HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Игорь Литвиненко

Мадемуазель Баттерфляй

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.02.2019
Иллюстрация. Название: «Бабочки над прудом». Автор: Дмитрий Кустанович. Источник: https://dkust.com/galereya/babochki-nad-prudom.html

 

 

 

Красота спасёт мир?

Сомнительный афоризм, особенно по нынешним временам. Один мой знакомый художник даже так выразился: «Красота погубит мир». И пояснил: «В красоту хочется верить, а это опасно. Она обманывает». Я не согласился с таким утверждением, мы заспорили, но диалог получился бесплодным, и я не сразу понял причину. А причина была простая: мы по-разному понимали смысл основного слова.

Что такое красота? Поэт остроумно философствовал по этому поводу: «Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?». Одно исключает другое: да, сосуд может быть пуст, но красив, но при этом он вещь, но творение рук человеческих, но не божьих, но ведь именно в этом всё дело... А мерцающий в сосуде огонь – чьих рук творение? Вот вопрос, на который мы с художником не сумели найти ответ. Да пожалуй, и не искали: обошли его стороной и направились кто куда...

На выставке «Бабочки всего мира» я листал книгу отзывов, полную слов восхищения. Уже сами названия экспонатов не могут не восхищать. Пахитопта аристолохия... Атрофанеура дасарада... Орнитоптера приамус... Мраморнокрылые, радужные, пятнистые, полосатые, большие, очень большие и просто огромные. Мне больше понравились маленькие мотыльки, недолгие гости цветущих лугов, обыватели солнечных дней. Они скромно окрашены, но скромностью этой затенена самая нужная и самая нежная (скрытая, сокровенная) красота.

Этих мотыльков невозможно воспринимать как изящные мелкие вещи – в отличие от ярких гигантов, похожих на изделия ювелиров. Я не удивился, узнав, что из представленных на выставке бабочек самые большие и яркие выращены опытными селекционерами где-то в Австралии. Там есть специальная ферма, куда каждый желающий может сделать заказ и получить маленькую или большую коллекцию «летающих цветов».

Летающих?.. Я попытался представить, как эти «цветы» вдруг действительно шевельнули бы крыльями и взлетели под своды музейного зала, и запорхали бы все сразу... Это было бы странное и малоприятное зрелище. Потому что в природе такого не может быть никогда. Если красота – кувшин, то сделанный не человеческой, а божьей рукой, и в нём всегда виден мерцающий свет... Сотни и тысячи трепещущих крыльев в один миг погасили бы этот огонь, и сосуд мгновенно утратил бы свою таинственную внутреннюю красоту, превратившись в понятную и доступную вещь.

Примерно по той же причине нам искренне жаль японку Чио-Чио-Сан, ставшую символом «пойманной», «использованной» красоты. Сочувствуя несостоявшейся мадам Баттерфляй, мы легко запоминаем её в образе живой и порхающей с цветка на цветок бабочки, когда она была не мадам, а мадемуазель – ещё не пойманная, не пришпиленная булавкой коллекционера...

Да, некоторым нравится гулять по цветущим лугам и ловить сачком бабочек, усыплять их эфиром, аккуратно распяливать на специальных правилках, высушивать в сухом и прохладном месте, пришпиливать булавкой и хранить под стеклом. Но по тем же лугам и лесам, по окраинам и оврагам можно ходить без сачка. Искать сучковатые палки, кривые коренья, радоваться бурому чертополоху с фиолетовой головой или высохшему на октябрьском ветру конскому щавелю. Приносить всё это домой и составлять красивые осенние композиции. Не в этом ли кроется главный смысл воскресения, которое считается таинством, – делать живые картины из мёртвых вещей? Во всяком случае, это лучше, чем из красивых живых бабочек делать красивых мёртвых бабочек...

 

В эти зимние вечера очень кстати раскрыть тёмный томик Набокова и перечесть рассказ «Рождество». Он о смерти и воскресении.

Сюжет прост и пронзителен. В самую лютую стужу умер мальчик, и отец привёз его тело из города, чтобы схоронить на родовом погосте. После кладбища старик входит в холодный дом, велит затопить печи, поднимается в комнату сына, садится за стол, и там, среди мелких, осиротевших, не нужных теперь никому вещей и вещиц, видит крупную куколку индийского шелкопряда, «что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея» – и вспоминает июль, мост через пруд, сына в летних сандалиях, лёгкий сачок у него в руке... А теперь за окном тёмно-синее небо Сочельника.

Старик долго сидит в кресле, иногда содрогаясь в рыданиях. От печного тепла воздух в комнате медленно согревается, и вот убитый горем отец слышит и видит, как с лёгким треском лопается хитин и раскрывается, разворачивается куколка индийского шелкопряда, и ползёт по стене живое, жаждущее жить существо – ещё некрасивое, похожее на влажный шёпот мольбы или молитвы.

И молитва услышана... «Простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья»... Это возродилась изломанная горем душа старого человека. Потому что рождество победительно – даже если это всего лишь рождение бабочки, которая не подозревает о своей невольной и торжественной жертвенности.

 

Вот такое служение, благодетельное и спасительное, может быть единственным настоящим достоинством красоты – не обманывающей тех, кто верит в нее или мечтает о ней, а иногда награждающей даже тех, кто потерял и мечту, и веру.

Конечно, красота не может спасти мир. Но достаточно и того, что она рождается и существует несмотря ни на что. И терпеливо служит свою верную, ничем не заменимую службу.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.06: Владимир Положенцев. Активный гражданин (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!