HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

История эзотерики. Часть 6. Дао.

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.09.2007
Оглавление

3. Глава 3. Основные этапы развития даосской традиции.
4. Глава 4. Основные теоретические источники даосской традиции.
5. Глава 5. Основные учителя даосской драдиции.

Глава 4. Основные теоретические источники даосской традиции.


 

1. «Дао де цзин» – основной теоретический источник даосской традиции. По объему маленький – всего 5296 слов, но по содержанию – неисчерпаем, так как включает в себя основные принципы сакральной мудрости.

Учение Лао-Цзы составляет диаметральную противоположность нравственному настроению тогдашнего общества. Он нашел, что причина всех бед заключается в излишнем мудрствовании людей, в отсутствии в них смирения и человеколюбия и в непреодолимом стремлении их к богатству, власти и почестям. Поэтому он, прежде всего, учит об отречении от всякого рода умствования, от богатства, власти и почестей; он проповедует человеколюбие и смирение в Дао.

Когда люди перестанут умствовать, то будут благоденствовать; когда богатство потеряет смысл, то не будет воров; когда почести потеряют всякое значение, то люди перестанут ненавидеть друг друга; когда власть будет уничтожена, то не будет ссор между людьми.

Это учение Лао-Цзы выводит из понятия Дао. Дао потому выше всех существ и господин всего бытия, что стоит ниже их. "Причина того, что море есть царь многочисленных рек и речек, заключается в том, – пишет Лао Цзы, – что оно находится ниже последних". Оно (т.е. Дао) потому блаженно, что не умствует, не стремится к богатству, к почестям и к власти.

Дао не умствует, по Лао-Цзы, и потому умнее всех умных; не ищет богатства, и поэтому богаче всех богатых; не ищет почестей, и потому славой его полна вся вселенная; оно не стремится к власти, и потому оно царь всех царей.

«Большая дорога, – пишет он, – гладка и ровна, но люди любят ходить по тропинкам». Большая дорога – это Дао (Дхарма), основы сакральной науки, призванной научить человечество жить в мире, согласии и гармоничном благоденствии. Тропинки – это умствования людей, предпочитающих изобретать велосипед, когда он давно уже изобретен до них. Эти тропинки представляют собой поверхностное знание, которое неспособно удовлетворить алчущий истины ум человека.

Дао – это также и высшее существо, само Сущее, в системе которого человек призван жить как неотъемлемый элемент этого Сущего. Поэтому Дао должно быть идеалом нашей нравственной жизни. Лао-Цзы пишет: «Живущий по Дао – равен Дао». Тут напрашивается аналогия высказывания Иисуса Христа, которую последний выскажет шестью веками позже: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный» (Мф. 5:48).

Определив так нравственный идеал, Лао Цзы указал людям на путь бесконечного нравственного усовершенствования и духовного развития: как бы высока ни была достигнутая нами ступень духовного развития, каждому из нас всегда остается желать еще лучшего и постоянно стремиться к нему. Эту мысль хорошо выражает следующий афоризм Лао Цзы: «Исполняющий Дао никогда не бывает доволен собой».

По Лао Цзы только Дао может быть критерием истины, а исполнение воли Дао – высшая цель человеческих устремлений: «Высоконравственный повинуется только одному Дао».

В чем же фиксирована эта воля Дао (или Сущего)? По мнению Лао Цзы эта воля фиксирована как во внешнем, так и внутреннем мире человека. Фиксация эта определяет внутренний гармоничный строй Вселенной. В человеке эта фиксация определена таким духовным органом человека, как совесть, т.к. совесть (со-весть) – это весть высшего мира низшему, которая передается по определенным энергоинформационным каналам, соединяющим человека с Вселенной. Йоги называют эти каналы чакрами.

Но как быть тем, кто не слышит голоса совести и не видит установлений Дао в окружающем нас мире? Для этого необходимо победить свои страсти: «Свободный от страстей, – пишет Лао Цзы, – видит величественное проявление Дао, а находящийся под влиянием какой-нибудь страсти видит только незначительное проявление его». В даосской традиции существует огромное множество различных психотехник, направленных на работу со страстями. Суть всех этих практик – достичь того или иного рода воздержания и уберечься от того или иного рода излишеств (в пище, мыслях, сексе и т.д.).

Лао-Цзы считает высоким нравственным достоинством человека простоту сердца. Простота сердца потому есть высшая добродетель, что очень близко стоит к Дао, к естественности. Без простоты сердца, по учению Лао-Цзы, никто не может достигнуть нравственного совершенства. Человек высокой нравственности, – учит Лао-Цзы, – «возвратится к совершенной простоте». Эта простота сердца, впрочем, не есть грубое невежество, а, напротив, блаженная и невинная простота. «Кто вполне духовен, – учит Лао-Цзы, – тот бывает смирен, как младенец». «Достигший высокой нравственности, говорит он в другом афоризме, – похож на младенца". Такой человек не только похож на младенца, но "возвратится в состояние младенца". Опять нельзя не вспомнить изречений Иисуса, касающихся детей.

