HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

Мессия

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.10.2008
Оглавление

31. Часть 2. Учение. Глава 1. Что такое гнозис? Отменил ли Иисус Закон Моисея (Тору)?
32. Часть 2. Учение. Глава 1. Что такое гнозис? Нагорная проповедь.
33. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Основные гностические категории и теоретические положения.

Часть 2. Учение. Глава 1. Что такое гнозис? Нагорная проповедь.


 

 

 

Квинтэссенцией учения Иисуса явилась Нагорная проповедь. Когда ученые и богословы приходят к вопросу о том, что нового принесло миру учение Иисуса Христа, то они неминуемым образом приходят к анализу речений Иисуса, высказанных в Нагорной проповеди. Это связано с тем, что именно в Нагорной проповеди сам Иисус говорит о том, что нового он принес на землю: «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:43 – 48). Если выражаться, по-возможности, более кратко и лаконично, то новизна учения Христа сводилась к тому, чтобы научить людей не сопротивляться злу силою. И это, как мы теперь видим, не являлось опровержением Моисеева закона, а было логическим дополнением к нему, раскрывающим нам истину о том, что истинная любовь вообще существует и о том, какова эта истинная любовь.

 

Многие люди, читая десятисловный закон Моисея, не могут понять его истинной сути – того, что эти заповеди являются выражением любви, т.е. той любви, которую Бог хочет видеть в душах людей. Ведь сам Христос на вопрос фарисея о том, какая наибольшая заповедь в законе? – ответил следующее: «... "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37 – 40; Мк. 12:29 – 31, Лк. 10:27). В Ветхом Завете эти основные заповеди также зафиксированы, и звучат они из уст Самого Бога, Который излагает Моисею основы письменной Торы (см. Лев. 19:18; Втор. 6:5).
И если проанализировать основные десять заповедей Моисеева закона, то мы придем к выводу о том, что первые четыре заповеди этого закона являются постулированием о любви человека к Богу, остальные же шесть заповедей постулируют любовь человека к человеку. Причем необходимо всегда помнить, что исполнение заповеди о любви к человеку, обусловливает исполнение заповеди о любви к Творцу, несмотря на то, что по последовательности они идут после заповедей о любви к Творцу. Данное обстоятельство, кстати, очень метко объяснено в Первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавижу, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин. 4:20). Я же, в подтверждение истинности данного вывода, хочу привести еще следующий аргумент: нельзя одновременно любить целое и ненавидеть какую-либо из частей его, так как если мы ненавидим какую-либо часть целого, то мы ненавидим данный атрибут целого. Человек является частью Бога, как и все сущее на земле. Поэтому если я не люблю какого-либо человека, то это значит, что я не люблю данный атрибут Бога. О какой же тогда любви к Богу может вестись речь, если мы уже не любим в нем определенной части. Как нельзя любить, к примеру, лишь глаза в человеке, а все остальное в нем ненавидеть, так нельзя любить и Бога, а человека ненавидеть, ибо человек есть одна из составных частей Бога.

 

Постигая таинство искупительной жертвы Христа, мы начинаем понимать важность страдания в личной жизни каждого человека и то, каким должно быть отношение человека к этому страданию. Оказывается, для того, чтобы унаследовать будущее Царство Божие на земле, мы должны не бежать от страдания, а со всей стойкостью и мужеством пережить его.

 

Путь, предлагаемый Иисусом, заключается в изживании страдания для своей будущей жизни посредством проживания его в жизни настоящей. Но здесь необходимо соблюдение одного обязательного условия: перенесение всех тягостей страдания не должно убивать в человеке чувства любви к Богу. Поэтому жертва палача, умирающая с чувством любви к своему мучителю, безоговорочным образом наследует будущее Царство Божие на земле. В этой связи становятся понятными следующее слова Христа, которые Он произнес в Нагорной проповеди: "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: ни противься злому, Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"; "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Но сколько духовных сил и мужества нужно для этого иметь?! Ведь, как правило, унижение и оскорбление вызывает у человека гнев и ненависть, которые являются одними из главных проявлений меонической (деструктивной) энергетики. Христос же учил тому, чтобы унижение, оскорбление и страдание не вызывало гнева и ненависти к врагам, а сохраняло любовь к ним. Но для этого необходимо быть настоящим титаном духа, истинным аристократом духа.

 

В отличие от Христа, Мухаммед, к примеру, часто проповедовал сопротивление злу силой: "...сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте,– поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убийство! И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных! Если же они удержатся, то ... ведь Аллах – прощающий, милосердный! И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным!" (Коран, 2:186-189). В этой проповеди заключена апология джихада – священной войны мусульман, но в этой же проповеди отражен также ветхозаветный принцип возмездия "око за око, и зуб за зуб". Помимо указанной, мы знаем также и другую проповедь Мухаммеда, в которой отражен новозаветный принцип непротивления злу силою: "И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А если терпите, то это – лучше для терпеливых"*(Коран, 16:127). Мы видим, таким образом, что Мухаммед понимал всю высоту и силу учения Христа и никогда не отрицал этого учения. И то, что он допускает, наряду с непротивлением злу силою, также и противление, объясняется влиянием авторитета ветхозаветных текстов, причем авторитета не меньшего, чем у новозаветных текстов. Но все-таки заметим, что новозаветное непротивление по сравнению с ветхозаветным противлением оценивается Мухаммедом выше.

