббасидами. Эта вера в дальнейшем обусловила широкое распространение в Иране шиизма в разных его версиях – от сравнительно респектабельного двенадцатимамного до откровенно экстремистского исмаилизма.

Надо сказать, арабы мастерски использовали чаяния неарабских народов в междоусобной войне. В ходе этой борьбы к власти пришли Аббасиды, обещавшие иранцам свободу, избавление от гнёта, уравнение в правах с мусульманами-арабами. Все эти обещания были исполнены весьма умеренно. В этой исторической обстановке политическая ситуация на северных границах Халифата, лежавших у границ Кавказа, стала стремительно накалятся.

Средневековые ереси... Надо было увидеть их воочию: пёструю толпу из иранцев вообще и персов в частности; отчаявшихся дехкан – одним словом, самого разного элемента, охваченного апокаптическими ожиданиями. Вскоре они захватили мощную сасанидскую крепость Базз, расположенную в горах Азербайджана.

Так началось восстание хуррамдинов.

О ереси этой известно очень мало. Одно ясно – это было социальное учение, по своей базе близкое к доисламским маздакитам; по воззрениям и целям – натуральное националистическое иранское движение. Не так уж плохо жилось иранским дехканам при арабских порядках; во всяком случае, лучше, намного сытнее, чем при позднейших тюркских и монгольских угнетателях. Но иранцев оскорбляла их приниженность; всё ещё жива была память о доисламском Иране как о великой и объединённой державе. Эта двойственность обеспечила Джавидану и Бабеку, вождям хуррамдинов, на первую пору частичную поддержку местных феодалов.

Характеризуют хуррамдинов средневековые хронисты довольно-таки неприязненно. Причем, что интересно, независимо от религиозной принадлежности. Это понятно: хуррамдины были средневековыми эгалитаристами, они делили земли не только арабских владетелей, но и местных мулькадаров. Синкретизм хуррамдинов, частичное возрождение некоторых доисламских обычаев шокировали армян и персов-мусульман. Другим источником неприязни была жестокость хуррамдинов, разумеется, преувеличенная. Низам-аль-мульк, визирь Сельджукидов, даже договорился до того, что каждый из двух палачей Бабека собственноручно казнил чуть ли не по сто тысяч человек каждый. Куда более сострадательный и объективный Табари говорит об их несомненном мужестве, нестерпимых обидах и оскорблениях, которым подвергались дехкане и городские ремесленники.

Те же источники отмечают, что характер Бабека не оставался неизменным, как и социальный состав хуррамдинов. С течением времени среди них начался процесс социальной дифференциации. Тиранические замашки самого полководца, его разгульный образ жизни в крепости Базз ещё больше оттолкнули крестьян.

Подлинной катастрофой для хуррамдинов стал поход на открытую долину близ города Хамадана древней Экбатаны. Именно здесь халиф Мотасим, сам тюрок по матери, обрушил на крестьянское войско Бабека войско тюрок-гулямов, свирепых конных лучников, которые смяли, потоптали и расстреляли из дальнобойных луков пехотинцев Бабека.

Дальнейшее описано подробно в хрониках Табари: героическая многолетняя оборона Базз, грандиозные усилия полководца Халифата Афшина по блокированию и взятию гнезда хуррамдинов, побег Бабека, его поимка и мученическая смерть. Низам-аль-мульк весьма ярко охарактеризовал опасность этого движения для Халифата, авторитетно заявляя, что если бы хоть один из этих врагов, – Кесарь (то есть византийский император), Гебр Мазияр и Бабек – добился бы успеха, Халифату был бы конец, ислам бы пал.

Одержав победу, Халифат железной пятой раздавил дехкан. Но время его уже заканчивалось, и к власти стали приходить национальные иранские династии.

После наступило забвение. Бабек канул во тьму веков, и даже тени его не мелькало в нескончаемой веренице завоевателей, миграций, контр-миграций тюрков, монголов, снова тюрков... На слуху были совсем другие имена. Снова Бабек всплывает уже в двадцатом веке – как знамя иранских националистов, грезивших о былой славе и великих свершениях; и сознательно противопоставлявших опостылевшую действительность Ирана периода династии Пехлеви яркому, героическому прошлому. Эта теория показалась весьма подходящей советскому Азербайджану. И в самом деле, Бабек был в доску свой: уроженец здешних мест, из бедной семьи, боролся за социальную справедливость...

Всё бы ничего, если бы его не объявили «азербайджанцем». И стали утверждать, что он боролся за свободу и независимость Азербайджана от арабских захватчиков.

Что есть миф.

 

 

*   *   *

 

Бабек не был азербайджанцем. Он был иранцем, возможно – персом. Цели его были не вполне ясны ему же самому (они и Спартаку были не вполне ясны). Но он был за справедливость. Увы, на такой неустойчивой платформе крепкое здание на средневековом камне не построишь, и Бабек потерпел поражение. Что не умаляет его несомненной доблести.

Легенда о Бабеке понадобилась новому Азербайджану для легитимизации своей теории о вечном присутствии вечных азербайджанцев на своей земле. Поэтому они самым бесцеремонным образом сделали Бабека своим. Судя по всему, этот миф оказался чрезвычайно живучим, совсем как миф о «доброй старой Англии» и короле-рыцаре Артуре, идеальном англичанине. Артур был кельтом, но это уже никого не волновало. Также никого не волнует, кем был Бабек и чего он хотел; такова логика мифа.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Безумный Философ и его заблуждения
5. Второе необходимое отступление, или Азербайджанский миф
6. Ислам и наука
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!