Лао-Цзы провозглашает великое нравственное значение смирения, которое находится в органической связи с простотою сердца, составляя ее естественное последствие.

Сущность этого учения очень ясно выражена в одном из афоризмов Лао-Цзы: "Мир смирен, – пишет он, – все люди ездят и бегают над его твердыней". Другими словами, мир охотно стоит ниже всех существ, но никогда не жалуется на это. Такому смирению мира мы должны подражать, потому что "кто желает быть великим, тот должен быть ниже всех". И опять в голову приходит аналогия из изречений Иисуса о том, что кто хочет быть первым – тот должен стать последним.

Эту мысль Лао-Цзы объясняет метафорически: "причина того, что реки и моря суть цари многочисленных долин, заключается в том, что первые находятся ниже последних". Лао-Цзы указывает на Дао, как на пример смирения. Дао, по учению его, совершает великие дела, но оно не выставляет себя. "Не хвалиться тем, что сделано, – говорит он, – не начальствовать над другими, превосходя их, – небесная добродетель". Как пример или образец смирения Лао-Цзы выставляет воду. "Вода, – пишет он, – давая всем существам обильную пользу, не сопротивляется ничему".

Наихудшим пороком Лао-Цзы считает гордость, противоположную по своему существу смирению. Гордость в гностической традиции также считается одним из первых и самых опасных грехов. Свое отвращение к этому пороку Лао-Цзы выражает следующей метафорой: "Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень". Чтобы преодолеть этот порок, прежде всего, нужно не выставлять себя, признавая достоинства других. "Кто делает вид, будто много знает, – пишет Лао-Цзы, – и ко всему способен, тот ничего не знает". "Зная много, – пишет он в другом афоризме, – жить, будто ничего не знаешь – верх совершенства". Как средство предотвращения гордости, Лао-Цзы предлагает знать свое место.

 

Рассуждение Лао-Цзы о почести и славе находится в тесной связи с учением его о простоте сердца и смирении. Знатность, известность и величие этого мира, по мнению Лао-Цзы, не суть истинные почесть и слава, ибо они противоречат смирению Дао. Почесть и слава этого мира слишком непостоянны и неопределенны; в них нет ничего существенного, поэтому они противоестественны, а, следовательно, греховны. Этот взгляд и служил исходною точкой мнения Лао-Цзы, что незнатность и неизвестность есть истинная почесть и слава человека.

С другой стороны, позор и оскорбление в этом мире не есть действительный позор и оскорбление. Поэтому Лао-Цзы относится к ним как к чему-то крайне призрачному: "почесть и позор, – пишет он, – одинаково странны для мудреца".

Лао-Цзы не только проповедник простоты и смирения, но и провозвестник самоотверженного человеколюбия. Основанием этого учения служит Дао, которое не заботится о самом себе, а только о других. Дао сотворило все существа, а добродетель (его) кормит их; они дают им вещественную форму, а могущество (их) совершенствует вещи".

Эта любовь Дао ко всем существам должна быть образцом нашего человеколюбия, которое Лао-Цзы называет человеколюбием Дао.

Истинное человеколюбие должно быть самоотверженной любовью. "Святой заботится о себе после других". Такое человеколюбие должно быть, по своему существу, всеобъемлющим и не должно знать границ. Эта идея выражена в следующем сравнении. "Небесное Дао, – пишет он, – не имеет родственников (которым оно могло бы оказывать преимущество перед другими): оно всегда склоняется к добрым людям". Значит, Дао чуждо несправедливости: оно ко всем относится одинаково.

Самое высокое человеколюбие – это любовь к врагам. Истинно любящий не должен исключать из своей любви даже ненавидящих его самого. "За ненависть, – учит Лао-Цзы, – платите добром", – учение, очень напоминающее христианскую заповедь о любви к врагам.

Наблюдая столько аналогий в речениях Иисуса Христа, напрашивается вывод о том, что возможно Иисус был также знаком и с учением Лао-Цзы. Знакомство это, по всей видимости, произошло, когда Иисус проходил обучение в Тибете.

Лао-Цзы считал монархию самым совершенным политическим строем, т.к. именно монархия более других форм правления способна привести людей к единству, которое и есть мировой закон. Другими словами: как единое Дао приводит в порядок все существа, так и на земле единое управление должно приводить всех людей в единство. Царь, по мнению Лао-Цзы, стоит на недосягаемой для нас высоте. «Четыре величия в мире, – пишет он, – Тао, небо, земля и царь».

Это мнение Лао-Цзы основано на том, что царь, стоя во главе народа и будучи повелителем его, мог бы нравственно повлиять на своих подданных; слова и дела его могли бы быть примером и образцом для всех. Поэтому он предлагает царю быть особенно внимательным к себе и преподает целую систему о морали царя.

 

Таким образом, мы видим, что «Книга Пути и благодати» Лао-Цзы есть, по существу, краткое изложение основ сакральной науки, бережно хранимой в священных писаниях Примордиальной Традиции.