 

Чтобы лучше понять преимущество непротивления злу силою перед противлением, проведем элементарный анализ данных принципов существования с точки зрения энергетики.

 

Начнем с ветхозаветного противления злу силою. Этот принцип существования подразумевает ликвидацию внешней угрозы зла во имя собственного спасения от этого зла, т.е. являет нам частный пример доброго зла. С точки зрения энергетики, доброе зло – это все равно зло, хотя и производимое во имя блага, а, следовательно, оно имеет меоническую (деструктивную, разрушающую) энергетику. То есть, отвечая на зло силою, мы все равно творим зло, хотя и несколько иного рода. Тогда получается, что вместо одного зла становится два. Мы наблюдаем, таким образом, прогрессивный рост меонической (деструктивной) энергетики.

 

В случае же непротивления злу силою этого роста не наблюдается, как не наблюдается и убыли онтической (конструктивной) энергетики. Ведь даже в случае смерти индивида от того зла, которое ему было причинено, его онтическая энергетика сохраняется в целостности, т.к. ее фиксация происходит в душе. То есть, несмотря на физическую смерть этого индивида, его душа, сохранившая чувство любви к врагу, остается спасенной и обретает Царство Небесное в качестве своей новой обители, что означает разрыв колеса сансары и достижение спасения.

 

Мы видим, таким образом, что путь непротивления злу силою и любви к врагам нашим является наивысшим путем к спасению, известных ныне на земле. Да этот путь очень трудный и его оказываются в силах пройти лишь избранные единицы, которые по праву называются святыми, но именно на этих избранных и держится весь план Божий о будущем спасении нашего мира и утверждении Его Царствия на земле. Именно посредством этих избранных и будет претворено будущее Царство Божие на земле.

 

Почему же Мухаммед, в отличие от Христа, допускает также ветхозаветный принцип противления злу силою? Здесь может быть только одно объяснение: несмотря на то, что индивид, сопротивляющийся злу силою, не достигает спасения души, но он также и не теряет возможности этого спасения. Ведь если сегодня у него не хватает духовной силы, чтобы претворить в жизнь принцип непротивлении, то, возможно, завтра он найдет в себе эти силы, необходимо только помнить, что потом это будет осуществить еще сложнее, т.к. нажитая меоническая (деструктивная) энергетика человека будет притягивать его душу к тленному физическому миру еще сильнее, раскручивая, тем самым, колесо сансары и усиливая его потенциальное движение. То есть спастись будет гораздо сложнее, но всегда возможно. О том, что спасение души и достижение Царства Небесного всегда возможно и что для этого никогда не бывает поздно, убедительнее всего рассказывает новозаветная история про разбойника, распятого вместе с Христом, который в самый последний момент своей жизни смог преобразить свою меоническую энергетику в онтическую и унаследовать рай.

 

В связи со всем вышесказанным становится понятной сущность следующих слов Христа:"...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а боитесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мт., 10:28); "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мт.,16:26). Мы начинаем здесь понимать, что главной нашей жизненной задачей, или, если хотите, смыслом жизни должна стать забота о спасении души. Ведь тело человека от самого рождения поражено первородным грехом, в результате чего и подвержено тлению. На научном языке это объясняется тем, что каждый человек на земле (да и всякое живое существо) является носителем гена старости, действие которого обязательным образом рано или поздно приведет его к смерти. Тело физическое дано человеческой душе лишь как временное пристанище в этом мире. Но грех может проникнуть и саму душу человека, – что всякий раз имеет место при нарушении Божьей воли. И тот факт, что сегодня моя душа обречена на существование в моем нынешнем физическом теле, говорит о том, что в прошлой своей инкарнации она не смогла разомкнуть колеса сансары и достичь спасения, т.к. была отягощена наличием грехов или, если выражаться буддистской лексикой, грузом кармических узлов, развязать которые она не успела, душа, отягощенная грузом кармических узлов, имеет меоническую энергетику и обречена на существование в нашем физическом мира до тех пор, пока не проникнется онтической энергетикой.

 

В заключение отметим, что существует много различных духовных практик, направленных на культивацию онтической энергетики человека: одни из них менее трудные, другие – более. Но из всего этого множества практик наиболее высокое место занимает христианский путь непротивления злу силою, основанный на любви к человеку (в том числе и к врагам нашим), т.к. он позволяет достичь спасения наиболее кратким путем. Ясно, что пройти этот путь до конца могут лишь единицы. Но ясно также и другое: этот путь не может не быть тем маяком, на свет которого должен стремиться идти каждый из нас. Ведь если в своей нынешней инкарнации человек не сможет пройти этот путь до конца, то, возможно, в следующей он сможет это сделать, т.к. расстояние этого пути уже будет уменьшено за счет тех шагов, которые человек сделал в нынешней жизни.

 

 

 


Оглавление

31. Часть 2. Учение. Глава 1. Что такое гнозис? Отменил ли Иисус Закон Моисея (Тору)?
32. Часть 2. Учение. Глава 1. Что такое гнозис? Нагорная проповедь.
33. Часть 2. Учение. Глава 2. Теория и практика в гнозисе. Основные гностические категории и теоретические положения.
503 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 27.03.2024, 19:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!