Лачин
Цикл статейКупить в журнале за август-сентябрь 2016 (doc, pdf):
Оглавление 2. Шекспир, чёрный ящик 3. Шекспировская мифология 4. 66 сонет Шекспира Шекспировская мифология
Волошин и Сологуб предлагали использовать персонажей Достоевского и Льва Толстого как архетипы, их сюжеты – как мифы, и разрабатывать те же сюжеты, давая новые интерпретации. То есть использовать Достоевского с Толстым вроде античной и библейской мифологии, Раскольникова и Мышкина – как Эдипа и Антигону. При этом необязательно менять время и место действия. Ведь античные и библейские сюжеты постоянно используются писателями даже без перемены времени и места действия (например, в трагедиях Анненского и Цветаевой). Предложение Волошина-Сологуба заслуживает внимания. Но классики второй половины XIX века ещё слишком современны, слишком близки к нам. И писали Достоевский с Толстым на современные темы, то есть о том же недавнем столетии. Между тем, чем «старше» персонаж (разумею время действия того или иного сочинения), тем «архетипичнее» он выглядит, тем в большей степени он предстаёт неким обобщённым образом. А главное, герои Достоевского с Толстым очень крепко привязаны к конкретной эпохе, её проблемам. Но Волошин и Сологуб дают толчок для следующего наблюдения: отдельных авторов действительно можно использовать в качестве новой мифологии, нового комплекса мифов. Лучший или один из лучших кандидатов на эту роль – Шекспир. Его сюжеты достаточно вневременны. Кстати, за именем Шекспира стоит целый коллектив авторов, литературный колхоз, и использование его сочинений как новой мифологии не означает привязки к конкретному автору. Шекспировское наследие – те же «Махабхарата», «Илиада» и «Одиссея», порождения литколхоза, а Шекспир почти играет роль легендарных Вьясы и Гомера (недаром он столь же легендарен как личность, и само его существование временами ставится под сомнение). Сюжеты «Гамлета» и «Короля Лира» – старые легенды, «Отелло» и «Ромео…» – реальные события. Между прочим, Гамлет и Ромео с Джульеттой были мифами уже при Шекспире, к этим героям писатели обращались постоянно. Современники Шекспира иронизировали, что стоит зайти в театр на чью-либо пьесу, на сцену обязательно выходит старик и жалобно кричит: «Гамлет (Амлет), отомсти!». Наконец «потряс копьём» о Гамлете и Шекспир. О Ромео и Джульетте (действительно так и звавшихся и живших именно в Вероне 1301–1304 годов) до страдфордского барда писали минимум девять раз, новеллы, пьесы плюс поэма, он стал десятым писателем, обратившемся к этой теме. При этом в большинстве случаев имена героев и Верона как место действия не менялись. Писали «самую печальную повесть на свете» и после Шекспира, шестнадцатым автором на этом пути стал Клейст, перенёсший действие в Германию в трагедии «Семейство Штроффенштейн». Дело в том, что к середине XIX века Шекспир стал очень известен в Европе и России, а его предшественники позабылись, и шекспировские персонажи стали восприниматься иначе – как порождение одной творческой индивидуальности. А это мифы, в том числе и основанные на реальных событиях. «Пишите по Шекспиру, господа»? Возможно.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Шекспир, чёрный ящик 3. Шекспировская мифология 4. 66 сонет Шекспира |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|