 

2. «Чжуан-цзы», наряду с «Дао де цзин», принимают за основу изложения даосского учения. Этот трактат приписывают древнекитайскому мудрецу Чжуан Цзы, который собрал различные даосские притчи и афоризмы в один сборник. Поэтому далеко не все главы трактата принадлежат перу Чжуан-цзы.

В настоящей своей форме «Чжуан-цзы» содержит тридцать три главы, разделенные на три части: так называемую внутреннюю (первые семь глав) – основную теоретическую часть, самую аутентичную и близкую самому Чжуан-цзы; внешнюю (следующие пятнадцать глав) – поясняющую положения первой части; смешанную (последние одиннадцать глав) – разъясняющую на конкретных примерах содержание предыдущих частей. Конечно, подобное разделение является условным, так как и в первой части имеется обилие притч, аллегорий, примеров, и во второй и третьей частях есть главы очень важные в теоретическом плане. Можно, однако, отметить, что именно здесь имеются фрагменты, написанные позже, чем основная часть. К ним относятся, в частности, глава тридцать третья – обзор древнекитайской философии и философов, в том числе самого Чжуан Цзы, написанная, по-видимому, вскоре после его смерти.

Весь трактат представляет собой высокохудожественное произведение, довольно необычное среди других философских текстов того периода и особенно резко отличающееся от сухого и сжатого до грани возможного «Дао де цзин». Это произведение сыграло большую роль не только в развитии раннего даосизма, но и оставило значительный след во всей китайской культуре. Ниже мы приводим несколько характерных цитат из «Чжуан-цзы», позволяющих дать беглое представление об учении великого даосского мастера:

 

*

«Тот, кто познал дао, непременно постигнет закон природы; постигший закон природы непременно овладеет умением соответствовать положению [вещей]; овладевший умением соответствовать положению [вещей] не станет вредить себе из-за вещей, человека совершенных моральных качеств огонь не может обжечь, вода – утопить; ни холод, ни жара не могут причинить ему вреда; ни птицы, ни звери не могут его погубить».

 

*

«Насколько в людях проступает полнота свойств, настолько же забывается их телесный облик. Когда люди не забывают то, что обычно забывается, и забывают то, что обычно не забывается, это называется настоящим забвением.

Вот почему, где бы ни пребывал мудрец, для него знание – это беда, а обещание – клей, добродетель – как раздача милостыни, ремесло – как рыночный торг. Коль скоро мудрый не строит планов, зачем ему знание? Коль скоро он не делает заметок, зачем ему склеивать расписки? Коль скоро он ничего не лишается, зачем ему требовать уплаты долга? Коль скоро он ничего не продает, зачем ему доходы? Все, что ему нужно, он приобретает на Небесном торжище. Приобретать на Небесном торжище – значит кормиться от Неба. И если он кормится от Неба, для чего ему люди? Он обладает человеческим обликом, но в нем нет человеческой сути. Обладая человеческим обликом, он живет среди людей. Не обладая человеческими наклонностями, он стоит в стороне от «истинного» и «ложного». Неразличимо мало то, что связывает его с людьми. Необозримо велико – таково небесное в нем, он в одиночестве претворяет его!»

 

*

«Дунго-цзы спросил у Чжуан-цзы: «Где находится то, что мы называем Путем?»

– Нет такого места, где бы его не было, – ответил Чжуан-цзы.

– А вы все-таки скажите, и тогда я смогу понять.

– Ну, скажем, в муравьях.

– А есть ли он в чем-нибудь еще ниже этого?

– В сорняках и в мякине.

– А еще ниже?

– В черепице и кирпиче.

– Ну, а в чем-нибудь настолько низком, что дальше некуда?

– В кале и моче!

Дунго-цзы обиженно промолчал, и тогда Чжуан-цзы сказал ему: «Ваши вопросы, уважаемый, совершенно не касались существа дела. Вот так же управляющий рынком Хо определял, насколько жирна свинья, надавливая на нее ногой: чем сильнее надавишь, тем точнее определишь.

У вас не было необходимости спрашивать о местопребывании Пути, ибо Путь не отделен от вещей. Таков верховный Путь, такова же и великая речь.

А уж лучше нам отправиться на прогулку по Дворцу Отсутствующего, соединяясь со всеобщим согласованием и вовеки не зная границ и пределов! Почему бы нам не быть заодно в Недеянии? Не быть безмятежными, чистыми, праздными? Рассеем же наши помыслы, не будем никуда направляться и не будем знать, куда придем мы, будем приходить и уходить, не зная, где остановиться. Я уже пускался в такие странствия и возвращался назад, но все еще не знаю, где положен им предел. Я блуждал в тех безбрежных просторах, но великое знание, там гнездящееся, не имеет границ».


Оглавление

3. Глава 3. Основные этапы развития даосской традиции.
4. Глава 4. Основные теоретические источники даосской традиции.
5. Глава 5. Основные учителя даосской драдиции.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!